Научно-исследовательская и поисковая деятельность

Философское значение герба «Лелива»

ГУО «Станьковская средняя общеобразовательная  школа

имени Марата Казея»

 

 

 

 

 

Философское значение

герба «Лелива»

 

 

 

Исполнитель:

Апранич Никита Александрович,

ученик 9 «А» класса

 

                                                                 

Руководитель:

Апранич Татьяна Валентиновна,

 учитель русского языка и литературы

Рабочий телефон: 3-33-36

 

Научный руководитель:

Маслиев Олег Игоревич,

архитектор УП Белорусской Православной Церкви «Департамент внешних связей Белорусского Экзархата», научный руководитель Станьковского дворцово-паркового ансамбля

 

 

 

222731, Минская обл., Дзержинский р-н, д. Станьково

2009 г.

 

 

 

Содержание работы:

 

  1. I. Введение…………………………………………………………………….…..3

I.I   Актуальность исследования............................................................................3

I.II Степень разработанности проблемы (обзор специальной литературы по теме исследования )......................................................…......................................3

I.III Объект исследования......................................................................................4

I.IV Предмет исследования....................................................................................4

I.V  Цель  исследования…………………………………………………………..4

I.VI Задачи исследования………………………………………………………...4

I.VII Гипотеза …………………………………………………………………….4

I.VIII Теоретико-методологическая основа исследования…………………….4

I.IX  Методы  исследования……………………………………………………...5

I.X   Достоверность и обоснованность результатов  исследования.…………..5        

I.XI  Научная и практическая новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов……………………………………………5

I.XII  Выбор темы исследования………………………………………………...6

I.XIII Основные положения, выносимые на обсуждение……………………...6

I.XIV Апробация  результатов исследования…………………………………...6

II Роль символов жизни человека……………......................................................7

II.I  Геральдическое искусство в Европе………………………………………..8

II.II Историческое развитие герба «Лелива» и пути заимствования

его основных символов ........................................................................................9

III  Символическое значение шестиконечной звезды………………………...11

IV   Символическое значение полумесяца…………………………………….13

V  Значение основных геральдических цветов «Леливы»……………………15

VI Заключение …………………………………………………………………..16

VI.I Выводы....................................................……...........…………….…….…..17

VI.II Перспективы работы над темой………………………………………….18

VII Список литературы .......................................................................................19

Приложение ……………………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность исследования

В XXI веке человек все чаще обращается к истокам своего духовного развития, пытается найти ответы на ставшие нормой вопросы, в очередной раз  окунуться в историю и провести параллель между жизнью отдельно взятой группы людей  и их нравственными ценностями.

Человек – это созидатель. Он строит дома, возводит деревни, обустраивает города. Как и люди, населенные пункты рождаются, растут, достигают определенных успехов, а затем стареют либо вовсе исчезают. Но свидетелями былой гордости и славы остаются древнейшие гербы, которые, в свою очередь,  напоминают нам о богатом прошлом страны и его жителей.

Мне 14 лет. Я живу в Станьково и считаю свои долгом знать историю этого края. Для меня история – это не только события и их последствия. История – это зашифрованная гербовая система знаков и  символов, имеющих глубокое философское значение.

Сегодня все гербы можно условно разделить  на две основные группы: функциональные и штучные. Но, параллельно, согласно утверждениям белорусского историка Анатолия Титова,   существуют гербы, символическое значение которых геральдистами до конца не изучено. Среди них древнейший герб «Лелива» - гордость Станьково.

Таким образом, отсутствие данной информации побудило меня заняться поиском ответа на выше  обозначенную проблему.  Актуальность темы исследования обусловлена неослабевающим вниманием со стороны государства, области  и региона к проблеме возрождения и глубокого изучения  нашего национального наследия. Восполнение этого информационного пробела позволяет в очередной раз пролить свет на  многовековую  взаимосвязь, тесное сотрудничество  истории, религии и человека.

Степень разработанности проблемы

В данной работе используются ведущие термины и понятия  геральдики – локальной области знания на границе истории и прикладного искусства.

Основным предметом работы является герб (от нем. Erbe – наследство) - неизменный, постоянный, составленный, изображенный и текстуально зафиксированный по известным правилам индивидуальный отличительный и социально-правовой признак конкретного лица, рода, корпорации и территориально-исторического образования (города, провинции, государства).

  В процессе работы я изучил ряд книг по искусству, живописи, архитектуре, философии, культурологии,  религиоведению,  нумизматике, геральдике, истории  и медальерному искусству. Меня заинтересовали труды А.Титова «Геральдика белорусских мест», «Гербы белорусских городов», А.И.Валахановича «Графы фон-Гуттен Чапские в Беларуси». Основываясь на идеях выше указанных авторов,  религиоведческую тему данной работы можно  рассматривать как один из направляющих векторов развития геральдического искусства.

Существует широкий спектр идей, которые представлены в работах В.Иванова, В.Трифонова. К числу определяющих наш подход в данной области относятся труды С.Минакова «Храмы России», Ю.Н.Лукина «В мире символов», А.Б.Лакиера «Русская геральдика», в которых представлена классификация основных христианских крестов, монограмм, символов.

 Таким образом, на основании приведенных выше результатов обзора научных работ, можно сделать вывод о том, что число источников, напрямую связанных с поиском ответа на наш вопрос, весьма ограничено. Рассмотрение  символической взаимосвязи основных геральдических знаков «Леливы» в условиях развития христианства, православной иконописи и архитектуры (В.И.Плужников, Н.Будур, Е.Трубецкая) позволяет сделать конкретные шаги на пути  к определению философского значения  герба «Лелива».

Объект исследования –  процесс развития герба «Лелива» на протяжении истории.

Предмет исследования – основные геральдические знаки «Леливы», синий  цвет щита, золотой цвет полумесяца и каймы герба.

Цель исследования -  изучить основные закономерности развития герба «Лелива» для последующего определения философского значения его основных символов и цветов.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

  1. Систематизировать все версии развития герба «Лелива».
  2. Установить взаимосвязь между развитием христианства и основными геральдическими символами и цветами.
  3. Обобщить полученные результаты работы.
  4. Определить возможности использования полученных результатов на практике.

Гипотеза:

Цель исследования по изучению  основных закономерностей развития герба «Лелива» для последующего определения философского значения его основных символов будет достигнута, если:

  1. изучить литературу по теме исследования;
  2. обозначить основные особенности использования шестиконечной звезды и золотого полумесяца, обращенного рожками вверх, в геральдике, христианстве и иконографии;
  3. обосновать значение основных геральдических цветов «Леливы».

Методологическую основу исследования составляют принципы системности и историзма.

Непосредственно теоретической основой исследования явились работы ученых, исследующих вопросы геральдической и православной символики (А.Б.Лакиер, А.Титов, А.Н. Казакевич, Н.А.Ионина).

Для исследования философского значения герба «Лелива» нами были использованы основные методы работы: словесные,  наглядные,  практические,  проблемно-поисковые,    проектные,  аналитические,  самостоятельные.

Достоверность и обоснованность результатов исследования  обеспечивается целостным подходом к решению проблемы и комплексной теоретико-методологической основой исследования:

  1. практичностью методов исследования его цели, задачам и предмету;
  2. привлечением обширного литературоведческого материала;
  3. сопоставлением данных, полученных в ходе исследования, с изданными материалами.

Результаты анкетирования, проведенного мною на базе ГУО «Станьковская средняя общеобразовательная школа имени Марата Казея» среди учащихся 8-11 классов (139 человек), свидетельствуют о том, что 107 учащимся интересна тема исследования,  они с уважением относятся к истории своей страны и малой родины. 78 человек изначально не предполагали о богатой истории герба «Лелива».  92 человека считают, что гербы отражают внутреннее содержание рода или населенного пункта.

Научная и практическая новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка анализа символического значения основных геральдических знаков (шестиконечной звезды, золотого полумесяца) и цветов «Леливы» на основе анализа исторических событий, христианских символов, памятников иконографии и архитектуры. Выявлена и обоснована  ранее неизвестная связь    между шестиконечной звездой и первыми монограммами Христа. Золотой полумесяц представлен как символ христианской  веры, чистоты и целомудрия. Осуществлена оценка влияния исторических событий на использование конкретных знаков в жизни людей, их трансформацию и философское значение.

Представляет интерес тот факт, что наше исследование направлено на изучение динамики использования геральдических знаков «Леливы» представителями различных народов и культур.

Теоретическая значимость исследования направлена на расширение наших знаний в области истории, культурологи, религиоведения и краеведения.

Результаты  исследования философского значения герба «Лелива» позволяют определить особенности характера его владельцев.  Благодаря символам мы имеем возможность обозначить или конкретизировать их отношение к историческим памятникам или предметам.

Впервые в учебной практике предпринята попытка совмещения иконографических и геральдических знаков и символов, иконографических и геральдических цветов, что позволило доказать наличие многовековой глубинной связи между жизнью человека и христианством, способствующей воспитанию духовной и исторической культуры подрастающего поколения на основе христианских традиций и ценностей.

Результаты исследования могут быть использованы в области религиоведения, геральдики  и культурологи с целью формирования единого мнения о смысловом значении герба «Лелива». Данный факт актуален на современном этапе, т.к. в настоящее время ведется активная работа по восстановлению Станьковского дворцово-паркового ансамбля, а символы «Леливы» находят свое место не только на гербе рода Чапских, но и на основных архитектурных сооружениях, предметах быта, фамильных драгоценностях.

Идеи и выводы работы могут быть предложены для рассмотрения участниками духовных центров, исторических клубов образовательных учреждений, библиотек, музеев,  потомками родов, взявших за основу своих семейных гербов древнейший герб «Лелива». Практическая значимость работы связана с возможностью ее использования в преподавании учебных курсов по истории, культуре  и теологии.

Выбор темы исследования

Практически не существует ни одного научного исследования в области истории, геральдики, которое в той или иной степени рассматривало бы проблему наличия основных геральдических знаков «Лелива» с точки зрения их смысловой нагрузки. Это, с одной стороны, облегчает поиск кода на пути расшифровки основных знаков, а с другой – затрудняет исследование данной проблематики, которая предполагает наличие сравнительного анализа различных точек зрения. Исходя из вышеизложенного, мы избрали темой своего исследования проблему изучения философского значения герба «Лелива». Также данный выбор темы исследования обусловлен значимостью проблемы развития и воспитания исторической и духовной памяти белорусов.

Основные положения, выносимые на обсуждение

В результате исследовательской работы мы пришли к ряду положений, которые выносятся на обсуждение:

  1. Историческое развитие герба «Лелива».
  2. Наличие монограмм Христа на гербе «Лелива».
  3. Взаимосвязь между полумесяцем «Леливы и полумесяцем на памятниках иконографии и архитектуры.
  4. Цветовая гамма герба «Лелива».

Апробация результатов исследования

Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседании методического объединения учителей естественных наук ГУО «Станьковская средняя общеобразовательная школа имени Марата Казея» (декабрь, 2008), были представлены в виде доклада и видеофильма во время проведения  областного семинара по краеведению (январь, 2009), районного семинара по краеведению (февраль, 2009), школьной научно-практической конференции «Шаг в науку» (февраль, 2009). В настоящее время идет подготовка к участию в международной конференции, которая пройдет с 16 по 18 марта 2009г. в г. Минске.

 

Роль символов в жизни человека

Символика играет немаловажную роль в жизни людей. (Приложение 1)

Основное значение греческого слова «символ»  - знак, знамение, цель, небесное явление, поэтому слово «символ»  мы воспринимаем, как всякий вещественный знак, имеющий условное значение.

Первые символы или рисунки появились на заре человеческой цивилизации в виде наскальной живописи. (Приложение 2.1) В них был зашифрован не  только определенный период жизни человека или группы людей, но и подсознательная уверенность человека в  своем предназначении и  отношении к определенному месту во Вселенной. (Приложение 2.2)

Сегодня мы рассматриваем наскальную живопись как летопись событий, правила поведения членов первобытного общества, религиозные убеждения прародителей человеческой цивилизации. (Приложение 2.3) Многие символы наскальной пещерной живописи несут на себе нагрузку оберегов от злых духов, символизируют духов предков, священных животных, растений и иных сверхъестественных сил, которым поклонялись первые люди. (Приложение 2.4 – 2.7)

В конце двадцатого века  в Южной Америке был  найден скелет древнейшего человека. Сегодня  ни для кого не секрет, что самым древним останкам человека около четырех миллиардов лет. На удивление ученого света они практически ничем не отличаются от современных людей по антропометрическим признакам. Но, пожалуй, самым потрясающим фактом  для археологов стала находка рядом с останками рукотворных предметов из кости животного с изображениями гораздо более совершенными, чем наскальная живопись. Этот, казалось бы, удивительный, но далекий от нашей темы факт говорит о том, что изображения, символы, графические знаки сродни возрасту Человека и именно они играют важную роль в истории человеческого развития со времен сотворения Мира.

Человек – личность глубоко духовная. Его жизнь целиком состоит из информации. Изображение, образ, символ несет в себе «концентрированный» информационный код цивилизации. Через символы люди пытались постичь тайны, передать необходимые сведения, сохранить знания, защитить себя от видимых и невидимых врагов.

С развитием человечества символика трансформировалась в систему символов, позволяющих кодировать и расшифровывать  определенную информацию. (Приложение 3.1) Примером могут служить древнеегипетские письмена  в гробницах фараонов (Приложение 3.2), письмена на пирамидах инков и майя, китайская, (Приложение 4) японская, корейская письменность, (Приложение 5.1) где каждый отдельный символ мог означать целое слово, отдельное действие или даже целое предложение. Такая система кодировки информации была крайне сложна и неудобна в использовании. Она требовала от человека наличия хорошей  памяти и отработанных навыков запоминания тысячи знаков. (Приложение 5.2)

Впоследствии подобная система письма совершенствовалась и уступила место слоговой и буквенной системе. Однако символы, несущие в себе целый набор информации, не ушли в историю, а напротив, совершенствовались и усложнялись в сакральном значении.

Таким образом, появились знаки-символы, которые стали определенного рода эталоном, рассказывающим о конкретном роде, городе, государстве  либо их элементов, характере, настроении и т.д.

 

Геральдическое искусство в Европе

Символы, как элементы геральдики, появились во времена становления христианства, а гербы – в период раннего средневековья.

По определению ученого 17 столетия Менерие: «Герб представляет собой некое целое, исполненное иероглифическим (символическим) смыслом, состоящее из поля (основы), нарисованного или выгравированного, и центральной фигуры герба – (символического изображения), нарисованного или выгравированного и помещенного на указанной основе». Наибольшую смысловую нагрузку несла именно эта фигура, помещенная в центре щита, по форме которого можно было определить страну и народ, представителем которого был рыцарь. (Приложение 6.1)

В щите выделяли: поле, краски и изображения. Фигур, размещаемых в поле, имелось очень много. Они   утверждались за родом навечно и были неизменны. По фигуре определялись как доблесть и заслуги дворянского рода, так и его родственные связи.

Древнейшие дворянские (рыцарские) гербы относятся к концу 11- началу 12 века. (Приложение 6.2, 6.3) Появились они у германских и гальских народов, которые имели обыкновение пользоваться в сражениях деревянными яркими щитами и шлемами, украшенными перьями или изображениями животных. Развитию геральдики в Западной Европе способствовали рыцарские турниры и крестовые походы. Когда конный рыцарь опускал забрало своего шлема, то узнать о нем и его роде можно было лишь по щиту.

         В период развития гербовой символики особое значение стали уделять не только изображаемому предмету, но также  его цвету и названию.  Благодаря  названию герба  можно без изображения понять, о каком гербе идет речь, кому он принадлежит, каково его изображение, что оно символизирует. В наше время существует не одна тысяча общепризнанных геральдических символов и тысячи гербов со своими названиями, которыми пользовались тысячи родов, городов и сотни государств.

 В Германии, Франции, Богемии возникли основные типы  гербов: Сас (Приложение 6.4, 6.5),  Гриф (Приложение 6.6), Роля, Заремба. Несколькими столетиями позже они укоренились в Польше, а затем  стали наиболее распространенными  на территории Украины уже в 16 столетии. 

Учреждение дворянских гербов в России связывают с правлением Петра І, однако, есть все основания считать, что таковые существовали здесь еще в 17 веке. 

         Однако одним из древнейших гербов Европы сегодня признан герб «Лелива»,  который известен с 11 века. (Приложение 7)

        

Историческое развитие герба «Лелива» и пути заимствования

его основных символов

Герб «Лелива» представляет собой щит, окрашенный  в  синий  или голубой цвет и имеющий  золотую кайму по контуру. В  центре щита находятся золотая шестиконечная звезда и расположенный под ней золотой полумесяц, направленный рожками вверх.

         Согласно исследованиям, проведенным    историками и геральдистами можно сделать вывод о том, что символ «Леливы» был весьма распространен на территории европейских и восточноевропейских государств, в том числе и на территории Беларуси. Первые свидетельства о «Леливе» как геральдическом знаке относятся к XIXII веку (1000-1100годы). Во времена Священной Римской империи таким гербом награждали многих представителей дворянского и рыцарского сословий.

«Лелива» как польский дворянский частновладельческий герб, впервые упоминается в 1324 году  и впоследствии объединяет  474 рода  Беларуси, Украины, Литвы и Польши (Приложение 8). Польские геральдисты утверждают, что герб «Лелива» принес с собою в XI столетии с берегов Рейна (Приложение 9)  Тицимир, который, основал в Польше город и, породнившись с польскими фамилиями, передал им свой герб.

Параллельно легенда гласит о том, что герб перекочевал из Германии, из замка Моргенштерн на Рейне, или –  он дарован победителям сражения с ятвягами, добившимся успеха в бою только тогда, когда на небе появились месяц и звезды.

Польские историки утверждают, что род Леливитов (Леливов, Леливчиков) сначала пользовался гербом Любомля, в центре которого находились звенья цепи с крестом над ними. Новый герб, оформленный на основе западноевропейской геральдики, принял кастелян Спицымир в начале 14 века.

Необходимо отметить, что подобные или похожие символы, являющиеся основой «Леливы» были распространены и в богатых сословиях татарских родов в Российской империи во времена правления Петра I. (Приложение 10)

Сегодня принято думать, что крест и полумесяц исконно были символами совершенно разных и даже враждебных друг другу религий. Считается, что крест - символ христианства, а полумесяц - символ мусульманства, что крест якобы был совершенно чужд мусульманам, а полумесяц - христианам. На самом деле, как крест, так и полумесяц были тесно связанными между собой символами одной и той же религии - древнего христианства. Приведем  пример, подтверждающий нашу точку зрения. Оказывается, при раскопках старых захоронений в курганах Поволжья были найдены нательные кресты вместе с нательными полумесяцами, а  также нательные полумесяцы с крестами, составляющие один предмет. В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге выставлены вещи, найденные археологами в Харинском и Бродовском могильниках Пермской области. (Приложение 10.10) Среди них - нательные полумесяцы, нательные кресты, а также один нательный полумесяц с крестом. Крест ромбовидной формы как бы накрыт полумесяцем сверху.

Символику «Леливы» можно встретить и в буддийской,  и в иудейской культурах. Возьмем,  к примеру, звезду Давида в иудаизме. Параллельно подчеркнем, что звезда Давида в отличие от шестиконечной звезды «Леливы» имеет четко выраженные геометрические формы и при ней никогда не может быть полумесяца. (Приложение  11.5, 12.2.5)

Многие историки и исследователи склонны считать, что происхождение самого слова «Лелива» идет от рода Леливов или Леливчиков, отсюда и название герба – «Лелива». Но в европейской культуре практически невозможно встретить имя или фамилию с корнями Лелив, Лель, а вот в восточной культуре имя Лель встречается в древнерусских языческих племенах Берендеев (народный фольклор, Островский «Снегурочка»).

Большой толковый словарь Даля расшифровывает слово «Лилея» как название цветка лилии – «лилия». (Приложение 11.1)В геральдических знаках нередко встречается изображение лилии, которое символизирует  чистоту и ассоциируется  с Девой Марией. Согласно легенде, король франков Хлодвиг (ок. 466-511) после принятия христианства выбрал ее в качестве эмблемы очищения посредством крещения. Однако до XII века она не была принята официально. Исторические же источники свидетельствуют о том, что со времен Карла Великого (742-814, король франков с 768 года) лилия появляется на одеждах, скипетрах и коронах. С IX века эта эмблема появилась на итальянских печатях. Расцветшая красная лилия в серебряном поле стала гербом Флоренции, и этот дар, по преданию, она получила от Карла Великого. (Приложение 11.4)

На гербе французских королей Бурбонов лилия изображается в виде трилистника с заостренными концами лепестков, выходящими из одного центра. (Приложение 11.2,11.3) Есть также изображение лилии в виде шестилепестковой звезды, которая приближена к звезде «Леливы». Однако звезда «Леливы» более геометрическая, нежели цветок лилии.  Бесспорным остается факт, что лилия и лиловый цвет в геральдическом искусстве символизируют утонченность, мягкость, нежность, гармонию и красоту. Но такое толкование не дает полного представления о значении герба «Лелива». Единственная расшифровка названия символа и четкой принадлежности к цветовой гамме упростила бы задачу по прочтению герба и расшифровке его символического философского значения.

Таким образом, мы доказали единство двух христианских символов, креста и полумесяца, которые находят свое ближайшее отражение на древнем гербе «Лелива». Уточнив значение названия символа, перейдем к формулировкесакрального значения самого знака «Леливы». При этом будем учитывать тот факт, что герб «Лелива» появился во времена христианства. Именно данное утверждение  станет отправной точкой в поиске кода к прочтению философского значения данного герба.

 

Символическое значение шестиконечной звезды

Звезда — образ многозначный. Это символ вечности, света, высоких устремлений, идеалов. В различных традициях считалось, что у каждого человека есть своя звезда, которая рождается и умирает вместе с ним. Звезда ассоциируется с ночью, но  воплощает в себе силы духа, выступающие против сил тьмы. Также она выступает как символ божественного величия. В шумерской клинописи знак, обозначавший звезду, приобрел значения «небо», «Бог».

Звезда — распространенный в графической символике образ, смысл которого зависит от формы, количества лучей (или углов), цвета. (Приложение 12.2.2,12.2.7)

Первые символы в виде звезд  возникли в начале неолита, когда появились изображения зубчатых розеток с шестью знаками облаков, орошающих землю. Шестиконечная звезда, практически не изменявшаяся на протяжении 8 тысяч лет, переходила от одного народа к другому. Hа  Руси лепестковый шестилучевой символ, именуемый Перуновым или громовым знаком, повсеместно использовался для украшения деревянной домашней утвари и в наружном декоре деревянных изб, хоромов и церквей в качестве оберега от гнева бога-громовержца.

В XXI веке общепризнанным является мнение, что шестиконечная звезда символизирует Рождество Христова (Приложение 12.1,12.2.1). При этом, треугольная звезда — библейский символ Промысла Божьего (Всевидящее око). Шестиконечная звезда Давида  считалась и считается оберегом. (Приложение 12)

В иудейской и христианской (ветхозаветной) философии значение шестиконечной звезды, (Приложение 12.2.4, 12.2.7) состоящей из двух пересекающихся равносторонних треугольников, расшифровывается как вечная борьба добра и зла, противопоставление черного и белого, как интропретация японского символа ИНЬ и ЯНЬ. (Приложение 13.1-13.7) В частности, треугольник, обращенный вершиной вверх, символизирует  Бога, святую Троицу. А треугольник, повернутый вершиной вниз,  символизирует падшего ангела.

В христианской (новозаветной) философии также имеются шестиконечные звезды. (Приложение 13.8,13.9) Они символизируют зашифрованную монограмму Христа – вертикальная буква I (греческая «йот») обозначает первую букву имени Спасителя – Иисус, а Х в звезде (греческое «хи») – первую букву второго имени Господа – Христос (Спаситель). Такие монограммы появились в первых катакомбах во времена гонения на первых христиан. (Приложение 14.1,14.2) Данные события вынуждали верующих пользоваться символами, остерегаясь частого употребления символа Креста. Подтверждением этому являются новозаветные слова послания апостола Павла к галатам: «»О, …галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у  которых перед глазами предначертан был Иисус Христос…» (Гл.3,ст.1)

Имеет место интерпретация монограммы Христа  в виде  доконстанстиновского шестиконечного креста и послеконстантиновского шестиконечного креста с Р-образным завершением в букве I. (Приложение 14.3)

По поводу доконстанстиновского шестиконечного креста известный специалист по литургическому богословию – архимандрит Гавриил пишет, что «в монограмме, начертанной на надгробном камне (III века) и имеющей форму Андреевского креста, вертикально пересеченного чертою, есть прикровенное изображение креста». Эта монограмма была составлена из греческих начальных букв имени Иисуса Христа путем перекрестного их совмещения: а именно буквы «I» (йот) и буквы «X» (хи). Нередко она встречается в послеконстантиновский период. Например, можем видеть ее изображение в мозаическом исполнении на сводах Архиепископской капеллы конца V века в Равенне. (Приложение 14.4, 14.5)

Как известно, она получила довольно широкое распространение. Такую монограмму император Константин носил на шлеме. Она была отчеканена в середине III века на известной бронзовой монете императора Траяна Декария  (249 - 251) в лидийском городе Меонии,  изображена на сосуде 397 года, вырезана на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста. (Приложение 14.6 – 14.8)

Существует более поздний шестиконечный крест – посох пастыря.  Он подобен константиновскому кресту, но в его вершине вместо буквы Р подобие буквы Г. (Приложение 14.9)

Буква «Х» греческого алфавита уже со II века н.э. служила основанием для монограммных символов, и не только потому, что она скрыла имя Христа,  ведь, как известно, «древние писатели находят форму креста в букве Х, который называется Андреевским, потому что по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь апостол Андрей», - писал архимандрит Гавриил. Так, крест, бывший у язычников орудием позорной казни, стал знамением  победы, торжества христианства, предметом благоговения и почитания.(Приложение 14.10)

Ранее описанные кресты и монограммные символы изначально ставились на договорах и означали подпись «достойную всякого доверия».

К еще более поздним шестиконечным крестам относится «патриарший» крест– аналог креста преподобной Ефросинии Полоцкой, а также православный шестиконечный крест.  Однако два последних шестиконечных креста не имеют общего сходства с крестом – монограмма Христа – и поэтому рассматривать нами не будут. (Приложение 14.11)

Таким образом, нами доказано, что шестиконечная звезда, имеющая место на гербе «Лелива», означает зашифрованную монограмму Христа. Вертикальная линия в виде буквы «йот», проходящая по центру «Леливы», символизирует справедливость Божественных заповедей, непреклонность правды и истины. Горизонтальная линия свидетельствует о любви и милосердии Бога по отношению к человеку.

Чапские, как представители герба «Лелива»,  безусловно,  были и остаются высокообразованными людьми-гуманистами. Жизнь потомков этого великого рода свидетельствует о том, что им была известна вечная тайна духовного развития человечества: дорога к Богу – это дорога духовного подвига. Человек должен постоянно сочетать и развивать в себе любовь к высшей силе с любовью к ближнему.

 

Символическое значение полумесяца (лунницы)

Полумесяц со звездой первоначально мог символизировать Луну и Солнце - два важнейших небесных светила.              

Лунница – это негеометрический (искусственный) графический символ в форме лежащего рогами вверх или опрокинутого полумесяца, олицетворяющий древнейшую индоевропейскую мифологическую ассоциацию Луны с быком, берущим замуж Солнце – корову (славянский вариант мифа). Взаимосвязь Луны и Солнца как мужского и женского начал природы символизируется прибавлением к луннице солярного креста. (Приложение 15.7)

Связь с астрономией наиболее была распространена в геральдике во времена Генриха Спильмана (1654г.). Звезда с восемью или шестью лучами могла трансформироваться в восьмиконечный или шестиконечный крест, а  Луна  принимать  форму лунной лодки, чаши, корабля, пробирающегося по ночному небу, кораблика света в море тьмы. (Приложение 14.12-14.15)

Из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — до нас дошло образное значение креста с полумесяцем. (Приложение 15.2-15.5) «Символический  корабль в виде полумесяца в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной», - утверждают священнослужители.

Полумесяц нередко ассоциируется с люлькой Вифлеемской, принявшей Богомладенца Христа,  колыбелью Христа, колыбелью человечества, жертвенной чашей Христа,   евхаристической чашей, в которой находится Тело Христово, кораблем церковным и купелью крещальною, Ноевым ковчегом. Именно поэтому в иконописи и церковной живописи при Богородице зачастую можно увидеть полумесяц.

Параллельно следует отметить, что в  христианской иконографии Деву Марию часто изображают на полумесяце – эмблеме ее девственности. (Приложение 16)

У католиков, к примеру, полумесяц часто встречается в живописи икон и фресок («Непорочное зачатие», «Вознесение Марии», «Аве Мария»).  На  православных иконах  («Вознесение Пресвятой Богородицы», «Богородица Остробрамская»), в росписях сводах кремлевского теремного дворца также присутствует полумесяц.  В христианской церкви он всегда ассоциируется с пресвятой Девой Марией, стоящей на нем.

Такое толкование прямо соответствует каноническим текстам. Богородица может ассоциироваться с апокалиптическим образом «жены, облеченной в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. ХII, 1).

Иллюстрацией к этому образу может служить  виленская икона Остробрамской Божьей Матери, где изображение Богоматери сочетается с полумесяцем (под иконой находится большой металлический полумесяц, на котором как бы стоит Богоматерь) и ее окружает 12 звезд. Отсюда же объясняется и изображение Богоматери, стоящей на луне, в западной традиции (иконография так называемой «Богоматери — Царицы Небесной»). Этот же образ может ассоциироваться и с Церковью Христовой. Одно другому не противоречит, поскольку Богоматерь, через которую воплотился Христос, понимается  как храм Господень.

Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить на иконах в честь  Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. (Приложение 17,19)

Таким образом, сочетание креста и полумесяца находит ближайшее соответствие в изображении звезды и полумесяца на гербе «Лелива».  В свою очередь, золотой полумесяц, согласно  христианской традиции,  символизирует Богородицу, колыбель Христа,  жертвенную чашу Христа, корабль церковный и является символом нравственной чистоты, непорочности, целомудрия, искренности, честности, Рождества Христова, т.е. глубокой веры человека в свое духовное происхождение.

 

Значение основных геральдических цветов «Леливы»

В проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение.

В геральдике существует градация цветов по степени «благородства». Первым идёт золотой, затем голубой, белый, красный и т. д. Последним считается чёрный цвет.

В эзотерической символике синий цвет обозначает холод и чистоту – уход от мирской суеты и стремление к Богу. В геральдике этот цвет олицетворяет такие понятия, как преданность, великодушие, честность верность, святость, чистоту, величие, красоту, ясность, море, ночное небо, целомудрие, набожность и справедливость, силу, бдительность, стремление к победе, настойчивость,  упорство, богатство, доброе предзнаменование, гордость,  славу.

Золото — король металлов. Символизирует знатность, могущество, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение. Оно получило  широкое распространение среди западноевропейской знати и олицетворяло богатство, силу, верность, чистоту и постоянство.

Безусловно, цветовая гамма герба «Леливы» выполнена в соответствии с христианской символикой.  Используемые  цвета символизируют духовное значение священных событий.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей ассоциируются с золотым (желтым) цветом, так как это прямо связано с представлением о Христе. Золото, благодаря своему солнечному блеску, является в церковной символике знаком божественного цвета. В смысловом значении оно символизирует царственную славу, достоинство и богатство – недаром волхвы принесли золото родившемуся Богомладенцу. Это символическое значение золота духовно объединяется с его первым значением как образа «Божественного света», света правды, поэтому шестиконечная звезда и полумесяц окрашены в данный цвет. (Приложение 20)

Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом. Он символизирует небесную чистоту и непорочность Девы Марии, является цветом высшей энергии. Следовательно, именно по этой причине, щит выдержан в данном тоне. (Приложение 16-19,21)

Таким образом, мы можем утверждать, что щит, окрашенный в синий цвет, гласит о преданности делу, верности слову, величии поступков, красоте и силе мыслей, ясности ума, а также благородстве происхождения, бдительности и стремлении к победе, настойчивости и упорстве, любви к родине, гордости и славе. Полумесяц и кайма «Леливы», окрашенные в  золотой цвет, являются символом божественного начала, справедливости, великодушия и  богатства.

 

Заключение

В результате проведенного исследования основных знаков и цветов древнейшего герба «Лелива» предложены следующие решения поставленных задач:

  1. Историческое развитие герба «Лелива» происходило в условиях становления христианской религии, начиная с XI века, и было обусловлено конкретными фактами и событиями:
  • Герб «Лелива» был весьма распространен на территории европейских и восточноевропейских государств
  • Во времена Священной Римской империи таким гербом награждали многих представителей дворянского и рыцарского сословий.
  • Первые свидетельства о «Леливе» как геральдическом знаке относятся к XIXII веку (1000-1100годы).
  • Первое упоминание о гербе как о дворянском частновладельческом знаке относится к 1324 году
  • Герб «Лелива», оформленный на основе западноевропейской геральдики, принял кастелян Спицымир в начале 14 века.
  • Герб объединяет 474 рода Беларуси, Украины, Литвы и Польши.
  • Герб «Лелива» был распространен в богатых сословиях татарских родов в Российской империи во времена правления Петра I.
  1. В результате сравнительного анализа первых христианских крестов и шестиконечной звезды «Леливы» выявлено наличие монограмм Христа в центре герба.
  2. При рассмотрении памятников иконографии, архитектуры определена взаимосвязь между полумесяцем «Леливы», находящимся у основания звезды,  и полумесяцем, расположенным  у ног девы Марии на иконах или под крестом (например, на куполах церквей), который является  символом веры человека в свое духовное происхождение, символизирует крепость и чистоту духа.
  3. Цветовая гамма герба «Леливы» выполнена в соответствии с христианской символикой.

Правильность предлагаемых решений задач исследования подтверждается логическим анализом фактов, памятников истории и религиоведения.

Обоснованность правильности задач по прочтению символического значения герба «Лелива» позволяет считать исследование на данной стадии завершенным, так как цель его достигнута, найдено решение обозначенной проблемы в соответствии с выдвинутыми гипотезами.

Результаты данного исследования позволяют продолжить в дальнейшем изучение основных геральдических знаков «Леливы», соотнося их с масонскими символами, анализируя плотность их употребления на памятниках архитектуры, быта, фамильных ценностях рода Чапских. Параллельно раскрыта возможность глубокого изучения цветового спектра «Леливы» от красного до фиолетового, что и станет дополнительным предметом будущего исследования.

 

Выводы

Проведенное исследование дает основание сделать следующие выводы:

  1. «Леливу» можно рассматривать как герб, имеющий глубокое теологическое значение.
  2. Сочетание креста и полумесяца на памятниках иконографии, живописи, архитектуры находит ближайшее соответствие в изображении звезды и полумесяца на гербе «Лелива».
  3. Доказано, что существует взаимосвязь между первыми катакомбными изображениями и лучами шестиконечной звезды герба.
  4. Шестиконечная звезда, имеющая место на гербе «Лелива», означает зашифрованную монограмму Христа.
  5. Сопоставление религиоведческих точек зрения позволило определить, что вертикальная линий в виде буквы «йот», проходящей по центру звезды «Леливы», символизирует дорогу человека от земли к небу, справедливость Божественных заповедей, непреклонность правды и истины. Горизонтальная линия – свидетельствует о любви и милосердии Бога по отношению к человеку  на пути борьбы и испытаний.
  6. В результате анализа было установлено, что золотой полумесяц символизирует Богородицу и является символом нравственной чистоты, Рождества Христова, т.е. глубокой веры человека в свое духовное происхождение.
  7. Щит, окрашенный в синий цвет, гласит о преданности делу, верности слову, величии поступков, красоте и силе мыслей, благородстве происхождения, настойчивости, любви к родине, гордости и славе.
  8. Полумесяц и кайма «Леливы», окрашенные в золотой цвет, являются символом божественного начала, справедливости, великодушия и  богатства.

Таким образом, нами доказано, что герб «Лелива» имеет глубокое философское значение, символизирует духовное начало и неразрывную связь человека с Богом. Именно духовная потребность выразить себя неким символом и таким образом занять подобающее место в знаковом ряду мироздания побуждала людей обозначать не только свой род, но и покровительствующие ему высшие силы единым графическим знаком. Благодаря этой сакральной составляющей родовой знак становился священным символом каждого члена этого рода.

Чапские, как представители   герба «Лелива», по праву разместили на нем девиз «Жизнь – Отечеству! Честь – никому!», ибо он является символическим продолжением его основных геральдических знаков и цветов.

Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть, что необходимость и значимость этой работы обусловлены не только логикой развития интереса к истории происхождения герба «Лелива», но и требованиями реальной ситуации, в первую очередь вопросами, связанными с возрождением христианских ценностей и традиций, изучением истории малой родины, памятников иконографии, живописи, архитектуры, знакомством с менталитетом ее жителей в прошлом, проведением сравнительного анализа событий и  фактов.

 

Перспективы работы над темой

Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что рассмотренные вопросы требуют специального дополнительного изучения и составляют, на наш взгляд, перспективу для дальнейших  исследований путем сравнения христианских и масонских символов, наличия символов, окрашенных в белый, красный, фиолетовый цвета, дополнительного изучения формы щита «Леливы», его внешнего  украшения  и девиза рода Чапских.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Будур Н.В. Православные иконы / Н.В.Будур.- М. : ОЛМА Пресс, 2006.-603.: илл.

Валаханович А.И. «Графы фон-Гуттен Чапские в Беларуси»/ А.И.Валаханович. – Мн.: БелНДИДАС, 2003.

Иванов В.Православный мир и масонство/ В.Иванов.- М.:ТРИМ, 1993.- 96с.

Ионина Н.А. Православные святыни/ Н.А.Ионина. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 544с.: ил.

Казакевич А.Н.Символы русской Православной церкви/ А.Н.Казакевич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. 447с.: ил.

Луконин Ю.Н.В мире символов / Ю.Н.Луконин.- Харбин, 1936.-28с.

Минаков С.К. Храмы России / С.К.  Минаков. – М.: Эксмо, 2008.226с.: ил.

Плужников В.И.Термины российского архитектурного наследия / В.И.Плужников. – М.:Искусство, 1995.-163с.

Рагачева Р.П.Сокровища европейских музеев/ Р.П.Рагачева. - М.:ОЛМА Пресс, 2006.- 446и.: илл.

Символика и награды Российской державы/М.: ОЛМА Пресс, 2006.-579с.: илл.

Титов, А.К. Гербы белорусских городов/ А.К.Титов.-Мн.:Полымя, 1983.-214с.:ил.

Титов, А.К. Геральдика Белорусских мест/ А.К.Титов.-Мн.:Полымя, 1998.-287с.:ил.

 Трубецкой Е. Русская иконопись. Умозрение в красках. Вопросы о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи/ Е.Трубецкой.-М.: Белый город, 2006. – 114с.

Шедевры русской живописи/ М.: Белый город, 2006. 568с.: ил.

http://www.heraldrybooks.ru/book.php/ Лакиер А.Б. «Русская геральдика»/ А.Б.Лакиер .- М., 1885.

 

свернуть

Традиции православного зодчества в архитектуре храма Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца в деревне СтаньковоДзержинского района

Министерство образования Республики Беларусь

Отдел образования Дзержинского райисполкома

ГУО «Станьковская средняя общеобразовательная  школа

имени Марата Казея»

 

 

 

 

 

Традиции православного зодчества

в архитектуре храма  Святителя Николая

Мир Ликийских Чудотворца

в деревне   СтаньковоДзержинского района

 

 

Выполнил

Кривицкий Артём Владимирович,

ученик 11 «А» класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станьково  2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………....

3

ГЛАВА1.«НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ» СТИЛЬ  ПРАВОСЛАВНОГО ЗОДЧЕСТВА  ХІХ  ВЕКА…………………….

 

5

1.1.Исторические условия зарождения русско- византийского

стиля в архитектуре………………………………………....

 

5

         1.2.Тоновская архитектурная школа в Беларуси…………........

8

ГЛАВА2.ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ  НИКОЛАЯ МИР ЛИКИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦА В ДЕРЕВНЕ СТАНЬКОВО ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА……………………………………………………………….

 

 

9

2.1. Из истории  местечка Станьково…………………………..

9

2.2.Особенности архитектуры Свято-Николаевского храма…

12

2.3.Планировочная структура храмовогокомплекса………….

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...

20

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...

21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящий момент мы наблюдаем культурное и духовное обновление общества, в связи с чем повышается роль сакральных памятников.

Актуальность темы исследования обусловлена неослабевающим вниманием со стороны государства, области и региона к проблеме возрождения и глубокого изучения  нашего национального наследия. Выбор данной темы исследования обусловлен также значимостью проблемы развития и воспитания исторической и духовной памяти белорусов.Восполнение этого информационного пробела позволит пролить свет на многовековую взаимосвязь, тесное сотрудничество истории, религии и человека.

Наблюдается недостаточная изученность своеобразия архитектурных традиций Православной  Церкви на территории Дзержинского района.Появляется интерес к культурному наследию вообще и в Дзержинском районе в частности, осознается неповторимость образа деревни Станьково, огромную роль в формировании которого играет храмовое сооружение.

В процессе работы я изучил ряд книг по искусству, архитектуре, философии, культурологии, религиоведению. Меня заинтересовали труды А.Т.Федорука «Старинные усадьбы Минского края», А.И.Валахановича «Дзержинщина: Прошлое и настоящее»,  Г.А.Лаврецкого «Православное зодчество Беларуси», А.Н.Кулагина «Эклектика. Архитектура Беларуси второй половины XIX – начала XX века».

На основании обзора научных работ, можно сделать вывод о том, что число источников, напрямую связанных с  темой нашего исследования,  в определенной степени ограничено.

Цель исследования–изучение архитектурных особенностей храма Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца в деревне Станьково Дзержинского района и его элементов, определение или выявление уникальности объекта в сравнении с другими храмами Православной Церкви.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

1.Изучить особенности архитектуры православных храмов XIX века.

2.Рассмотреть архитектурные детали и элементы Свято- Николаевского храма  в деревне Станьково.

3.Установить взаимосвязь между архитектурными элементами храмового зодчества  и  теологическими  символами и цветами.

4.Обобщить полученные результаты работы.

Объект исследования – архитектурная и композиционная выразительность храма Святителя Чудотворца Николая в ансамбле с ограждением церковной территории, философское значение построения объёмно-пространственной композиции церковного ансамбля.

Предмет исследования – основные архитектурные элементы церковного ансамбля храма Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца в деревне Станьково Дзержинского района: крестообразная композиционная планировка, кубическое построение объёма, основанное на принципе «золотого сечения», философия пирамиды в композиции ограды погоста и  храма.

Структура работы:введение; глава 1 ”«Национально- патриотический» стиль православного зодчества ХІХ  века”, разделы:“Исторические условия зарождения русско - византийского стиля в архитектуре”, “Тоновская архитектурная школа в Беларуси”;глава 2“Храм  Святителя Николая Мир ЛикийскихЧудотворца в деревне Станьково Дзержинского района”, разделы: “Из истории  местечка Станьково”, “Особенности архитектуры Свято-Николаевского храма”, “Планировочная структура храмового комплекса”; заключение; список использованнойлитературы; приложения.

 

ГЛАВА 1

«НАЦИОНАЛЬНО- ПАТРИОТИЧЕСКИЙ» СТИЛЬ

ПРАВОСЛАВНОГО ЗОДЧЕСТВА ХІХВЕКА

1.1. Исторические условия зарождения русско- византийского стиля в архитектуре.

Наши православные храмы – это свидетели великой, трагической истории и хранители памяти, и образцы архитектуры разных эпох, стилей, территорий. А белорусские города и сёла, по точному замечанию известного исследователя древней архитектуры Н.Н.Воронина, являются кладеземзолотых зёрен, сохранившим многие памятники, воспитывающим и оттачивающим наш художественный вкус, гордость нашего великого славянского  народа, свидетельство его могучего и неиссякаемого таланта и великой любви к родной земле[7,с.5].

Все стороны бытия наших храмов осенены одним – историей православия, жизнью его духа, стоянием в веках нашей веры. Несомненно, с историей каждого православного храма связаны судьбы святых и святынь, героев, даже свои предания, мифы и легенды. И, если справедлива мысль о том, что архитектура есть окаменевшая музыка, то можно смело сказать, что православная архитектура – воплощённые в камень красота и дух православия.

История православного зодчества  глубоко связана с каноническими  и догматическим учениями православия, несёт в себе философское значение не только в вероучении, но и в иконописи, скульптуре и архитектуре(приложение 1).

С Х века православное зодчество, привнесённое в Древнюю Русь греками, развивалось, совершенствовалось, росло вместе с государственностью. Одни стили сменяли другие. Средневековые русско-византийские ориентиры в ХVII веке уступили место европейскому барокко, в конце XVIII века его сменил классицизм, а уже в первой половине ХІХ века назрела необходимость внесенияв архитектуру патриотических настроений, вызванных победой в войне 1812 года.

Всю вторую половину XIX века архитекторы размышляли над проблемой становления стиля в русской архитектуре. Наибольшее развитие и распространение в эту эпоху получил так называемый  псевдорусский стиль.

Говоря о псевдорусском стиле, необходимо уточнить, что он включал в себя несколько направлений, в том числе и русско-византийское, самым известным представителем и идеологом которого является Константин Андреевич  Тон (1794-1881гг.). Проекты этого архитектора характеризуются сочетанием деталей древнерусскогозодчества  с формами византийской архитектуры, рассматривавшейся как «праматерь» православного зодчества.

Распад классицизма обусловливался как ходом социально-экономического развития России – становлением капитализма, так и реакционной политикой самодержавия. В архитектурных кругах появилось сомнение в современности классицизма и соответствии его русским художественным традициям, обычаям и условиям жизни. Возникшее в это время идеологическое течение, так называемое славянофильство, объявившее Древнюю Русь истинной носительницей национальной самобытности и наследницей Византии, поддержало теорию «официальной народности» и насаждавшийся сверху, в противовес классицизму, русско-византийский стиль.

Зачатки этого направления в архитектуре появились еще в середине 1820-х годов в двух произведениях архитектора-классициста В. П. Стасова: в церкви Александра Невского в русской колонии в Потсдаме (близ Берлина) и в Десятинной церкви в Киеве[10,с.193].

Стасовские проекты, одобренные самим императором, оказали большое влияние на архитектора К. А. Тона, разработавшего в 1830-х годах серию проектов православных храмов в русско-византийском стиле. К. А. Тон в своих «Проектах церквей», изданных в 1838 году, и постройках, из которых самым значительным был храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883 гг.), шел по пути, проложенному В. П. Стасовым. Создание храма-памятникаявилось завершением драматической и славной истории русского народа и его героических войск, спасших Родину от наполеоновского нашествия в 1812 году[1,с.78](приложение 2).

Сущность русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных образов и форм средневекового культового русского зодчества в эклектическом сочетании их с элементами византийской архитектуры. Это были крестообразные в плане церкви с большим центральным куполом на четырех внутренних опорах и колокольнями, с малыми куполами на углах здания, закомарами над трехчастными фасадами, венцами кокошников. Много заимствований происходило  из архитектурно-выразительного арсенала владимиро-суздальской  и раннемосковской  архитектурных школ, а также из элементов  формообразования и декора  средневековой византийской архитектуры.

К.А.Тон, обосновывая свои проекты, писал, что «стиль Византийский, сроднившийся с давних времен с элементами нашей народности, образовал церковную нашу архитектуру»[6,с.33]. В 1841 году был принят закон, который указывал, что «могут с пользой применяемыбыть в соображении чертежи, составленные на построение православных церквей профессором Тоном»[8, с.4].

В 1844 году снова был издан альбом чертежей построенных К. А. Тоном церквей и храмов в русско-византийском стиле, рекомендованных в качестве образцовых для повсеместного использования и подражания. Все это не только узаконило стилистическую направленность церковной архитектуры, но пропагандировало и насаждало русско-византийский стиль как «национально-патриотический»[10, с.196]. Русско-византийский стиль особенно отчетливо воплотился в церковной архитектуре. В светском же зодчестве он проявился мало, хотя архитектор К. А. Тон и попытался его использовать в Большом Кремлевском дворце (1839- 1849 гг.)[4,с.28].

1.2.  Тоновская  архитектурная школа в Беларуси.

Тоновская школа в архитектуре церковного зодчества на территории Беларуси встречается редко, а авторская  работа великого зодчего есть только деревне Станьково Дзержинского района Минской области.

Весьма похожим по архитектурным элементам сооружениемна Свято-Николаевский храм является церковь, построенная в  1842 году в деревне Самотевичи Костюковичского района Могилёвской области. Каменный храм ретроспективно-русского  стиля, относящийся к типу крестово-купольных храмов, с кубоподобным объёмом, полукруглой абсидой и прямоугольным притвором, завершался живописным пятиглавием с луковицеобразными куполами. Фасады выделялись ризалитами и угловыми пилонами, завершались триадами массивных кокошников с килями. Плоскости фасадов  были украшены высокими узкими арочными оконными проёмами, а цоколь раскрепован прямоугольными нишами и перевязан ребристым пояском.

Храм в Самотевичах не действует, находится в аварийном состоянии, определить авторство постройки сейчас весьма затруднительно, но по общему видухрама его  можно отнести если не к Тону, то к его ученикам[7,с.9](приложение 3).

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ  НИКОЛАЯ МИР ЛИКИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦА В ДЕРЕВНЕ СТАНЬКОВО

ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА

2.1. Из истории  местечка Станьково.

Несомненно, уникальным для Белой Руси по авторству является храм Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца(приложение 4) в деревнеСтаньково, расположенной недалеко отгорода Дзержинска.

 Уникальность данного храмового сооружения определяется не только изысканностью архитектурно-пространственной композиции русско-византийского стиля, но в большей степени доподлинно известным авторством Константина Андреевича Тона (приложение 5), что в Беларуси более нигде не встречается. Интерес к данному объекту возрастает ещё  и из-за богатой, почти тысячелетней истории местечка и живописности окружающего ландшафта пейзажного дворцово-паркового ансамбля – резиденции древнейшего рыцарского графского рода фон Гуттен-Чапских(приложение6).

Преждечем приступить к анализу архитектурных и композиционных особенностей Свято-Николаевской церкви, следует вкратце упомянуть историю местечка Станьково и историю возникновения в нём православного храма. Безусловно, что предмет нашего исследования не может быть выдернут из окружающей среды, так как и среда окружения храмаи непосредственно сам храм формируют и взаимно дополняют друг друга, создавая неповторимость, живописность и уникальность местности.

Местечко Станьково (ранее Станьков) известно с ХIV века [3,с.173]. Визитная запись за 1714 год свидетельствует, что существовавшая в то время здесь православная каменная церковь была построена князем Радзивиллом задолго до введения унии. Впоследствии на её месте был сооружен новый униатский деревянный храм в честь Петра и Павла, просуществовавший вплоть до 1852 года, когда на его месте по фундации графа Эмерика-Захария-Николая-Северина фон Гуттен-Чапского (1828 – 1896)(приложение7) начато строительство нового православного каменного храма.

Строительство храма было начато с Архипастырского благословения Высокопреосвященнейшего Михаила Архиепископа Минского и Бобруйского(приложение 8). Работы по возведению храма продолжались около 6 лет. На строительство его  было израсходовано более 1 миллиона штук кирпича и около 10 000 рублей серебром. Строительство нового каменного храма было обусловлено противодействием православной самодержавной России продвижению и распространению католицизма и униатства на западных рубежах Российской империи. Проект церкви был приобретен графом Эмериком фон Гуттен-Чапским в Санкт-Петербурге в 1851 году у знаменитого архитектораакадемика К.А.Тона. За строительство этого храма Эмерику фон Гуттен-Чапскому императором Александром II была объявлена«…Высочайшая Благодарность…»[12,с.267], что способствовало в дальнейшем росту карьеры молодого графа.

28 (15) августа 1858 года, в день празднования Успения Пресвятой Богородицы, владыкой Михаилом был торжественно освящен новопостроенный храм в честь Святителя Николая Чудотворца Мир Ликийских. Графом Эмериком фон Гуттен-Чапским пожертвовано 31,5 десятин земли, расположенных на трех участках около храма.

Более 60 лет при Станьковской Свято-Николаевской церкви действовало благочиние. Первым известным благочинным при храме был протоиерей Николай Трусковский, будущий архимандрит, историк, краевед, писатель, создатель трудов по истории православных храмов. В 1883 - 1919 годах возглавлял Станьковскийблагочинный  округ протоиерей Феодор Чернявский – духовник, отец новопрославленной в наше время святой блаженной Валентины Минской(приложения 9,10).

В состав Станьковского прихода входили селения: Станьково, Кукшевичи, Коски, Кули, Заболотье, Шатилы, Петковичи, Лаптевичи (с 1960 года Васильково), Магалевщина, Гринковщина, Багрицовщина, Ляховичи, Каменка, Зосино, Мигдаловичи, Сломище, Красное, Скворцы, Добринево, Чечино, Павлово, Гороховище и другие (приложение 11).

Свято-Николаевская церковь являлась не только великолепным образцом православного зодчества тоновской эпохи, но и гармонично вписывалась в романтичный и живописный дворцово-парковый ансамбль родовой резиденции графов фон Гуттен-Чапских. Грациозно возвышаясь над берегом обширного водоема, Свято-Николаевский храм акцентировална себе все перспективные и панорамные точки ансамбля и являлся его главной архитектурной доминантой.

В 1936 году Свято-Николаевская церковь была закрыта. Весной 1961 года на реке Рапуса прорвало прогнившую деревянную запруду. Военнослужащие из гарнизонов, расположенных в Станьково, бульдозерами снесли дворец, две брамы усадьбы, часовню и кирпичную стену, ограждавшую парк (приложение12). После этого было принято решение уничтожить храм. Разрушив святыню, про неё вскоре забыли (приложение 13).

    В 1997 году в Станьково был организован православный приход в честь Святителя Николая. С 1998 года начаты работы по возрождению храма.

В 2006 году после канонизации святой блаженной Валентины Минской было получено Архипасторскоеблагословение Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси на восстановление Свято-Николаевского храма(приложение 14).

16 октября 2007 года в торжественной обстановке после молебна в южную стену молельного зала храма был заложен первый кирпич, символизирующийсобой начало возрождения святыни (приложение 15). 19 июля 2008 года в восстанавливаемом храме Святителя Николая Чудотворца прошла торжественная Божественная литургия с колокольным звоном(приложение 16).

29 декабря 2010 года при большом стечении верующих состоялось воздвижение венчающего накупольного креста, воссозданного по архивным материалам (приложение 17).

2.2.Особенности архитектуры Свято – Николаевского  храма.

Обращая внимание на архитектурный облик Свято-Николаевского храма, следует учитывать эпоху и время постройки здания. Середина ХIХ века, расцвет тоновского стиля, глубоко патриотические чувства в сфере искусства и, в особенности, в архитектуре, влияние эклектики- всё это, безусловно, отложило отпечаток на храме.

Тем не менее, в Никольской церкви полностью сохранены канонические и семантические образы архитектурных элементов, которые в полной мере выражают глубокую философскую традицию православного зодчества. Это такие архитектурные элементы, как кокошники, символизирующие византийские закомары, аркатурные пояски с висячими гирьками, взятые из архитектурных романских элементов,  византийских строений и членение фасадов на три части, характерное для всех православных храмов средневековья, и затейливо оформленные оконные лиштвы с килями, выполненные в традициях русской архитектуры и архитектуры ранней готики[6,с.37](приложение 18).

Композиционное построение облика храма базируется  на основе стиля эпохи классицизма. Фасады имеют ярко выраженное построение по принципу «золотого сечения». Сечение их на три части рустованными лопатками с подчёркнутыми базами, расставленными по классической схеме интерколумния(расстояние между колоннами), очень напоминает классические портики, завершённые архитравом с фризом, антаблементом и карнизом под классическим двухскатным фронтоном (приложение 19). Это соединение двух разных стилей архитектуры- отличительная особенность тоновской эпохи русского православного зодчества ХІХ века. Удивительный синтез совершенно разных эпох и культур, который удалось создать К.А.Тону, как нельзя лучше выражает дух русского православия, дух патриотизма – строгость, парадность выразительность.

2.3.Планировочная структура  храмовогокомплекса.

В основе планировочной структуры Свято-Никольского храма заложена традиционная каноническая основа построения древних византийских крестово-купольных храмов. Основной молельный зал представляет собой куб с подрезанными в плане углами, перекрытый системой сводов и подпружных арок, опирающихся на четыре могучих столба. Желание разнообразить архитектурную выразительность церковных строений и придать объёму церковных зданий неповторимые выразительные черты толкало зодчих на поиск новых архитектурных решений, не противоречащим православным канонам. Скошенные углы основного внутреннего объёма церкви являются весьма характерной чертой множества храмов XVIII – XIX веков(приложение 20).

В Свято- Николаевском храме скосы имеют не только декоративное значение, но и важное для любого храма – акустическое. В них размещены большие полукруглые ниши - эдикулы, направленные на угол столбов. Звуковая волна, попадающая в эдикулы, усиливается, рассекается об углы столбов и равномерно распространяется по всему залу церкви. Такое акустическое решение часто встречается в церковных строениях середины ХІХ века. Кроме того, ниши-эдикулы(приложение 21)  добавляют полезную площадь пола, что увеличивает вместимость храма.

С восточной стороны к сооружению примыкает полукруглая апсидабез постафориев (маленькие полукруглые апсиды), перекрытая конховымсводом(приложение22). В храмах Х – ХІ веков апсиды были одинарными полукруглыми, в ХІІ веке появляются боковые постафории. В первой половине ХІХвека наблюдается возврат к одноапсидным храмам с полукруглыми, гранёными или прямоугольными апсидами (храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Дзержинске и Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Прилуки Минского района, храм Петра и Павла в деревне Озеро Узденского района)(приложение 23).

С западной стороны находитсянартексная группа помещений, которая  образует половину центрального объёма и состоит из квадратного в плане притвора под сомкнуто-крестовым сводом(приложение24). Это прямоугольная иконная лавка, перекрытая цилиндрическим сводом с двумя распалубками, и лестничная клетка, размерами с иконную лавку, ведущая на хоры, звонницу и келью, расположенные на втором ярусе западной части храма (приложение 25). Встроенные  в основной объём здания церкви звонницы– отличительная особенность храмостроения первой половины ХІХ века и, в частности,весьма распространённая Константином Тоном (Свято-Рождества-Богородицкая церковь в г.п. НовоельняДятловского района  Гродненской области)(приложение 26).

Таким образом, основной объём храма вписывается в параллелепипед с пропорциями, характерными для византийских храмовых построек XII – XV столетий. Завершают основной объём триады кокошников по периметру храма, массивный световой барабан, увенчанный луковицеобразным куполом в традициях православной архитектуры XVI – XVII столетий.К основному объёму примыкают две более низкие прямоугольные одинаковыес обеих сторон пристройки (приложение 27).

Завершенная композиция храма является переосмыслением и переработкой древних форм архитектуры. Выразительность и динамизм постройке придаёт четкая геометричность, разновеликие пропорции объёмов, крестообразная планировка здания и математический расчет построения плана и фасадов, основанный на принципе геометрии «золотого сечения»(приложение 28).

Особенную выразительность и монументальность, характерные для классицизма и ампира первой половины ХІХ века, Свято-Николаевскому храму придавал высокий кирпичный, оштукатуренный и выкрашенный забор, покоящийся на высоком каменном фундаменте и раскрепованный массивными контрфорсами[7,с.10](приложение 29).Эта каменная ограда являлась не только элементом ограждения территории, но в большей степени элементом, поддерживающим архитектурную доминанту и подчеркивающим возвышенность храма.

В большинстве случаев ограды строили без учёта архитектурно-планировочной композиции комплекса. Чаще всего церковные ограды повторяли  границы территорий, а не формировали  территории в ансамбли с храмами. В нашем случае можно обратить внимание на построение планировки погоста и размещение на нём здания церкви.

Церковь в плане, как уже говорилось выше, представляет собой равносторонний византийский крест с закругленной вершиной-апсидой, вписанный в квадрат. Ограждение погоста также вписано в квадрат и со стороны апсиды закругляется. Расстояние от фасадов до ограды сравнительно одинаковое,оно равно половине ширины центрального зала или радиусу, то есть подчинено общей с храмом геометрии. Фасады ограды и отдельные её элементы, так же как и храм, подчинены принципу «золотого сечения». Если взглянуть на поперечный или продольный разрезы храма, погоста и ограды, то можно увидеть треугольную плоскостную композицию ансамбля.В трёхмерной проекции храм с оградой вписываются в правильную пирамиду с крестом на вершине(приложение30).Подобное геометрическое построение композиции храма и ограды создаёт ансамбль и являетсяуникальным примером архитектурного решения.

В таком архитектурном построении церковного ансамбля заложен глубочайший смысл и философия православного вероучения «от дольнего к горнему, от низшего к высшему»[11,с.43]. Треугольник – символ Бога Творца, пирамида – символ шатра или скинии, первого храма. В основании пирамиды – мир дольний и смертный, примером служат захоронения на погосте, в вершине – мир горний, небесный и спасительный, поэтому в вершине пирамиды находится крест - символ спасения и вечной жизни. В центре пирамиды – храм, символ пути к спасению, корабль спасения, ковчег Нового Завета. Примером подобного ансамбля храма и ограждения может служить бывший Кальвинский сбор, ныне костёл святых Петра и Павла в Новом Свержене, а также костёл в деревне СарьяВерхнедвинского района Витебской области, Свято-Михайловская церковь-крепость в деревне СынковичиЗельвенского района Гродненской области(приложение31).

Попытка создания ансамбля храма и ограждения была проведена в деревне ПочаповоБарановичского района Брестской области при строительстве Свято-Покровской церкви из бутового камня в ретроспективно-русском стиле. Выразительность храмовому  ансамблю придает динамичная продолговатая композиция четырёхчастного храма с шатровой звонницей и кубоподобным основным объёмом, увенчанным живописным пятиглавием и прямоугольная ограда  из бутового камня, раскрепованная по углам выразительными круглыми башенками с шатровыми крышами. Однако, в отличие от церковного ансамбля в Станьково, Почаповский не имеет такой глубокой философской нагрузки(приложение 32).

Крест Свято-Николаевского храма покоится на гранёном луковицеобразном куполе бирюзового цвета. Символ купола – есть небо, Вселенная. Поднятие сферической формы купола к небу по вертикальной оси – символ вознесения, восхождения и одновременно означает исходящую из креста на всю Вселенную Благодать, окутывающую небо и покрывая всё, что под ним(приложения33, 34).

Бирюзовый цвет в покрытии куполов встречается довольно редко. Сама по себе бирюза состоит из нескольких цветов спектра – голубого или синего и зелёного. В церковной семантике синий цвет символизирует небо, голубой – небо, вечность и гармонию. Зелёный цвет в семантике Церкви символизирует юность и цветение, вечную весну. Зелёные купола храмов говорят о том, что храмы освящены в честь Святой троицы и Духа Святого. Также в зелёный цвет окрашивают купола, посвященные преподобным отцам, святителям, священномученикам[2,с.410].

Симбиоз голубого и зелёного в бирюзе знаменует вечное цветение райского сада, торжество вечной жизни, бесконечную гармонию Вселенной.

Таким образом, проведя архитектурно-планировочный и композиционный анализ храма Святителя Николая можно с полной уверенностью заявлять, что и храм и ансамбль храма с оградой являются уникальными архитектурными сооружениями ХІХ века на территории Беларуси.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования основных архитектурных элементов  церковного ансамбля храма Святителя Николая деревниСтаньково Дзержинского района изученыархитектурная  и композиционная выразительность  храма Святителя Чудотворца Николая в ансамбле с ограждением церковной территории. В результате сравнительного анализа архитектурных элементов храма  выявлены такие типовые элементы для православного зодчества как кокошники, килеобразныелиштвы, аркатурные пояски с гирьками, построение   фасадов на основе принципов классицизма и «золотого сечения».

 При рассмотрении памятников церковной архитектуры Беларуси, как католической так и православной конфессий,  являющиеся прототипами или аналогами Свято-Николаевскому  храму, определены основные подходы в построении объёмно-пространственной композиции и градостроительного решения церковной территории, погоста, общие для храмостроительства.

Отдельным архитектурным мини-ансамблем храма  является венчающий накупольный крест, воплотивший в себе догматические и философские элементы и символы.

Взаимосвязь цветового решения креста, крыши и купола, покрытие ограды являются редко используемыми  в  православной архитектуре. Бирюза в покрытии куполов и кровли храмов в Беларуси нигде более не встречается.

Правильность предлагаемых решений задач исследования подтверждается логическим анализом фактов, памятников истории, архитектуры  и религиоведения.

Обоснованность правильности решения задач по изучению архитектурных особенностей Свято-Николаевского храма  позволяет считать исследование на данной стадии завершенным, так как цель его достигнута, найдены ответы на обозначенные  проблемы.

Таким образом, проведя архитектурно-планировочный и композиционный анализ храма Святителя Николая,  можно с полной уверенностью заявлять, что и храм и ансамбль храма с оградой являются уникальными архитектурными сооружениями ХІХ века на территории Беларуси.

Перспективы работы над темой

Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что рассмотренные вопросы требуют специального дополнительного изучения и составляют, на наш взгляд, перспективу для дальнейших  исследований путем сравнения элементов архитектуры православного зодчества Беларуси с архитектурными элементами иных конфессий нашей страны.

Результаты данного исследования позволяют продолжить в дальнейшем изучение основных архитектурных элементов и символов православного зодчества, соотнося их с элементами европейской архитектуры, анализируя плотность их употребления на памятниках архитектуры. Параллельно раскрыта возможность глубокого изучения внутреннего оформления и убранства православного храма,  что и станет дополнительным предметом будущего исследования.

Идеи и выводы работы могут быть предложены для рассмотрения участниками духовных центров, исторических клубов образовательных учреждений, библиотек, музеев.  Практическая значимость работы связана с возможностью ее использования в преподавании учебных курсов по истории, культуре  и теологии.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анашкевич, М.А. Храмы России /М.А. Анашкевич//М.:АСТ, Астрель, 2007.- С.20, 78, 344.
  2. Будур, Н.В. Православные иконы /Н.В. Будур // М.: Олма – пресс, 2006.- С.380-423.
  3. Валаханович, А.И. Дзержинщина: Прошлое и настоящее/ А.И.Валаханович// Мн.: «Наука  и техника», 1986.- С.173-188.
  4. Девятов, С.В., Журавлева, Е.В. Московский Кремль из глубины веков/С.В. Девятов, Е.В.Журавлева//М.: РОССА, 2007.
  5. Казакевич, А.Н. Символы русской православной церкви/ А.Н.Казакевич//М.:Олма-Медиагрупп, 2008.- С.322-330.
  6. Кулагін, А.М. Эклектыка. АрхітэктураБеларусі другой паловы ХІХ – пачатка ХХ стагодзя/А.М. Кулагін//  Мн.:Ураджай,2000. - С.33,37.
  7. Лаврецкий, Г.А. Православное зодчество Беларуси/ Г.А.Лаврецкий// Мн., 1995.- С.5-12.

8.Лаврова, Л. Образцовые проекты церковных строений: материалы

    альбомов ХІХ в./Л.Лаврова//СПб: «Логос», 2003.-С.4

9.Маслиев, О.И. Символика православного креста/ О.И.Маслиев// Мн.:

        Белорусский экзархат, 2010.

     10.Минаков, С.А. Храмы России/ С.А.Минаков// М.:Эксмо, 2008.-

        С.191-226.

     11.Рудзиевская, С. Православные храмы/С.Рудзиевская//М.:РООССА,

          2010.- С.3-48

     12.Федорук, А.Т.Старинные усадьбы Минского края / А.Т.Федорук//Мн.,

       «ПОЛИФАКТ» - «ЛЕКЦИЯ», 2000.- С.263-271

свернуть