МЕСТО С ПРОШЛЫМ ДЛЯ ИСТОРИКА С БУДУЩИМ. ПОГОВОРИЛИ С УЧАСТНИКОМ ПРОЕКТА «УЧИТЕЛЬ ДЛЯ БЕЛАРУСИ» ИЗ СТАНЬКОВСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ АНАТОЛИЕМ БУРАКОМ

05.02.2021
Анатолий Бурак родом из агрогородка Остромечево, что на Брестчине. В Дзержинском районе оказался не по воле случая — исключительно благодаря собственным стараниям. В прошлом году молодой человек прошел отбор для участия в новаторском и быстро набирающем популярность проекте «Учитель для Беларуси» и на два года получил «прописку» в Станьковской средней школе имени Марата Казея. В беседе он признался, что здесь, как и ожидал, нашел не только благодатную почву для личностного и профессионального роста, но и целую плеяду единомышленников, готовых к образовательным экспериментам и совместным амбициозным проектам.

 

— Анатолий, по правилам программы, в ней могут принимать участие не только опытные практикующие учителя, но и вчерашние выпускники вузов, причем даже необязательно педагогических. Вы из какой команды?

— Образование у меня профессиональное. В свое время я очно окончил Брестский государственный университет имени Пушкина по профилю «История и социально-политические дисциплины». Преподавательский стаж небольшой: пару лет я вел уроки в своей альма-матер — школе в Остромечево.

— Повезло с распределением?

—  Можно сказать, и да, и нет. После получения диплома я рассчитывал устроиться экскурсоводом в мемориальный комплекс «Брестская крепость», но не сложилось. Пришлось срочно подыскивать новое место для обязательной отработки. Вот так вернулся на малую родину. Правда, не совсем в том качестве, как предполагал. Это только потом я понял, как все-таки благодарен такому стечению обстоятельств.

— Не хотели быть сельским учителем?

— Наверное, удивлю вас, если скажу: я до последнего не верил, что в принципе педагогика — это мое. Хотя перед глазами всегда был пример бабушки и дедушки по папиной линии. Вот они учительствовали всю жизнь, преподавали географию и математику соответственно. Да и мама у меня из этой среды — дошкольников воспитывает. Но вот я почему-то на педагогической стезе себя не видел. Долго решал, куда буду поступать, сомневался. В конце концов выбрал исторический факультет в вузе областного центра. Да и то с целью в дальнейшем заниматься научной, архивной или исследовательской работой.

— Интересуетесь прошлым?

— С детства. Я в буквальном смысле вырос на исторических романах: их в нашей домашней библиотеке было предостаточно. Читал с увлечением. Естественно, и предмет этот в школе очень нравился. Но честно — не думал, что когда-нибудь  буду его преподавать. Даже на педпрактике уверял себя — ничего из этого не выйдет.

— Тем не менее вы талантливый педагог, с креативным мышлением и неординарным подходом к проведению уроков. Говорю так не только со слов ваших коллег и детей, но и потому, что без этих качеств попасть в ряды «Учителей для Беларуси» невозможно. Что сподвигло на участие в проекте?

— Наверное, желание сменить привычную обстановку, найти какой-то новый импульс для дальнейшего развития, возможности для реализации  новых интересных идей в профессиональной сфере. Хотелось не только учить, но и учиться самому, пробовать новые подходы и форматы обучения. Проект оказался как раз той платформой, на которой все эти планы можно воплотить в жизнь.

— На подготовку к отбору ушло много времени?

— Не очень. Анкету заполнял чуть ли не последним, буквально вскочил в последний вагон. Выдержал телефонное мини-интервью, потом презентовал жюри пятиминутный онлайн-урок. И все, дальше — ожидание. Честно скажу, особых иллюзий не питал, поэтому, когда на почту пришло письмо с оффером на участие в летнем интенсиве, — удивился. И только потом понял, какой шанс мне выпал. Затем была месячная профессиональная «прокачка» в дистанционном режиме и направление по месту дальнейшей работы. Вот так я и попал в Станьково. 

— Как вас встретили? Какие были первые впечатления?

— Все оказалось даже лучше, чем ожидал. Это необычное место — живописная природа, красивое озеро, отовсюду веет духом былых времен и величия. Люди замечательные, коллектив. Для меня сразу организовали экскурсию по школе. И честно, она меня очень впечатлила. Интересно оформленные тематические кабинеты, в коридорах на стенах картины учеников, фотографии. Все такое живое, настоящий детский мир. Уютный, солнечный… 

— Быстро освоились в нем? Удалось найти общий язык с детьми?

— Думаю, мы неплохо ладим. Конечно, ребята разные. Универсального ключа ко всем сразу не бывает. С ними важно быть гибким. Ведь хороший учитель не тот, кто не конфликтует, а тот, кто умеет грамотно нивелировать проблемную ситуацию, без ущерба для обеих сторон. Что же касается преподавания предмета, я всегда ищу новые подходы к подаче материала, апробирую разные методики и слежу за реакцией своих визави. Есть результат — значит, берем эту технику на вооружение, нет — отметаем как неэффективную. Главное, не топтаться на месте. Современные школьники на ура встречают цифровые технологии, поэтому на уроках мы почти всегда используем мультиборд. Им нравится работать с мобильными приложениями на историческую тематику, выполнять групповые творческие задания по созданию определенного контента.

Мультиборд — главный помощник учителя. Анатолий уверен, что использование аудиовизуальных элементов на уроке помогает детям лучше усвоить материал

— А историческую художественную литературу им читать предлагаете? И есть ли у самого время для любимого хобби?

— Если есть что-то по теме урока, где события прошлого подаются через призму восприятия людей, их непосредственных участников, — конечно, рекомендую ребятам. Ведь в учебниках история подается в сухих фактах, а в литературе — разыгрывается вживую в лицах. Это совершенно иной уровень восприятия. Я тоже не упускаю возможности лишний раз взять в руки хорошую книгу. В последние годы увлекся белорусской литературой, «на мове». Люблю классику, особенно Короткевича, Быкова, нравятся и современные авторы. Читаю в том числе и в рамках профессионального интереса.

— Могу сказать, что вам, как любителю «преданий старины глубокой», очень повезло с местом «дислокации». Знали до переезда, что у деревни богатая история?

— Честно — нет. Все, что мне было известно: это родина Марата Казея. Потом, конечно, когда замаячила перспектива переезда, я изучил всю имеющуюся в интернете информацию о прошлом этого местечка. И был приятно поражен. Здесь жили великие люди, много неплохо сохранившихся исторических памятников. Настоящая находка для исследователя.

— Раздумываете, не попробовать ли себя в новом амплуа? 

— А я этим уже занимаюсь. Правда, в качестве научного руководителя. Вместе с ученицей 11-го класса Нелли Александровой мы пытаемся написать исследовательскую работу о жене графа Чапского — Элизабет. Сведения о ней есть, но все они разрозненные. Хотим их систематизировать и представить в едином труде.

Роль научного руководителя исторического исследования для педагога дебютная, но он считает такую форму обучения очень перспективной и рад, что ему выпала возможность апробировать ее

Есть и еще одна интересная тема — судьба эскадрильи «Илья Муромец», которая базировалась в Станьково. Возможно, предложу поработать с ней кому-нибудь из парней. Думаю, будет интересно.

Весной, если позволит эпидемиологическая обстановка, планирую втянуть ребят в туристско-экскурсионную работу. Хотелось бы обойти местных жителей, пообщаться с ними, поискать различные артефакты. Может, удастся выяснить какие-то новые сведения, детали, информацию об обычаях и традициях прошлого, характерные именно для этого местечка. Ведь изучать историю можно не только в кабинете, но и вот таким нестандартным «полевым» способом.

— Полагаю, и проект, который планируете реализовать в рамках программы, будет так или иначе иметь исторический подтекст?

— Несомненно. Есть мысль провести в Станьково фестиваль исторической реконструкции. Эта идея принадлежит местному краеведу Олегу Маслиеву, с которым я уже успел познакомиться. Это удивительный человек, действительно заинтересованный в возрождении и сохранении наследия деревни, ее самобытного, уникального прошлого. Надеюсь, наше сотрудничество с ним будет плодотворным, и вместе с педагогами и учениками школы нам удастся воплотить в жизнь этот проект. 

 

https://dzr.by/mesto-s-proshlym-dlya-istorika-s-budushhim-pogovorili-s-uchastnikom-proekta-uchitel-dlya-belarusi-iz-stankovskoj-srednej-shkoly-anatoliem-burakom/