Get Adobe Flash player

Музыка О.Петкуна

Open in new window

Учителям!!!

Опубликовано 22/01/2015, 11:30 автор admin
grafik-provedeniya-kontrolnykh-rabot-uchebnyj-period-3-chetvert-20142015-uchebnogo-goda Iступень общего среднего...
10310
Опубликовано 18/09/2014, 11:17 автор admin
grafik-provedeniya-kontrolnykh-rabot-uchebnyj-period-1-chetvert-20142015-uchebnogo-goda Iступень общего среднего...
9350

У нас на сайте:

Сейчас 33 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

Добро пожаловать на сайт!



Цель:
- создать условия для усвоения сущности хромосомной теории наследственности; способствовать усвоению таких понятий как сцепленное наследование, кроссинговер;
- продолжать формировать учебные навыки и умения работы в группах, выделять главное, решать генетические задачи;
- воспитывать потребность ведения здорового образа жизни.
Тип урока: изучение нового материала
Формы и методы: групповая, индивидуальная работа, опережающие задания, использование информационных технологий.
Оборудование: компьютер, генетические карты; презентация, видеофильм.
План  урока
I Организационный момент.

Вводное слово учителя.
     Здравствуйте, ребята.
     Карие глаза, тёмные волосы, средний рост, 3 группа крови, положительный резус-фактор и другие признаки.  Почему я такая? На эти вопросы ответит наука генетика,
и данные задачи.
II Актуализация знаний.
(4 человека к доске, остальные на местах)         
Решение задач на повторение законов Менделя
Задача 1
У человека карий цвет глаз доминирует над голубым.  Определите возможные генотипы детей от брака гомозиготного кареглазого отца и голубоглазой матери?
Какой закон наследования подтверждается в данной задаче? Дать определение.
Задача 2
Тёмный цвет волос доминирует над светлым. Определите вероятность рождения  светловолосых детей у гетерозиготных темноволосых родителей?
Какой закон наследования подтверждается в данной задаче? Дать определение.
Задача 3
У отца I группа крови, у матери II. Какая группа крови может быть у детей?
Какое явление наследования  показывает данная задача?
Задача 4  
Гетерозиготная муха дрозофила с серым телом (доминантный признак – А) и нормальными крыльями (доминантный  признак – В) скрещена с гомозиготной темной мухой с зачаточными крыльями (тёмное тело, зачаточные крылья – рецессивные признаки). Какое потомство можно ожидать?
Какой закон наследования использован для решения данной задачи? Дать определение?
III. Изучение нового материала
Тема урока «Хромосомная теория наследственности».
 Какие цели и задачи определяет данная тема?  
         - Сущность хромосомной теории наследственности;
        - Сцепленное наследование  и кроссинговер;
         - Генетические карты;
         - Основные положения клеточной теории.
Д. задание параграф 37 стр 161.
     1. А теперь обратите внимание на  слова
       Три к одному – таков закон!
        Как много дум наводит он…
Это слова из песенки студентов-генетиков. Считается, что только тот владеет основами генетики, для кого один из выводов Г. Менделя три к одному ясен как простая гама.
     Давайте и мы с вами внесём некоторую ясность,  когда Мендель ставил свои опыты, науке ещё ничего не было известно ни о хромосомах, ни о генах, ни о митозе, ни о мейозе. Но Мендель понял, что каждый признак определяется отдельным наследственным фактором. И это величайшее открытие!

     2. Томас Хан Морган и мушка дрозофила способствовали следующему величайшему открытию. Сейчас мы просмотрим видеосюжет. Ваша задача определить и сделать  главные выводы.
 ( просмотр видеосюжета:(5.15 – 9.40) «Сто величайших открытий. Генетика»)
Итак: А. Гены расположены в хромосомах.
           Б. Гены расположены линейно.

(ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)

   3.  Рассмотрим ещё один эксперимент Т. Моргана с мушками дрозофилами, различающихся по двум парам признаков.
( работаем в группах)   1-2 группа - см. план подготовки (по уровням).
План подготовки.
1-3 уровень
1. Составить рассказ эксперимента Т Моргана по схеме №1 и записать в тетрадь схему скрещивания.
2. Что такое кроссинговер? (стр 158) Выписать в тетрадь.
3. Что такое морганида?(стр 159) Выписать в тетрадь.
4-5 уровень
2. Рассмотреть схему №1 и объяснить результаты: (стр 158)
А) почему 83% мушек с исходными формами: серое тело с нормальными крыльями и тёмное тело с зачаточными крыльями?
Б) почему 17% мушек с новыми сочетаниями признаков: серое тело с зачаточными крыльями и тёмное тело с нормальными крыльями?
3. От чего зависит частота кроссинговера (перекрёста хромосом)?
3 группа - индивидуальные задания:
   1  ученик. Выписать основные термины с теста параграфа;
   2 ученик. Составить на доске схему скрещивания мушек  дрозофил  Т. Морганом.
 Обмен информацией.
Общие выводы: ( запись в тетрадь)
•    Гены, локализованные в одной хромосоме образуют группы сцепления.
•    Совместное наследование генов – это сцепленное наследование.
•    Сцепленные гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и не обнаруживают независимого расщеплении - это закон Т. Моргана.

    4. Значение знаний о явлении сцепления генов  и  кроссинговере.
Эти знания позволяют построить генетические карты.
( Сообщение ученика «Генетические карты и их значение»)
   Понятие о генетической карте
      Т. Морган и его сотрудники К. Бриджес, А. Г. Стертевант и Г. Дж. Меллер экспериментально показали, что знание явлений сцепления и кроссинговера позволяет не только установить группу сцепления генов, но и построить генетические карты хромосом, на которых указаны порядок расположения генов в хромосоме и относительные расстояния между ними.
      Генетической картой хромосом называют схему взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления. Такие карты составляются для каждой пары гомологичных хромосом.
     Возможность подобного картирования основана на постоянстве процента кроссинговера между определенными генами. Генетические карты хромосом составлены для многих видов организмов: насекомых (дрозофила, комар, таракан и др.), грибов (дрожжи, аспергилл), для бактерий и вирусов.
     Наличие генетической карты свидетельствует о высокой степени изученности того или иного вида организма и представляет большой научный интерес. Такой организм является прекрасным объектом для проведения дальнейших экспериментальных работ, имеющих не только научное, но и практическое значение. В частности, знание генетических карт позволяет планировать работы по получению организмов с определенными сочетаниями признаков, что теперь широко используется в селекционной практике. Так, создание штаммов микроорганизмов, способных синтезировать необходимые для фармакологии и сельского хозяйства белки, гормоны и другие сложные органические вещества, возможно только на основе методов генной инженерии, которые, в свою очередь, базируются на знании генетических карт соответствующих микроорганизмов.
     Генетические карты человека также могут оказаться полезными в здравоохранении и медицине. Знания о локализации гена в определенной хромосоме используются при диагностике ряда тяжелых наследственных заболеваний человека. Уже теперь появилась возможность для генной терапии, то есть для исправления структуры или функции генов.
    Сравнение генетических карт разных видов живых организмов способствует также  пониманию эволюционного процесса.

     ( просмотр видеосюжета 2 :  «25 тысяч ген»).
 5. Вывод. Основные положения  хромосомной теории наследственности : стр 161

  IV. Рефлексия:  
 ТЕСТ  НА  РЕФЛЕКСИЮ   (заверши предложения и отметь вопросы: усвоил, почти усвоил, не усвоил)
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Закон Т.Моргана.
1.Хромосомная теория наследственности создана американским генетиком………………….................
2. Гены, расположенные линейно в одной хромосоме, образуют………………………………………….
3. Число групп сцепления равно………………………………………………………………………………
4. Явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме, называют………………………………………………………………………………………………………..
5. Сцепление генов может быть……………………………и……………………………………………….
6. Причиной нарушения сцепления служит…………………………………………………………………
7. Обмен одинаковыми участками гомологичных хромосом называется…………………………………
8. На основании явления сцепления и перекреста гомологичных хромосом генетики создают схемы взаимного расположения генов, называемые……………………………………………………………….
9. Частота перекреста между двумя неаллельными генами, расположенными в одной хромосоме, пропорциональна………………………………………………………………………………………………
10. За единицу расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме, принят 1% кроссинговера. Такая единица в честь Т.Моргана получила название…………………………………….
Где вам могут пригодиться знания, полученные на данном уроке?
V. Д.з §
решить задачу: Частота кроссинговера между генами А и В – 9%, между генами В и С – 13%, между генами А и С – 22%. Каков вероятный порядок расположения генов в хромосоме, если известно, что они сцеплены?

Благодарю за урок
 

Вложения:
Скачать этот файл (Prilogen_Biolog.rar)Приложение[Презентация и дополнительный материал]2644 Kb

Поиск по сайту

Герб РБ

Герб РБ

Робототехника у нас

Последнее на сайте

Опубликовано 28/04/2017, 13:23 автор admin
konsultatsiya-dlya-roditelej-profilaktika-nasiliya-v-seme «Покинут счастьем будет тот,                 Кого ребёнком плохо...
40
Опубликовано 28/04/2017, 11:20 автор admin
29-aprelya-2017-goda
50
Опубликовано 20/04/2017, 11:49 автор admin
22-aprelya-2017-goda
300
Опубликовано 20/04/2017, 11:42 автор admin
aktsiya-dom-bez-nasiliya В целях профилактики правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, привлечения внимания населения к проблемам насилия в семье, разъяснения...
210
Опубликовано 20/04/2017, 11:40 автор admin
rajonnyj-slet-konkurs-yuid   15 апреля прошел очередной районный слет-конкурс ЮИД. В нём приняли участие отряды юных инспекторов движения нашего...
200

Нас посетили:

1971795
Сегодня
Вчера
Эта неделя
Прошлая неделя
Этот месяц
Прошлый месяц
Вся статистика
694
3604
29657
1906288
96403
92246
1971795

Ваш IP: 192.168.221.196
Сейчас: 2017-04-30 10:01:37
счетчик joomla
Наш адрес: 222731 Минская область, Дзержинский р-н, Станьково,ул.Парковая, д.8. телефон: 8-017-16-3-33-31, 8-017-16-3-33-36 Адрес эл. почты: stankovo@schoolnet.by stschool@tut.by