Учителю-предметнику

Готовимся к педагогическому совету «Эффективные методы и приемы развития функциональной грамотности учащихся как один из ресурсов формирования социальной успешности учащихся»

Глоссарий

Естественнонаучная грамотность (scientific literacy) — это способность человека ориентироваться в вопросах, связанных с естественными науками, готовность воспринимать новейшие естественнонаучные достижения и использовать их для созидательной деятельности. Естественнонаучная грамотность предполагает наличие навыков объяснять явления с научной точки зрения, применять методы естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и наблюдения с научной точки зрения.

Индекс социально-экономического статуса учащегося (socio- economic status index) — PISA-индекс (ESCS), который рассчитывается на основе нескольких переменных, связанных с семейным положением учащегося: образование и должностной статус родителей, образовательные ресурсы и материальная обеспеченность (бытовые условия) семьи. PISA- индекс разработан таким образом, чтобы показатели можно было сравнивать на международном уровне.

Личное благополучие (well-being) — совокупность личностных характеристик, качеств и ценностных установок учащегося, влияющих на эффективность его учебной деятельности, уровень его образовательных результатов. К личностным характеристикам относятся: ценностное отношение к школе, положительные эмоции, страх неудачи, старательность и усердие, удовлетворенность жизнью и др.

Математическая грамотность (mathematical literacy) — это способность человека рассуждать математически, формулировать, применять и интерпретировать предметное математическое содержание для решения задач в различных контекстах реального мира. Математическая грамотность включает в себя понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и прогнозирования явлений. Она помогает понять роль, которую математика играет в мире, выносить суждения и принимать обоснованные решения, необходимые человеку.

Педагогическая поддержка (teacher support) — совокупность педагогических действий, направленных на оказание индивидуальной помощи и заботы учащемуся в случае учебных затруднений, предоставление ему качественной обратной связи о результатах учебной деятельности, атакже принятие комплекса мер по раскрытию и совершенствованию индивидуальных способностей учащихся. Педагогическая поддержка во многом зависит от культуры межличностного общения учителя, его умения выслушать и понять каждого учащегося.

 

Резилиентность (resilience) — степень уверенности личности в своих способностях в достижении цели и преодолении трудностей. Показателями высокой резилиентности учащегося является сформированность следующих умений: завершать начатое дело, справляться с множеством проблем одновременно, находить решение в сложной ситуации и др.

Сотрудничество (кооперация) учащихся (student co-operation) — совместная работа группы учащихся или команды, направленная на достижение единой цели, основанная на отношениях доверия, взаимопомощи и поддержки. Одним из существенных признаков кооперации является наличие разделения труда, при котором каждый учащийся вносит индивидуальный вклад в групповой проект и несет личную ответственность за определенную часть общего дела.

Социально благополучные учащиеся (socially advantaged students)  учащиеся, имеющие благоприятные предпосылки для обучения, чей индекс социально-экономического статуса занимает высокие позиции (25%) в общей выборке участников тестирования PISA.

Социально неблагополучные учащиеся (socially disadvantaged students) — учащиеся, чей индекс социально-экономического статуса занял нижние позиции (25%) в общей выборке участников тестирования PISA.

Социально-экономический статус учащегося (socio-economic status) — положение учащегося в социальной иерархии, являющееся важной предпосылкой обучения. В рамках исследования PISA социально- экономический статус оценивается с помощью индекса социально- экономического статуса (ESCS).

Установка на саморазвитие (growth mindset) — убежденность учащегося в том, что способности и ум можно у себя развить благодаря целенаправленной работе над собой, трудолюбию и усилиям. При отсутствии установки на саморазвитие учащийся болезненно воспринимает любую неудачу в учении, избегает сложных заданий и учебных задач, где высок риск допустить ошибку. Установка на саморазвитие сильнее других факторов связана с высоким уровнем образовательных результатов учащихся.

Читательская грамотность (reading literacy) — способность человека понимать, оценивать и использовать тексты, осмысливать их и быть вовлеченным в процесс чтения с целью решения персональных задач, расширения своих знаний и возможностей, а также всестороннего участия в экономической, политической, социальной и культурной жизни общества.

Эмоциональный комфорт (sense of belonging) — потребность учащегося в поддержании межличностных отношений со сверстниками в учебной среде, основанная на чувстве принятия себя учебным сообществом, доверия, уважения со стороны окружающих. При недостаточном эмоциональном комфорте учащийся ощущает себя в учебном заведении одиноким, чужим, что негативно сказывается на его учебных достижениях.

Энтузиазм учителя (teacher enthusiasm) — один из стилей преподавания, который характеризуется наличием у учителя глубокого интереса к теме урока, увлеченностью предметом преподавания, а также способностью вдохновить учащихся к познавательной деятельности и создать высокую мотивацию к обучению.

PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study), 4 класс. Организовано Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA – International Association for the Evaluation of Educational Achievement). На рубеже перехода из начальной в основную школу оценивается уровень сформированности читательской грамотности как основы для дальнейшего обучения.

 TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study); оценивается освоение основ математики и естественнонаучных предметов учащимися 4 и 8 классов и профильных курсов по математике и физики учащимися 11 классов. Организовано Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA – International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

 PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment), оценивается сформированность функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста. Осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).

Государственное учреждение образования

«Станьковская средняя школа имени

Марата Казея»

Формирование

функциональной грамотности учащихся: эффективные методы и приёмы

(материалы к педсовету)

 

Прием «Лови ошибку»

Цель - найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.

Прием «Проблемная ситуация»

Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

 Приемы «Своя опора»,

«Ключевые слова»

Цель - научить ребенка работать с информацией, составлять схемы, конспекты. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др.

 

Смысловое чтение

«Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов», «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» (по Ткачёвой О.Н.)

 

Приём «Чтение про себя с вопросами»

Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы. Алгоритм реализации приема: 1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. 2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. 3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

 

Приём «Чтение с остановками»

Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Алгоритм реализации приема: чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Приём «Фишбоун»

(рыбий скелет/рыбья кость)

Универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В его основе - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы. 

Метод «Летучка»

Таким незамысловатым словом называется метод, в котором актуальные на данный момент времени вопросы касаемо изучаемой темы или проблемы решаются посредством обмена информацией и мнениями, вследствие чего появляется возможность повысить навыки учащихся.

Преимущества рассматриваемого метода заключаются в его привязке к реальным ситуациям в процессе обучения, а также в предоставлении учащимся возможности использовать при принятии решений эмоционально-волевой и содержательно-проблемный подход.

Недостатки же состоят в том, что педагогу или лидеру дискуссии нужно уметь заострять внимание на важных деталях и делать грамотные обобщения, которые он будет предлагать учащимся. Помимо этого, велика вероятность возникновения отвлечённых дискуссий, в том числе и имеющих негативную эмоциональную окраску.

 

Использование информационно-компьютерных технологий

Суть представленного метода ясна из названия – в педагогическом процессе применяются современные высокотехнологичные средства передачи информации, такие как компьютеры, ноутбуки, цифровые проекторы и т.п. Осваиваемая учащимися информация представляется в сочетании с визуально-образными данными (видеоматериалами, графиками и т.п.), а сам изучаемый объект, явление или процесс может быть показан в динамике.

Преимуществом метода является то, что демонстрация учебного материала может быть динамичной, отдельные элементы материала или весь он могут быть повторены в любое время, педагог может предоставить учащимся копии материалов, а значит, для последующего изучения нет необходимости в особых условиях, например, в классе.

 

Метапредметные связи

Развитие функциональной грамотности на уроках осуществляется совместными усилиями учителей разных предметов (работа с терминологией, составление плана учебного текста, выявление важной информации в тексте, составление вопросов к учебному тексту, построение логичного обоснованного ответа на вопросы).

Реализация принципа практической направленности учебных занятий: прогнозирующее чтение (ученикам дается текст частями, и они должны сами подумать, каким будет продолжение, чем завершится рассказ); преобразование информацию текста в кластер, таблицу, рисунки и т.д.; составление текстов (текст характеристики, объявления, заявления, рекламной афиши).

 

Приём «Хорошо - плохо»

Приём направлен на формирование представления о том, как устроено противоречие. Обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Кроме этого формируются:     умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;     умение разрешать противоречия;     умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций (учитель задает ситуацию: найдите плюсы или минусы дождя как природного явления; класс делится на 2 команды, одна ищет плюсы, другая ищет минусы; предлагаем для обсуждения природное явление снег; уч-ся отвечают: «Хорошо, когда идёт снег, потому что……. Плохо, когда идёт снег, потому что……» Вывод: оценивание объекта, ситуации с разных позиций.

 

Приём «Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

Памятка для родителей

«Как я могу помочь своему ребёнку достичь высоких результатов обучения, или как организовать образовательную среду дома?»

(разработана на основе анализа международного исследования PISA-2018

в Республике Беларусь)

 

Условия образовательной среды, которые влияют на результаты обучения и во многом зависят от родителей.

1) Стимулирующая образовательная среда дома.

2) Эмоциональная поддержка ребенка в семье.

3) Воспитание у ребенка установки на саморазвитие.

4) Приобщение ребенка к опыту решения практических бытовых задач.

 

1) Рекомендуем родителям обеспечить ребенку постоянное рабочее место для учебной деятельности и создать в домашних условиях такую среду, которая активизирует познавательный интерес ребенка к различным областям знания и побуждает его к чтению и познанию нового (интересные художественные и познавательные книги, энциклопедии, учебные видеофильмы и диафильмы, головоломки и настольные обучающие игры и др.) Следует обратить внимание на тот факт, что для обеспечения высокого результата обучения важен не столько приобретенный для ребенка компьютер, сколько доступ к обучающему программному обеспечению (развивающие образовательные платформы, компьютерные программы и электронные образовательные ресурсы по разным предметным областям и т.п.)

2) Рекомендуем родителям проявлять искренний интерес к достижениям и учебе ребенка, любым результатам его умственного труда и возникающим проблемам и давать ребенку совет в сложных ситуациях, в то же время предоставляя ему возможность решать самому и прогнозировать последствия своих решений. Большое значение здесь имеет умение родителя обеспечить содержательный отклик на выполненные ребенком домашние задания и другие виды деятельности («Ты смог сформулировать точный вопрос», «Мне понравилась твоя метафора в сочинении» и т.п.) - ребенок вправе ожидать качественную оценку продуктов его учебной и творческой деятельности.

Даже в том случае, если ребенок хорошо учится и постоянно демонстрирует высокие результаты обучения, это не означает, что ему не нужна родительская поддержка. Талантливые учащиеся имеют больший риск, чем средние и слабоуспевающие, оказаться в социальной изоляции и стать изгоем. Поэтому таким детям особенно остро нужна родительская поддержка, помощь и совет в установлении межличностных отношений со сверстниками. Другая опасность такой ситуации состоит в том, что в своем стремлении сохранить свой статус в нездоровом ученическом коллективе талантливый и мотивированный к учебной деятельности ученик будет игнорировать возможности образования и нарочно учиться хуже своих возможностей.

          3) Родителям важно убеждать ребенка, что ум и талант не являются чем-то неизменным и зависит от отношения к учебе и затраченных усилий, а основной смысл учебной деятельности состоит не только в формировании багажа знаний, но, прежде всего, в развитии основных качеств ума и воли, составляющих основу трудоспособности человека в будущем. Рекомендуем родителям организовывать с ребенком беседы на тему его развития, стимулировать ребенка к самоанализу результатов своей учебной деятельности за продолжительный период («Чему ты научился за четверть, за учебный год?», «Что у тебя стало получаться лучше?», «В какой области у тебя произошел самый большой прогресс, почему он произошел?» и т.п.)

Рекомендуем хвалить ребенка за любое проявление сосредоточенности и усердия, за найденный им новый подход или удачное самостоятельно принятое решение, новую образовательную стратегию или способ освоения учебного материала. Родителям также важно хвалить ребенка за каждое удачно завершенное им дело.

4) Рекомендуем родителям поручать ребенку несложные семейные дела, значимы для всей семьи, где требуется ответственность и необходимость планирования своих действий.

Каждый родитель может также поделиться со своим ребенком опытом решения практических задач в своей профессиональной сфере деятельности, требующих умений обобщать, перерабатывать информацию, планировать, принимать решения в ситуации выбора.

Приобщению ребенка к решению практических задач и применению академических знаний на практике также будет способствовать совместное обсуждение родителей и детей текстовой информации и ее критическое осмысление (буклетах, каталогах, новостях, телепередачах, средствах массовой информации и т.д.), представленной в различных форматах (в том числе в виде схем, графиков, диаграмм).

Рекомендуем родителям стимулировать и поощрять участие детей в различных конкурсах исследовательских проектов и других образовательных мероприятиях, в которых требуется применять творческое мышление, объединять знания и умения, полученные из разных учебных предметов, находить новый способ решения определенной проблемы.

Рекомендации для педагогов

по снижению стрессогенности оценочной системы в сторону усиления качественной составляющей оценки учебных достижений

и предупреждения страха оценки и страха неудачи

  1. Способствовать повышению качества обратной связи с учащимся со стороны учителя (обратная связь, позволяющая учащемуся понять его сильные стороны; обратная связь, помогающая увидеть проблемные области; обратная связь, подсказывающая направления для совершенствования результатов и др.).
  2. Использовать формативные методы оценивания и контроля, учитывающие индивидуальный академический рост по предмету и предоставляющие возможность отследить динамику индивидуальных достижений (портфолио, индивидуальные и групповые проекты, авторские микроисследования, разработанные игры, сценарии взаимообучения и микропреподавания, дневник роста, исследовательский дневник, профиль индивидуальной динамики, участие и призовые места в конкурсах и пр.).
  3. Поощрять за любое проявление сосредоточенности и усердия, за найденные учащимся новый подход, образовательную стратегию или способ освоения учебного материала.
  4. Постоянно сравнивать текущие результаты ученика с его результатами в прошлом и предъявлять доказательства того, что его способности подлежат развитию, а не является неизменными.
  5. Не сравнивать образовательные результаты учащегося с результатами других учеников.

Рекомендации для педагогов

по формированию функциональной

грамотности обучающихся

  1. Учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.
  2. Обучение должно носить деятельностный характер.
  3. Учебный процесс ориентировать на  развитие  самостоятельности  и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
  4. Использовать продуктивные формы  групповой  работы;  обучение  в сотрудничестве (командная, групповая работа); применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные,  развивающие  образовательные  технологии (проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология проектной  деятельности,  обучение  на  основе  «учебных  ситуаций», уровневая  дифференциация  обучения,  разноуровневого  обучения, критического  мышления,  информационные  и  коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся).
  5. Учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.
  6. Обучение должно строиться на метапредметной основе и должно быть направлено на овладение  обобщёнными  приёмами  познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.
  7. Организация деятельности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество.
  8. Учитель должен организовать эффективную работу с информацией; работа с учебными моделями;  использование  знаково-символических  средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения,  классификации,  установление  аналогий,  подведение  подпонятие.
  9. Создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
  10. Преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

 

 

свернуть

Документация, которую обязан вести педагогический работник учреждения образования.

Учитель- -это человек, занимающийся обучением и воспитанием учащихся, как правило, профессионально подготовленный. Учитель – это прежде всеголицо, добровольно взявшее на себя высокую ответственность за воспитание и обучение другого человека, впустившее его в свое сознание и осуществляющее духовное руководство им.
развернуть

Учитель

Классный журнал.

Календарно-тематическое планирование.

Поурочное планирование.

Дневники учащихся.

Воспитатель

Журнал группы продленного дня учреждений общего среднего образования.

Календарно-тематическое планирование на четверть.

Ежедневное планирование.

Режим работы группы продленного дня, утверждённый руководителем учреждения общего среднего образования.

Учитель-дефектолог

Специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания

Классный журнал.

Календарно-тематическое планирование по учебным предметам и коррекционным занятиям.

Учебный план специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания.

Расписание занятий по учебным предметам и коррекционным занятиям.

Ежедневное планирование.

Дневники учащихся.

Пункта коррекционно-педагогической помощи

Журнал учета обследованных и зачисленных в пункт обучающихся.

Журнал учета проведенных занятий и посещения их обучающимися.

План работы на год.

Ежедневное планирование.

Расписание занятий.

Аналитический отчет за год.

Карты, в которых отражены индивидуально-типологические особенности обучающихся.

Планы коррекционно-педагогической помощи (на каждую группу, подгруппу, индивидуальные).

свернуть