Здоровый образ жизни

ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Табакокурение - это проблема?

День отказа от курения

Красочная реклама табачных изделий, большое количество курящих, доступность табачной продукции, – все эти и некоторые другие причины ставят проблему табакокурения достаточно остро. Будет ли профилактика табакокурения детей и подростков успешной, во многом зависит от семьи. Что же родителям нужно знать, в чем следует разобраться, чтобы ребенок не курил? Попробуем ответить на этот вопрос. 

Табакокурение – это проблема?

Конечно, проблема, с этим никто не спорит! Но, как это ни странно звучит, не все родители считают, что курение – такая уж страшная проблема. «Мой ребенок курит? Это ужасно!.. Не смей курить!». Но это внешняя, так сказать, рефлекторная реакция. А на самом деле… «Покуривает – плохо, конечно, но, слава богу, не пьет и не колется. Курить пробуют все, и мы пробовали, никто от этого не умер… Беседу, конечно, надо провести, поругать…». В действительности же, от нашего отношения очень многое зависит. Нам самим важно осознать, что табакокурение – серьезная проблема. Всем известно, что курить вредно, известно, почему вредно, но – посмотрите вокруг! – число курящих людей огромно. У вашего ребенка есть все шансы попасть в зависимость от табака. Причем эти шансы в десятки раз больше, чем стать запойным алкоголиком или наркоманом (то, чего так бояться все родители). Мы со всей серьезностью относимся к проблеме алкоголизма и наркомании, считаем, что профилактика в этой области необходима, и призываем серьезно отнестись к проблеме табакокурения.

Мы не курим

Если мы хотим, чтобы ребенок не курил, тогда и сами не должны делать этого. Родители несут ответственность за детей, в частности, она предполагает осознанное отношение к своему поведению. Причем задумываться над тем, как мы себя ведем, следует еще до момента появления ребенка на свет. В идеале, ребенок с самого раннего возраста должен видеть, что его близкие не курят, а точнее, не должен наблюдать курение близких ни в каких ситуациях. Известно, что многие люди курят изредка, в некоторых случаях, например, когда сильно нервничают, очень расстроены, во время вечеринок. С детства ребенок берет за образец поведение значимых взрослых и с возрастом начинает вести себя по усвоенной модели. Если ребенок видит вас курящим и слышит, что курить нельзя, он скорее последует вашему примеру, чем прислушается к словам.

Уважение к некурящим

В жизни часто бывает не так, как хотелось бы, и в число значимых для подростка взрослых входят курильщики. Как следует поступать в этом случае?

Во-первых, не надо прятаться и пытаться скрыть дурную привычку, все равно не получится, - обоняние у подростков острее, чем у взрослых. Это не даст желаемого эффекта, но вполне может подорвать доверие подростка к вам, а также подаст плохой пример: если куришь, то надо просто скрывать это от взрослых, и никаких проблем. В такой ситуации надо честно поговорить с подростком, признать наличие у себя пагубного пристрастия, а старшему подростку рассказать, как вы начали курить, объяснить, что хотели бы бросить и даже пробовали, но это оказалось очень сложной задачей. Таким откровенным признанием вы не подорвете свой авторитет, и ваши отношения станут более доверительными.

Во-вторых, курящий член семьи должен уважительно относиться к остальным, ни при каких обстоятельствах не позволять себе курить дома, в обществе некурящих, заставляя их дышать дымом. Не следует также разбрасывать по комнатам пачки сигарет, держать несколько пепельниц, тем более, заполненных окурками. Кроме того, курящий человек должен демонстрировать уважение к людям в обществе: не закуривать на улице при большом скоплении народа, курить только в отведенных для этого местах, не бросать окурки, пустые пачки от сигарет и т.д. Такое поведение показывает подростку, что некурение – нормальное поведение человека, а курение накладывает определенные ограничения, и курильщики не хозяева положения.

Если вы решили бросить курить, это заслуживает всяческого уважения. Вы можете рассчитывать на поддержку близких, в том числе подростка. Конечно, нужно поделиться с ним своим решением, но не следует активно вовлекать его в этот процесс (особенно это касается младших подростков), так как такая ситуация может привлечь излишнее внимание к проблеме и спровоцировать интерес.

Если же вы курите и не считаете эту привычку такой уж дурной, вам нравится процесс курения, вы считаете, что это красиво и стильно, тогда вы не можете требовать от подростка соблюдать запрет на курение. Будьте последовательны в своих действиях и словах!

Единая позиция семьи и социального окружения

Необходимое условие для успешного проведения работы по профилактике курения подростков – общность позиции семьи и всего социального окружения подростка. Если вы равнодушно относитесь к деятельности школы, секции, направленной на профилактику курения, вы можете спровоцировать аналогичную реакцию подростка. Поэтому ваша заинтересованность и поддержка повысят эффективность профилактической работы. Большую пользу приносит непосредственное включение родителей в организацию и проведение профилактических мероприятий. 

Поговорите со своим ребенком

Надо ли говорить с ребенком о курении? Когда начинать проводить беседы? О чем говорить? А может, лучше не говорить об этом вообще? Конечно же, беседовать с ребенком, подростком о курении нужно, но при этом соблюдать некоторые условия: 

  • разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных; 
  • нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения; 
  • нужно выяснить знания ребенка по проблеме и его отношение к ней, и на этой основе строить дальнейший разговор; 
  • таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.

Устранение причин курения

Для успешной профилактики курения необходимо знать, почему подростки начинают курить и постараться нейтрализовать причины. Постараться расширить круг интересов подростка, демонстрируя новые возможности, привлекательные и доступные ему.

Чтобы казаться взрослее подростка может не удовлетворять статус в семье: он уже вырос, а к нему относятся, как к ребенку. Скорректируйте свое отношение – подросток должен иметь обязанности в семье, нести ответственность за их выполнение. Кроме этого, он должен получить больше свобод, чем раньше.

Моду на курение во многом формирует реклама. В ней образ курящего человека весьма привлекателен. Обсудите с подростком рекламу, научите его критически относиться к получаемой извне информации. Расскажите, что во многих развитых странах курение не модно, а курящие имеют ограничения в правах.

За компанию

Оградить ребенка от компаний, подающих нежелательный пример, нереально, зато вы можете научить его самостоятельному мышлению, приучить нести ответственность за свое поведение и не следовать за толпой.

Все то, что поможет подростку в этом возрасте избежать вовлечения в табакокурение, еще не раз пригодится ему в дальнейшем.

Если ваш ребенок курит

Вы узнали, что ваш ребенок курит. Прежде всего, следует успокоиться, так как волнение или гнев никогда не помогают решать проблемы. В такой ситуации неэффективно прибегать к скандалу и наказаниям, это может озлобить подростка и подорвать доверительность в отношениях. Лучше спокойно обсудите с ним возникшую проблему, скажите, что это вас беспокоит, вы огорчены создавшейся ситуацией. Вам следует подобрать литературу по проблеме курения, ознакомиться с ней самому (самой) и познакомить подростка. Нельзя запугивать ребенка или предоставлять ему недостоверную информацию. Четко заявите свою позицию относительно курения, не отвергая при этом самого ребенка и не отказывая ему в понимании и поддержке. Расскажите о возможностях преодоления вредной привычки. Вам надо набраться терпения, потому что избавление от курения требует времени.

Давно доказана неэффективность только информационных программ о вреде курения. Так, например, лекцию о вреде курения конструктивно воспринимают не более 5-6 процентов слушателей. Поэтому необходима комплексная программа профилактики курения в школе, которая включает ролевые игры, дискуссии, викторины, активное привлечение родителей и т.д.

Необходимо обучить подростка, как сказать «нет» в ответ на предложенную сигарету, проводить дискуссии «за и против курения», обучить методам снятия стресса без сигареты и т.д.

Школьная профилактическая программа, направленная против табакокурения, имеет следующие особенности:

  • она должна иметь длительный характер и проводиться не менее двух лет начиная с шестого класса
  • она должна обучать умению отказывать, давать отпор провоцирующим моментам
  • профилактика курения должна быть составной частью программы среднего образования
  • учителя должны иметь подготовку для проведения профилактической работы с учащимися
  • программа должна реализовываться в период переходного возраста учащихся от младшего школьного возраста к среднему
  • родители должны вовлекаться в профилактическую работу
  • учащиеся должны получать адекватную информацию о последствиях злоупотребления табаком, алкоголем, наркотиками, то есть, профилактика табакокурения должна проводиться в комплексе профилактики любых социально опасных пристрастий.

Необходимо не только проводить профилактикукурения, но и оказывать помощь в отказе от этой привычки.

Только совместными усилиями семьи и школы, сотрудников здравоохранения возможно решить проблему эпидемии табакокурения наших детей.

свернуть

РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ

В рамках меморандума между Министерством образования Республики Беларусь и представительством ООО "Нестле Россия" проводится определенная работа по формированию навыков здорового питания с учащимися начальных классов

В рамках меморандума между Министерством образования РБ и представительством ООО "Нестле Россия" проводится определенная работа по формированию навыков здорового питания с учащимися начальных классов: разработан и утвержден факультатив "По ступенькам правил здорового питания", переданы в учреждения образования рабочие тетради для учащихся  и пособия для учителей по данному факультативу (на безвозмездной основе). Кроме того, в рамках данной работы проводится ряд мероприятий в которых могут участвовать все желающие, обучающиеся на 1 ступени общего среднего образования.

Представительство ООО Нестле Россия

На сайте программы www.prav-pit.ru продолжается детский образовательный конкурс «Город здоровья»

Представительство ООО Нестле Россия

свернуть

Сладкая газировка вредна для мозга детей

Ученые из Университета Южной Калифорнии в США на основании проведенного исследования сделали вывод, что сладкие газированные напитки отрицательно сказываются на работе мозга у детей. В частности, ежедневное употребление хотя бы одной банки или бутылки сладкой газировки могут привести к снижению способностей к обучению и появлению проблем с памятью у подростка.

Давно известно, что основное негативное воздействие детский организм оказывают рафинированные углеводы, содержащиеся в сладких газированных напитках, которые могут приводить к метаболическим расстройствам различного типа. Между тем проведенное в Университете Южной Калифорнии исследование доказало, что сладкая газировка приводит и к нарушениям работы мозга у детей, в результате чего ухудшается его нормальное функционирование и способность запоминать новую информацию. При этом ученые отмечают, что данные расстройства произойдут практически со 100% вероятностью, если в подростковом возрасте употреблять большие объемы сладких газированных напитков.

В ходе эксперимента исследователи проводили изучение влияния сладкой газировки на группах взрослых крыс и крыс-подростков. Полученные результаты показали, что после месяца потребления напитка взрослые крысы достаточно успешно справляются со специальными тестами на когнитивные функции. В то же время молодые особи показали явное снижение способностей к усваиванию и запоминанию новой важной информации. Помимо этого у них обнаружились воспаления в гиппокампе – зоне мозга, отвечающей за обучение и память.

В итоговом сообщении о результатах эксперимента американские ученые делают акцент на том, что не существует полностью безопасной дозы сладкой газировки для детей. В целом, по словам исследователей, для детей в возрасте от 4 до 18 лет именно сладкие газированные напитки являются основной причиной повышенного потребления сахара. В дополнение к этому, при анализе статистических данных было установлено, что современные подростки потребляют в три раза больше газировки, чем предыдущее поколение людей, находившееся в подростковом возрасте 20 лет назад.

 

свернуть

Мобильники вызывают у детей аллергию и сонливость

Европейские и американские ученые на основании результатов многочисленных экспериментов и целевых исследований сделали вывод, что активное и постоянное использование детьми мобильных телефонов может негативно отражаться на их здоровье, вызывая, в том числе, различные аллергические реакции и сонливость.

Уточняя подробности, исследователи отмечают, что аллергические реакции и поражение кожных покровов у детей вызывают детали и материалы, из которых изготавливаются мобильники, в том числе и никель, довольно часто входящий в состав декоративного покрытия корпуса. При этом по мере взросления вероятность получить аллергическую реакцию снижается, что позволяет говорить о потенциальной опасности постоянного пользования мобильными телефонами именно для детей.

Что касается остальных проявлений «мобильной зависимости», то в результате частого и длительного воздействия электромагнитных полей, испускаемых телефоном, у современных детей очень часто отмечается раздражительность, снижение иммунитета, головные боли, сонливость днем и расстройства сна ночью. Именно поэтому врачи во всем мире рекомендуют родителям стараться максимально откладывать время покупки первого телефона для своего ребенка, а также, как вариант, приобретать более простые модели с минимумом функций и возможностей (не смартфоны).

свернуть

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЕЗОН ГРИППА И ОРВИ

Несколько простых правил как не заболеть, когда желательно, а когда обязательно обращаться к врачу, как лечиться и немного другой полезной информации. Итак, приступим.

Кратко о гриппе и ОРВИ – это вирусные заболевания схожей природы. Соответственно не важно, какой штамм гриппа будет или уже циркулирует в этом году, что вы рискуете подхватить: локальную заразу или отголоски пандемии (заражение людей на всех континентах Земли), стратегия и тактика профилактики и борьбы будут одинаковыми. Потому что:
— эти вирусы передаются одинаково – воздушно-капельным путем;
— эти вирусы вызывают схожие симптомы и поражают одни и те же органы человека (органы дыхания)
— эти вирусы имеют одинаковую устойчивость во внешней среде, одинаковые механизмы циркуляции, схожее лечение и профилактику.

Как вы заболеете

Если в организм проникает вирус – есть два, и только два пути дальнейшего развития процесса: вы заболеете или вы не заболеете. Не заболеете вы только в одном случае – если в крови циркулируют антитела. Получить их можно, в нашем случае, либо естественным путем – вы уже переболели, или переболеете сейчас. Второй путь – вакцинация (прививка). Все, никаких иных вариантов, кто-бы что бы вам не говорил и не обещал нет. Это истина, не требующая доказательств.
Сразу хотелось бы уточнить. В этой статье не ставится задачей агитировать вас прививаться, подробно рассказывать про пользу прививок, как они работают и т.д. – это отдельная, большая тема. Просто хочется сказать, что с точки зрения медицинской науки вакцинация – это самый эффективный, простой и удобный способ избежать заражения, либо значительно снизить тяжесть протекания болезни и минимизировать возможные осложнения. Это доказано давно и твердо. И всевозможные спорадически возникающие тренды антипрививочников имеют под собой весьма малый научно-практический базис.
Поэтому вывод: прививаться нужно всем, и детям и взрослым, если нет на то медицинских противопоказаний. Особенно важно вакцинировать детей от полугода до двух-трех лет, людей старше 60 лет, всех беременных и всех с иммунодефицитом. И даже тех, кто утверждает, что «пышет здоровьем» и «я никогда не болел». Вероятнее всего вы заражались, и не раз. Но болезнь, благодаря молодому здоровому организму, протекала в очень легкой форме. Однако это не отменяет того факта, что вы на протяжении определенного периода времени являлись носителем вируса и активно распространяли его во внешнюю среду, заражая самые незащищенные слои – детей и стариков, которые от этого умирают. Т.е. вы чихнули на бабушку в автобусе и забыли. А она – долго болела гриппом.
Подытоживая. Если вирус проник в организм и у вас в крови нет антител – вы заболеете. Как будет протекать болезнь, будут ли осложнения – это уже зависит от возраста, иммунной системы и других индивидуальных особенностях организма.

Как вы не заболеете

Ничего более эффективного и умного, нежели профилактика, человечество еще не придумало. Кстати, вакцинация – это тоже профилактика (на всякий случай уточняю). Но что еще можно сделать? Пройдемся по очень простым, понятным и знакомым вам пунктам, которые позволяют минимизировать возможность проникновения вируса в организм через органы дыхания:
— Избегать контакта с большим скопление людей в период эпидемии. Источник инфекции – только человек, значит, чем меньше вы проконтактируете с гипотетически зараженным представителем своего вида, тем меньшая вероятность заболеть. Нужны продукты – сходить в маленький магазин у дома, а не в гипермаркет. Нужно проехать две остановки – пройдите пешком. Вышел новый фильм – посмотрите потом, в кинотеатр лучше не ходить и т.д.
— Прогулки. Вирус гриппа прекрасно себя чувствует у вас дома, и абсолютно не выживает во внешней осенне-зимне-весенней среде. Оптимальная среда для комфортного существования вируса и, как следствие, его активного распространения на домочадцев и всех приходящих в гости контактных – сухой воздух и высокая, больше 22 градусов, температура. Отсюда вывод. На улице, именно на улице, вы заразиться не сможете. Вирус там погибает практически мгновенно. Так что что гуляйте сами, выгуливайте детей как можно больше. Ну и не забывайте, конечно, утепляться.
— Создание неблагоприятных условий дома – вытекает из предыдущего пункта. Проветривание, частое и интенсивное, увлажнение воздуха до 50-60% увлажнителем, если нет увлажнителя – мойте пол, развешивайте на батареи мокрые полотенца. Это особенно актуально, если дома есть больной. Его комнату также нужно обязательно проветривать и увлажнять.
— Кстати о больном дома. Маска, в этом случае, нужна не вам, а ему. Причем маска, сама по себе, распространение вируса особо не остановит, но не даст разлетаться облаку слюны при чихании. Далее. Вирус прекрасно живет на руках больного, он касается вас, вы своего рта/носа – привет болезнь. Также и про общественный транспорт, деньги и т.д. Поэтому, мойте руки как можно чаще, старайтесь не касаться ими рта, да и лица вообще.
— Противовирусные, иммуномодуляторы, интерфероны – все эти препараты с недоказанной эффективностью. Сегодня невозможно однозначно ответить, помогают они или нет. Скорее это зависит от индивидуальности организма.
— А вот что действительно помогает предотвратить поступление вируса в организм – здоровые слизистые. Однако в осенне-зимних условиях, а также при приеме некоторых лекарственных средств, слизистые оболочки верхних дыхательных путей часто пересыхают, что существенно снижает эффективность их работы как системы местного иммунитета. Сухие слизистые – это широко распахнутые ворота с большим баннером «Добро пожаловать!» для вируса гриппа и ОРВИ.
Давайте закроем эти ворота. Это сделать очень просто – увлажняйте слизистую носа. Можно купить готовые пшикалки с морской водой, типа «Аква марис» и ему подобных, можно намешать самому – 1 чайная ложка соли на 1 л воды. Налить в любой флакон-пшикалку и вперед. Чем чаще, тем лучше, себе и детям, переборщить здесь невозможно. Особенно важно «пшикать» находясь в условиях большого скопления людей, т.е. там, где вероятность подхватить вирус значительно увеличивается. Если есть возможность этим соляным раствором полезно полоскать рот. Как минимум – когда пришли с улицы домой.

Вы заболели, как лечиться

В аптеке вы встретите огромную россыпь препаратов. Глаз радуется. Печально то, что большинство из предлагаемых средств не работает и не эффективно.
Реально работает против вируса гриппа и ОРВИ только Озельтамивир (Тамифлю) и занамивир (Реленца) – для всех, и перамивир («Рапиваб») – только для взрослых.
Назначать эти препараты должен только врач!!! Повторю еще раз. Назначать лечение должен только врач!!! И под его наблюдением должно их принимать. Так как тот же Тамифлю назначается только при тяжелом течении болезни или людям из групп риска, страдающим рядом хронических заболеваний. Категорически вредно заниматься самолечением. Бездумно глотать то – что рекламируют по телевизору, вы прочитали в буклете или увидели в окне аптеки – вредно, глупо и – это как инженеру-строителю начать проектировать систему электрики завода. Он вроде где-то что-то знает, но заработать это по умолчанию не может. Также и с самолечением.
Вообще, правильное лечение гриппа – это не глотание таблеток, а создание максимально благоприятных для организма условий для борьбы с вирусом. Записываем:
— Поддерживать температуру в комнате максимум 20 градусов, часто проветривать, включить увлажнитель и догонять влажность в помещении хоть до 80-90%. Больному одеться потеплее.
— Запомните. Лечение гриппа и ОРВИ – симптоматическое. Если высокая температура – парацетамол или ибупрофен. Если болеет ребенок – забудьте, что «Аспирин» существует в природе – детям его принимать категорически запрещено, так как при вирусном заболевании может произойти смертельное осложнение на печень.
— Пить. Как можно больше и как можно чаще. Заставлять пить ребенка. Можно дробное питье – по чуть-чуть, но очень часто. Идеально – готовые растворы типа «Регидрон», «Нормогидрон» и т.п. Если ребенок наотрез отказывается это пить – пусть пьет воду. Просто воду без газа. Соки – не надо. Чай, компоты, отвары – прекрасно.
Следите за ребенком. Нормально, если он ходит в туалет/на горшок по маленькому раз в три часа. Если раз в полдня – срочно заставлять пить. Если физиологически пить не может – вызывайте скорую.
— Не нужно заставлять ребенка есть. Да и себя тоже, если вы болеете. Если есть аппетит – предложить что-то легкое, желательно жидкое.
— Эффективность отхаркивающих средств при поражении верхних дыхательных путей – весьма сомнительна. Детям до 6 лет их вообще назначать нельзя. Противокашлевые средства (так и написано в инструкции), запретить себе и забыть. При поражении нижних дыхательных путей – лечиться дома сродни самоубийству – это прерогатива стационара.
— Эффективность банок, горчичников и прочих народных процедур – весьма сомнительна. Никаких растираний спиртом ребенка – это вандализм.
— Возвращаемся к пшикалкам. Принцип тот же, что и писали выше в разделе профилактики. Увлажняйте слизистую.
— Никакая вирусная инфекция не лечится антибиотиками. Еще раз. Грипп, ОРВИ и другие вирусные инфекции не лечатся антибиотиками!!! Найдя в аптечке антибиотик и пихая его ребенку вы только увеличиваете риск тяжелого осложнения.
— Гомеопатия – это бред.
— Интерфероны в таблетках или мазях – бездарно потраченные деньги. Их эффективность либо не доказана, либо доказана их неэффективность.

И еще. В любом случае, если вы заболели нужно показаться врачу. Если заболел ребенок – нужно показаться врачу. Если самостоятельно лечите ребенка и нет улучшений через 3-4 дня – обязательно показаться врачу. Если вы видите, что температура не падает после приема жаропонижающих, ваше лечение не дает результатов, симптомы сохраняются и появляются новые, ребенок бледный, вялый, жалуется на боль, есть рвота, появляется одышка, боль в горле без насморка, отеки, сыпь – срочно к врачу!!! Очень высокая температура, свыше 39 градусов, которая не падает после приема жаропонижающих, потеря сознания, судороги, затруднение дыхания – вызывайте скорую.
Лечитесь правильно. А лучше вообще не болейте!

свернуть

Почему так важна ровная осанка для детей и как предупредить появление сколиоза

Правильная осанка школьника — предмет опасений родителей и врачей. Что такое осанка и как искривление влияет на здоровье школьников — будет разобрано в статье.

Осанка формируется на протяжении роста и развития ребенка, начиная с раннего возраста. Школьник с правильной осанкой не должен иметь отклонений, предписанных анатомическими стандартами. Людей с правильно посаженной осанкой, видно издалека. Голову они держат всегда прямо, походка у них легкая, спина не сутулая.

 

Нарушение осанки в школьном возрасте

Нарушения осанки предопределены врожденными или наследственными особенностями, а также перенесенными заболеваниями, травмами. Подобная патология может быть следствием малоподвижной жизни. Школьники на уроках сидят за партой, дома — учат уроки за рабочим столом. В течение учебного дня, на протяжении в среднем 5-6 уроков, у ребенка появляется утомление. От неподвижности снижается восприятие учебной программы.

Часто нарушение осанки у школьников вызвано тем, что длительное сидение за столом вызывает застойные явления кровообращения. Утомляются мышцы спины, позвоночник, шея, ноги. О признаках усталости говорят опущенные плечи и голова, ерзание по стулу. Все эти факторы пагубно влияют на правильное формирование осанки школьника. В раннем возрасте ребенок имеет возможность активно двигаться, с приходом в школу ему приходится больше сидеть.

Малышу нужно объяснять о важности правильно принимать позицию за партой. Во время выполнения письменных работ плечи должны быть расправлены, находиться на одном уровне, а голова следка наклонена. Школьник должен уметь отдыхать за партой в те моменты, когда учитель объясняет урок. В это время можно расслабиться и крепко опереться о спинку стула. Соблюдая важные принцы, проблем с выправкой можно избежать.

Как появляется искривление осанки

Перечень основных причин, которые приводят к нарушениям осанки:

  • перенесенные ранее травмы или болезни;
  • пренебрежение активным образом жизни;
  • недостаточная отдача на уроках физкультуры;
  • несоответствие стандартов рабочего стола по отношению к росту школьника;
  • переутомление от длительного сидения;
  • неправильное положение за письменным столом;
  • недостаточное освещение рабочего места;
  • проблемы со зрением.

Для того чтобы избежать проявление проблемы с осанкой необходимо по возможности исключить факторы ее искажения.

Как определить нарушение

При неправильной осанке в теле возникают: неестественная сутулость, асимметрия расположения плеч, выпуклость живота. В медицине это явление характеризуется как искривление позвоночного столба, что являет собой сколиоз. Определить и выявить дефекты осанки в школьном возрасте поможет осмотр ребенка.

Обследование проводится в положении стоя. Пятки следует поставить вместе, носки развести под углом 45 градусов. При обнаружении нарушений, отходящих от норм анатомической симметричности, рекомендуется исследование спины рентгеном. Это необходимо сделать с целью обнаружения патологий позвоночника.

Визуально заметные признаки в состоянии усугубиться заболеваниями, которые могут возникнуть вследствие изменений, вызванных осанкой. Систематическое нахождение ребенка за партой в неправильной позе дополняется вторичными, более серьезными признаками. К примеру, одна нога может быть короче другой.

Сколиотическое нарушение осанки

Изгибы позвоночника человека формируются с раннего возраста. Любые нарушения проявляются вследствие воздействия на спину ряда неблагоприятных факторов. Вовремя не заметив проблемы, с годами школьник будет приобретать дополнительные искривления. В итоге во взрослой жизни это скажется на здоровье. При сколиозе позвоночник искривляется в одну сторону, чаще вправо.

Если с врожденным сколиозом все ясно, так как он может быть следствием генной предрасположенности. С приобретенным заболеванием дела могут обстоять хуже. Порой родители не обращают внимания на проблему долгие годы. Когда нарушение удается заметить вовремя, благодаря корректирующим упражнениям и контролю специалистов ситуацию легко восстановить.

Упражнения для осанки школьникам

Несложные упражнения проводятся в виде разминки для снятия усталости и нагрузки с позвоночника. Воздействуя с помощью физических комплексов на формирование правильной осанки у школьников, можно добиться заметных результатов. Выполнять упражнения рекомендуется вместе с родителями или самостоятельно. Комплекс проходит таким образом:

  1. Стоя с прижатыми ягодицами к стене, стоит сомкнуть вместе пятки, а после развести руки в стороны на уровне плеч. Ладошками вперед имитировать скольжение руками по стене.
  2. Для правильной осанки ребенку достаточно постоять ровно у стены. Поднять руки вверх, напрячь спину. Посчитать от 1 до 10. Расслабиться, опустить вниз руки.
  3. Упражнение в положении лежа на животе. Для этого необходимо вытянуть вдоль тела ноги и руки. Опираясь на живот и грудную клетку, одновременно поднять руки и ноги. Хороших результатов можно добиться, если задерживать положение поднятых рук и ног по несколько секунд. Вернувшись в исходное положение, упражнение повторить.
  4. Лежа на спине имитировать езду на велосипеде. Ноги должны находиться под углом 45 градусов. Делать манипуляцию с минутными перерывами в 10 подходов.

Более сложные физические упражнения для исправления осанки лучше выполнять только под присмотром специалистов, тренера или врача.

Профилактика нарушений осанки

Отличной профилактикой станет самоконтроль за положением спины в положении стоя и сидя. Спина всегда должна оставаться прямой. При длительном сидении необходимо делать перерыв, можно облокотиться на спинку стула или встать походить. При необходимости следует откорректировать высоту стола соизмеримо росту ребенка.

В положении стоя лучше распределять нагрузку, опираясь поочередно то на одну, то на другую ногу. Вместо длительного нахождения на одном месте, полезно пройтись взад-вперед. Для того чтобы поднять сумку или упавший на пол предмет необязательно наклонять спину, достаточно присесть, согнув колени.

Сидя за партой или на стуле нужно, чтобы спина ребенка плотно прилегала к спинке. За уроками сидеть прямо, не наклоняя вперед спину и голову. Стопы ног при этом должны стоять на полу. В противном случае под стол нужно поместить подставку для ног или отрегулировать рабочее место.

Не стоит недооценивать вред, наносимый сумкой через плечо. Ношение таких аксессуаров вместо заплечных рюкзаков напрямую грозит искривлением позвоночника. Объясняя ребенку, насколько правильная осанка важна для школьников, рекомендуется давать чаще им рекомендации.

Методические рекомендации для улучшения осанки

Для правильной осанки ребенку школьного возраста нелишним будет соблюдать следующие правила и выполнять несложные рекомендации:

  • должно быть правильно организованное спальное место, наличие ортопедического матраса и удобной подушки;
  • не стоит забывать о ношении обуви в соответствии размера ноги;
  • отсутствие физических нагрузок, подвижных игр, разминок — также большой плюс;
  • недопустимо стоять или сидеть на одной ноге;
  • пагубно влияет ношение тяжестей, не стоит наполнять портфель лишними книгами.

 

Информация с сайта - https://travms.ru/pravilnaya-osanka-dlya-shkolnikov.html 

свернуть

Почему детям необходимо здоровое, полноценное питание?

Почему детям необходимо здоровое, полноценное питание?

   Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 18 лет, характеризуется  интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной, сердечно-сосудистой систем, головного мозга. К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашнее задание).

   Нарушение питания в этот период может привести не только к функциональным расстройствам и хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, но и к отклонениям в функционировании практически всех систем организма.

               Основные функции питания

Первая функция заключается в снабжении организм энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива. Рациональное питание предусматривает примерный баланс поступающей в организм энергии и расходуемой на обеспечение процессов жизнедеятельности. 

Вторая функция питания заключается в снабжении организма, прежде всего, белками, в меньшей степени – минеральными веществами, жирами и в ещё меньшей степени – углеводами.

Наконец, третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности. Ферменты и большинство гормонов – регуляторы химических процессов, протекающих в организме, синтезируются самим организмом. Однако некоторые гормоны организм человека может синтезировать только из специальных предшественников, находящихся в пище. Этими предшественниками являются витамины, присутствующие в продуктах питания.

   Сравнительно недавно появились данные о существовании ещё одной (четвёртой) функции питания, которая заключается в выработке иммунитета. При недостаточном питании снижается общий иммунитет, и уменьшается сопротивляемость организма самым различным инфекциям. И наоборот, полноценное питание с достаточным содержанием белков, жиров, витаминов и калорий усиливает иммунитет, и повышает сопротивляемость инфекциям.

   Как наиболее рационально распределить энергетическую ценность по отдельным приемам пищи?

   На завтрак должно приходиться 25% суточной калорийности рациона, на обед – 35 %, на полдник – 15 % (для обучающихся во вторую смену – до 20-25 %), на ужин – 25%.

              Какие продукты должны присутствовать в рационе питания школьников?

   Питание детей и подростков должно соответствовать принципам щадящего питания, исключать продукты с раздражающими свойствами и предусматривать использование таких способов приготовления блюд, как варка, приготовление на пару, тушение, запекание.

   Ежедневно в рацион питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи).

                  

   Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2-3 дня. В меню обязательно должны включаться свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, натуральные соки и витаминизированные продукты, в том числе витаминизированные напитки. Не рекомендуется повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня.

Молочные продукты – основные источники минеральных веществ, витаминов, белков. Предпочтение следует отдать кисломолочным продуктам, благоприятно действующим на пищеварение. Молочная кислота и другие бактерицидные вещества, содержащиеся в кисломолочных продуктах, подавляют рост болезнетворных микробов.

Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и второе больше магния, чем в белом хлебе.

Рыба и морепродукты - это здоровая пища. Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся наши клетки. В жирных сортах рыбы (лосось, сельдь, сардины) есть жирные кислоты Омега-3 и Омега-6, которые сжигают лишний жир. В любой рыбе много витаминов и микроэлементов.

   Овощи– необходимый источник витаминов и микроэлементов. В овощах содержится клетчатка и пектиновые вещества, которые играют важную роль в нормализации процессов пищеварения. А от того, как работает наш пищеварительный тракт, зависит наше здоровье. Содержание белков в овощах невелико, исключение составляют бобовые (горох, фасоль, соя), в которых содержится до 20% белка, приближающегося по своему аминокислотному составу к животному белку. Овощи являются источником витаминов С, А, группы В. Овощи также содержат большое количество минеральных веществ, органических кислот, эфирных масел, фитонцидов, дубильных и других веществ. Большинство овощей содержат соли калия, микроэлементы (железо, медь, кобальт, цинк и др.), так необходимые организму для поддержания жизнедеятельности.

   Все знают, что фрукты полезны. В них содержатся углеводы, которые мы можем употреблять без вреда для здоровья, заменяя ими сладости. В косточковых плодах (абрикосы, персики, вишни) содержится много глюкозы и сахарозы, в семечковых (груши, яблоки) - фруктозы. Во всех фруктах много витаминов и минеральных веществ, ценность которых обусловлена их хорошей усвояемостью. В персиках, бананах и абрикосах содержится большое количество калия, который так необходим для работы нашего сердца. Источником железа в сочетании с аскорбиновой кислотой (железо в этом сочетании лучше усваивается) являются яблоки, груши, сливы.

Какие продукты должны быть исключены из рациона питания школьников?

   В питании детей и подростков не должны использоваться кулинарные жиры, свиное или баранье сало, другие тугоплавкие жиры (в том числе для обжаривания, в составе мясных кулинарных и колбасных изделий). Маргарины (сливочные, с минимальным содержанием транс-изомеров жирных кислот) могут использоваться в питании детей и подростков лишь ограниченно, в основном, в составе булочных и мучных кондитерских изделий.

   В питании детей и подростков не должны использоваться майонезы (острые соусы на основе жировой эмульсии) и другие аналогичные продукты. Вместо майонезов при приготовлении салатов и холодных закусок используют растительное масло, а также стерилизованные и пастеризованные (термизированные) соусы на молочной (кисломолочной) или сырной основе.

   Не рекомендуется использовать в качестве приправ уксус, горчицу, хрен, красный и черный перец, острые соусы, кетчупы, майонез и любые жгучие приправы.

   Кроме того, следует знать, что в школе не должны реализовываться кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты), арахис, жевательная резинка и карамель, в т. ч. леденцовая.

   Помимо уже перечисленных продуктов в данный список входят чипсы, гамбургеры и чизбургеры, кондитерские изделия с высоким содержанием сахара.

                                        

   В качестве напитков детям не рекомендуется давать натуральный кофе, газированные и тонизирующие напитки, в т.ч. энергетические.

                      Почему надо исключить газированные напитки из рациона питания школьников?

   В газированных напитках содержится аспартам – это подсластитель, пищевая добавка, он в 200 раз слаще сахара, но не содержит углеводов. Довольно часто в газированные напитки добавляется и лимонная кислота. Если напиток, прошел все уровни сертификации, то, скорее всего уровень содержания кислоты не превышает допустимого, и не представляет опасности.

   Популярное вещество в газировках – кофеин. Он относиться к мягким стимуляторам нервной системы. Дети, потребляющие много кофеина, более беспокойны, плохо засыпают, часто страдают от головных болей. У них может нарушаться способность концентрировать внимание. Кроме того, кофеин увеличивает потери кальция с мочой.

   Из красителей чаще всего в газированных напитках применяют краситель «желтый-5». Он может вызывать различные аллергические реакции - от бронхиальной астмы до крапивницы и ринита.

   Ну, и самый главный компонент – углекислый газ. Его присутствие в газированной воде возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность желудочного сока, и провоцирует метеоризм – обильное выделение газов. 

                      Почему надо исключить фаст-фуды из рациона питания школьников?

Это совершенно ненужная еда для детского организма. Она провоцирует у детей запоры, гастрит, воспалительные процессы кишечника и поджелудочной железы.

Самая главная проблема подобной еды – это совершенно не сбалансированный состав. Здоровая пища подразумевает определенную пропорцию углеводов, белков и жиров. В фаст-фуде же эта пропорция нарушена. Здесь почти нет белков, основа фаст-фуда – это жиры, пряности и углеводы. К тому же в подобной еде очень велико содержание соли.

Жарение фаст-фуда происходит в основном на маргаринах, которые применяются не один раз. Их фильтруют, и заливают во фритюрницы снова и снова, в результате чего образуются канцерогены. Отдельно нужно сказать о том, что маргарин в принципе очень вреден. Ведь в процессе его выработки молекулы жира обрабатываются таким образом, что получается бомба для сосудов и сердца.

   О влиянии фаст-фуда на работу нервной системы и головного мозга, узнали совсем недавно. Оказывается, люди, злоупотребляющие быстрой пищей, отличаются склонностью к поспешным поступкам, и совершенно не обладают выдержкой и терпением.

                                 Из каких блюд состоит завтрак школьника?

    Завтрак должен быть обязательным и состоять из закуски, горячего блюда горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

   Второй завтрак. В школе ученик должен обязательно получить горячий завтрак. Длительное голодание по 6-7 часов приводит к быстрому утомлению, снижению работоспособности, ухудшению самочувствия и настроения, а также  может стать причиной развития заболеваний желудочно-кишечного тракта и др.

                            Из каких блюд состоит обед школьника?

   Дома или в школе ребенок должен получить полноценный обед, включающий закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы), третье блюдо – компот, кисель, чай. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив и орехи.

                            Из каких блюд состоит полдник школьника?

   На полдник детям необходимы: напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, фрукты.

                          Из каких блюд состоит школьный ужин?

   Ужинать детям нужно не позднее чем за 1 час до сна. Ужин не должен быть очень обильным, так как сон с переполненным желудком будет беспокойным. Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина,  фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.

   Таким образом, чем более широкий ассортимент пищевых продуктов будет включать рацион, тем выше вероятность, что организм ребенка получит всё необходимые ему вещества.

Источник - http://gbuzrcmp.ru/propaganda-zozh/zdorovoe-pitanie/ratsionalnoe-pitanie-shkolnikov/

свернуть

”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2016 – 2020 годы

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Совета Министров

Республики Беларусь

14.03.2016   № 200

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2016 – 2020 годы

 

 

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Государственная программа ”Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь“ на 2016 – 2020 годы (далее – Государственная программа) разработана в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития, определенными в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года и уточненными в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года, а также с учетом таких направлений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, как ”Улучшение демографического потенциала и укрепление института семьи“ и ”Повышение уровня здоровья белорусских граждан и доступности медицинских услуг“.

В указанных документах переход к устойчивому развитию республики связывается с улучшением физического и репродуктивного здоровья населения, созданием предпосылок для повышения рождаемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни, всесторонним укреплением института семьи, а стабилизация численности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни являются одной из целей устойчивого развития в среднесрочной перспективе (2016 – 2020 годы).

Государственной программой предусматривается создание условий для улучшения здоровья населения с охватом всех этапов жизни, широкой информированности населения о факторах риска, угрожающих здоровью, пропаганды здорового образа жизни, формирования у населения самосохранительного поведения, развития и укрепления семейных ценностей, повышения престижа родительства, улучшения воспроизводства населения, сокращения уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, повышения качества и доступности услуг системы здравоохранения, а также оптимизации внутренних миграционных процессов.

 

ГЛАВА 2

СТРУКТУРА И ЗАКАЗЧИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Государственная программа включает следующие подпрограммы:

подпрограмма 1 ”Семья и детство“;

подпрограмма 2 ”Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний“;

подпрограмма 3 ”Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма“;

подпрограмма 4 ”Туберкулез“;

подпрограмма 5 ”Профилактика ВИЧ-инфекции“;

подпрограмма 6 ”Внешняя миграция“;

подпрограмма 7 ”Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь“.

Заказчиком – координатором Государственной программы является  Министерство здравоохранения. 

Заказчики подпрограммы 1 ”Семья и детство“ – Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной защиты, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство архитектуры и строительства, Министерство внутренних дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство финансов, Национальная государственная телерадиокомпания, облисполкомы, Минский горисполком.

Заказчики подпрограммы 2 ”Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний“ – Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство по налогам и сборам, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство торговли, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Государственный комитет по стандартизации, Государственный таможенный комитет, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности ”Белгоспищепром“, Национальная государственная телерадиокомпания, Национальная академия наук Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком.

Заказчики подпрограммы 3 ”Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма“ – Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство по налогам и сборам, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство спорта и туризма, Министерство торговли, Министерство транспорта, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство финансов, Государственный комитет по стандартизации, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности ”Белгоспищепром“, Национальная государственная телерадиокомпания, Белорусский республиканский союз потребительских обществ, облисполкомы, Минский горисполком.

Заказчики подпрограммы 4 ”Туберкулез“ – Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, облисполкомы, Минский горисполком.

Заказчики подпрограммы 5 ”Профилактика ВИЧ-инфекции“ – Министерство здравоохранения, Министерство информации, Министерство образования, Министерство по чрезвычайным ситуациям, облисполкомы, Минский горисполком.

Заказчики подпрограммы 6 ”Внешняя миграция“ – Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство образования, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство финансов, Государственный пограничный комитет, Национальная академия наук Беларуси, Национальная государственная телерадиокомпания, облисполкомы, Минский горисполком.

Заказчики подпрограммы 7 ”Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь“ – Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Министерство спорта и туризма, Министерство труда и социальной защиты, Государственный пограничный комитет, Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканское государственно-общественное объединение ”Белорусское физкультурно-спортивное общество ”Динамо“, облисполкомы, Минский горисполком.

 

ГЛАВА 3

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Реализация конституционных прав граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, защиту семьи, материнства, отцовства и детства является важнейшей задачей социальной политики государства.

Один из приоритетов государственной политики – создание условий для качественного развития человеческого потенциала, здоровой и достойной жизни населения, в том числе на основе реализации комплекса мер по укреплению здоровья, увеличению рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни.

Исходя из указанных приоритетов целью Государственной программы являются стабилизация численности населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач.

Задачами подпрограммы 1 ”Семья и детство“ являются:

совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;

развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их жизнедеятельности, укрепление института семьи;

обеспечение прав и законных интересов детей.

Выполнение указанных задач будет осуществляться путем реализации мероприятий подпрограммы 1 ”Семья и детство“ согласно приложению 1.

Задачами подпрограммы 2 ”Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний“ являются:

снижение влияния факторов риска неинфекционных заболеваний за счет создания единой профилактической среды;

обеспечение профилактики неинфекционных заболеваний на протяжении всего жизненного цикла посредством всеобщего и доступного охвата населения услугами первичной медицинской помощи;

снижение преждевременной смертности и стабилизация инвалидности населения, наступивших по причине неинфекционных заболеваний;

обеспечение проведения мониторинга состояния здоровья населения посредством создания единого информационного пространства здравоохранения Республики Беларусь.

Данные задачи будут решены посредством реализации мероприятий подпрограммы 2 ”Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний“ согласно приложению 2.

Задачами подпрограммы 3 ”Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма“ являются:

снижение уровня негативных социальных и экономических последствий пьянства и алкоголизма;

снижение объемов потребления населением алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива.

Выполнение указанных задач будет осуществляться путем реализации мероприятий подпрограммы 3 ”Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма“ согласно приложению 3.

Задачами подпрограммы 4 ”Туберкулез“ являются:

предотвращение смертности от туберкулеза;

предупреждение заболеваемости туберкулезом;

обеспечение качественным лечением пациентов с множественными лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза.

Указанные задачи планируется решить путем реализации мероприятий подпрограммы 4 ”Туберкулез“ согласно приложению 4.

Задачами подпрограммы 5 ”Профилактика ВИЧ-инфекции“ являются:

обеспечение всеобщего доступа к диагностике, лечению, уходу и социальной поддержке в связи с ВИЧ-инфекцией, в том числе в пенитенциарной системе;

элиминация вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку и случаев передачи ВИЧ, связанных с оказанием медицинской помощи;

снижение распространения ВИЧ в группах населения с высоким риском инфицирования.

Данные задачи будут решены посредством реализации мероприятий подпрограммы 5 ”Профилактика ВИЧ-инфекции“ согласно приложению 5.

Задачами подпрограммы 6 ”Внешняя миграция“ являются:

управление внешней миграцией с учетом демографического и социально-экономического развития регионов страны, а также возвращения соотечественников;

совершенствование системы выявления, предупреждения и пресечения незаконной миграции, а также интеграции иностранцев;

совершенствование порядка привлечения иностранных специалистов в Республику Беларусь, а также противодействия нелегальной интеграции.

Выполнение указанных задач будет осуществляться путем реализации мероприятий подпрограммы 6 ”Внешняя миграция“ согласно приложению 6.

Задачами подпрограммы 7 ”Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь“ являются:

создание условий для динамичного развития здравоохранения;

обеспечение условий для оказания услуг организациями здравоохранения в соответствии с их уставной деятельностью.

Данные задачи будут решены посредством реализации мероприятий подпрограммы 7 ”Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь“ согласно приложению 7.

 

ГЛАВА 4

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Сводным целевым показателем Государственной программы и целевыми показателями подпрограмм согласно приложению 8 предусматривается обеспечить к 2020 году:

увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 74,6 года;

недопущение коэффициента младенческой смертности более 3,4 промилле на 1000 детей, рожденных живыми;

снижение детской смертности в возрасте 0 – 18 лет до 40,5 просантимилле на 100 000 человек;

увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,75;

уменьшение распространенности потребления табака среди лиц в возрасте от 16 лет до 24,5 процента;

увеличение физической активности взрослого населения (средняя физическая активность не менее 30 минут в день) до 40 процентов;

уменьшение потребления поваренной соли в сутки до 5 граммов;

снижение содержания трансизомеров жирных кислот в продуктах переработки растительных масел до  2 и менее процентов;

долю врачей, работающих по принципу врача общей практики, в общем количестве врачей, работающих в системе оказания первичной медицинской помощи, – 100 процентов;

удельный вес пациентов со злокачественными опухолями в I – II стадии заболевания в общем количестве пациентов с выявленными в процессе скрининга злокачественными заболеваниями – 70 процентов;

охват реабилитацией пациентов трудоспособного возраста после инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения, оперативных вмешательств по поводу злокачественных, нейрохирургических, травматологических и иных неинфекционных заболеваний – не менее 80 процентов;

снижение коэффициента смертности трудоспособного населения до 3,8 промилле на 1000 человек;

показатель тяжести первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста – 50 процентов;

уменьшение смертности от случайных отравлений алкоголем до 10,6 проcантимилле на 100 тысяч человек;

снижение потребления алкоголя на душу населения до 9,2 литра;

уменьшение заболеваемости населения туберкулезом до 30,6 случая на 100 тысяч человек;

уменьшение смертности населения от туберкулеза до 4,41 случая на 100 тысяч человек;

долю пациентов с множественными лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза, успешно закончивших полный курс лечения (18 – 24 месяца), в общем количестве таких пациентов – не менее 60,4 процента;

охват комбинированной антиретровирусной терапией ВИЧ-позитивных пациентов, нуждающихся в лечении, – 80 процентов;

снижение риска передачи ВИЧ от ВИЧ-инфицированной матери ребенку до 1 процента;

охват групп населения с высоким риском инфицирования ВИЧ-профилактическими мероприятиями до 50 процентов;

удельный вес выполненных объемов оказания медицинской помощи по видам в объемах, утвержденных планами оказания медицинской помощи, – 90 процентов;

миграционный прирост – 70 тысяч человек.

Сведения о порядке сбора информации и методике расчета сводного целевого показателя Государственной программы и целевых показателей подпрограмм определены согласно приложению 9.

 

ГЛАВА 5

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Финансовое обеспечение Государственной программы согласно приложению 10 будет осуществляться за счет средств республиканского и местных бюджетов, иных источников, не запрещенных законодательством, с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год.

На реализацию Государственной программы потребуются средства в размере 274 717 166,1 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета – 58 534 064 млн. рублей, из них средства государственных целевых бюджетных фондов (превентивных фондов) – 743 548,5 млн. рублей, местных бюджетов – 201 273 514 млн. рублей, собственные средства организаций – 14 497 355,6 млн. рублей, иные источники – 412 232,5 млн. рублей.

Объем финансирования мероприятий подпрограммы 1 ”Семья и детство“ составляет 12 503 328,7 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета – 12 034 288,8 млн. рублей, местных бюджетов – 456 316,1 млн. рублей, иные источники (средства Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (далее – ЮНФПА), Детского фонда Организации Объединенных Наций (далее – ЮНИСЕФ) – 12 723,8 млн. рублей.

На финансирование мероприятий подпрограммы 2 ”Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний“ будет направлено 3 915 930,2 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета – 1 622 110,6 млн. рублей, местных бюджетов – 2 232 696,6 млн. рублей, иные источники (средства Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), ЮНИСЕФ, ЮНФПА, Программы развития Организации Объединенных Наций (далее – ПРООН) – 61 123 млн. рублей.

Объем финансирования мероприятий подпрограммы 3 ”Предупреждение и преодоление пьянства и алкоголизма“ составляет 392 095 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета – 103 100 млн. рублей, местных бюджетов – 288 995 млн. рублей.

На финансирование мероприятий подпрограммы 4 ”Туберкулез“ будет направлено – 1 212 257,5 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета – 493 780,3 млн. рублей, из них средства государственных целевых бюджетных фондов (превентивных фондов) – 1100 млн. рублей, местных бюджетов – 573 090 млн. рублей, иные источники (средства Глобального фонда Организации Объединенных Наций для борьбы со СПИДом (далее – Глобальный фонд) – 145 387,2 млн. рублей.

Объем финансирования мероприятий подпрограммы 5 ”Профилактика ВИЧ-инфекции“ составляет 908 895,9 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета – 509 361,9 млн. рублей, местных бюджетов – 206 535,5 млн. рублей, иные источники (средства Глобального фонда, Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИД (далее – ЮНЭЙДС) – 192 998,5 млн. рублей.

Финансирование мероприятий подпрограммы 6 ”Внешняя миграция“ будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета в размере 35 427,6 млн. рублей.

Объем финансирования мероприятий подпрограммы 7 ”Обеспечение функционирования системы здравоохранения Республики Беларусь“ составляет 255 749 231,2 млн. рублей, в том числе средства республиканского бюджета – 43 735 994,8 млн. рублей, из них средства государственных целевых бюджетных фондов (превентивных фондов) – 742 448,5 млн. рублей, местных бюджетов – 197 515 880,8 млн. рублей, собственные средства организаций – 14 497 355,6 млн. рублей.

 

ГЛАВА 6

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РИСКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

При выполнении Государственной программы влияние на достижение установленных показателей могут оказать:

экологические риски, связанные с природными и техногенными катастрофами. Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется осуществление постоянного контроля за природно-погодными условиями в стране, состоянием производств, выполнением превентивных мероприятий во избежание природных и техногенных катастроф; 

медицинские риски, связанные с эпидемиями заболеваний. Преодоление указанных рисков возможно посредством выполнения масштабных профилактических мероприятий, принятия своевременных мер, направленных на локализацию эпидемий, осуществление постоянного контроля за уровнем заболеваемости населения;   

социально-демографические риски, связанные с уменьшением числа женщин репродуктивного возраста, увеличением возраста женщин при рождении первого ребенка, планированием семьями деторождений на более поздний срок. Минимизация указанных рисков возможна путем проведения разъяснительной работы среди населения, начиная с подросткового возраста, по вопросам планирования семьи, обеспечения социально-экономической стабильности в обществе, повышения образовательного уровня лиц репродуктивного возраста и оказания социальной помощи молодым семьям;

медико-социальные риски, связанные с ранним формированием вредных привычек, непланируемой беременностью, наличием заболеваний у женщины, отягощенной наследственностью. Данная группа рисков может быть устранена или минимизирована только в процессе масштабной профилактической работы с населением по формированию мотивации к здоровому образу жизни, борьбе с вредными привычками при условии привлечения широких слоев населения к занятию физической культурой, туризмом, к культурным мероприятиям и повышению уровня образования;

правовые риски, связанные с изменением законодательства, длительностью периода формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Государственной программы. Для минимизации воздействия данной группы рисков на этапе разработки нормативных правовых актов планируется привлекать к их обсуждению заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании, проводить мониторинг планируемых изменений в законодательстве;

финансовые риски могут быть вызваны недостаточностью объемов финансирования, сокращением предусмотренных средств на выполнение мероприятий. Преодоление таких рисков возможно путем ежегодного уточнения объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограмм Государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов, определения приоритетов для первоочередного финансирования;

организационные риски, связанные с неэффективным управлением реализацией подпрограмм Государственной программы, межведомственным взаимодействием, дефицитом квалифицированных кадров. Влияние названных рисков может повлечь невыполнение задач подпрограмм Государственной программы, снижение плановых значений ее показателей, эффективности и качества выполнения мероприятий подпрограмм. Основными условиями минимизации организационных рисков являются формирование эффективной системы управления реализацией подпрограмм, повышение межведомственного взаимодействия при их реализации, оперативное реагирование на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения, своевременная корректировка мероприятий подпрограмм Государственной программы.

Влияние указанных рисков может привести:

к увеличению уровня младенческой смертности свыше 3,4 промилле на 1000 родившихся живыми;

к снижению уровня рождаемости и суммарного коэффициента рождаемости ниже 1,75;

к снижению ожидаемой продолжительности жизни при рождении ниже 74,6 года;

к росту уровня потребления алкогольных напитков на душу населения свыше 9,2 литра;

к росту смертности от туберкулеза свыше 4,41 случая на 100 тысяч человек;

к снижению охвата комбинированной антиретровирусной терапией ниже 80 процентов ВИЧ-инфицированных пациентов;

к уменьшению миграционного прироста ниже 70 тысяч человек.

 

ГЛАВА 7

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Основными источниками получения сведений о выполнении целевых показателей Государственной программы являются статистическая, бухгалтерская и финансовая отчетность, а также административная информация.

Оценка эффективности реализации Государственной программы производится ежегодно. Результаты такой оценки представляются в составе годового отчета Министерства здравоохранения о ходе реализации Государственной программы.

Оценка текущей эффективности реализации Государственной программы производится путем сравнения фактически достигнутых значений сводного целевого показателя за соответствующий год с утвержденным на год значением сводного целевого показателя.

Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется в пять этапов.

На первом этапе оценивается степень решения задач отдельной подпрограммы по формуле

,

 

где CPп/п – степень решения задач отдельной подпрограммы в отчетном году;

СДп/ппз – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачи отдельной подпрограммы;

N – количество целевых показателей, характеризующих задачи отдельной подпрограммы.

 

 

Степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, рассчитывается по следующим формулам:

для целевых показателей, желаемой тенденцией которых является увеличение значений:

 

СДп/ппз = ЗПп/пф / ЗПп/пп,

 

для целевых показателей, желаемой тенденцией которых является снижение значений:

 

СДп/ппз = ЗПп/пп / ЗПп/пф,

 

где СДп/ппз – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачи подпрограммы;

ЗПп/пф – значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЗПп/пп – плановое значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы.

Если значение СДп/ппз больше 1, то при расчете степени решения задач отдельной подпрограммы оно принимается равным 1.

На втором этапе оценивается степень достижения цели Государственной программы.

Для оценки степени достижения цели Государственной программы определяется степень соответствия сводного целевого показателя Государственной программы плановому значению по формуле

 

СДгппз = ЗПгпф / ЗПгпп,

 

где СДгппз – степень достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы;

ЗПгпф – значение сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЗПгпп – плановое значение целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы.

Если  значение СДгппз больше 1, то при расчете степени достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы, оно принимается равным 1.

На третьем этапе оценивается средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм по формуле

 

где СУгп – средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм;

СДгппз – степень достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цель Государственной программы;

 – степень решения задач отдельной подпрограммы.

Если значение СУгп больше 1, то при расчете среднего уровня степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм оно принимается равным 1.

На четвертом этапе определяется эффективность реализации отдельной подпрограммы как отношение степени решения задач отдельной подпрограммы к степени соответствия фактического объема финансирования этой же подпрограммы его запланированному объему в отчетном году по формуле

 

Эп/п = СРп/п / ССуз,

 

где Эп/п – эффективность реализации отдельной программы в отчетном году;

CPп/п – степень решения задач отдельной подпрограммы в отчетном году;

СС/уз – степень соответствия фактического объема финансирования подпрограммы его плановому объему финансирования в отчетном году.

На пятом этапе определяется эффективность реализации Государственной программы как отношение среднего уровня степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм к степени соответствия фактического объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования в отчетном году по формуле

 

Эгп = СУгп / ССуз,

 

где Эгп – эффективность реализации Государственной программы;

СУгп – средний уровень степени достижения цели Государственной программы и решения поставленных задач подпрограмм;

ССуз – степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы его запланированному объему финансирования в отчетном году.

Эффективность реализации Государственной программы  (подпрограммы) признается высокой, если значение Эгпп/п) составляет не менее 0,9, средней, если значение Эгпп/п) составляет не менее 0,8, удовлетворительной, если значение Эгпп/п) составляет не менее 0,7.

В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) признается неудовлетворительной (за исключением признания высокого уровня влияния рисков, указанных в главе 6).

 

свернуть

«ШКОЛА- ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 

Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения  в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников. Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомы с болезнями, причем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводит психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно – психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, не редко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка на прямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Так же большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. В связи с этим для реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

свернуть