Проект "Школа- территория здоровья"

Межведомственный информационный проект «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Межведомственный информационный проект

«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

(срок реализации: 01.09.2021 - 31.08.2023)

Общие положения

Проект «Школа – территория здоровья» разработан в целях реализации мероприятий государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021-2025 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19 января 2021 г. № 28

Проект предусматривает реализацию структурированного и систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.

2.Информационный паспорт проекта

Наименование проекта

«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Место реализации проекта

Государственное учреждение образования

«Станьковская средняя школа имени Марата Казея»

Главная идея проекта

Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, законных представителей несовершеннолетних, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни

Сроки реализации проекта

2021-2023 гг.

Участники проекта

Руководство школы, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры.

Принципы

Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены.

Деятельный подход: игровой, творческий.

Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.

Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий.

Информационное обеспечение проекта

Официальный сайт учреждения образования, информационные стенды, школьная газета «Школьное время»

3.Обоснование и актуальность реализации проекта

Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня весьма актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

Именно школа совместными усилиями с родителями должны содействовать формированию правильного понятия: «А что такое здоровье и что такое здоровый образ жизни?», «Как правильно формировать знания у учащихся и родителей о здоровом образе жизни?».

Содействие здоровью в условиях школы – это «любая деятельность, направленная на улучшение и сохранение здоровья всего школьного сообщества». Содействие здоровью в школах включает образование по вопросам здоровья в классе, пропаганду здорового образа. Кроме того, это все действия по созданию здоровой школьной среды.

Школа должна стремиться к здоровью и благополучию всех участников образовательного процесса с помощью системного и комплексного подхода.

Поэтому педагогическому коллективу школы, родительской общественности необходимо объединить усилия по наращиванию потенциала по развитию знаний, навыков и заинтересованности всех членов школьного сообщества в укреплении здоровья и повышении уровня благополучия.

В связи с этим положено начало реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь». Необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и вне школы). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

Цель проекта:

создание условий для формирования личности учащегося – здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению окружающей среды.

Задачи:

повышать информированность учащихся, родителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;

формировать ответственность учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих;

формировать мотивацию к здоровому образу жизни и предупреждению развития отклонения и ухудшений в состоянии здоровья, дезадаптации в обществе;

обеспечивать благоприятную окружающую среду, способствующую сохранению и укреплению здоровья, обеспечивающую формирование навыков здорового образа жизни;

привлекать к вопросам сохранения и укрепления здоровья заинтересованные организации и специалистов;

реализовывать систему профилактических мероприятий, организацию физкультурно-массовых мероприятий;

создавать в учреждении оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

создавать систему содержательного, информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей обучающихся к здоровому образу жизни;

расширять взаимодействие школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.

Целевой группой, для которой разработан данный проект, являются все обучающиеся государственного учреждения образования «Станьковская средняя школа имени Марата Казея», так как формирование ответственного поведения, заинтересованность в собственном здоровье, мотивация к ведению здорового образа жизни актуальны для всех. Проектом предусмотрены как общие мероприятия для всех обучающихся, так и с учетом возрастных категорий, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.

4.Функциональные ресурсы различных категорий работников учреждения

Функции руководства школы:

общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;

организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;

организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью, занятий объединений по интересам;

обеспечение работы спортивных залов во внеурочное время и во время каникул;

разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;

организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;

Функции классного руководителя:

работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;

организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике: частых заболеваний учащихся; детского травматизма на дорогах; наркомании, токсикомании, табакокурения;

5.Оценка эффективности проекта

Эффективность проекта в целом оценивается по следующим критериям:

соответствие разработанного плана фактическому выполнению;

благоприятные изменения показателей здоровья;

соответствие показателей образовательной среды существующим нормам.

6.Показатели эффективности реализации проекта:

результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям проекта);

100% выполнения требований СанПиНа;

более 80% учащихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ;

уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), количество учащихся, состоящих на учете;

последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапах обучения, реализация оздоровительных программ обучения;

наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды: отсутствие перегрузок, валеологическое расписание; выполнение санитарно-гигиенических нормативов;

использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).

повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий;

уровень мотивации учащихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;

наличие рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ.

7.Ожидаемые результаты от реализации проекта, индикаторные показатели

В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:

повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);

повышения доли подростков, ведущих здоровый образ жизни (определение методом проведения социологического исследования (анкетирования);

улучшения показателей здоровья;

снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ;

отсутствие динамики распространенности школьно -обусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки);

увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья.

8.Модель личности обучающегося

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого создана прогнозируемая модель личности обучающегося:

Модель выпускника I ступени общего среднего образования

Модель выпускника II ступени общего среднего образования

Модель выпускника III ступени общего среднего образования

- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;

-владение основами здорового образа жизни

- знание изменений в организме человека в пубертатный период;

-умение оценивать свое физическое и психическое состояние;

-знание влияния алкоголя, курения,  наркомании на здоровье человека;

-поддержание физической формы;

-телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;

-гигиена умственного труда.

-стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности  через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;

- убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;

-знание различных оздоровительных систем;

-умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;

-способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;

- гигиена умственного труда.

9.Контроль за реализацией проекта

Контроль за реализацией мероприятий проекта осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.

 

свернуть

ПЛАН мероприятий по реализации проекта «Школа – территория здоровья»

ПЛАН

мероприятий по реализации проекта «Школа – территория здоровья»

на 2024/2025 учебный год 

Цель: формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему психическому и физическому здоровью как к важнейшей духовно-нравственной ценности; создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, обучающихся и их законных представителей к сохранению и укреплению здоровья.

Задачи:

определить конкретные проблемы и направления по формированию здорового образа жизни у учащихся;

создать условия, обеспечивающие приобретение учащимися положительного опыта ЗОЖ через систему учебной деятельности, воспитательной работы и дополнительного образования;

способствовать преодолению вредных привычек учащихся посредством занятий физической культурой и спортом;

выстроить систему профилактики различных заболеваний;

содействовать формированию устойчивых навыков ЗОЖ в семье, негативного отношения к вредным привычкам, умения принимать верные решения в пользу здоровья;

создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;

отработать механизм совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 

№ п/п

Содержание мероприятия

Срок исполнения

Исполнители

Общие организационные мероприятия

1.

Разработка детального плана мероприятий по реализации проекта на текущий учебный год

сентябрь 2024

Лепешко П.С.,  заместитель директора по ВР 

2.

Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в его рамках

сентябрь 2024 и далее постоянно

Администратор сайта

3.

Контроль за соблюдением требований безопасности, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении

постоянно

Руководство школы

4.

Обеспечение контроля за выполнением запрета курения табака в здании учреждения и за ее территорией

постоянно

 

Руководство школы

Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса, режим работы учреждения

5.

Организация образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования, Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса обучающихся в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19(расписание уроков, перемен, факультативных занятий, занятий объединений по интересам, режимные моменты группы продленного дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др.)

в течение года

Кривицкая Н.И., заместитель директора по учебной работе

Лепешко П.С.,  заместитель директора по ВР

6.

Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня

в течение года

Лепешко П.С.,  заместитель директора по ВР

7.

Организация индивидуальных занятий с обучающимися на дому

в течение года

Михаленок Т.Д., заместитель директора по учебной работе

8.

Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школе: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование учебных кабинетов

постоянно

Руководство школы, учителя-предметники, классные руководители

9.

Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы (основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура и здоровье, биология, химия, обществоведение, литература, география и др.)

согласно учебным программам в течение года

Педагоги школы

10.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания обучающихся

постоянно

Кривицкая Н.И., заместитель директора по учебной работе,

педагоги школы

11.

Мониторинг и анализ здоровьесберегающей деятельности учреждения образования при организации образовательного процесса

постоянно

Руководство школы

Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся

Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения с целью решения здоровьесберегающих задач

12.

Укрепление материально-технической базы школы к новому учебному году (ремонт помещений, закупка мебели, спортинвентаря и т.д.)

до 20 августа 2024

Руководство школы

13.

Организация повышения квалификации педагогических работников в ИРО, АПО и др.учреждениях, в том числе по вопросам здоровьесбережения

в течение года

Руководство школы

14.

Разработка плана озеленения территории учреждения образования

февраль 2025

Демидович О.О., учитель биологии

Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

15.

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса, проведение физкультминуток на уроках

постоянно

Педагогический коллектив школы

16.

Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов

в течение года

Крылович Я.А., руководитель МО педагогов, выполняющих обязанности классного руководителя

17.

Проведение Дней здоровья

каждая вторая суббота месяца

Учителя физической культуры и здоровья

18.

Проведение внутришкольной круглогодичной спартакиады

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

19.

Проведение мероприятий согласно календарю спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

20.

Проведение спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

21.

Работа объединений по интересам:

«ОФП», «Футбол», "Настольный теннис", "Спортивные игры", «Баскетбол»

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

22.

Анализ занятости детей физкультурой и спортом, занятость в секциях и объединениях по интересам спортивной направленности

в течение года

Классные руководители

23.

Оформление стендов «Спортивная жизнь школы», «Беларусь олимпийская»

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

24.

Участие в районных, областных спортивных соревнованиях

в течение года

Учителя физической культуры и здоровья

25.

Проведение тематических недель, акций, классных и информационных часов, внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни

в течение года

Классные руководители 1-11 классов

26.

Проведение недель, декад, месячников по сохранению жизни и здоровья, формированию ЗОЖ

 

 

 

 

в течение года

Классные руководители 1-11 классов, педагог-организатор, педагог социальный

27.

Проведение  просветительской работы в период эпидемий

в период эпидемий

Классные руководители

28.

Организация тематических книжных выставок, презентация специальной литературы по вопросам здорового образа жизни

постоянно

библиотекарь

29.

Проведение динамических перемен

постоянно

Учителя физической культуры

Организация здорового и рационального питания обучающихся

30.

Организация горячего питания, составление графика питания в школьной столовой

постоянно

Руководство школы

31.

Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи

ежедневно

Бракеражная комиссия

32.

Выполнение натуральных норм питания

постоянно

Федосенка С.Г., шеф- повар

33.

Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

ежемесячно

Совет по питанию

34.

Ежедневный контроль и ведение журнала «Здоровье»

ежедневно

Федосенка С.Г.,  шеф- повар

Работа с законными представителями обучающихся по укреплению здоровья детей и взрослых

35.

Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка,  значимости совместной двигательной деятельности с детьми и др.

в течение года

Классные руководители

36.

Подготовка памяток для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей», «Гимнастика для глаз», «Культура еды» и др.

в течение года

Педагог-психолог

37.

Проведение тематических классных родительских собраний на тему ЗОЖ

в течение года

Классные руководители

38.

Проведение совместных спортивных мероприятий с участием родителей

в течение года

Классные руководители, учителя физической культуры

Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

39.

Видеосюжет о проведенных в течение учебного года мероприятиях по формированию ЗОЖ

май 2025

Классные руководители

40.

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

ежегодно в июне

Руководство школы

 

 

свернуть