Устав

 

УСТАВ

государственного учреждения образования

«Станьковская средняя школа имени Марата Казея»

 

(Станьковская средняя школа имени Марата Казея)

 

(новая редакция)

 

СТАТУТ

дзяржаўнай установы адукацыі

“Станькаўская сярэдняя школа імя Марата Казея”

 

(Станькаўская сярэдняя школа імя Марата Казея)

 

(новая рэдакцыя)

 

г.Дзержинск, 2022

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.Настоящий Устав является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Станьковская средняя школа имени Марата Казея» (далее- Учреждение), утверждённого решением Дзержинского районного исполнительного комитета от 28.10.2019г.

№ 2297, государственная регистрация от 02.12.2019г. № 690341885.

Государственное учреждение образования «Станьковская средняя школа имени Марата Казея» зарегистрировано 08 мая 2012г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 690341885.

2.Государственное учреждение образования ««Станьковская средняя школа имени Марата Казея» входит в систему образования Республики Беларусь.

3.Полное наименование Учреждения:

на русском языке: государственное учреждение образования «Станьковская средняя школа имени Марата Казея».

на белорусском языке: дзяржаўная ўстанова адукацыі «Станькаўская сярэдняя школа імя Марата Казея»;

Сокращенное наименование Учреждения:

на русском языке: «Станьковская средняя школа им. Марата Казея».

на белорусском языке: «Станькаўская сярэдняя школа імя Марата Казея».

4.Местонахождения Учреждения: 222731, Республика Беларусь, Минская область, Дзержинский район, д.Станьково, ул.Парковая, д.8а.

5.Учредителем Учреждения является Дзержинский районный исполнительный комитет (далее-Учредитель). Место нахождения Учредителя: 222742, Республика Беларусь, Минская область,

г. Дзержинск, пл. Дзержинского, д.1.

Органом государственного управления, уполномоченным Учредителем, является управление по образованию, спорту и туризму Дзержинского районного исполнительного комитета (далее – Управление).

6.Полномочия собственника в отношении государственного имущества Учреждения осуществляет Учредитель. Учреждение является некоммерческой организацией. Финансируется Учреждение из средств бюджета Дзержинского района.

7.Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, Декретами, Указами Президента Республики Беларусь, Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 19 сентября 2022г.         № 322, иными актами законодательства, нормативными актами, издаваемыми в соответствии с их компетенцией органами образования и другими органами государственного управления, решениями местных органов власти, а также настоящим Уставом.

8.Учреждение является юридическим лицом государственной формы собственности, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием.

9.Учреждение функционирует в составе I-XI классов, реализует образовательную программу основного образования, образовательную программу дополнительного образования детей и  молодежи, а также может реализовывать  образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с нарушением психического развития (трудностями в обучении), образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с тяжелыми нарушениями речи, в целях спортивной подготовки учащихся может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта, может обеспечивать изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне при реализации образовательной программы базового образования, изучение отдельных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения при реализации образовательной программы среднего образования.

Учреждением может осуществляться профессиональная подготовка учащихся посредством реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) и допрофессиональной подготовки.

Учреждение реализует программу воспитания и защиты прав и   законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении; программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

10.Учреждение имеет право открывать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке текущие, расчетные и другие счета в банках Республики Беларусь в валюте и белорусских рублях.

11.Учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

12.Учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельно ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязательства, быть истцом и ответчиком в суде.

13.Учреждение в установленном порядке ведёт делопроизводство на русском языке, представляет сведения, предусмотренные законодательством, в налоговые и другие органы государственного управления в соответствии с их компетенцией.

14.Учреждение не имеет права выступать гарантом или поручителем третьих лиц – юридических лиц негосударственной формы собственности (в том числе доли (акции) в уставных фондах которых находятся в государственной собственности) и физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) по исполнению этими лицами своих обязательств по возврату кредитов, предоставленных банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

15.Учреждение в своей работе взаимодействует с другими учреждениями образования, учреждениями дополнительного образования, культуры, науки, органами здравоохранения, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, службой занятости населения и другими государственными и негосударственными организациями.

16.В Учреждении не допускается создание и деятель­ность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность религиозных организаций.

17.Учреждение в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовер­шеннолетних обучающихся) во внеурочное время может взаимодей­ствовать с зарегистрированными религиозными организациями с учётом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

18.Учреждение может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами.

ГЛАВА 2

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И  ЗАДАЧИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ

19.Предметом деятельности Учреждения является реализация образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с нарушением психического развития (трудностями в обучении), образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с тяжелыми нарушениями речи, образовательных программ дополнительного образования детей и молодёжи, программы воспитания и защиты прав и   законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении,  программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении. Учреждение образования по решению Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им органа может реализовывать экспериментальные образовательные программы, международные образовательные программы.

20.Основными целями деятельности  Учреждения являются:

создание условий для реализации права граждан на образование;

формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности  обучающегося;

формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

21.Основными задачами Учреждения являются:

повышение качества образования;

создание условий для реализации задач воспитания;

повышение уровень профессиональной компетенции педагогов;

улучшение материально-технической и учебно-методической базы в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами.

22.Учреждение осуществляет образовательную деятельность с момента получения специального разрешения (лицензии) на осуществление образовательной деятельности;

создаёт структурные подразделения и (или) обособленные структурные подразделения;

распоряжается имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, в порядке, установленном законодательством;

осуществляет приносящую доходы деятельность, которая соответствует предмету, целям деятельности и задачам Учреждения и необходима для выполнения его функций;

распоряжается средствами, полученными от приносящей доходы деятельности, а также приобретенным за счет таких средств имуществом в соответствии с законодательством;

обеспечивает в установленном порядке приём обучающихся в Учреждение;

осуществляет в пределах своей компетенции административные процедуры;

рассматривает в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством, обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц.

23.В Учреждении осуществляется обучение и воспитание на уровнях общего среднего образования.

24.В Учреждении осуществляется обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования. Общее среднее образование включает в себя три ступени:

I ступень – начальное образование (I – IV классы);

II ступень – базовое образование (V  –  IX классы);

III ступень – среднее образование (X  –  XI классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования.

В Учреждении может осуществляться подготовка детей к обучению на I ступени общего среднего образования.

Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.

На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования.

Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным.

На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования, освоение содержания которой является обязательным.

Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

25.Срок получения общего базового образования составляет 9 лет (для лиц с особенностями психофизического развития – 9  – 10 лет); общего среднего образования  – 11 лет (для лиц с особенностями психофизического развития – 11 – 12 лет).

Сроки обучения на ступенях общего среднего образования составляют: на І ступени – 4 года (для лиц с особенностями психофизического развития – 45 лет); на ІІ ступени – 5 лет; на ІІІ ступени – 2 года.

26.Срок получения дополнительного образования детей и молодёжи определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

27.Обучение в Учреждении организовано в очной форме получения образования.

28.Учреждение имеет право на разработку и проведение в установленном порядке экспериментальной и инновационной деятельности по применению нового содержания обучения и воспитания, новых педагогических систем, которые формируются на принципах непрерывности с другими видами образования.

29.Для достижения целей деятельности Учреждения и решения, возложенных на него задач, Учреждение обязано обеспечивать:

качество образования;

разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов, научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;

подбор, приём на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

разработку и принятие правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка Учреждения;

моральное и материальное стимулирование обучающихся, педагогических и иных работников учреждения образования;

меры социальной защиты обучающихся;

создание безопасных условий для организации питания и медицинской помощи.

30.В соответствии с определенными целями и задачами Учреждение осуществляет виды деятельности согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь         5 декабря 2011 г. № 85.

Учреждение реализует следующие виды деятельности: 85310 – общее среднее образование; 88910  – дневной уход за  детьми; 85600 – вспомогательные образовательные услуги; 85200 – начальное образование; 85590 – прочие виды образования, не включённые в другие группировки; 91020 – деятельность музеев; 91011 – деятельность библиотек; 94990 – деятельность прочих организаций, основанных на членстве, не включенных в другие группировки; 85510 – образование в области спорта и отдыха; 60211 – перевозки автобусом; 01112 – выращивание картофеля; 01119 – выращивание овощей; 01121 –выращивание прочих культур.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Учреждением после получения соответствующего разрешения (лицензии), в установленном законодательством порядке.

31.В соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), выдаваемые уполномоченными государственными органами и государственными организациями, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Учреждение осуществляет следующие лицензируемые виды деятельности:

образовательная деятельность;

охранная деятельность.

32.Право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения лицензии в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законодательством.

ГЛАВА 3

ЯЗЫКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

33.В соответствии с основными направлениями государственной политики в сфере образования в Учреждении обеспечивается равенство белорусского и русского языков.

34.Изучение русского, белорусского и одного из иностранных языков в Учреждении, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизи­ческого развития, является обязательным.

Категории лиц с особенностями психофизического развития и порядок изучения ими языков определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.

35.Обучение в Учреждении осуществляется на русском языке. Воспитание в Учреждении осуществляется на белорусском и русском  языках.

36.Обязательными для изучения иностранными языками являются английский язык и немецкий язык.

В Учреждении обеспечивается продолжение изучения учащимися IV-XI классов ранее изучаемого иностранного языка, не изучаемого в данном Учреждении, в порядке, определенном Положением об учреждении общего среднего образования.

 

ГЛАВА 4

ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ 

37.Имущество Учреждения формируется за счёт следующих источников:

средства, предоставляемые Учредителем в порядке финансирования деятельности Учреждения;

средства, полученные от приносящей доходы деятельности;

безвозмездная (спонсорская) помощь;

иностранная безвозмездная помощь;

добровольные перечисления (взносы) физических лиц;

другие источники, не запрещенные законодательством.

38.Имущество, переданное Учреждению, находится в коммунальной собственности Дзержинского района и закреплено за ним на праве оперативного управления.

39.Имущество Учреждения составляют основные фонды, оборотные средства, а также иные материальные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.

40.Учреждение в отношении закрепленного имущества осуществляет право владения, пользования и распоряжения в пределах и на условиях, установленных собственником или уполномоченным органом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

41.Учреждение не вправе без согласия Учредителя отчуждать, сдавать в аренду, залог или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом приобретенным, если иное не установлено законодательными актами.

42.Материально-техническая база Учреждения формируется Учредителем по действующим нормативам в соответствии с требованиями установленными законодательством.

Материально-техническую базу Учреждения составляют земельный участок, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество.

43.Учреждение, Управление обеспечивают обновление и развитие материально-технической базы Учреждения.

44.Учреждение несёт ответственность за сохранение и эффективное использование закрепленного за ним имущества, организацию эксплуатации материально-технической базы в соответствии с нормативными требованиями.

45.Запрещаются действия (бездействия), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы Учреждения.

46.Учредитель, Управление вправе изъять лишнее, неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению в рамках действующего законодательства.

47.Руководитель Учреждения по согласованию с Управлением вправе арендовать имущество сторонних организаций для реализации целей Учреждения.

48.Средства, полученные Учреждением от приносящей доходы деятельности, и приобретенное за счет них имущество поступают в его самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с законодательством.

49.Расходы учреждения по осуществлению приносящей доходы деятельности финансируются за счет внебюджетных средств в порядке, предусмотренном законодательством.

50.Внебюджетные средства в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении учреждения, используются для:

развития материально-технической базы;

осуществления инновационной деятельности;

осуществления дополнительных выплат стимулирующего характера, оказания материальной помощи работникам учреждения, обучающимся при условии отсутствия просроченной кредиторской задолженности учреждения (без учета бюджетных обязательств, зарегистрированных в установленном порядке территориальными органами государственного казначейства) по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды, оплате за товары (работы, услуги);

иных целей в соответствии с законодательством.

Сумма превышения доходов над расходами, остающаяся в распоряжении учреждения, – разница между доходами от приносящей доходы деятельности по каждому источнику доходов, уменьшенными на суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, уплаченных в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды, и фактическими расходами по каждому источнику доходов в пределах сметы.

51.Основанием для осуществления расходов внебюджетных средств являются сметы, составляемые в порядке, установленном законодательством.

52.Не использованные в отчетном финансовом году внебюджетные средства не подлежат перечислению в бюджет и используются в очередном финансовом году в порядке, установленном законодательством.

53.Безвозмездная (спонсорская) помощь, предоставленная учреждению, в том числе денежные средства, используется в целях:

создания и укрепления материально-технической базы;

выпуска учебных изданий и средств обучения, организации питания обучающихся учреждения.

Конкретная цель использования безвозмездной (спонсорской) помощи определяется договором оказания безвозмездной (спонсорской) помощи.

Денежные средства, полученные учреждением в качестве безвозмездной (спонсорской) помощи от юридических, физических лиц или индивидуальных предпринимателей, расходуются исключительно на приобретение видов товаров (работ, услуг), предусмотренных договором оказания безвозмездной (спонсорской) помощи.

54.Иностранная безвозмездная помощь, полученная Учреждением, подлежит регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее - Департамент по гуманитарной деятельности) в установленном порядке. Исключение составляют случаи, предусмотренные законодательством.

Иностранная безвозмездная помощь, предоставленная учреждению, в том числе денежные средства, используется в целях:

проведения обучения;

укрепления материально-технической базы учреждения, строительства, ремонта (реконструкции) объектов социального назначения;

развития физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта, в том числе проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Иностранная безвозмездная помощь, предоставленная Учреждению, в том числе денежные средства, используется в целях, определенных договором, дарственным письмом или иным документом, определяющим условия оказания иностранной безвозмездной помощи.

На основании указанных документов Учреждение составляет и согласовывает в установленном порядке с Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь план целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, в котором отражаются цели использования помощи, перечень организаций и (или) физических лиц (их категорий), осуществляющих реализацию этих целей.

Учреждение вправе обратиться в Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь за согласованием новой цели использования иностранной безвозмездной помощи в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

55.Денежные средства, поступившие на текущий (расчетный) счет Учреждения в качестве добровольных перечислений (взносов) физических, юридических лиц, направленные в распоряжение попечительского совета, используются в целях, определяемых решением попечительского совета, согласованным с директором и родительским комитетом Учреждения (при его наличии), в том числе на:

укрепление материально-технической базы;

проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий;

иные цели, не запрещенные законодательством.

ГЛАВА 5

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ

ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ

56.Управление деятельностью Учреждения осуществляется в соответствии с Кодексом об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 19 сентября 2022г. № 322, настоящим Уставом и основывается на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

57.Непосредственное руководство Учреждением осуществляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности начальником управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского районного исполнительного комитета по согласованию с Дзержинским районным исполнительным комитетом и главным управлением по образованию Минского областного исполнительного комитета. С директором заключается контракт в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.При продлении контракта с директором либо заключении с директором контракта на новый срок, управлением по образованию, спорту и туризму Дзержинского районного исполнительного комитета  проводится оценка соблюдения директором критериев,  определенных в пункте 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», и учитывается при принятии кадровых решений.

58.Директор Учреждения:

возглавляет Учреждение, руководит его работой, обеспечивает взаимодействие с заинтересованными;

несёт ответственность за результаты работы Учреждения в соответствии с законодательством;

действует от имени Учреждения без доверенности, представляет его во всех организациях;

в рамках своей компетенции издаёт приказы и даёт распоряжения, выполнение которых обязательно для всех работников и обучающихся;

осуществляет приём и увольнение педагогических и иных работников Учреждения, утверждает их должностные инструкции, заключает (продлевает, расторгает) с ними трудовые договоры (контракты), применяет к ним меры поощрения, дисциплинарного взыскания;

обеспечивает выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;

утверждает структуру и штатное расписание Учреждения согласно типовым штатам и утвержденным нормативам численности работников в границах средств, которые выделяются на оплату труда;

организует работу Учреждения по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц, ведению книги замечаний и предложений, осуществлению административных процедур. При необходимости вносит предложения по обращениям на рассмотрение учредителя;

осуществляет личный прием граждан и представителей юридических лиц;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

59.В Учреждении создаётся педагогический совет, могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.

60.Педагогический совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом об образовании, Положением о педагогическом совете учреждения общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29 августа 2022г. № 290, иными актами законодательства Республики Беларусь и настоящим Уставом.

61.Педагогический совет является основным органом самоуправления Учреждения.

62.К компетенции педагогического совета относятся:

участие в управлении учреждения образования;

определение приоритетных направлений деятельности учреждения образования;

совершенствование качества общего среднего образования;

разработка механизмов совершенствования здоровьесберегающей образовательной среды;

внедрение в образовательный процесс эффективных современных образовательных технологий и методик обучения и воспитания;

проведение работы по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников и развитию их инициативы и творчества;

изучение и внедрение в практику эффективного педагогического опыта;

рассмотрение вопросов:

приема учащихся в I класс, аттестации учащихся, их перевода, в том числе условно, в следующий класс, оставления на повторный год обучения, допуска к выпускным экзаменам, освобождения от сдачи выпускных экзаменов, организации выпускных экзаменов, завершения обучения на II и III ступени общего среднего образования, награждения золотой или серебряной медалью;

порядка проведения аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении получения общего среднего образования в учреждениях образования Республики Беларусь;

о переводе в следующий класс по результатам итоговой аттестации досрочно;

иные вопросы образовательной деятельности учреждения образования.

63.Состав педагогического совета утверждается директором сроком на один учебный год. В него включаются педагогические работники Учреждения.

64.Непосредственное руководство деятельностью педагогического совета осуществляет председатель педагогического совета, которым является руководитель Учреждения, а в случае его отсутствия – уполномоченное им лицо.

65.Педагогический совет выбирает из своего состава секретаря сроком на один год.

66.Члены педагогического совета имеют право:

вносить на рассмотрение педагогического совета вопросы, относящиеся к компетенции педагогического совета, в том числе предложения по совершенствованию и развитию образовательного процесса в Учреждении;

участвовать в обсуждении всех вопросов, рассматриваемых на педагогическом совете, вносить предложения по ним.

67.Члены педагогического совета обязаны:

посещать заседания педагогического совета, принимать активное участие в его работе и выполнять принятые решения;

обеспечивать своевременную подготовку материалов к очередному заседанию педагогического совета;

знакомиться с протоколом путем проставления соответствующих отметок (подписи и даты ознакомления) в случае отсутствия на заседании педсовета.

68.На заседаниях педагогического совета могут заслушиваться вопросы:

выполнения решений предыдущих заседаний педагогического совета;

создания безопасных условий обучения и воспитания;

организации развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды;

вариативности получения общего среднего образования учащимися с особыми индивидуальными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;

совершенствования содержания и выбора педагогически обоснованных форм,

методов и средств обучения и воспитания;

внедрения эффективных образовательных технологий, современных

информационных коммуникационных технологий в образовательный процесс;

создания условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников учреждения образования;

определения путей сотрудничества учреждения образования с семьей, учреждениями образования, реализующими образовательные программы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, учреждениями здравоохранения, иными организациями;

о тематике и результатах экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;

иные вопросы деятельности учреждения образования.

69.Педагогический совет осуществляет свою работу в форме заседаний, которые проводятся по плану, утверждаемому директором не позднее 1 сентября текущего года на учебный год после рассмотрения на заседании педагогического совета. Содержание плана работы определяется актуальными задачами, стоящими перед Учреждением. Заседания педагогического совета проводятся не реже одного раза в четверть в соответствии с планом работы или по мере необходимости для решения вопросов, относящихся к компетенции педагогического совета.

70.На заседания педагогического совета могут приглашаться представители государственных организаций и общественных объединений, законные представители несовершеннолетних учащихся и другие заинтересованные лица. Приглашенные лица пользуются правом совещательного голоса.

71.Решения педагогического совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов при наличии на заседании педагогического совета не менее двух третей его членов. При равном количестве голосов решающим является голос председателя.

Если член педагогического совета не согласен с принятым решением, он имеет право высказать особое мнение, которое отражается в протоколе.

Решения педагогического совета после утверждения их приказом директора являются обязательными для исполнения всеми педагогическими работниками и обучающимися Учреждения, их законными представителями.

72.Заседания педагогического совета оформляются секретарем педагогического совета протоколом в течение пяти дней после его проведения.

73.Попечительский совет создаётся в целях оказания содействия в обеспечении деятельности и развития Учреждения.

74.Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение инициативной группы согласовывается с директором.

75.Попечительский совет организует свою работу в соответствии с Кодексом об образовании, Положением о попечительском совете учреждения образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 25 июля 2011г. № 146, иными актами законодательства, настоящим Уставом.

76.Попечительский совет разрабатывает, принимает и организует реализацию планов своей деятельности в интересах Учреждения.

77.Попечительский совет взаимодействует с руководителем и другими органами самоуправления Учреждения по вопросам функционирования и развития Учреждения. Представитель попечительского совета может участвовать в работе других органов самоуправления.

78.Решения попечительского совета носят консультативный и рекомендательный характер.

79.Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.

80.Деятельность попечительского совета может быть прекращена по инициативе и (или) решению общего собрания попечительского совета. В случае нарушения попечительским советом требований законодательства его деятельность может быть прекращена по инициативе директора.

81.Задачами деятельности попечительского совета являются:

содействие Учреждению в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, привлечении денежных средств для обеспечения деятельности Учреждения;

разработка и реализация планов своей деятельности в интересах Учреждения;

содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников Учреждения;

определение направлений, размеров и порядка использования средств попечительского совета по согласованию с директором и родительским комитетом Учреждения (при его наличии);

содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;

целевое использование средств попечительского совета.

82.В состав попечительского совета могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица.

83.Решение о включении в состав попечительского совета принимается общим собранием попечительского совета.

84.Член попечительского совета имеет право:

вносить предложения по всем направлениям деятельности попечительского совета на собраниях попечительского совета;

получать информацию, имеющуюся в распоряжении попечительского совета;

участвовать во всех мероприятиях, проводимых попечительским советом.

85.Член попечительского совета обязан:

выполнять требования законодательства Республики Беларусь и настоящего Устава;

принимать активное участие в деятельности попечительского совета;

исполнять решения попечительского совета.

86.Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года.

87.Учреждение обеспечивает условия для деятельности попечительского совета, в том числе путем предоставления места для хранения документации попечительского совета.

88.Общее собрание правомочно принимать решения, если в нем участвуют более половины членов попечительского совета. Решения принимаются простым большинством присутствующих членов попечительского совета. Решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания, принимаются квалифицированным большинством (не менее двух третей) голосов присутствующих членов попечительского совета. Решения общего собрания попечительского совета доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.

89.Родительский комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о родительском комитете учреждения общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29 августа 2022г. № 290, иными актами законодательства, настоящим Уставом.

90.К компетенции родительского комитета относятся:

укрепление связи между семьей и учреждением образования, содействие в обеспечении оптимальных условий для воспитания и обучения учащихся учреждения образования;

привлечение родительской общественности к активному участию в жизнедеятельности учреждения образования;

проведение разъяснительной работы среди законных представителей несовершеннолетних учащихся об их правах и обязанностях;

распространение лучшего опыта семейного воспитания;

взаимодействие с другими органами самоуправления учреждения образования по вопросам, относящимся к компетенции родительского комитета;

взаимодействие с общественными организациями по вопросу сохранения традиций учреждения образования;

взаимодействие с педагогическим коллективом учреждения образования по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних учащихся;

иные вопросы, за исключением вопросов, касающихся привлечения денежных средств для обеспечения деятельности учреждения образования.

91.Родительский комитет состоит из законных представителей обучающихся. Структура и порядок формирования родительского комитета определяется в соответствии с Положением о родительском комитете учреждения общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь

29 августа 2022г. № 290.

92.Состав родительского комитета определяется на общем родительском собрании учреждения образования из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся данного учреждения образования по их желанию или по предложению большинства участников общего родительского собрания (но не более двух человек от каждого класса) сроком на один год.

93.Решения родительского комитета носят рекомендательный характер.

94.На заседания родительского комитета приглашается руководитель учреждения образования, могут приглашаться заместители руководителя учреждения образования, педагогические работники, законные представители несовершеннолетних учащихся, не являющиеся членами родительского комитета, другие заинтересованные лица.    

 95.Из своего состава родительский комитет на первом заседании открытым голосованием простым большинством голосов избирает председателя и секретаря.

96.В целях обеспечения прав учащихся в управлении Учреждением могут создаваться и действовать органы ученического самоуправления.

Учреждение признаёт представителей органов ученического самоуправления, предоставляет им необходимую информацию.

97.Профессиональные союзы, действующие в Учреждении, участвуют в управлении Учреждением в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, локальными актами Учреждения.

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ

98.Контроль за деятельностью Учреждения осуществляет Управление и другие уполномоченные государственные органы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Ревизия (проверка) финансово-хозяйственной деятельности Учреждения проводится государственными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь осуществлять ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц.

Государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль за обеспечением качества образования, осуществляют деятельность по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательной деятельности требованиям законодательства.

99.Учреждение осуществляет самоконтроль за обеспечением качества образования (комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности).

Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяется директором Учреждения.

ГЛАВА 7

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ

И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

100.Структура и штатное расписание Учреждения утверждаются директором по согласованию с Управлением и Учредителем на   основании типовых штатов и утвержденными нормативами численности работников, в пределах средств, выделенных на оплату труда, если иное не предусмотрено законодательством.

101.К структурным подразделениям Учреждения относятся библиотека, учебно-опытный участок, пункт коррекционно-педагогической помощи, учебная (учебно-производственная) мастерская, столовая.

Могут создаваться другие структурные подразделения: ресурсный центр, лагерь, бухгалтерия, социально-педагогическая и психологическая  служба, иные структурные подразделения.

Структурные подразделения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством, настоящим Уставом, положением.

Положение о соответствующем структурном подразделении утверждается директором Учреждения, если иное не утверждено иными законодательными актами.

102.Приём на работу в Учреждение педагогических и иных работников, за исключением заместителей директора по учебной, учебно-методической, учебно-воспитательной и воспитательной деятельности, основной деятельности, осуществляет директор.

Директор Учреждения осуществляет приём на работу педагогических работников по согласованию с управлением по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома.

Начальник Управления осуществляет приём на работу заместителей директора по учебной, учебно-методической, учебно-воспитательной и воспитательной деятельности, основной деятельности.

103.На педагогическую работу принимаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование. При необходимости на педагогическую работу могут быть приняты лица, имеющие высшее или среднее специальное непедагогическое образование с условием прохождения курсов переподготовки по определенному педагогическому профилю. Специальность педагогического профиля и прохождение переподготовки должно подтверждаться соответствующими документами.

104.К иным работникам Учреждения относятся лица, осуществляющие административно-хозяйственные, обслуживающие и иные вспомогательные функции.

105.Трудовые отношения, права и обязанности педагогических и иных работников Учреждения определяются и регулируются Декретом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5  «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций», Трудовым Кодексом Республики Беларусь, коллективным договором, трудовым договором (контрактом), настоящим Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными (рабочими) инструкциями работников Учреждения, другими нормативными правовыми актами.

Должностные (рабочие) инструкции работников разрабатываются и

утверждаются директором Учреждения на основе типовых квалификационных характеристик и согласовываются с профсоюзным комитетом.

106.Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством.

107.Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью;

имеющие судимость;

признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;

не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами.

При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, препятствующих ее осуществлению и предусмотренных частью первой настоящего пункта, осуществление педагогической деятельности прекращается в соответствии с законодательством.

108.Педагогические, иные работники учреждения имеют право на защиту профессиональной и личной чести и достоинства.

109.Оплата труда работников Учреждения осуществляется в соответствии с действующим законодательством, действующими в Учреждения положениями о премировании, надбавках и доплатах.

110.Аттестация педагогических работников Учреждения осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

ГЛАВА 8

КОМПЕТЕНЦИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ

111.К исключительной компетенции Учредителя относится принятие решений по следующим вопросам:

создание Учреждения, утверждение его устава, внесение изменений и (или) дополнений в устав;

реорганизация и ликвидация Учреждения;

создание и прекращение деятельности обособленных подразделений;

дача согласия Учреждению на распоряжение закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет выделенных ему учредителем средств;

принятие мер по переводу обучающихся в другие учреждения образования в случае прекращения деятельности Учреждения, аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность Учреждения (по его обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих образовательную деятельность);

принятие решения об изменении вида Учреждения;

иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Беларусь и настоящим уставом.

112.К компетенции Управления относится:

назначение (освобождение) руководителя Учреждения, его заместителей по основной деятельности, учебной, учебно-воспитательной (учебно-методической), воспитательной работе; заключение, изменение и прекращение с ними трудовых договоров (контрактов) материальное стимулирование их труда;

осуществление контроля за обеспечением качества образования и деятельностью Учреждения, использованием и сохранностью его имущества, выполнением Учреждением законодательства Республики Беларусь в области образования;

согласование назначения (освобождения) педагогических кадров Учреждения;

организация повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Учреждения;

установление брони для предоставления рабочих мест в Учреждении в соответствии с решениями Дзержинского районного исполнительного комитета;

согласование плана работы Учреждения на учебный год, учебных планов Учреждения;

обеспечение Учреждения финансовыми средствами в пределах выделенных финансовых средств районным бюджетом;

обеспечение Учреждения учебниками, учебно-планирующей и учебно-программной документацией, учебно-методической и художественной литературой, бланками документов об образовании;

отмена приказов, решений Учреждения, противоречащие действующему законодательству;

принятие решения о получении обучающимися общего среднего образования на дому

принятие решения об освобождении обучающихся от выпускных экзаменов, награждении выпускников средней школы золотой (серебряной) медалью.

формирование, обновление, развитие материально-технической базы Учреждения;

проведение не реже 1 раза в 5 лет комплексного изучения деятельности Учреждения по обеспечению качества образования, проведение изучения деятельности Учреждения по отдельным вопросам в соответствии с годовым планом работы Дзержинского районного исполнительного комитета, управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского районного исполнительного комитета;

осуществление иных прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, Положением об управлении по образованию, спорту и туризму Дзержинского районного исполнительного комитета, настоящим Уставом.

113.Управление оказывает содействие Учреждению в осуществлении уставной деятельности, выполнении работ на объектах капитального строительства и ремонта Учреждения, соблюдении правил и норм охраны труда, пожарной безопасности, внедрении энергосберегающих технологий, материально-техническом обеспечении, ремонте и эксплуатации автобуса для организации подвоза обучающихся, организации завоза продуктов для организации питания обучающихся; ремонте и эксплуатации компьютерной техники; использовании возможностей Дзержинской региональной образовательной сети.

114.Управление организует взаимодействие Учреждения и организаций Дзержинского районного исполнительного комитета, осуществляет координацию производственного, материально-технического и хозяйственного обеспечения Учреждения в интересах создания надлежащих условий для обеспечения образовательного процесса в Учреждении.

115.Финансово- хозяйственная деятельность Учреждения осуществляется государственным учреждением «Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Дзержинского района» на договорной основе.

ГЛАВА 9

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ

116.Образовательный процесс организуется на основе:

принципов государственной политики в сфере образования;

образовательных стандартов;

достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов;

педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;

культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;

современных образовательных и информационных технологий.

117.Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии c требованиями Кодекса Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования,   утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь, учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования и других нормативных правовых актов, которые регламентируют деятельность учреждений общего среднего образования.

118.Основные требования к организации образовательного процесса:

обеспечение качества образования;

компетентностный подход;

охрана здоровья учащихся;

соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации учащихся;

соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь;

создание условий для развития творческих способностей учащихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи;

педагогическая поддержка детских и молодёжных общественных объединений;

создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

119.Приём в Учреждение определяется в соответствии с порядком, определенным Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 сентября 2022г. № 322.

В Учреждение принимаются в первую очередь дети, проживающие на территории микрорайона, закрепленного решением Дзержинского районного исполнительного комитета за Учреждением.

Дети, которые не проживают на территории данного микрорайона, могут быть зачислены в Учреждение при наличии свободных мест.

120.Для организации образовательного процесса при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования учащиеся, как правило, одного возраста объединяются в класс. В случае, если количество учащихся при приёме (зачислении) в Учреждение превышает установленную пунктом 13 статьи 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании наполняемость класса, то создаются несколько классов (параллельные классы).

Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования может осуществляться в том числе в классах интегрированного обучения и воспитания, специализированных по спорту классах или индивидуально.

121.Организация образовательного процесса в рамках учебного года осуществляется по четвертям.

Для учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.

В течение учебного года устанавливаются осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для учащихся I и II классов в III четверти (третья неделя февраля) устанавливаются каникулы продолжительностью не менее 7 календарных дней.

Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель, а для учащихся IX классов, продолжающих получение образования на III ступени общего среднего образования, - не менее 10 календарных недель.

Начало и окончание четвертей, каникул определяются Министерством образования Республики Беларусь.

122.Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, в которую входят пятидневная учебная неделя и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах, в межшкольном учебно-производственном комбинате.

123.Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования являются учебные занятия: урок, наблюдение, экскурсия и другие занятия. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.

124.Учебные занятия при реализации образовательных программ общего среднего образования могут проводиться по сменам в соответствии с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

125.Учащиеся с учётом мнения их законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах количества учебных часов на проведение факультативных занятий, установленной типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.

Факультативные занятия могут быть естественнонаучно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности. Факультативные занятия музыкальной, хореографической и театральной направленности могут проводиться совместно учителем, реализующим содержание соответствующей учебной программы факультативных занятий, и концертмейстером (аккомпаниатором).

Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала или после завершения уроков. Факультативные занятия в IX - XI классах могут проводиться в шестой школьный день.

126.На II и III ступенях общего среднего образования в  Учреждении могут создаваться классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне.

Перечень учебных предметов, которые могут изучаться на повышенном уровне, определяется руководителем Учреждения по согласованию с Учредителем учреждения в соответствии с Типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.

Классы (группы) с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне формируются из числа лиц, изъявивших желание изучать на повышенном уровне отдельные учебные предметы и имеющие по завершении обучения и воспитания на  III ступени общего среднего образования по данным учебным предметам отметки не ниже 7 баллов и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов, на основании заявлений этих лиц (законных представителей несовершеннолетних лиц) на имя руководителя Учреждения.

На III ступени общего среднего образования предусмотрена возможность проведения факультативных занятий профессиональной направленности с целью ориентации на получение педагогических, сельскохозяйственных (аграрных) специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей.

127.На базе Учреждения может осуществляться реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» в X (XI) классе и допрофессиональной подготовки учащихся VIII-IX классов.

Допрофессиональная подготовка учащихся осуществляется в группах, которые формируются в соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования.

Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляется за счет учебных часов, определяемых учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида на проведение факультативных занятий, в соответствии с типовым учебным планом.

128.Для организации факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий учащиеся, как правило, одного или параллельных классов объединяются в группу.

Наполняемость группы для организации занятий, указанных в части первой настоящего пункта, определена Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 19 сентября 2022 г.         № 322.

129.Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования для одаренных и талантливых учащихся, а также для учащихся, которые по уважительным причинам постоянно или временно в течение учебного года не могут посещать учебные занятия и проходить в установленные сроки аттестацию, может осуществляться индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом.

При организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом учащийся может осваивать самостоятельно содержание осваиваемой им образовательной программы общего среднего образования частично или полностью.

Порядок организации образовательного процесса индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом определен Положением об учреждении общего среднего образования.

130.Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Учреждение, создаются условия для получения общего среднего образования на дому.

Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Решение о получении общего среднего образования на дому принимается Управлением на основании заявления учащегося (законного представителя несовершеннолетнего учащегося) и заключения врачебно-консультационной комиссии.

Порядок организации получения общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

131.В целях оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся и создании условий для развития творческих способностей учащихся в Учреждении могут открываться группы продленного дня. 

Деятельность групп продленного дня осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о группе продленного дня, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь 28 июля 2011 г. № 201, иными актами законодательства Республики Беларусь.

132.Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи организуется по учебным годам.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие (урок).

Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально.

Объединение по интересам создаётся из числа учащихся на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности. К объединениям по интересам относятся кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, научное общество учащихся и иные объединения. Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными. Объединения по интересам могут создаваться для работы с переменным составом учащихся.

Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь.

133.Текущая и итоговая аттестация обучающихся Учреждения проводится в соответствии с Кодексом об образовании и Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

Текущую и промежуточную аттестацию учащихся осуществляют педагогические работники, мастера производственного обучения учреждений профессионально-технического и общего среднего образования, которые преподают соответствующие учебные дисциплины, в том числе и производственное обучение.

134.Воспитательный процесс в Учреждении организуется в соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь.

Цели, задачи, формы и методы воспитательной работы определяет Программа воспитательной работы Учреждения, которая разрабатывается  сроком на пять лет на основе соответствующей комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи и утверждается директором Учреждения.

План воспитательной работы Учреждения разрабатывается на текущий учебный год на основе программы воспитательной работы Учреждения, устанавливает мероприятия по реализации основных направлений воспитания учащихся, сроки, место их проведения, участников, лиц, ответственных за их проведение, и утверждается директором Учреждения.

135.Воспитание учащихся осуществляется в процессе обучения, внеурочной и внешкольной деятельности.

136.Организационно-воспитательную работу в классе осуществляют

педагогические работники, выполняющие функции классного руководителя.

137.В Учреждении в целях социальной адаптации учащихся и оптимизации образовательного процесса осуществляются социально-педагогическая поддержка учащимся и оказание им психологической помощи в соответствии с нормативными актами Республики Беларусь.

ГЛАВА 10

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

138.Субъектами образовательных отношений являются обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, Учреждение.

139.Учреждение имеет право:

осуществлять образовательную деятельность;

формировать структуру и штатное расписание Учреждения;

осуществлять приносящую доходы деятельность;

участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по методическому обеспечению образования;

осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приёме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;

входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;

осуществлять международное сотрудничество в сфере образования.

Иные права Учреждения устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства.

140.Учреждение обеспечивает:

качество образования;

разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответ­ствующего образования, его совершенствование;

подбор, приём на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;

материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;

создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

меры социальной защиты обучающихся;

создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи обучающихся;

содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.

Иные обязанности Учреждения устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства.

141.Обучающиеся имеют право на:

получение образования в соответствии с образовательными программами;

получение дополнительных образовательных услуг в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;

выбор факультативных занятий в пределах установленного типовым учебным планом количества часов факультативных занятий;

своевременное получение информации об оценке результатов собственной учебной деятельности, сроках аттестации;

получение питания в Учреждении в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь;

каникулы;

пользование учебниками и учебными пособиями;

получение платных услуг в сфере образования;

бесплатное пользование библиотекой, учебной и культурно-спортивной базой Учреждения;

получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;

поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;

участие в управлении учреждением образования;

участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной,  экспериментальной, инновационной деятельности;

участие в детских и молодёжных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;

защиту своих прав, чести и достоинства в процессе получения образования.

Иные права обучающихся устанавливаются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, настоящим Уставом.

142.Обучающиеся обязаны:       

добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания; заботиться о своём здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

выполнять требования настоящего Устава, правил внутреннего распорядка для обучающихся Учреждения;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

бережно относиться к имуществу Учреждения;

не допускать осознанного причинения вреда своему здоровью и здоровью других лиц;

носить в учебное время классический, деловой стиль одежды;

подчиняться решениям органов управления и самоуправления Учреждения, принятым в пределах их компетенции и не противоречащим законодательству Республики Беларусь.

Иные обязанности обучающихся устанавливаются в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, локальными нормативными правовыми актами Учреждения. 

143.Меры социальной защиты обучающихся определены Кодексом Республики Беларусь об образовании.

144.Обучающиеся Учреждения привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, определяемом Кодексом Республики Беларусь об образовании.

145.Педагогическими работниками признаются лица, которые осуществляют педагогическую деятельность. Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством.

146.Педагогические работники в соответствии с законодательством имеют право на:

защиту профессиональной чести и достоинства;

обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, средств обучения;

доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;

участие в экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;

участие в конкурсах профессионального мастерства;

участие в управлении Учреждением через педагогический совет, органы самоуправления Учреждения;

повышение квалификации;

моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности;

объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;

ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.

Иные права педагогических работников устанавливаются законодательством, иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения, их трудовыми договорами (контрактами).

147.Педагогические работники обязаны:

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;

соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса, воспитанников;

повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;

вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди обучающихся;

соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;

проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

вести профилактическую и разъяснительную работу по предупреждению правонарушений среди обучающихся Учреждения;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Иные обязанности педагогических работников устанавливаются законодательством, иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения, их трудовыми договорами (контрактами).

148.Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству.

149.Законными представителями несовершеннолетних обучающихся Учреждения являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

Законные представители несовершеннолетних обучающихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся в общественных отношениях в сфере образования без специальных полномочий.

150.Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

участие в управлении Учреждением через соответствующие органы самоуправления;

защиту прав и законных интересов обучающихся;

ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

Иные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Кодексом об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения.

151.Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:

обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

выполнять требования настоящего Устава, правил внутреннего распорядка для обучающихся;

 осуществлять преемственность в воспитании детей в семье и Учреждении;

постоянно заботиться о физическом и психическом здоровье детей, прививать им санитарно-гигиенические навыки, приобщать к здоровому образу жизни;

контролировать текущую и итоговую успеваемость ребенка, выполнение им домашних заданий;

создавать необходимые условия для учёбы, отдыха, укрепления здоровья ребенка.

Не допускается вмешательство законных представителей несовершеннолетних учащихся в выбор педагогическим работником методов обучения, соответствующих законодательству Республики Беларусь. Воспитание учащихся обеспечивается во взаимодействии их законных представителей с педагогическими работниками.

Законные представители обучающихся в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка.

Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются Кодексом об образовании, иными актами законодательства, Уставом и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения.

152.Педагогические работники, обучающиеся, их законные представители в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за повреждение помещений и строений Учреждения, учебного оборудования, инвентаря и иного имущества и компенсируют нанесённый ущерб.

ГЛАВА 11

ВЫДАЧА ОБУЧАЮЩИМСЯ ДОКУМЕНТОВ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ОБУЧЕНИИ

153.Обучающиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.

Порядок аттестации в порядке экстерната определяется Министерством образования Республики Беларусь.

Порядок проведения итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.

154.Получение общего базового и общего среднего образования завершается выпускными экзаменами, которые проводятся в соответствии с порядком, установленным Министерством образования Республики Беларусь.

155.Обучающимся Учреждения, успешно освоившим содержание образовательной программы базового образования, выдаётся свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием).

Выдача свидетельства об общем базовом образовании (свидетельства с отличием) регламентируется Кодексом об образовании,  Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

Освобождение обучающихся от изучения отдельного учебного предмета не является препятствием для выдачи свидетельства об общем базовом образовании с отличием при выполнении ими требований, предусмотренных частью второй настоящего пункта. Обучающимся, которые были освобождены от выпускного экзамена по учебному предмету, при выдаче свидетельства об общем базовом образовании с отличием в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету учитывается годовая отметка.

156.Обучающимся Учреждения, освоившим содержание образовательной программы среднего образования, выдается аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью).

Выдача аттестатов об общем среднем образовании (аттестата с отличием) регламентируется Кодексом об образовании,  Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

Освобождение обучающихся от изучения отдельного учебного предмета не является препятствием для выдачи аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью при выполнении ими соответственно требований, предусмотренных частями второй и третьей настоящего пункта. Обучающимся, которые были освобождены от выпускного экзамена по учебному предмету, при выдаче аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету учитывается годовая отметка.

157.При выдаче аттестата об общем среднем образовании обучающиеся, имеющие за период обучения на III ступени общего среднего образования примерное поведение и по одному или двум учебным предметам годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов, а по иным учебным предметам годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов, награждаются похвальными листами. Решение о награждении обучающегося похвальным листом принимается руководителем учреждения образования в соответствии Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

158.Образцы, описания документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, порядок заполнения документов об образовании, приложений к ним, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей утверждаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченными им органами.

159.Документ об обучении – документ государственного образца, подтверждающий освоение обучающимся содержания соответствующей образовательной программы, незавершенное освоение содержания образовательных программ, обучение в учреждении образования  не прошедшем государственную аккредитацию.

160.Документами об обучении являются: свидетельство о специальном образовании; свидетельство о дополнительном образовании детей и молодежи; справка об обучении, др.

161.Свидетельство о специальном образовании выдается обучающимся, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

162.Справка об обучении выдается обучающимся, не завершившим освоение содержания образовательных программ, или обучавшимся в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию,

163.Образцы, описания документов об обучении, порядок их заполнения, учета и выдачи утверждаются Правительством Республики Беларусь.

164.При досрочном прекращении образовательных отношений выдается справка об обучении в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

165.Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе Учреждения с несовершеннолетним обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, допускается только с уведомления комиссии по делам несовершеннолетних Дзержинского районного исполнительного комитета, а с несовершеннолетним обучающимся, осваивающим содержание одного из видов образовательных программ общего среднего образования и не освоившим содержание образовательной программы базового образования, досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе учреждения образования допускается только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних Дзержинского районного исполнительного комитета.

ГЛАВА 12

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

166.Учреждение по согласованию с Учредителем имеет право в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

принимать участие в международной деятельности по вопросам образования и воспитания, социальной работы, повышения квалификации педагогических работников, практической подготовки педагогов, взаимодействовать с государственными, общественными, производственными организациями и учреждениями, в том числе зарубежными;

участвовать в международной деятельности по линии Министерства образования Республики Беларусь, других министерств, устанавливать прямые связи с органами управления образования и общеобразовательными учреждениями, фондами зарубежных стран;

заключать соглашения с зарубежными общеобразовательными учреждениями по обмену учащимися и педагогами, проведению совместных мероприятий, стажировки и практики учителей;

направлять учащихся для участия в международных олимпиадах, выставках, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях из внебюджетных средств.

167.Международное сотрудничество в сфере образования осуществляется на принципах независимости, равенства, обоюдной выгоды, взаимного уважения в соответствии с законодательством и не должно наносить ущерб суверенитету Республики Беларусь, национальной безопасности и интересам личности, общества и государства.

ГЛАВА 13

ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ

168.Реорганизация и ликвидация Учреждения, осуществляется в порядке, установленном Кодексом об образовании и иными актами законодательства.

Реорганизация и ликвидация Учреждения осуществляется, как правило, по окончании учебного года.

169.Решение о ликвидации Учреждения принимается Учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации с учётом количества лиц, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.

170.В случае прекращения деятельности учреждения образования, аннулирования, прекращения действия специального разрешения (лицензии) на образовательную деятельность учреждения образования, Управление принимает меры по переводу обучающихся с их согласия, согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

ГЛАВА 14

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ

171.Изменения и (или) дополнения в Устав вносятся в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством Республики Беларусь и Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования.

172.Изменения и (или) дополнения, вносимые в Устав Учреждения образования, считаются зарегистрированными с даты проставления штампа на таких изменениях и (или) дополнениях и внесения записи об их государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц.

ГЛАВА 15

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

173.Учреждение обязано подтверждать свою государственную аккредитацию в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о порядке проведения государственной аккредитации и подтверждения государственной аккредитации учреждений образования, иных организаций, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность , утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31 августа 2022 г. № 572.

Подтверждение государственной аккредитации является основанием для сохранения за Учреждением права на выдачу выпускникам  документов об образовании.

174.Вид учреждения образования может быть изменен. Решение об изменении вида учреждения образования принимается Учредителем по собственной инициативе либо по инициативе учреждения образования при совокупности условий, определяемых пунктом 2 статьи 24 Кодекса Республики Беларусь об образовании.