Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних

Насилие и его последствия для детей

Насилие и его последствия для детей

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами всегда несут серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко угрозу его жизни или даже смерть.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ  

это действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, а также сверстников или других детей, в результате которых физическое или умственное развитие ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Например, телесные наказания, удары ладонью или кулаком, пинки, царапанье, ожоги, удушье, грубые хватания, щипки, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.

Физические признаки:

  • без объяснения образующиеся гематомы (в различных стадиях заживления), рубцы, следы укусов;
  • без объяснения образующиеся ожоги (в особенности ожоги от окурков); - необъяснимые фрактуры, ссадины, рваные раны.

Признаки, касающиеся поведения:

  • самоповредительное поведение;
  • исключительная замкнутость   или

агрессивность; - избегает физического контакта;

  • боится идти домой;
    • сбегает из дома;
    • болезненная ходьба; - носит скрывающую тело, неподходящую для погодных условий одежду.

      ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ  

      • это любое действие, которое помещает эмоциональное напряжение ребенка в положение, опасное для возрастного развития ребенка (страх, волнение, унижение, отчаяние).

      Например, обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, унижение его достоинства, отвержение ребенка, длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей, принуждение к одиночеству, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т. д.

      Физические признаки:

      • речевые дефекты
      • позднее физическое развитие
      • обострение дефектов здоровья.

      Признаки, касающиеся поведения:

      • дурные привычки (сосание, качание);
      • антисоциальное и деструктивное поведение;
      • заторможенное развитие;
      • апатичен, устает;
      • эмоционально холоден, проявляет вандализм или агрессию по отношению к другим.

      ОТСУТСТВИЕ ЗАБОТЫ О РЕБЕНКЕ  

      • это вид недостойного обращения с ребенком, при котором ребенок помещается в состояние психического или физического неудобства оттого, что его первостепенные потребности не удовлетворяются со стороны родителей. Пренебрежением к ребенку считается невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

       Физические признаки:

      • заброшенность;
      • отказ от ребенка;
      • недостаток заботы;
      • измученный вид;
      • непрерывное чувство голода, исхудалость, плохая гигиена, несоответствующая погодным условиям одежда, наличие вшей. Признаки, касающиеся поведения: - ворует еду, просит  чужих людей дать ему покушать; - часто в мыслях «где-то витает»;
      • часто опаздывает или прогуливает школу;
      • - самоповредительное поведение.

      СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ  

      • это всякого рода сексуальная активность по отношению к ребенку, которая превышает нормы общения с ним.

              Физические признаки:

      • рваное или кровавое нижнее белье;
      • боль или зуд в области гениталий;
      • трудности при ходьбе или сидении;
      • гематомы или кровотечения на внешних гениталиях; - венерические заболевания;
      • беременность;
      • частые инфекции      мочеиспускательных каналов.

      Признаки, касающиеся поведения:

      • замкнутый или в непрерывной депрессии;
      • вызывающее (предлагающее         себя)

      соблазняющее поведение; - низкая самооценка и минимальная вера в собственные возможности; - плохие отношения со сверстниками;

      • избегает физического контакта;
      истерическое, эмоциональное
      • пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
  •  Физические признаки:

    • заброшенность;
    • отказ от ребенка;
    • недостаток заботы;
    • измученный вид;
    • непрерывное чувство голода, исхудалость, плохая гигиена, несоответствующая погодным условиям одежда, наличие вшей. Признаки, касающиеся поведения: - ворует еду, просит  чужих людей дать ему покушать; - часто в мыслях «где-то витает»;
    • часто опаздывает или прогуливает школу;
    • - самоповредительное поведение.
      • знание о сексе и об играх сексуальной направленности.

      ЕСЛИ ХОТЯ БЫ НА ОДИН ИЗ ЭТИХ

      • социально-педагогический центр!
      • в милицию – немедленно, в случаях выявления сексуального и физического насилия!
      • в органы опеки и комиссию по делам несовершеннолетних – немедленно!

        ПУНКТОВ ЕСТЬ ОТВЕТ «ДА», 

        ТО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ  ЗА ПОМОЩЬЮ!!!

        Куда обратиться за помощью?

      Что сделать еще?

      • сообщить о случившемся родителям или законным представителям ребенка;
      • в случае сексуального или физического насилия вызвать скорую помощь или оказать
        • постараться оградить ребенка от дальнейшего контакта с насильником (отвести в социальный приют, остаться с ребенком для его безопасности);
        • не предпринимать никаких самостоятельных действий в случае выявления сексуального или явного физического насилия - только немедленно сообщить в милицию и орган опеки.

          ребенку первую помощь, внимательно следя за тем, чтобы не уничтожить следы преступления (не мыться, не стирать одежду);

        ЕСЛИ РЕБЕНОК ГОВОРИТ ВАМ, ЧТО ПОДВЕРГАЕТСЯ НАСИЛИЮ  

        • ПОВЕРЬТЕ ЕМУ. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно, если он рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию;
        • НЕ ОСУЖДАЙТЕ ЕГО. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ребенок;
        • ВЫСЛУШАЙТЕ ЕГО    внимательно, спокойно      и          терпеливо,     показывая,     что

        понимаете всю тяжесть его страдания;

        • НЕ ПРЕУМЕНЬШАЙТЕ ЕГО БОЛИ, говоря, что «… не случилось ничего страшного, все пройдет…»;
        • НЕ ОТВЕРГАЙТЕ ЕГО: если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.

        КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ РАЗОБРАТЬСЯ С ИХ ЧУВСТВАМИ?  

        дети показывают свои страдания и волнения при помощи своего поведения - сверхчувствительного, замкнутого или шаловливого. Дайте ребенку дополнительную
      • поддержку, подбодрите его и будьте терпимыми, когда он находится в стрессовом состоянии;
      • будьте чуткими к чувствам, которые ребенок вербально или невербально выражает; - помогите детям поговорить о своих чувствах вместо того, чтобы ребенок просто замкнулся, научите             разрешать      проблемы словесно, а не физическим методом;
      • проводите беседы о чувствах, выражая ваши собственные переживания, замечайте чувства ребенка («мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже»);
      • детей младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им войти в эмоции, более точно распознать их и справиться с ними;
      • помогите детям научиться успокаиваться самостоятельно, когда они расстроены. Например, иногда ребенку постарше необходимо просто немного времени побыть одному;
      • убедите ребенка, что у всех детей возникают реакции на определенные ситуации («иногда дети пугаются и это нормально», «если что-то не работает, это тебя раздражает»);
      • иногда детям легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если чтото не так. («ты выглядишь немного расстроенным. Наверно ты думаешь о своей мамочке?»);
      • бывает так, что детям легче комментировать чувства ребенка в контексте чувств большинства детей. («большинству детей становится страшно и грустно, когда их папа и мама ссорятся»).
свернуть

Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних

17.11.2021

 

 

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, в настоящее время не теряет свою актуальность.

Под насилием понимают социальное явление, которое не зависит от возраста ребенка, его личностных особенностей, семейной ситуации. Принято считать, что, в основном, насилию подвергаются дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях. Однако последние исследования показывают, что жестокое обращение к детям применяют в семьях внешне благополучных и состоятельных.

Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Внедрен в практику деятельности Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

При установлении фактов жестокого обращения родителей, физического и (или) психологического насилия по отношению к ребенку, несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком. Выделяют различные виды насилия: физическое, сексуальное, психологическое и др. Поскольку сталкивающиеся с насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для окружающих.

Так как же распознать, заметить, увидеть, что ребенок подвергался, или подвергается насилию, являлся свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия?

Все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения, относятся к физическому насилию. Это – избиение, толчки, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, использование оружия, нанесение ожогов и др.

Первое, на что стоит обратить внимание при выявлении насилия, это на появившиеся или участившиеся поведенческие и эмоциональные проблемы у несовершеннолетнего.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

- частая задумчивость, отстраненность;

- постоянная депрессивность, грустное настроение;

- нежелание принимать участие в подвижных играх;

- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

- терроризирование младших детей и сверстников;

- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;

- утрата гигиенических навыков (чаще всего это касается малышей).

Необходимо обратить внимание на появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;

- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться снять нижнее белье во время медицинского осмотра);

- головная боль, боли в области желудка и сердца;

- навязчивые страхи; расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

Появляются проблемы, связанные с познавательной сферой.

Происходят изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;

- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю …», «я не могу ездить в лифте»);

- неспособность защитить себя, несопротивление насилию и издевательству над собой, смирение.

Становятся заметными изменения самосознания ребенкаснижение самооценки; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. По словам взрослых людей, которые в детстве часто становились свидетелями домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.

Особое внимание хотелось бы уделить ситуациям, наиболее сложным для распознания, когда ребенок подвергается исключительно психологическому или эмоциональному насилию, и которое практически всегда сопровождают другие виды насилия.

Эмоциональное и (или) психологическое насилие выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Оно включает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы насилия, контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование, обвинение во всех возникающих проблемах, прерывание сна, процесса еды, и т. д.

Одним из распостраненных видов насилия в современном обществе является отсутствие эмоционального реагирования. Все чаще встречаются эмоционально жестокие высказывания: высказывания, которые сильно ранят ребенка (например, «Лучше бы ты не рождался», «Такие, как ты, не должны жить», «Ты полный дурак, и это не исправить» и т. д.).

У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяется психологическое или эмоциональное насилие, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание.

Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобыребёнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребёнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.

Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка: беспокойство или тревожность, длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, чрезмерная уступчивость, неумение контактировать с другими людьми, малое число друзей или их отсутствие, низкая самооценка.

Все чаще в последнее время мы слышим об участившихся случаях, касающихся половой неприкосновенности несовершеннолетних и сексуального насилия.

Поэтому следует обращать внимание на изменения в выражении сексуальности ребенка:

- странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;

- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;

- сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными движениями;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

- необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; трение о тело взрослого и др.).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются: повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить; порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; синяки и/или кровотечение в области половых органов или анального отверстия; жалобы на боль и зуд в области гениталий; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; недержание мочи.

Сексуальное насилие или развращение – это вовлечение ребёнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей. Принуждение может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы.

К сексуальному насилию относится:

- демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов;

- ласки и прикосновения к половым органам ребёнка;

- сексуальные игры и половой акт с ребёнком;

- демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания;

- вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции.

Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространённых видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребёнком со стороны кровного родственника.

Конечно, получить достоверную картину распространённости этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребёнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин, и, прежде всего, нежеланием «выносить сор из избы».

Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребёнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребёнка в том, что он должен хранить тайну.

 Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье. Последствия могут быть кратковременными и длительными, могут возникать непосредственно после случившегося или проявляться позже.

 

билборд 2

https://uo.schoolnet.by/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8

свернуть