Музыка О.Петкуна

Open in new window

Учителям!!!

Опубликовано 15/08/2019, 22:14 автор admin
k-novomu-2019-2020-uchebnomu-godu Типовые учебные планы учреждений общего среднего образования на 2019/2020 учебный год Инструктивно-методические...
1410
Опубликовано 05/12/2017, 17:30 автор admin
plan-podgotovki-k-pedsovetu «Создание условий для развития и самореализации одарённых детей» Дата проведения: 05.01.2018 Цель– создание условий для...
13340

У нас на сайте:

Сейчас 45 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Добро пожаловать на сайт!

Ошибка
  • JLIB_DATABASE_ERROR_FUNCTION_FAILED

 

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики Беларуси в кадрах определенной профессии.

 

Рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни, в связи с чем профориентация детей и молодежи является проблемой не только педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи. По данным мониторинга, лишь 29% родителей учащихся ІХ классов и 24% родителей учащихся ХІ классов считают профессиональное самоопределение наиболее значимой целью обучения в учреждении общего среднего образования.

В последние годы развитие профессиональной ориентации в Республике Беларусь шло в направлении углубления личностной (психологической) и расширения информационной составляющей. Профориентация должна учитывать не только способности личности, но и ее возможности, а также условия для сознательного профессионального самоопределения.

В настоящее время в работе по профессиональной ориентации используются следующие универсальные направления и механизмы: профессиональная информация, профвоспитание, профдиагностика, профактивизация, профориентационная игра, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация.

Профессиональное самоопределение ведущие специалисты рассматривают как достаточно сложный и многоступенчатый процесс, который сопряжен с серией решаемых личностью задач: как процесс принятия решений, оптимизирующих баланс общественных и личных интересов, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность.

Перечисленные универсальные направления и механизмы профессиональной ориентации, исходя из целей, задач и особенностей функционирования основных типов и видов учреждений основного и дополнительного образования, а также общественных объединений и организаций, заинтересованных социальных институтов и партнеров, ответственных за образование, воспитание, профессиональную подготовку, переподготовку и трудоустройство граждан, соответственно наполняются своим качественным содержанием и конкретизируются.

Рекомендуется организовывать и осуществлять процесс профессиональной ориентации обучающихся в контексте основных уровней профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, используя такие понятия, как ”образование через всю жизнь“, ”ценностно-нравственные карьерные ориентации“ ,”планирование карьеры“, ”система планирования карьеры“.

В настоящее время разработано и утверждено необходимое нормативное и методическое обеспечение профориентационной работы в учреждениях образования национальной системы образования.

В декабре 2011 года на базе Академии последипломного образования проведена международная научно-практическая конференция ”Комплексная поддержка профессиональной ориентации детей и учащейся молодежи: наследие и перспективы“, на которой обсуждены вопросы профессиональной ориентации детей и учащейся молодежи в условиях информационного общества и выработаны рекомендации по совершенствованию профориентационной работы в учреждениях образования.

Вопрос проведения профориентационной работы в учреждениях образования рассмотрен на коллегии Министерства образования 28 марта 2012 года. По итогам работы коллегии сделан вывод о том, что в Республике Беларусь сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации учащихся и молодежи, однако в новых социально-экономических условиях, обусловленных внедрением новых информационных технологий во все сферы трудовой деятельности, инновационным развитием малого бизнеса, становлением новой сферы трудовой деятельности – ИТ-сферы и, как следствие, ”экономикой знаний“ – требуется модернизация сложившейся системы по следующим направлениям:

- разработка электронных контентов профориентационной направленности, в том числе и в ИТ-сфере;

- разработка новых концептуальных подходов к системе профессиональной ориентации в условиях постиндустриальной экономики и общества, что требует разработки новой редакции Концепции профессиональной ориентации учащихся и молодежи;

- обновление системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся;

- создание на базе учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты ресурсных центров по профориентации;

- выработка единых подходов к размещению информации профориентационной направленности на сайтах учреждений образования.

Учитывая государственную политику, направленную на улучшение и расширение системы подготовки рабочих и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда, а также в целях перераспределения потоков выпускников школ с учреждений высшего образования в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования основным направлением профориентационной работы, проводимой учреждениями общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования, является ориентация учащихся на поступление в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования.

Профориентационную работу с учащейся молодежью необходимо направить на повышение степени известности, популярности, социальной значимости рабочих профессий в обществе в целях формирования устойчивой профессиональной направленности, психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, мотивации к профессиональной деятельности каждой отдельной личности учащегося. Повышение престижа рабочих профессий позволит привлечь молодежь для поступления в учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, что будет способствовать восполнению трудовых ресурсов и решению проблемы нехватки рабочих кадров в стране.

 

УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Современное понимание профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования заключается в ее нацеленности не только на выбор конкретной профессии каждым учащимся, но и на формирование у них качеств личности, профессионально важных компетенций, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный и адекватный профессиональный выбор не только в типичной ситуации, но и в ситуациях непредсказуемости и риска, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными, что позволит им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.

Профориентационная работа на І ступени общего среднего образования обладает определенной спецификой, которая связана как с онтогенетическими особенностями развития, характерными для данного возраста, так и с формами психолого-педагогических воздействий, доступными для восприятия и усвоения учениками начальных классов. На данной ступени общего среднего образования у учащихся формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям.

 

На II ступени общего среднего образования раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых.

Важнейшим направлением профориентационной работы на данной ступени является формирование престижа рабочих профессий, позитивного образа человека труда.

На III ступени общего среднего образования целевыми ориентирами профессионального самоопределения учащихся являются организация освоения социального и личностного смысла различных сфер профессиональной деятельности; обеспечение пространства выбора возможного применения своих сил и способностей, сферы профессиональной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям каждого; включение обучающихся в моделируемую будущую профессиональную деятельность и др.

Общими актуальными направлениями профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования являются:

 

– реализация идей разноуровневого обучения, факультативных занятий и занятий в объединениях по интересам;

 

– формирование у учащихся позитивного отношения к рабочим профессиям и желания ее получить;

 

– организация общественно полезного труда и трудовой (производственной) практики;

– допрофессиональная подготовка и освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих);

 

 

– взаимодействие с организациями и предприятиями различных отраслей экономики;

 

– установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;

 

– комплексная профориентационная поддержка взросления учащихся;

 

– использование современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе проведение on-line консультаций, конференций;

 

– проведение мероприятий профориентационной направленности во внеучебное время;

 

– профориентационная работа с родителями;

 

– оформление кабинета (уголка) профориентации.

 

Необходимым в профориентационной работе является сотрудничество учреждений общего среднего образования с региональными (районными, областными) центрами занятости, республиканским и областными центрами профессиональной ориентации.

 

При проведении профориентационной работы рекомендуется использовать специализированное издание профориентационной направленности – республиканский ежемесячный журнал для старшеклассников, их родителей, педагогов ”Кем быть?“, издаваемый при информационной поддержке учреждения ”Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи“ Министерства труда и социальной защиты (далее – РЦПОМ). Журнал освещает современное состояние и проблемы развития отечественной системы профориентации. В нем раскрываются актуальные вопросы выбора профессии, процесса профессионального самоопределения молодежи, важное место занимают проблемы перспективного развития профессий и рынка труда, профориентационной работы с молодежью. Значительное внимание уделяется   методическому   сопровождению и представлению практического опыта педагогов в обучении и воспитании учащихся, ориентации молодежи на рабочие профессии, востребованные на рынке труда.

 

 

Для решения задач по формированию у учащихся психологической культуры с учетом уровня и потребностей их личностного развития, а также задач, стоящих перед юношами и девушками в плане жизненного и профессионального самоопределения, вариативный компонент содержания общего среднего образования представлен факультативными занятиями ”Основы психологии“.

Важным является изучение профессионально-квалификационных характеристик, составление учащимися профессиограмм, личных профессиональных планов, программ самовоспитания для подготовки себя к избранной профессиональной деятельности, что предусмотрено теоретическими и практическими занятиями учебной программы факультативных занятий ”Мое профессиональное будущее“ (автор Прощицкая Е.Н.).

Вышеназванная факультативная программа включает в себя три основных раздела, которые представлены в следующей системе: труд – человек – путь к профессионализму. В настоящее время данные факультативные занятия полностью обеспечены учебно-методическим комплексом: учебная программа, учебное пособие для учащихся, тетрадь для практических работ и самонаблюдений, методическое пособие для педагогов.

Особенности проведения общественно полезного труда, трудовой практики, а также допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся отражены в инструктивно-методическом письме ”О преподавании учебных предметов “Трудовое обучение“, ”Черчение” в 2013/2014 учебном году“, которое опубликовано в ”Настаўніцкай газеце“ и размещено на сайте Министерства образования.

Взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой

Инновационная образовательная практика показывает, что компетентностно ориентированный образовательный процесс и организация комплексной профориентационной поддержки обучающихся, алгоритм которой зафиксирован через Карту взросления учащихся І-ХІ классов, содействуют развитию профессионально важных компетенций старшеклассников, необходимых для дальнейшего развития конкурентоспособности и профессиональной мобильности личности в современных условиях.

 

В образовательном процессе взаимосвязь учебных предметов с профессиональной средой предусматривает соблюдение следующих этапов работы учителя-предметника:

 

1. Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.

 

 

2. Определение формы подачи профориентационного материала (деловая игра, дискуссия, экскурсия на производство), наиболее соответствующей содержанию той или иной темы. Подбор наглядных пособий.

 

 

3. Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному учебному предмету (особое внимание уделяется востребованным рабочим профессиям своего региона).

 

 

4. Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного учебного предмета, в учебном кабинете.

 

 

В ходе урока можно решать следующие профориентационные задачи:

 

 

а) знакомство учащихся с различными профессиями, раскрытие их социальных, экономических и психологических сторон;

 

 

б) информирование учащихся о путях получения избранных профессий, об учебных заведениях, профилирующих предметах, сроках обучения, перспективах профессионального роста;

 

 

в) формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и к профессиям, особенно к рабочим, в которых ощущается острая необходимость в данном регионе;

 

 

г) углубление представлений об особенностях некоторых видов профессиональной деятельности;

 

 

д) формирование профессиональных интересов, стойких социально-трудовых компетенций и мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на знании своего внутреннего мира, а также на социально-экономических потребностях общества.

 

 

Использование современных информационно-коммуникационных технологий

 

 

В системе общего среднего образования рекомендуется использовать следующие программные педагогические средства:

 

 

1. Компьютерные программные продукты, разработанные РЦПОМ и переданные в учреждения общего среднего образования:

 

 

электронная анкета ”Изучение профессиональных намерений учащихся выпускных классов“;

 

 

электронная профориентационная карта учащегося;

 

 

пакет психодиагностических методик ”Профиль“;

 

 

компьютерный комплекс психологического, информационно-справочного сопровождения профессионального самоопределения школьников ”Самоопределение“.

 

 

2. Компьютерные программные продукты, разработанные и предлагаемые РЦПОМ:

 

 

электронное пособие ”Профориентолог“ предназначено для информационно-методической и диагностической поддержки педагога-психолога в учреждении общего среднего образования для сопровождения профессионального самоопределения учащихся;

 

 

электронное пособие ”Парад профессий“ оказывает информационно-методическую помощь учащимся, педагогам-психологам, педагогам социальным, классным руководителям в подготовке учащихся к осознанному выбору профессии;

 

 

электронное пособие ”Классный выбор“ предназначено для работы классного руководителя с учащимися и содержит сценарии классных часов профориентационной тематики, мультимедийное сопровождение к ним, теоретический и практический материал по профессиональному самоопределению учащихся;

 

 

электронное пособие ”Уголок профориентации“ представляет собой комплект информационно-справочных, наглядно-иллюстративных материалов профориентационной тематики, необходимых для профессионального просвещения учащихся. Пособие призвано оказать практическую помощь педагогам учреждений общего среднего образования в подготовке материалов для профинформирования учащихся.

 

 

3. Электронное справочно-методическое пособие для старшеклассников ”Путь к профессии“ (под ред. Е.В.Луцевич). Содержательный материал указанного пособия включает следующие разделы: ”Профессиограммы“, ”Справочник“, ”Моя карьера“, ”Гороскоп профессий“, ”Литература“ и ”Авторы“.

 

 

4. Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе:

 

 

Министерства образования Республики Беларусь: edu. gov.by;

 

 

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;

 

 

Национального института образования: www.аdu.by;

 

 

Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

 

 

Республиканского института профессионального образования: www.ripo.unibel.by;

 

 

Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;

 

 

РЦПОМ: rcpom.edu.by;

 

 

Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by;

 

 

Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by;

 

 

учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона.

 

 

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by.

 

 

 

Проблема стимулирования образовательной деятельности профориентационной направленности связана с усилением влияния образовательного процесса на психологические аспекты изменения отношения личности к профессиональным ожиданиям на различных образовательно-возрастных этапах.

 

Проведение мероприятий во внеурочное время относится к активной форме привлечения внимания педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров к вопросам профориентации.

 

 

Кружковая работа является важным фактором повышения эффективности допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся. Ведущим методом профессиональной ориентации на занятиях в объединениях по интересам являются практические работы, которые проводятся в сочетании с теоретической подготовкой учащихся.

 

 

 

Работа с родителями является важным звеном в системе профориентации учащихся. Практика показывает, что родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей продолжения образования представляют трудную задачу как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, главная цель которой направлена на оказание помощи семье в подготовке их детей к личностному росту и профессиональному самоопределению с выходом в самостоятельную жизнь.

 

 

Формы профориентационной работы с родителями:

 

 

– проведение родительских собраний с приглашением представителей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона;

 

 

– лектории для родителей, в т.ч. с выступлениями представителей учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона;

 

 

– индивидуальные беседы психолога и педагогов с родителями учащихся;

 

 

– анкетирование родителей учащихся;

 

 

– привлечение родителей учащихся для выступлений перед учащимися с беседами (проведение бесед, классных часов, круглых столов и т.д.);

 

 

– информирование родителей (оформление информационного стенда по профориентации, выставки, знакомство с сайтами учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона и т.д.);

 

 

– привлечение родителей учащихся для работы в качестве руководителей кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

 

 

– использование родительской помощи в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

 

 

– помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

 

 

С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 

Важнейшее значение для обеспечения эффективности профессиональной деятельности и самореализации любого человека имеет выбор профессии в соответствии с его возможностями и интересами, с одной стороны, и потребностями рынка труда, с другой стороны. Тем более важно рациональное решение вопросов выбора профессии в отношении лиц, возможности которых в этом плане объективно ограничены.

 

 

Решение задач профессиональной ориентации учащихся с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом имеющихся у них нарушений физического и (или) психического развития (интеллектуальная недостаточность, тяжелые нарушения речи, нарушение слуха, нарушения зрения, нарушения психического развития (трудности в обучении), нарушения функций опорно-двигательного аппарата) и данных медицинского, психологического и педагогического изучения каждого учащегося на основе действующих нормативных правовых документов.

 

 

Учитывая, что профориентационная работа с учащимися с особенностями психофизического развития реализует цель и задачи, общие для всей системы профориентации молодежи, при решении вопросов ее организации (определении направлений, содержания, средств и др.) необходимо руководствоваться существующей нормативной правовой базой.

 

 

Специфика профориентационной работы определяется в первую очередь тем, что физические и (или) психические нарушения ограничивают круг профессий, овладение которыми может быть рекомендовано с учетом состояния здоровья. Поэтому при проведении профориентационной работы первостепенное значение приобретает организация взаимодействия педагогических (учителей, учителей-дефектологов, педагогов социальных, педагогов-психологов и др.) и медицинских работников.

 

 

Обращаем внимание специалистов на то, что в ОКРБ 011-2009 (Общегосударственный классификатор Республики Беларусь. Специальности и квалификации) в рамках специальностей и квалификаций профессионально-технического образования выделены квалификации и специализации, показанные для обучения лиц с особенностями психофизического развития (включая инвалидов), в том числе лиц с интеллектуальной недостаточностью. Круг этих специализаций и квалификаций позволяет в достаточной мере учитывать как интересы и способности учащихся, так и потребности рынка труда. Это указывает на то, что в процессе профориентационной работы учащиеся с особенностями психофизического развития и их родители знакомятся не только с определенными ограничениями на получение профессии. Важнейшее значение имеет раскрытие возможностей получения разнообразных профессий и последующей самореализации в профессиональной деятельности.

 

 

Специфика профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью определяется также тем, что у них затруднен самостоятельный осознанный выбор профессионального пути.

 

 

Тем не менее, учащиеся, осваивающие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, при создании специальных условий могут успешно ориентироваться в доступных им профессиях и осознавать свои профессиональные возможности. Следовательно, профориентационная работа должна решать задачу обеспечения осознанного выбора ими условий получения профессии и профессиональной деятельности, хотя этот выбор осуществляется с помощью специалистов и родителей.

 

 

В ряде вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов) открыты XI–XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, в которых одновременно с образовательной программой специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). В процессе профориентационной работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью следует раскрывать им возможности получения профессии как в учреждениях профессионально-технического образования, так и в указанных классах.

 

 

Учащиеся второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) готовятся к труду в специально созданных, защищенных условиях.

 

 

В настоящее время значительная часть учащихся с особенностями психофизического развития осваивает рекомендованные им образовательные программы специального образования на уровне общего

 среднего образования, обучаясь в классах интегрированного обучения и воспитания. В связи с этим необходимо указать на включение их в профориентационные мероприятия в составе класса. При необходимости в процессе подготовки и проведения таких мероприятий с учетом данных профессиональной диагностики в отношении этих учащихся применяется индивидуальный подход.

 

 

Важнейшее значение для решения задач профориентационной работы с учащимися с особенностями психофизического развития имеет взаимодействие специалистов и родителей, так как последние могут оказать решающее влияние на выбор профессионального пути.

Поиск по сайту

Робототехника у нас

Последнее на сайте

Опубликовано 12/11/2019, 14:24 автор admin
vinshuem Таўпека Арыну (1 клас), Таўпека Караліну (4 клас) і іх тату Віктара  Аляксандравіча  з перамогай у раённым конкурсе фотопостаў...
30
Опубликовано 06/11/2019, 09:41 автор admin
dlya-urokov-po-osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti
100
Опубликовано 06/11/2019, 09:36 автор admin
informatsiya-dlya-provedeniya-profilakticheskoj-raboty-s-obuchayushchimisya-po-predotvrashcheniyu-neproizvodstvennogo-travmatizma-na-ob-ektakh-zheleznodorozhnogo-transporta
160
Опубликовано 05/11/2019, 17:48 автор admin
sdfsdf3435 04.11.2019 года учащиеся 5-6 классов посетили Ресурсный центр ГУО «Гимназии №1 г. Дзержинска». Тематикой встречи была «Пожарная...
120
Опубликовано 31/10/2019, 13:59 автор admin
2019-10-31-10-59-58
200

Нас посетили

Flag Counter

Наш адрес: 222731 Минская область, Дзержинский р-н, Станьково,ул.Парковая, д.8. телефон: 8-017-16-3-33-31, 8-017-16-3-33-36 Адрес эл. почты: stankovo@schoolnet.by stschool@tut.by