Советы психолога
Профилактика аутоагрессивного поведения у детей
Профилактика аутоагрессивного поведения у детей
АУТОАГРЕССИВНОЕ (суицидальное) поведение – это следствие социально – психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Чаще всего причина суицидального поведения подростков кроется в наличие неблагоприятного социального окружения. Наиболее значимой средой развития ребенка является семья. Анализ причин суицида у детей и подростков указывает на то, что большинство из них совершают суцидальные попытки и завершенные суициды из-за плохих взаимоотношений с родителями, недостаточной степени понимания со стороны родителей и эмоциональной холодности в семье. Итак, плохие взаимоотношения в семье – толчок к суициду. Если ребенок испытывает чувство одиночества, если в трудную минуту ему не у кого попросить защиты и поддержки, то это может стать предпосылкой возникновения суицидальных намерений. Как ваше общение с ребенком сделать более эффективным? В общении есть важные правила, которые становятся простыми, если входят в привычку. Дорогие родители, постарайтесь следовать этим правилам, ведь напряженные взаимоотношения в семье чаще всего являются причиной стресса, как взрослых, так и детей! нужно: - принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему. - стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе. - внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать. - понимать, что в любых поступках ребенка следует винить, прежде всего, себя. - не пытаться «лепить» ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания. - чаще вспоминать какими вы были в возрасте вашего ребенка. - помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример. нельзя: - рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным, он не лучше и не хуже других, он такой, какой он есть, он особенный. - относиться к ребенку, как к сбербанку, в который вы вкладываете свою любовь и заботу, а потом получите ее обратно с процентами. - ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и вскормили – он вас об этом не просил. - использовать ребенка как средство для достижения своих (пусть самых благородных) целей. - рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они не передаются генетически). - относиться к ребенку как к некоему неполноценному существу, ребенок это, прежде всего человек, со своими правами. 2 - перекладывать ответственность за воспитание ребенка на воспитателей, учителей, методические рекомендации… Разговаривайте с ребенком, если общение не происходит, вы отдаляетесь друг от друга. Рассказывайте детям о себе, пусть ваши дети знают, что вы открыты для откровенного разговора, кроме того, таким образом вы подаете пример искренности и открытости. Умейте поставить себя на их место. Детям часто кажется, что с теми проблемами, с которыми пришлось столкнуться им не сталкивался раньше никто. Хорошо если у вашего ребенка не будет сомнений в том, что вы его понимаете. Будьте рядом, детям важно знать, что дверь к вам всегда открыта, что всегда есть возможность поговорить с вами. Будьте тверды и последовательны, не давайте обещаний, которые не можете выполнить – будьте предсказуемы для своего ребенка. Старайтесь все делать вместе с ребенком. Планируйте вместе с ним интересные дела, участвуйте в его жизни. Подростки часто тем или иным образом находятся под влиянием окружения. Убедитесь в том, что вы знаете с кем дружит ваш ребенок, общайтесь с его друзьями – это позволит избежать многих проблем. Помните, что каждый ребенок особенный, у каждого есть сильные и слабые стороны, помогите своему ребенку поверит в себя если у него что- то не получается. Показывайте пример – это самый эффективный способ воспитания. Выслушивайте ребенка, способность слушать – ключ к нормальному общению. Разговаривая с вами, рассказывая о себе ребенок не ждет оценок или критики. Учитесь просто слушать, не перебивая, не настаивая на своем. Ребенку порой необходимо чтобы его просто выслушали. Помимо внешних причин суицидального поведения, существуют и внутренние причины – личностные особенности человека.
АГРЕССИВНОСТЬ – направленность на деструктивное поведение, разрушение, чаще всего объективно не мотивированная; суицидальное поведение возникает тогда, когда агрессивность человека направлена на самого себя (аутоагрессия). Повышенный уровень агрессивности – всегда предпосылка к возникновению суицидального поведения, т.к. агрессивность направленная во вне может в любой момент, под действием каких либо обстоятельств, поменять направление (на самого человека). Агрессия — это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия взрослых. Чаще всего причиной агрессии отрочества является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей. Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть. Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо. Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей. Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации. Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать. Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков. Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка. Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований. В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им. Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.
Признаки, которые свидетельствуют о возникновении стресса у ребенка.
Для младшего школьного возраста:
- заметное ухудшение школьной успеваемости;
- увеличение времени занятий, при ухудшении результатов;
- выраженное расстройство и волнение: нежелание идти в школу, вечером ложиться спать, утром –вставать;
- нежелание участвовать в совместных занятиях;
- гиперактивность, нервные тики или постоянные движения, или наоборот апатия и общее снижение активности;
- постоянные ночные кошмары;
- провокационное поведение: непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше одного месяца);
- частые смены настроения.
Для детей среднего и старшего подросткового возраста:
1.изменение школьной успеваемости;употребление алкоголя, наркотиков, курение4
- изменения в режиме сна и питания;
- частые жалобы на различные боли и общее недомогание;
- одержимость вопросом своего веса (особенно у девочек);
- противопоставление себя власти других людей, выражающееся в актах воровства, вандализма;
- пессимизм, депрессивность, плохой аппетит;
- частые проявления жестокости, агрессивности.
Чтобы точно установить проблему и получить консультацию, вы можете обратиться к школьному или районному психологу.
Продолжительная «терапевтическая» помощь может быть оказана вами, вашими друзьями, родственниками. Помните ваша поддержка и понимание – лучшее лекарство для вашего ребенка, но иногда этого недостаточно и нужно обратиться к специалисту. Помните, что просьба о помощи – первый шаг к ее получению.
Признаки, которые свидетельствуют о возникновении стресса у ребенка.
Для младшего школьного возраста:
- заметное ухудшение школьной успеваемости;
- увеличение времени занятий, при ухудшении результатов;
- выраженное расстройство и волнение: нежелание идти в школу, вечером ложиться спать, утром –вставать;
- нежелание участвовать в совместных занятиях;
- гиперактивность, нервные тики или постоянные движения, или наоборот апатия и общее снижение активности;
- постоянные ночные кошмары;
- провокационное поведение: непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше одного месяца);
- частые смены настроения.
Для детей среднего и старшего подросткового возраста:
- изменение школьной успеваемости;
- употребление алкоголя, наркотиков, курение4
- изменения в режиме сна и питания;
- частые жалобы на различные боли и общее недомогание;
- одержимость вопросом своего веса (особенно у девочек);
- противопоставление себя власти других людей, выражающееся в актах воровства, вандализма;
- пессимизм, депрессивность, плохой аппетит;
- частые проявления жестокости, агрессивности.
Помните, что просьба о помощи – первый шаг к ее получению.
Памятка для педагогов по работе с агрессивным ребенком
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательное переживание, состояние напряжения, страха, подавленности и т.д.). (Психологический словарь, 1997)
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.
Виды агрессии: 1.физическая агрессия (физическое действие против кого-либо); 2. раздражение (вспыльчивость, грубость); 3. вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.); 4. косвенная агрессия (направленная – сплетни, злобные шутки; ненаправленная – крики в толпе, топание и т.д.); 5. негативизм (оппозиционная манера поведения).
Особенности работы с агрессивными детьми:
Вовлечение в разнообразные интересные для ребенка виды деятельности
Наличие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов и увлечений.
Наличие постоянного ответственного поручения в классе.
Общение на равных, проявление доверия
Недопустимость использования в диалоге с агрессивными детьми бранных и жаргонных слов, оскорбления личного достоинства.
Обсуждение поведения ребенка только после того, как он окончательно успокоится после вспышки гнева.
Недопустимость угроз и шантажа, так как в какой-то момент этот способ перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны.
Теплая, эмоционально и интеллектуально насыщенная обстановка в окружении.
Удовлетворение разумных материальных и духовных потребностей и интересов.
Недопустимость применения физических наказаний, конфликтной обстановки.
Лучший способ реагирования на агрессивное поведение - это сохранение спокойствия.
Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познания.
Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение заданий по возрастающей степени трудности и предоставление времени на их выполнение.
Доброжелательная аргументация выставляемой отметки.
Формы работы с учащимися по преодолению и разрешению конфликтных ситуаций, формированию конструктивного общения
Конфликтные ситуации и конфликты могут быть созданы объективными обстоятельствами независимо от воли и желания людей, но могут возникать и по инициативе оппонентов .
Конфликт может восприниматься по-разному. От того, насколько правильно и полно воспринимают оппоненты природу конфликтной ситуации и инцидента, в очень большой степени зависит процесс развития конфликта и его разрешение.
Учителю рекомендуется:
1)проявлять к учащемуся внимание, уважительное отношение, сочувствие к нему, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;
2)строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;
3)постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;
4)чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;
5)попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;
6)дать учащемуся выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;
7)уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться;
8)подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;
9)подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.
Правила эффективного поведения в конфликте, с которыми нужно знакомить учеников, следующие:
Остановись! Не торопись реагировать!
Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию!
Откажись от установки: "Победа любой ценой!"
Подумай о последствиях выбора!
Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".
Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.
Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.
Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.
Одной из распространённых причин конфликтов наблюдаемых между педагогами и учащимися является критика. Учащиеся не любят критику: после неё у них, как правило, появляется желание действовать "назло". Но возможна критика, которая позволит не дойти до конфликта:
- Критиковать учащегося в присутствии других людей лишь в исключительных случаях, когда испробованы все другие меры индивидуального воздействия.
- Критика должна быть корректной, не унижающей достоинства личности.
- Критику целесообразно использовать в сочетании с положительной оценкой.
- Критиковать можно в том случае, если у вас есть эмоциональный контакт с учеником.
- Надо больше всего опасаться перебора в критике. Любой человек привыкает ко всему, в том числе и к критике. Поэтому хороши такие замечания, в которых звучит минимальная сила осуждения, необходимая и достаточная для исправления личности.
- Уместно говорить лишь о тех недостатках учащегося, которые вы видели собственными глазами. Любой человек не любит, когда его критикуют с чужих слов.
- Критикуя учащегося, нельзя сравнивать его с другими членами коллектива, что-то делающими лучше. Разделение учащихся на "хороших" и "плохих" разобщает коллектив.
- Критика должна вестись с позиции интересов дела.
Корректное общение между педагогом и учащимися подразумевает следующее:
- Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него.
- Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика к тому, чтобы он высказал свое отношение.
- Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.
- Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все «коммуникативное пространство».
- Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.
- Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я не прав!».
Если конфликтная ситуация возникла, то полезными для учителя могут оказаться следующие правила:
- Работайте с конфликтами в момент их возникновения.
- Найдите время для беседы с ребёнком.
- Придумайте как можно больше вариантов решения. Отберите наиболее эффективные.
- Будьте честны — нападайте не на личность, а на проблему.
- Во время диалога воздерживайтесь от запугиваний, угроз или давления, чтобы не прийти к результату выигрыш-проигрыш. Раздражённый тон, личные выпады и оскорбления, унижение достоинства не способствуют решению вопроса, а загоняют его вглубь личности.
- Следите за продолжительностью диалога. Если он затягивается, вы рискуете говорить сами с собой; если он прерывается раньше, чем ребёнок поймёт ваши слова, то он становится бессмысленным, проведённым для проформы.
- Содержание разговора желательно сохранять в тайне. Сплетни только разожгут конфликт и отдалят успех.
- Дайте знать, что понимаете детей.
Для профилактики конфликтного поведения учеников можно проводить тематические классные часы «Я в школе, я -- дома, я среди друзей»; «Будьте добрыми, человечными»; «Конфликты в нашей жизни», «Как себя вести», «Все цвета, кроме черного» , «Я глазами других», «Я и мы», «Чужой среди своих» и т.д. Формы проведения классных часов могут быть самыми различными: тематические беседы, встречи, устные журналы, конференции, обсуждение книг, обзоры журналов и т. д.
Игровые методы разрешения конфликтов
1.Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации.
2.Метод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека. Если вы эмоциональны, склонны к интуитивному мышлению, то этот метод будет вам полезен. К типу «художников» - людей с эмоциональным складом психики, обычно относятся словесники, учителя рисования и музыки. Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если вы умеете доверять своему начальному, интуитивному ощущению и способны вовремя остановить интеллектуальные интерпретации.
3.Метод логического анализа подходит для тех, кто рационален, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится собеседник.
Методика посредничества в конфликте состоит из 4 шагов:
1.«Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о времени переговоров и месте.
Должны выполняться следующие условия:
-разговор должен быть длительным
-помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (телефонные разговоры, открывание двери, заглядывания и проч.)
-время разговора определяется т.о., чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спешил).
-во время переговоров запрещается использовать силовые приемы (заставлять другого человека уступать, сдаваться)
-если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время.
2.«Спланируйте организацию». В самом начале разговора важно его правильно «запустить». Учитель выступает с вводной речью. Установка, которую вы осуществляете на переговорах, заключается в том, что вы не заставляете ни одного из учеников полностью отказаться от собственной позиции, Вместе с учениками вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон.
В переговорах важно избежать трех ошибок.
1.«Либо выиграешь, либо проиграешь» Иллюзия того, что только одна сторона м.б. права в конфликте, а другая - всегда не права, мешает людям договориться. Нет правых и виноватых, каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои желания, важно только добиваться этого так, чтобы учитывать цели и желания других.
2.«Ты плохой человек». Часто конфликты между людьми разрешаются неконструктивно потому, что один из участников доказывает себе и другим, что его противник - плохой человек и что конфликт вызван тем, что у партнера тяжелый характер.
3.«Камень преткновения». Объект конфликта - довольно серьезное препятствие к достижению соглашения.
3 шаг. «Выговорись». Выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Дайте подросткам выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого.
4.«Соглашение». В разговоре наступает момент, когда участники выговорились. Они психологически готовы к примирению.
Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.