Нормативные правовые акты, регламентирующие обеспечение преемственности дошкольного и І ступени общего среднего образования
В учреждении дошкольного образования: |
В учреждении общего среднего образования: |
Нормативные правовые акты, регламентирующие обеспечение преемственности дошкольного и І ступени общего среднего образования
В учреждении дошкольного образования: |
В учреждении общего среднего образования: |
Приоритетные направления для начальной школы: формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой самовыражения.
Приоритетные направления для дошкольного учреждения: раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.
Главная цель: реализация единой линии общего развития ребенка, психологической и физической, на этапах дошкольного и школьного детства.
№ |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные |
1. |
Учет детей микрорайона. Комплектование списков |
август |
Заведующий, заместитель по учебной работе |
2. |
Виртуальная экскурсия воспитанников старшей группы в школу «Визитка учреждения образования «Станьковская средняя школа имени Марата Казея» |
сентябрь |
Воспитатели старших групп |
3. |
С целью повышения интереса дошкольников к обучению в школе: - читать литературные произведения о школе; - проводить беседы о школе, об обучении; - знакомить с режимом дня ученика 1 класса; - организовывать и проводить сюжетно-ролевую игру «Школа», развивающие игры. |
в течении года |
Воспитатели старших групп
|
4. |
Посещение учителями начальных классов занятий по обучению грамоте, математике, развитию речи с целью ознакомления с воспитательно-образовательной работой дошкольного учреждения |
март-май 2024 |
Учитель начальных классов |
5. |
Предварительное комплектование списков будущих первоклассников |
октябрь |
Заместитель по учебной работе |
6. |
Виртуальная экскурсия в краеведческий музей школы с целью знакомства воспитанников с белорусским народным творчеством, историей родного края |
февраль |
Воспитатели старших групп |
7. |
Кормушки для птиц своими руками. Подарок для детского сада |
декабрь |
Учителя трудового обучения, учителя начальных классов |
8. |
Учет детей микрорайона. Комплектование списков |
январь |
Заведующие, заместитель по учебной работе |
9. |
«Дискуссионный круглый стол»: - встреча учителей начальных классов, учителя-дефектолога и воспитателей с целью обсуждения преемственности в работе «Основы преемственности детского сада и начальной школы»; - итоги результативности учащихся 1 класса за 1 полугодие; - анализ проблем адаптационного периода первоклассников; - общее и перспективное в образовательных программах учреждения дошкольного образования и учреждения среднего образования; - анализ готовности детей к обучению в школе; - корректировка плана работы на следующий год. |
ноябрь |
Заместитель по учебной работе, учитель-дефектолог, учитель 1 класса, воспитатель старшей группы, заведующий |
10. |
Акция «Скворцы прилетели». Изготовление скворечников для детского сада |
март |
Учитель трудового обучения |
11. |
Родительское собрание «Первый раз в первый класс». Памятка для родителей будущих первоклассников «Основные компоненты готовности ребенка к школе» |
февраль |
Заместитель по учебной работе, учитель-дефектолог, учитель 1 класса, воспитатели старших групп, заведующие |
12. |
Информация для родителей будущих первоклассников (сайты учреждений) |
апрель |
Заместитель по учебной работе, заведующие |
13. |
Проведение мониторинга освоения дошкольниками образовательной программы, готовности к школе |
май |
Заместитель по учебной работе, педагог-психолог, учитель-дефектолог |
14. |
Посещение воспитанниками старшей группы занятий в 1 классе (виртуально) |
май |
Заместитель по учебной работе |
15. |
Проведение утренника, посвященного выпуску детей в школу «Скоро в школу мы пойдем!» |
май |
Воспитатель старшей группы |
16. |
Подарок выпускнику. Изготовление открыток |
май |
Воспитатель старшей группы |
17. |
Телефонная горячая линия «Что беспокоит родителей перед поступлением детей в школу» |
март-май |
Директор, заместитель по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе |
КАК ПРОИСХОДИТ АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ?
Любая нагрузка, будь то усвоение новых знаний, длительное нахождение в вынужденной сидячей позе, общение в коллективе вызывает напряжение организма. Обычные виды деятельности для школьника становятся серьезным испытанием для физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48 %, а при ответе у доски и контрольной работе пульс учащается на 15 – 30 ударов в минуту, артериальное давление повышается на 15 – 30 мм рт. ст., изменяются биохимические показатели крови.
Адаптация к школе – длительный процесс.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может протекать по-разному. Здесь можно выделить несколько групп по временным рамкам адаптации к школе.
Значительная часть детей (50 – 60 %) адаптируется в течение 2 – 3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Второй группе детей (около 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной. Не сразу выполняют нужные требования, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватным способами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
Третья группа детей (примерно 14 %) – школьники, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации, примерно до 1 года. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием посещать школу и учиться.
Наиболее напряженным для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период острой адаптации. В это время не перегружайте ребенка дополнительными внешкольными занятиями.
Одним из главных условий, облегчающих адаптацию к школе и обеспечивающих сохранение здоровья ребенка, является правильное распределение времени суток, иными словами, организация режима дня. Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, внеклассные и внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты необходимо соблюдать регулярно, ежедневно в одни и те же часы, чтобы избежать снижения работоспособности, утомления и переутомления.
Очень важно выработать общий стиль отношений к детям у родителей и педагога. Любая проблема межличностных отношений может быть решена в том случае, если мы будем тесно сотрудничать. Единство требований позволит ребенку избежать некоторых проблем в период адаптации. Ему не придется выбирать между правильным решением родителей и учителя.
Взрослые, все без исключения, всегда безмерно рады успехам своих детей.
Так давайте же постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым ребенком в новом мире, были для ребенка радостными и уверенными. С помощью мудрых педагогов и любящих родителей наш маленький школьник быстро освоит новый интересный мир.
Правила успешной адаптации ребёнка к школьному обучению, которые необходимо знать родителям
Адаптация (от «adaptio» — приспособление) — процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения человека к новым условиям существования.
Показывайте своему ребёнку, что вы его любите таким, каков он есть, а не только за его достижения.
Хвалите своего ребёнка за дела, поступки, успехи не менее семи раз в день. Если не за что похвалить, придумайте и создайте для него ситуацию успеха.
Почаще говорите своему ребёнку, что вы им гордитесь и за что.
Пусть он поверит в свои собственные силы.
Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.
Честно и терпеливо отвечайте на любые вопросы ребёнка. Учите его задавать вопросы учителю, одноклассникам.
Поддержите ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой выполненном задании обязательно найдите то, за что его можно эмоционально поддержать и похвалить.
Находите каждый день время, чтобы поговорить с ребёнком о школьных успехах и трудностях, о его друзьях и отношениях с ними. Обязательно похвалите его и расскажите о том, как вы сами учились в первом классе.
Если вы не знаете, как вести себя с ребёнком, поставьте себя на его место – так вы поймёте причину его поведения или поступка.
Почаще просите у ребёнка совета: придумайте для этого ситуации, аналогичные тем, которые могут произойти у него в процессе образовательной деятельности, в общении со сверстниками, педагогами.
Приучайте быть ответственным за свои поступки и действия, а также за их последствия.
Берегите здоровье ребёнка, не срывайте на нём своё плохое настроение или самочувствие.
Если вы заметили у вашего ребёнка первые признаки дезадаптации, не стесняйтесь обратиться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Родители искренне стараются определить объём хлопот при подготовке к школе. Беспокойство, как правило, вызывается недостаточной информированностью. Такое же беспокойство будет испытывать ребёнок, если вы не сможете подробно объяснить, что изменится в его жизни с началом школьного обучения.
Одна из обязательных рекомендаций родителям будущего первоклассника звучит так: познакомьте ребёнка с будущей школой, покажите дорогу к ней. А теперь представьте, насколько легче ребёнку будет адаптироваться в начальной школе, если он продолжит учиться там, куда его до этого водили родители.
Что значит "ребёнок готов к школе"?
Психологическая готовность к школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребёнка в первые шесть-семь лет его жизни. Поступление в школу - поистине переломный момент в жизни ребёнка. Изменяется образ его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В чём отличительная особенность положения школьника? Прежде всего, в том, что главное в его жизни - учёба - деятельность обязательная, общественно значимая. Он отвечает за неё перед учителем, перед школой, перед семьёй. Жизнь вчерашнего малыша подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. И основное правило - запасаться знаниями, которые приобретают и все другие дети.
А в чём новизна взаимоотношений между учеником и учителем? Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребёнка (такое отношение ко взрослому мы могли позволить малышу). Учитель воплощает в себе общественные требования к ребёнку. Оценка (не отметка, выраженная в баллах), которую ученик получает на уроке, – это некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет свои учебные обязанности.
Взаимоотношения в классе между учениками также существенно отличаются от тех, которые складываются между сверстниками-дошкольниками. В начальной школе определяющими положение ребёнка среди товарищей становятся и его успехи в учёбе. Вместе с тем возникает такое понятие как общая ответственность, ведь все ученики заняты обязательным делом, и, значит, им приходится отвечать и за себя, и за других (а другие отвечают за тебя).
Само учение и по содержанию, и по организации отличается от привычных ребёнку-дошкольнику форм деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Знания, которые дети получают в школе, носят систематизированный, последовательный характер.
Основная форма организации учебной работы школьников - урок, время на нём рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, чётко их выполнять, не отвлекаться и не заниматься посторонними делами.
Умение учиться. Что включает в себя понятие "умение учиться"?
Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению заключается, прежде всего, в том, что у него уже к моменту поступления в школу должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику. Итогом развития ребёнка в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы ребёнок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе.
К таким предпосылкам относится прежде всего желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей и связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как несоответствующее его возросшим возможностям. Он психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением. Опросы детей, проводившиеся в подготовительных группах учреждений дошкольного образования, показали, что желание пойти в школу дети обосновывают по-разному. Большая часть ссылается именно на учёбу как на привлекательную сторону школы.
Конечно, не только возможность учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что можно сидеть за партой, носить портфель. Интерес к такого рода внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное значение – в нём выражено стремление ребёнка изменить своё место в обществе, положение среди других людей.
Важная сторона психологической готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребёнка. В общем у семилетних детей уже наблюдается соподчинение мотивов (то есть умение считать более важным не то, что "хочется", а то, что "надо"). Это даёт ребёнку возможность управлять своим поведением: придя в первый класс, он способен включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Психологическая готовность к школе включает также качества личности ребёнка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти своё место в нём, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, усвоенные ребёнком правила поведения по отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Произвольным, управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребёнка – его внимание, память, мышление. Ребёнку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной задачи.
Знания. Умения. Навыки
Готовность ребёнка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребёнку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире - о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других явлениях общественной жизни, о том, "что такое хорошо и что такое плохо", то есть о моральных нормах поведения.
Важен не столько объём этих знаний, сколько их качество:
насколько они правильны, чётки, какова степень обобщённости сложившихся в дошкольном детстве представлений.
Такие представления и являются наиболее важным приобретением, которое поможет ребёнку в школе перейти к усвоению научных знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребёнок познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом изучения разных наук, начнёт отличать живое от неживого, растения от животных, созданное природой от созданного руками человека, вредное от полезного. Систематическое ознакомление с каждой областью, усвоение систем научных понятий - дело будущего.
Начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребёнка к школьному обучению. Но известно: значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счётом в той ли иной мере владеют почти все дети.
Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Положительное значение имеет наличие у детей общих представлений о звуковой стороне речи и её отличии от содержательной стороны, о количественных отношениях вещей и их отличии от предметного значения этих вещей. Поможет ребёнку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых других первоначальных математических понятий.
Что же касается навыков чтения, счёта, решения задач, то их полезность зависит от того, насколько правильно они сформированы.
Навык чтения повышает уровень готовности ребёнка к школе только при условии, что ребёнок умеет слышать звуки слова, осознает его слоговой состав, а само чтение является слитным или послоговым. (Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребёнка придётся переучивать.) Так же обстоит дело со счётом - он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным, или даже вредным, если усвоен механически.
Время летит незаметно. А вместе с ним и первый год обучения – чрезвычайно ответственный, но очень интересный и насыщенный год в жизни наших первоклассников.
Мы, взрослые – и учителя, и родители – хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого создаем комфортные условия и поддерживаем в ребенке желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги стараются работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом познания. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с удовольствием.
Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и жажду познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и чего-то не знать – нормальное положение вещей. На то он и ребенок.
Это путь, который ребенок должен пройти.
И у него все получится … с нашей поддержкой.
1 сентября – знаменательный день для первоклассников и их родителей. Этот первый шаг ребёнка на пути к взрослой жизни – событие радостное и вместе с тем вызывающее немало беспокойства. Ведь нередко ребёнок спустя всего одну-две недели после 1 сентября уже с нежеланием идёт в школу, куда раньше так рвался. Почему это происходит? Как родителям помочь своему малышу справиться с возможными разочарованиями и трудностями школьной жизни? Почему зачастую ожидания ребёнка, связанные со школой, не оправдываются? В жизни 6 – 7 летнего ребёнка наступает период, когда приходится менять свой статус – становиться школьником. Это весьма и весьма непросто. Всё вдруг меняется в жизни малыша: всё подчиняется учёбе, школе – новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Чтобы ребёнок успешно учился, он прежде всего должен хотеть идти в школу. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых (в первую очередь родителей) к обучению в школе.
Очень часто приходится сталкиваться с двумя крайностями:
Первая крайность: ребёнка «запугивают» школой. Говорят: «Вот пойдёшь в школу, там…». Это делать крайне не желательно, т.к. у ребёнка может возникнуть страх перед школой.
Вторая крайность: ребёнку говорят, что школа – это сплошной праздник, где будет весело и интересно.
Но школа – это не детский сад с его утренниками и развлечениями, хотя праздники, конечно, будут и в школе, а каждодневный труд, который потребует от ребёнка больших усилий.
И успешность обучения будет зависеть не только от способностей ребёнка, но и от его усидчивости, от способности к длительным волевым усилиям.
Как родители могут помочь ребёнку адаптироваться к школе? Задача родителей – создать в семье такую обстановку, которая подготовит ребёнка к успешной учёбе и позволит ему чувствовать себя в школе комфортно. Для этого мамам и папам первоклассника следует изрядно потрудиться.
Завтра новый день и вы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.
Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого
Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека.
Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.
Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе.
Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться
Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи
Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители).
Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка!
И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе
Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад.
В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут. .. », «Двойки будут ставить. .. », «В классе засмеют. .. » В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
Не старайтесь быть для ребенка учителем
Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.
Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями.
Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.
Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
Научите ребенка правильно реагировать на неудачи
Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне. .. » должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе
Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни
Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.
Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии.(Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями. ) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
Научите ребенка самостоятельно принимать решения
Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни -еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком
Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.
Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.
Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение.
Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.
Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность
Успехов Вам и вашим детям!
Когда ребенку исполняется 6-7 лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, был хорошим учеником? Есть ли критерий, который позволяет оценить степень готовности ребенка к школьной жизни?
Такой критерий есть, и он получил название "школьная зрелость", или психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Под школьной зрелостью понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Позиция школьника обязывает занять новое положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома. Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Отношение к родным и близким. В семье ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.
Быть школьником - это уже осознаваемая ребенком ступень вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается ребенком как ответственное дело.
Если у ребенка нет желания учиться, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально - психологической готовности ребенка.
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли в будущей профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение. Здесь уместны совместный просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
Если ребенок указывает, что в школе двойки будут ставить, там программа трудная, играть будет некогда, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Не запугивайте ребенка школой!
Ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, появляется рост его самосознания. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Наряду с общей готовностью к обучению в школе ребенок должен:
Волевая готовность ребенка к школе. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Воля – это главное для овладения собственным поведением. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения, достижение цели определяется мотивацией.
Исходя из этого, взрослый должен:
У ребенка должна быть сформирована организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
Ребенок должен уметь:
Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца. Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.
На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма самоконтроля.
В самостоятельности важны инициатива, предвидение и творчество. Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых.
Ребенок должен:
Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, отмечать успехи (поощрять). С этой целью перед действием задается вопрос: "Как ты будешь это делать?" Таким вопросом взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий. Так, перед уборкой игрушек: "Что куда убирать и в какой последовательности?". Необходимо учесть, что работа должна доводиться до конца! Подведение итогов действия - очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка.
1.Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.
2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться.
3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.
4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
5. Не старайтесь быть для ребенка учителем.
6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.
7. Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений.
8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.
9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.
10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения.
11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.