Профилактика травматизма

О травматизме

15 ДЕКАБРЯ — ДЕНЬ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА

Травматизм представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни взрослых и детей.

Ежегодно миллионы людей на планете из-за личной беспечности и неосторожности или по чьей-то преступной халатности и безответственности получают травмы, становятся инвалидами, лишаются жизни.

В течение последних 10 лет в Беларуси ежегодно регистрируется более 750 тысяч травм, из них около 150 тысяч или 20% — у детей в возрасте до 18 лет. Около 3 тысяч пострадавших становятся инвалидами, а от 14,4 до 16,5 тысяч умирает в результате полученных травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин.

Что представляют собой травма и травматизм?

Травма – это повреждение тканей или органов тела в результате какого-либо внешнего воздействия (ушибы, ранения и т.п.).

Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.п.).

В зависимости от места получения травм различают несколько видов травматизма:

  • производственный — промышленный, сельскохозяйственный;
  • непроизводственный– дорожно-транспортный, уличный, бытовой, спортивный, военный;
  • детский травматизм– выделяется в отдельную категорию.

Среди лиц молодого возраста смертность от травм стоит на первом месте в структуре смертности. В структуре заболеваемости травматизм стоит на четвертом месте.

Из общего количества травм на бытовые приходится 58,4%, уличные – 22,9%, производственные – 2,8%, дорожно-транспортные – 1,3%, на другие виды травматизма – спортивный, школьный и т.п. – приходится 14,6%. Среди всех травм переломы составляют 19,7%, раны – 56%, вывихи – 13,8%. Остальные – ушибы, повреждения связок, менисков, сухожилий и т.п.

Дорожно-транспортный травматизм

Длительное время в столице и в республике сохраняются высокие показатели дорожно-транспортного травматизма, получаемые в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), которые нередко сопровождаются увечьями и гибелью людей. Эти травмы и увечья характеризуются наибольшей тяжестью, высокой летальностью, длительным лечением в стационарах (свыше 30 суток), большими материальными затратами. Смертность в результате ДТП составляет 12% от числа всех случаев смерти от внешних причин (травмы, отравления и другие несчастные случаи). По многолетним наблюдениям работников ГАИ, наибольшее количество ДТП с тяжелыми увечьями и летальным исходом приходится на четверг-пятницу, наименьшее – воскресенье-понедельник; по времени суток – «пик аварийности» приходится на период времени с 15 до 21 часа (до 46% всех ДТП), а по времени года – последний квартал (октябрь-декабрь).

Особую тревогу вызывает детский травматизм.

Дети получают тяжелые травмы, увечья и даже гибнут, будучи дома, играя во дворе, на стадионах, в школах, дорожно-транспортных происшествиях. Любознательность и стремление активно познавать окружающий мир при недостаточной силе «тормозных» процессов, отсутствие должного самоконтроля, жизненного опыта приводят к несчастным случаям.

Значительная часть дорожного и бытового травматизма приходится также и на другую «группу риска» — пожилых людей. В силу своего преклонного возраста, ослабленного организма и здоровья они нередко не рассчитывают свои силы и возможности и получают травмы и увечья, работая на дачах, приусадебных участках, при ремонте квартир, переходе улиц и дорог.

Основными причинами неблагоприятного положения с травматизмом населения столицы являются:

  • низкая бытовая, уличная и внутренняя культура и самодисциплина определенной части населения, в том числе водителей автотранспорта;
  • высокая плотность населения в столице, скученность домов и малопригодных дворов для детских игр и развлечений, увеличение автотранспорта и отставание качества дорог, системы освещения улиц, регулирования движения транспорта и пешеходов;
  • слабый контроль за детьми во внеурочное время, организация на низком уровне интересных и безопасных игр и занятий, отвлекающих от опасных шалостей;
  • недостаточная разъяснительная и воспитательная работа с населением, особенно с детьми, подростками; слабые административные и иные меры к нарушителям ДТП (пешеходам и водителям), особенно в пьяном виде.

Меры профилактики травматизма

Имеется целый комплекс практических мероприятий организационно-методической, воспитательной и разъяснительной направленности с различными категориями населения.

В дошкольных и учебных заведениях созданы уголки по безопасности движения,

Проводятся мероприятия по обеспечению безопасности в местах купания людей и т.п.

Но многое зависит от самих граждан, их личной заботы за сохранение собственной жизни и здоровья.

Взрослые и дети должны всегда знать и помнить: прогнозирование и предвидение возможных последствий в той или иной ситуации, повышенное внимание и бдительность не только в экстремальных условиях, но и в повседневной жизни, соблюдение Правил дорожного движения – помогут избежать травм и увечий, сохранить жизнь и здоровье на долгие годы. Необходимо уметь оказать первую помощь лицам, пострадавшим в ДТП (это в первую очередь касается участников дорожного движения: водителей, пешеходов).

Что бы снизить уровень детского травматизма необходимо проводить:

Постоянный контроль со стороны взрослых за поведением в детском саду, школе, дома и особенно на улице – является наиболее важной мерой профилактики бытовых травм у детей.

Благоустройство дворов, оборудование в них специальных площадок для игр.

Организация досуга в свободное время и летнего отдыха детей.

Хранение острых и режущих предметов, взрывчатых веществ, ядовитых и легко воспламеняющихся жидкостей в местах, не доступных детям.

Обучение детей правилам пользования острыми предметами домашнего обихода (вилка, нож, перьевая ручка и т.д.).

Дети должны знать, что их здоровье и благополучие во многом зависят от них самих!

Родители, воспитатели и педагоги обязаны всегда помнить, что избежать травм у детей и подростков можно только путем воспитания и привития им прочных навыков безопасного поведения. В выработке у подростков навыков осмотрительного поведения большую роль играет положительный пример взрослых.

Детский травматизм и его профилактика

 

Травмой (повреждением) называется результат внезапного воздействия на организм ребенка какого-либо фактора внешней среды, нарушающего анатомическую целостность тканей и протекающие в них физиологические процессы. Повреждения, повторяющиеся среди детей различных воз­растных групп в аналогичных условиях, входят в понятие детского травматизма.

       В зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма:

  • бытовой, 

  • уличный — транспортный и нетранспортный, 

  • школьный/дошкольный (во время перемен, на уроках физкультуры, труда и т. п.), 

  • cпортивный (при организованных за­нятиях и неорганизованном досуге), 

  • прочий (учебно-производственный, сельскохозяйственный и др.).

       Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет 70 — 75%.

       К бытовому травматизму относят повреждения, полученные во время пребывания детей в квартире, коридоре, на лестничной площадке, во дворе дома и т. п. Бытовая травма чаще всего наблюдается у детей ясельного и дошкольного возраста и снижается в школьном возрасте. У грудных де­тей около трети всех повреждений составляют ожоги и около 20 % — пере­ломы. Предупреждение несчастных случаев в быту зависит от взрослых, ухаживающих за ребенком. Правильная организация ухода, благоприятные условия окружающей обстановки являются важнейшими факторами пред­упреждения бытовой травмы.

       За детьми младшего дошкольного возраста требуется усиленное наблюдение. Систе­матическая санитарно-просветительная работа среди родителей и работни­ков детских яслей, ознакомление их с причинами травм и мерами профи­лактики могут в значительной степени снизить количество травм. Если травма произошла в детском учреждении, она должна быть предметом разбора и обсуждения.

       Бытовые травмы у детей дошкольного возраста возникают в основном при падении, ударе о разные предметы. Количество ожогов уменьшается в связи с увеличением жизненного опыта ребенка. Ожоги в этом возрасте возникают в основном из-за плохого надзора и небрежности взрослых. Предупреждение травм в этой возрастной группе зависит от соблюдения взрослыми элементарных правил безопасности в быту (правильное хране­ние спичек, ядовитых жидкостей, осторожное обращение с электроприбора­ми, сосудами с горячей жидкостью во время стирки и т. п.). У детей дошкольного возраста наряду с бытовой травмой начинает возрастать часто­та уличной травмы.

      Уличный нетранспортный травматизм обусловлен в основном несоблю­дением детьми правил поведения на улице. С целью предупреждения этого вида травматизма необходимо правильно организовать досуг детей  и др.

       Уличная транспортная травма является самой тяжелой и в связи с уве­личением интенсивности движения на дорогах городов и поселков не имеет тенденции к снижению. Травма, как правило, сопровождается сочетанными и множественными повреждениями, что может принесли к инвалидности или даже гибели ребенка. Основными причинами детского транспортного травматизма являются: безнадзорность детей, незнание и несоблюдение детьми правил уличного движения, иногда несоблюдение правил движения водителями транспорта, игра на проезжей части улицы и др. В целях пред­упреждения этих самых тяжелых повреждений необходимо проводить спе­циальные занятия по изучению правил уличного движения среди детей до­школьного  возраста, шире организовывать детские авто­дромы при парках, проводить разъяснительную работу среди родителей, воспитателей дошкольных учреждений.

Детский травматизм

       Травмы, отравления и другие воздействия внешних факторов в течение последних пятнадцати лет находятся на третьем месте в структуре смертности после болезней сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний. Ежегодно в Беларуси получают травмы более 750 тысяч жителей, из них около 120 тысяч – дети.

Что такое травма и травматизм?

       Травма – это повреждение тканей или органов тела в результате какого-либо внешнего фактора или воздействия (ушибы, ранения, механические, термические, химические,        радиационные и др.).

Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения или контингента лиц, находящихся в одинаковой обстановке, условиях труда и быта за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.п.).

       В зависимости от места получения травмы различают несколько видов травматизма:

- производственный – промышленный, сельскохозяйственный;

- непроизводственный – дорожно-транспортный, уличный, бытовой, спортивный, военный;

- детский травматизм – выделяется в отдельную категорию. Он вызывает особую тревогу. Дети получают тяжелые травмы, увечья и даже гибнут будучи дома, играя во дворе, на стадионах, в школах, в дорожно-транспотрных происшествиях.

Наиболее травмоопасные места для детей

Наибольшее количество травм дети получают:

в бытовых условиях - около 60%;

на улице (в транспорте, и вне его) – около 15%;

во время занятий спортом – 9%;

в школе – около 8%.

По степени тяжести:

на легкие повреждения приходится наибольший процент (около 50-55%;

повреждения средней тяжести составляют около 30-32%;

тяжелые повреждения – 3-4%, причем часть из них со смертельным исходом.

       Структура детского травматизма - по характеру повреждений может быть представлена следующим образом:

черепно-мозговые травмы – 35%;

закрытые переломы – 29%;

открытые переломы – 4,6 %;

ушибы, частичные надрывы связочного аппарата – 9,8%;

ожоги, отморожения – 8,9 %;

раны – 9,2 %;

прочие (электротравмы, утопление, укусы) – 3,5%.

       Эти показатели детского травматизма существенно различаются в возрастных группах. Наиболее высокая смертность от несчастных случаев, по данным ЮНЕСКО, у детей в возрасте от 5 до 14 лет – до 50%, а в возрасте до 1 года смертность от травм составляет 4 % и сопоставима со смертностью от несчастных случаев в возрастной группе старше 65 лет.

       У мальчиков травмы встречаются чаще (2/3 к общему числу), так как они менее управляемы и более подвижны в быту, школе, на улице и так далее.

Предупреждение школьного травматизма

Школьный травматизм

За последнее десятилетие в состоянии здоровья и патологии детей произошли существенные сдвиги: травмы и несчастные случаи стали занимать одно из первых мест в структуре причин смертности. Значительное число травм приводит к тяжелым осложнениям, подчас завершающимся инвалидностью, возникновению стойких функциональных нарушений, анатомических и косметических дефектов, которые в свою очередь обусловливают трудности в обучении, выборе профессии, социальной и личностной адаптации.

Слово “травма” происходит от латинского слова и в переводе оно означает телесное повреждение при ранении. Повреждения, которые повторяются в определенной группе населения, называется травматизмом. Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детей разного возраста.

Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты, изучающие детский травматизм, подразделяют его на четыре основных вида: школьный, бытовой, уличный и спортивный. Среди детского травматизма школьный стоит на третьем месте после бытового и уличного. Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной  15%-20% всех детских травм. Чаще всего ребята получают травмы во время перемен, перед началом или же сразу после окончания занятий.

Вам, конечно, приходилось видеть детские потасовки: второклассники выбежали из школьных ворот смеются, толкаются, один ударяет другого портфелем по голове. Сотни таких эпизодов  проходят бесследно, и потому сложилось впечатление об их безобидности. Но нередко бывает, что привыкший к подобным потасовкам ученик не рассчитал тяжести портфеля силы размаха и дело дошло до сотрясения мозга. А сколько травм происходит из-за, казалось бы, невинной подножки! Упал с размаху на жесткую поверхность, ударился об угол подоконника, о батарею отопления — и в результате сильный ушиб головы, вывих плечевого сустава, перелом голени.

В большинстве случаев школьники травмируются в результате:

  • нарушения дисциплины, озорства, шалости и неосторожности;
  • на уроках физкультуры;
  • вследствие нарушения правил поведения в спортзалах или спортивных площадках;
  • в результате бесконтрольности со стороны педагогов;
  • в случае неисправности спортивных сооружений в спортзалах или на территории школы.

Для правильного представления о школьном травматизме и его профилактике нужно учитывать три периода в жизни школьника: младший школьный возраст (7-10 лет), средний (11-14) и старший (14-16). Установлено, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации, обусловленные особенностями психофизического и эмоционального развития детей.

Дети младшего школьного возраста (7—10 лет) только что получили самостоятельность и освобождены от постоянной опеки взрослых. Любознательность, стремление активно познавать окружающий мир при недостаточной силе тормозных процессов, отсутствие должного самоконтроля, жизненного опыта приводят к несчастным случаям. Кроме того, у детей этого возраста большое место в жизни занимают игры, в основном подвижные, коллективные, включающие соревновательный момент, сложные положения, из которых надо найти выход. Все это привносит в игры эмоционально-аффективный фактор, делает их травмоопасными. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Приведем пример : Миша, 10 лет, быстро шел по коридору. Ему подставили подножку. Он упал, ударился головой о батарею. Доставлен в больницу с диагнозом: «Сотрясение мозга. Ушибленная рана головы». Пролежал 14 дней.

Опасность поджидает детей при игре с острыми предметами. Ребята выясняют отношения с помощью «фехтования» различными предметами (палки, пеналы, ручки и т.д.), другие любят стрелять: Марк, 8 лет, почувствовал острую боль в области правого глаза. В офтальмологической больнице поставлен диагноз: «Повреждение правого глаза». Из глазного яблока удален кусочек скрепки, которым в него выстрелили из рогатки. Зрение этим глазом в значительной степени утрачено.

У детей 11—14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е переход от детского возраста к юношескому. У них вырабатывается характер, внутренняя свобода, волевые качества. Дети способны лучше усваивать, обобщать и мыслить нестандартно. Наибольшее развитие этих качеств достигается в возрасте 15-17 лет. Травмы обусловлены их большей социальной активностью, связаны с мотивационным уровнем поведения. Детям кажется, что они превзошли опыт окружающих их взрослых, всё познали. Появляется повышенный интерес к героизму, всякого рода приключениям. В отличие от младших школьников в этой группе значительный удельный вес приобретают травмы спортивные; это вызвано желанием подростков показать своим товарищам достижение в силе, беге, ловкости, выносливости и т. д. Однако и в этом возрасте отмечаются повреждения, полученные во время игр.

Медицинские работники школ, проводя полный учет травм с выяснением места происшествия, причин и обстоятельств их возникновения, имеют возможность оценить эпидемиологическую картину травматизма в школе. На основании этого и должна строиться профилактическая работа конкретно в каждой школе.

В целом предусматриваются предупредительные мероприятия:

  • обеспечение травмобезопасности окружающей обстановки в школе (защищенные батареи, незахламленные лестницы, переходы, достаточная освещенность и пр.);
  • организация отдыха, контроль за поведением учащихся во время перемен;
  • неукоснительное соблюдение техники безопасности на уроках физики, химии, трудового   воспитания;
  • нравственное воспитание учащихся — формирование у них гуманности, этических   норм   поведения;
  • гигиеническое воспитание учащихся;
  • организация досуга учащихся во внеучебное время;
  • воспитательная и санитарно-просветительная работа с родителями. 

Профилактика травм на уроках физкультуры предусматривает устранение причин, их вызывающих. Для этого необходимы:

  • оснащение спортивных залов исправным и соответствующим возрасту учащихся оборудованием и инвентарем;
  • строгий санитарный надзор за местами проведения занятий;
  • повышение дисциплины учащихся во время занятий;
  • тщательный медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся;
  • контроль за квалификацией преподавателей по физическому воспитанию.

Для повышения медико-гигиенических знаний у родителей можно проводить лекции и беседы во время родительских собраний, организовать цикл занятий по теме университета здоровья, в программу которых входят вопросы воспитания детей, особенностей детского травматизма, оказания  первой   помощи   при   травмах.

Причины школьного травматизма

Дети получают травмы, во-первых, в силу своих эмоционально-психологических особенностей.

С одной стороны, ребенок обладает очень высокой активностью, импульсивностью, с другой - еще не может адекватно оценить последствия своих действий и степень опасности некоторых из них для себя и окружающих.

Во-вторых, современные дети 8 большинстве своем физически недостаточно развиты: страдают координация движений и владение своим телом.

Сегодня дети предпочитают проводить время за компьютером либо перед телевизором. В распорядке их дня практически нет времени для прогулок и игр на свежем воздухе, которые так необходимы для нормального физического развития ребенка.

Следующая причина детских травм - невнимательность взрослых.

Коль скоро речь идет о травмах, получаемых ребенком во время пребывания в школе, то причиной становятся недочеты в организации проведения уроков, нарушение правил безопасности, в том числе из-за ослабления надзора за учащимися со стороны персонала школы.

Когда чаще всего случаются травмы у детей в школе Большинство повреждений (до 80 процентов) школьники получают во время перемен. В коридорах после урока одномоментно скапливается большое количество детей, они бегают, выплескивая скопившуюся за урок энергию, сталкиваются, падают - травмы неизбежны. Также возможно получить травму на уроках физкультуры, труда, физики или химии. Эти случаи обусловлены в основном нарушением правил безопасности.

Какие бывают травмы у детей

Травмы и повреждения бывают самые разные. Это и ушибы, и растяжения связок. Но чаще всего обращаются с переломами, полученными вследствие падения (с лестницы, перил, после столкновений и т.д.). Причем переломы рук, точнее предплечья или ключицы, происходят в 4-5 раз чаще, чем переломы ног.

Существует ли зависимость между возрастом детей и количеством травм, которые они получают? Безусловно, определенная зависимость существует: чаще травмируются дети 8-10 и 14-15 лет. Дети первой возрастной группы - школьники младших классов - отличаются высокой активностью. Это непоседы, которым трудно усидеть на месте. Они любят подвижные игры, быстро входят в азарт, бегают, прыгают, катаются на перилах и т.д. Нередко травмы получают в результате столкновения друг с другом или когда запинаются и неудачно падают. Подростки (дети второй возрастной категории) нередко травмируются во время драк, потасовок, или, к примеру, когда один ставит другому подножку, толкает, бьет твердым предметом и т.д. Дети в этом возрасте уже осознают возможные последствия своих действий, но, тем не менее, пренебрегают опасностью, совершают бездумные поступки, становясь жертвами собственной бравады, желания отличиться перед сверстниками.

Профилактика школьного травматизма

Нелишним будет напомнить родителям? что в профилактике детского школьного травматизма именно на них лежит основная ответственность. Безусловно, предсказать, предвидеть то, где ребенок может травмироваться, невозможно. Но научить ребенка правилам поведения в общественных местах под силу любому родителю. Важно объяснить, например, что драка - это неприемлемый способ выяснения отношений, ведь всегда можно договориться или постараться избежать конфликта.

Родители должны сделать все от них зависящее, чтобы их ребенок ни по не знанию, ни, тем более, умышленно не наносил вред своими действиями другим детям. При необходимости родители могут поговорить на тему безопасности пребывания детей в школе с классным руководителем своего ребенка, поинтересоваться, какие меры профилактики школьного травматизма предусмотрены руководством, есть ли в школе медпункт. Как правило, поддерживание тесного контакта с учителями всегда дает хорошие результаты. Важным элементом профилактики детского травматизма является повышение уровня их физического развития. Сегодня есть масса возможностей записать ребенка в спортивную секцию. Абсолютным приоритетом в работе любого тренера, особенно занимающегося с детьми, является обучение технике безопасности и спортивному поведению. В жизни ребенка должна присутствовать адекватная его возрасту физическая нагрузка, возможность выплескивать постоянно накапливающуюся у него энергию. Направить ее в мирное русло могут и сами родители, привив своему ребенку любовь к спорту. Не обязательно заставлять ребенка - давлением можно только отпугнуть. Весьма эффективен личный пример. Это могут быть совместные походы в тренажерный зал, семейные прогулки на велосипеде, зимой - на лыжах, катание на коньках. Также несложно оборудовать дома детскую спортивную стенку с набором снарядов (кольца, брусья, канат, шведская стенка). Основа отношений человека к физической активности, к спорту формируется в детстве - привычки и предпочтения, сложившиеся в семье, ребенок в дальнейшем в значительной степени переносит в свою взрослую жизнь. Ребенок, занимающийся каким-либо видом спорта, не только физически крепче, но и, как правило, эмоционально более стабилен, обладает хорошей координацией, владеет способами подстраховки, умеет группироваться при падении, лучше осознает степень опасности некоторых действий. 

свернуть