Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Глобальные изменения, происходящие во всем мире, постоянно и в сфере образования. В настоящее время перед нашим обществом стоит цель – воспитание новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности. Современный выпускник должен уметь использовать накопленные знания в школе и на протяжении всей жизни знания и навыки для решения сложных жизненных задач, то есть быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать в жизни знания для решения серьезных жизненных задач в различных понятиях деятельности, общения и социальных отношений.

В качестве основных содержащихся показателей функциональной грамотности удалось шесть компонентов:

  • читательская грамотность;
  • математическая грамотность;
  • естественнонаучная грамотность;
  • финансовая грамотность;
  • креативное мышление;
  • глобальные компетенции;
  • компьютерная грамотность.

Ключ к открытию функциональной грамотности:    https://edu.gov.by/news/klyuch-k-uspekhu-otkryvaet-funktsionalnaya-gramotnost-v-shkole/

В 2024/2025 учебном году в школе организованы факультативные занятия по формированию функциональной грамотности учащихся:

«Когда учиться легко. В мире финансов» (3 класс)
«Когда учиться легко. В мире финансов » (4 класс).

Читательская грамотность

 

Разумеется, научная грамотность – это одна из особенностей функциональной грамотности – предполагает умение ребенка занять информационную должность по вопросам, продолжающимся с сохранением науки. Она также возродила интерес к естественнонаучным фактам и идеям. Обладание такой грамотностью предоставляет обоснованные решения на основе научных фактов, а также осознает значение и влияние производства, науки и технологий на мировые, экологические и культурные явления.
Понятие «естественно-научная грамотность» включает в себя ряд компетенций, которые необходимо учитывать у учащегося.
Первое из них – это научное объяснение. В эту компетентность входят навыки, полученные в ходе обучения естественно-научным знаниям для пояснений; создавать и применять объяснительные модели; прогнозировать развитие направлений и процессов; Объяснить принцип действия технологий и приборов.
Следующая компетентность естественно-научной грамотности - это понимание естественно-научного исследования. Эта компетентность включает в себя оценку навыков и формулирование целей исследования; определение пути научного исследования и его раскрытие; выдвижение и обоснование научных гипотез; Поиск и оценка Способность Надежность и достоверность научных данных и исследований.
Третья компетентность естественно-научной грамотности – интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов, что включает в себя навыки анализировать и интерпретировать данные, делать из этой информации обоснованные выводы; трансформировать формы представления данных; определение в научных текстах гипотез, доказательств и рассуждений; проведение проверок аргументов и доказательств с научной точки зрения.

Глобальные компетенции

 

Одна из составляющих функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения поставленных задач. Ее развитие направлено на устранение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и правомерными последствиями.
Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, сочувствие, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре.


Уровни среднего уровня компетенции на 5 групп:
1 уровень:  могут правильно определить одну точку и подключить полученную информацию для выполнения задания; по предусмотрительности, когда они знакомятся с контекстом, и они могут легко представить себя в другом месте.
2 уровень:  могут правильно определить две разные точки зрения на ситуацию; рассуждать, используя минимум дополнительной информации; найти правильное объяснение среди предложенных и объяснить ситуацию или ее аспекты (при минимальном уровне информации).
3 уровень:  может указать на предложенную ситуацию и настроить две три различные точки зрения; объяснить непростую ситуацию или ее аспекты в рамках задания. Рассуждения учащегося тем успешнее, чем меньший объем информации, который ему необходимо оценить.
4 уровень:  может наблюдать и рассматривать до пяти различных точек зрения; использовать возможности в процессе обсуждения результатов задания, при надежном предоставлении дополнительной информации; описание посторонних обстоятельств с привлечением причинно-следственных связей; объяснять сложные ситуации или их аспекты, опираясь на базовые знания.
5 уровень:  можно заметить и рассмотреть 5 и более точки зрения. В рассуждениях происходит возможность приводить информацию, не содержащуюся в фундаменте, самостоятельно устанавливающую при анализе связи проблемы. Можно объяснить сложную ситуацию или ее аспекты, оценить ситуацию с точки зрения ее неопределенности, определить краткосрочные и долгосрочные последствия действий и процессов.

Креативное мышление

 

Креативное мышление – составляющая функциональная грамотность, благодаря которой понимается умение человека использовать свое воображение для выработки и создания неожиданных идей, позволяет получать новые знания, решать задачи, с которыми он не сталкивался ранее.
Креативность – это характеристика мыслительной деятельности, объединяющая абсолютно новые, уникальные идеи. Креативное мышление – базовый творческий процесс. Креативное мышление – это смекалка.
Задача педагогов создать такую ​​воспитательно-образовательную среду, где детские предложения будут реализованы и реализованы, формировать у воспитанников потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления, активизировать развивающиеся творческие способности. И только педагог, обладающий креативными способностями, творческим потенциалом, индивидуальностью, высоким уровнем интеллектуальной и личностной активности, помогает видеть в обычных вещах что-то новое, находить необычные решения детских проблем, развивает фантазию, воображение, гибкость ума, он дает возможность сам развивать необычные идеи, отклоняющиеся от традиционных схем мышления, быстро решают проблемные ситуации.

Креативное мышление имеет особенности. Признаки креативности:

  • быстрота способностей (предлагает наибольшее количество идей в данный момент времени);
  • гибкость (высказывать широкое многообразие идей);
  • оригинальность (технологии новых нестандартных идей);
  • точность (законченность, способность совершенствовать или придавать законченный вид своим идеям).

Финансовая грамотность

 

Финансовая грамотность занимает инновационное место в ряду функциональной грамотности современного человека. Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста — новое сравнительное направление в системе школьного образования. Чем раньше дети узнают о распределении денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше у них могут возникнуть полезные финансовые привычки.
Можно много зарабатывать и все равно не понимаю, почему денег нет. Ведь дело не только в количестве, но еще и в том, как именно мы распоряжаемся данными: проводимыми, инвестируемыми, откладываемыми. С детства принуждать себя к чувству ответственности и долгу во всех проявлениях жизни, в том числе и в финансовом отношении, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Формирование полезных привычек в финансовой сфере у школьников помогает детям избежать многих ошибок, связанных с взрослением и приобретением финансовой самостоятельности, а также закладывает основу финансовой безопасности и сохранения на всю жизнь.
Грамотность в финансовой сфере, так же, как и в любой другой, образование происходит в течение длительного периода времени на основе принципов «от простого к сложному», в процессе многократного развития и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. тем раньше у них могут формироваться полезные финансовые привычки.

Компьютерная грамотность

 

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на первое место. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в предварительной системе.
Компьютерная грамотность заключается в умениях:

  • работать с информацией в Интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности;
  • пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;
  • знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в социальных сетях.

Способности развития функциональной грамотности учащихся развиваются от предмета к предмету, однако и есть основные правила, которые универсальны для каждого предмета и учителя.
Основные правила и их основные особенности:

  • привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут себя представить;
  • соответствие возрасту учащихся;
  • системность и взаимосвязь знаний и факторов.

Математическая грамотность

 

Математическая грамотность, как одна из составляющих функциональной грамотности, означает способность решать проблемы, логически рассуждать и анализировать информацию.
В развитии математической грамотности выделяют три уровня.
Первый уровень – воспроизведение. Включает знание теории и умение выполнять базовые задания школьной программы. Для проверки достижения первого уровня компетентности в основном предлагаются традиционные учебные задания, требующие знание математических фактов, воспроизведение определений математических объектов и их свойств, применение стандартных алгоритмов и методов решения, работа с формулами, выполнение вычислений.
Второй уровень – установление связей. Учащимся предлагается самостоятельно выбрать подходящий метод решения и необходимые математические инструменты. Ситуации, рассматриваемые в задачах, должны быть нестандартными, но не требовать высокого уровня математизации.
Третий уровень – размышления. Включает проверку математического мышления, умения обобщать, глубоко понимать, использовать интуицию. Для этого используются более сложные задачи, в которых необходимо выделить и сформулировать проблему, которая решается средствами математики; разработать соответствующую математическую модель, решить задачу и его интерпретировать согласно предложенной в задании ситуации.
Инструментами развития и проверки сформированности математической грамотности могут служить:

  • практико-ориентированные задания;
  • межпредметные задания;
  • задания с экономическим содержанием;
  • задания с историческим содержанием и др.

Естественно-научная грамотность

 

Естественнонаучная грамотность – это одна из составляющих функциональной грамотности – подразумевает умение ребёнка занять информированную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками. Она также выражается в интересе к естественно-научным фактам и идеям. Обладание такой грамотностью даёт возможность принимать обоснованные решения на основе научных фактов, а также осознавать важность и влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику и культуру.

Понятие «естественно-научная грамотность» включает в себя ряд компетенций, которые нужно сформировать у учащегося.

Первая из них – это научное объяснение явлений. В эту компетенцию входят умения:

  • применять полученные в ходе обучения естественно-научные знания для объяснения явлений;
  • создавать и применять объяснительные модели;
  • прогнозировать развитие явлений и процессов;
  • объяснять принцип действия технологий и приборов.

Следующей компетенцией естественно-научной грамотности является понимание особенностей естественно-научного исследования. Эта компетенция включает:

  • умения распознавание и формулирование цели исследования;
  • определение оптимального способа научного исследования и его оценка;
  • выдвижение и обоснование научных гипотез;
  • поиск и оценка способов обеспечения надежности и достоверности научных данных и объяснений.

Третья компетенция естественно-научной грамотности – интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов, которая включает:

  • умения анализировать и интерпретировать данные, делать из этой информации обоснованные выводы;
  • трансформировать формы представления данных;
  • определять в научных текстах гипотезу, доказательства и рассуждения;
  • проводить оценку аргументов и доказательств с научной точки зрения.
свернуть