Проект "Школа- территория здоровья"
Межведомственный информационный проект «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Межведомственный информационный проект
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
(срок реализации: 01.09.2021 - 31.08.2023)
Общие положения
Проект «Школа – территория здоровья» разработан в целях реализации мероприятий государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021-2025 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19 января 2021 г. № 28
Проект предусматривает реализацию структурированного и систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.
2.Информационный паспорт проекта
Наименование проекта |
«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» |
Место реализации проекта |
Государственное учреждение образования «Станьковская средняя школа имени Марата Казея» |
Главная идея проекта |
Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, законных представителей несовершеннолетних, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни |
Сроки реализации проекта |
2021-2023 гг. |
Участники проекта |
Руководство школы, классные руководители, педагоги учреждения, ученический коллектив, родительская общественность, обслуживающий персонал, представители учреждения здравоохранения, социальные партнеры. |
Принципы |
Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены. Деятельный подход: игровой, творческий. Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития. Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий. |
Информационное обеспечение проекта |
Официальный сайт учреждения образования, информационные стенды, школьная газета «Школьное время» |
3.Обоснование и актуальность реализации проекта
Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня весьма актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.
Именно школа совместными усилиями с родителями должны содействовать формированию правильного понятия: «А что такое здоровье и что такое здоровый образ жизни?», «Как правильно формировать знания у учащихся и родителей о здоровом образе жизни?».
Содействие здоровью в условиях школы – это «любая деятельность, направленная на улучшение и сохранение здоровья всего школьного сообщества». Содействие здоровью в школах включает образование по вопросам здоровья в классе, пропаганду здорового образа. Кроме того, это все действия по созданию здоровой школьной среды.
Школа должна стремиться к здоровью и благополучию всех участников образовательного процесса с помощью системного и комплексного подхода.
Поэтому педагогическому коллективу школы, родительской общественности необходимо объединить усилия по наращиванию потенциала по развитию знаний, навыков и заинтересованности всех членов школьного сообщества в укреплении здоровья и повышении уровня благополучия.
В связи с этим положено начало реализации информационного проекта «Школа - территория здоровья» в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь». Необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и вне школы). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, обучающихся и родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.
Цель проекта:
создание условий для формирования личности учащегося – здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению окружающей среды.
Задачи:
повышать информированность учащихся, родителей и педагогических работников в вопросах охраны здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков;
формировать ответственность учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих;
формировать мотивацию к здоровому образу жизни и предупреждению развития отклонения и ухудшений в состоянии здоровья, дезадаптации в обществе;
обеспечивать благоприятную окружающую среду, способствующую сохранению и укреплению здоровья, обеспечивающую формирование навыков здорового образа жизни;
привлекать к вопросам сохранения и укрепления здоровья заинтересованные организации и специалистов;
реализовывать систему профилактических мероприятий, организацию физкультурно-массовых мероприятий;
создавать в учреждении оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
создавать систему содержательного, информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей обучающихся к здоровому образу жизни;
расширять взаимодействие школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья.
Целевой группой, для которой разработан данный проект, являются все обучающиеся государственного учреждения образования «Станьковская средняя школа имени Марата Казея», так как формирование ответственного поведения, заинтересованность в собственном здоровье, мотивация к ведению здорового образа жизни актуальны для всех. Проектом предусмотрены как общие мероприятия для всех обучающихся, так и с учетом возрастных категорий, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.
4.Функциональные ресурсы различных категорий работников учреждения
Функции руководства школы:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;
организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;
организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью, занятий объединений по интересам;
обеспечение работы спортивных залов во внеурочное время и во время каникул;
разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;
Функции классного руководителя:
работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике: частых заболеваний учащихся; детского травматизма на дорогах; наркомании, токсикомании, табакокурения;
5.Оценка эффективности проекта
Эффективность проекта в целом оценивается по следующим критериям:
соответствие разработанного плана фактическому выполнению;
благоприятные изменения показателей здоровья;
соответствие показателей образовательной среды существующим нормам.
6.Показатели эффективности реализации проекта:
результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям проекта);
100% выполнения требований СанПиНа;
более 80% учащихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ;
уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), количество учащихся, состоящих на учете;
последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапах обучения, реализация оздоровительных программ обучения;
наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды: отсутствие перегрузок, валеологическое расписание; выполнение санитарно-гигиенических нормативов;
использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).
повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий;
уровень мотивации учащихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;
наличие рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ.
7.Ожидаемые результаты от реализации проекта, индикаторные показатели
В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:
повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);
повышения доли подростков, ведущих здоровый образ жизни (определение методом проведения социологического исследования (анкетирования);
улучшения показателей здоровья;
снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ;
отсутствие динамики распространенности школьно -обусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки);
увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья.
8.Модель личности обучающегося
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков. Для этого создана прогнозируемая модель личности обучающегося:
Модель выпускника I ступени общего среднего образования |
Модель выпускника II ступени общего среднего образования |
Модель выпускника III ступени общего среднего образования |
- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; -владение основами здорового образа жизни |
- знание изменений в организме человека в пубертатный период; -умение оценивать свое физическое и психическое состояние; -знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; -поддержание физической формы; -телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; -гигиена умственного труда. |
-стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; - убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; -знание различных оздоровительных систем; -умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; -способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; - гигиена умственного труда. |
9.Контроль за реализацией проекта
Контроль за реализацией мероприятий проекта осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности.
ПЛАН мероприятий по реализации проекта «Школа – территория здоровья»
ПЛАН
мероприятий по реализации проекта «Школа – территория здоровья»
на 2024/2025 учебный год
Цель: формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему психическому и физическому здоровью как к важнейшей духовно-нравственной ценности; создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, обучающихся и их законных представителей к сохранению и укреплению здоровья.
Задачи:
определить конкретные проблемы и направления по формированию здорового образа жизни у учащихся;
создать условия, обеспечивающие приобретение учащимися положительного опыта ЗОЖ через систему учебной деятельности, воспитательной работы и дополнительного образования;
способствовать преодолению вредных привычек учащихся посредством занятий физической культурой и спортом;
выстроить систему профилактики различных заболеваний;
содействовать формированию устойчивых навыков ЗОЖ в семье, негативного отношения к вредным привычкам, умения принимать верные решения в пользу здоровья;
создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья;
отработать механизм совместной работы всех заинтересованных служб, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
№ п/п |
Содержание мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
Общие организационные мероприятия |
|||
1. |
Разработка детального плана мероприятий по реализации проекта на текущий учебный год |
сентябрь 2024 |
Лепешко П.С., заместитель директора по ВР |
2. |
Размещение на сайте учреждения образования информации о проекте и мероприятиях в его рамках |
сентябрь 2024 и далее постоянно |
Администратор сайта |
3. |
Контроль за соблюдением требований безопасности, правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм и требований в учреждении |
постоянно |
Руководство школы |
4. |
Обеспечение контроля за выполнением запрета курения табака в здании учреждения и за ее территорией |
постоянно
|
Руководство школы |
Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса, режим работы учреждения |
|||
5. |
Организация образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования, Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса обучающихся в учреждениях образования в условиях распространения инфекции COVID-19(расписание уроков, перемен, факультативных занятий, занятий объединений по интересам, режимные моменты группы продленного дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др.) |
в течение года |
Кривицкая Н.И., заместитель директора по учебной работе Лепешко П.С., заместитель директора по ВР |
6. |
Организация внеурочной деятельности, мероприятий шестого школьного дня |
в течение года |
Лепешко П.С., заместитель директора по ВР |
7. |
Организация индивидуальных занятий с обучающимися на дому |
в течение года |
Михаленок Т.Д., заместитель директора по учебной работе |
8. |
Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школе: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование учебных кабинетов |
постоянно |
Руководство школы, учителя-предметники, классные руководители |
9. |
Работа педагогов, направленная на формирование здорового образа жизни через учебные предметы (основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура и здоровье, биология, химия, обществоведение, литература, география и др.) |
согласно учебным программам в течение года |
Педагоги школы |
10. |
Внедрение здоровьесберегающих технологий, создающих комфортные условия для образования и воспитания обучающихся |
постоянно |
Кривицкая Н.И., заместитель директора по учебной работе, педагоги школы |
11. |
Мониторинг и анализ здоровьесберегающей деятельности учреждения образования при организации образовательного процесса |
постоянно |
Руководство школы |
Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в учреждении, организации гигиенического обучения и воспитания, питания обучающихся |
|||
Материально-техническое и кадровое обеспечение учреждения с целью решения здоровьесберегающих задач |
|||
12. |
Укрепление материально-технической базы школы к новому учебному году (ремонт помещений, закупка мебели, спортинвентаря и т.д.) |
до 20 августа 2024 |
Руководство школы |
13. |
Организация повышения квалификации педагогических работников в ИРО, АПО и др.учреждениях, в том числе по вопросам здоровьесбережения |
в течение года |
Руководство школы |
14. |
Разработка плана озеленения территории учреждения образования |
февраль 2025 |
Демидович О.О., учитель биологии |
Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся |
|||
15. |
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса, проведение физкультминуток на уроках |
постоянно |
Педагогический коллектив школы |
16. |
Организация и проведение обучающих семинаров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов |
в течение года |
Крылович Я.А., руководитель МО педагогов, выполняющих обязанности классного руководителя |
17. |
Проведение Дней здоровья |
каждая вторая суббота месяца |
Учителя физической культуры и здоровья |
18. |
Проведение внутришкольной круглогодичной спартакиады |
в течение года |
Учителя физической культуры и здоровья |
19. |
Проведение мероприятий согласно календарю спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий |
в течение года |
Учителя физической культуры и здоровья |
20. |
Проведение спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров |
в течение года |
Учителя физической культуры и здоровья |
21. |
Работа объединений по интересам: «ОФП», «Футбол», "Настольный теннис", "Спортивные игры", «Баскетбол» |
в течение года |
Учителя физической культуры и здоровья |
22. |
Анализ занятости детей физкультурой и спортом, занятость в секциях и объединениях по интересам спортивной направленности |
в течение года |
Классные руководители |
23. |
Оформление стендов «Спортивная жизнь школы», «Беларусь олимпийская» |
в течение года |
Учителя физической культуры и здоровья |
24. |
Участие в районных, областных спортивных соревнованиях |
в течение года |
Учителя физической культуры и здоровья |
25. |
Проведение тематических недель, акций, классных и информационных часов, внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни |
в течение года |
Классные руководители 1-11 классов |
26. |
Проведение недель, декад, месячников по сохранению жизни и здоровья, формированию ЗОЖ
|
в течение года |
Классные руководители 1-11 классов, педагог-организатор, педагог социальный |
27. |
Проведение просветительской работы в период эпидемий |
в период эпидемий |
Классные руководители |
28. |
Организация тематических книжных выставок, презентация специальной литературы по вопросам здорового образа жизни |
постоянно |
библиотекарь |
29. |
Проведение динамических перемен |
постоянно |
Учителя физической культуры |
Организация здорового и рационального питания обучающихся |
|||
30. |
Организация горячего питания, составление графика питания в школьной столовой |
постоянно |
Руководство школы |
31. |
Контроль за составом и качеством меню, приготовленной пищи |
ежедневно |
Бракеражная комиссия |
32. |
Выполнение натуральных норм питания |
постоянно |
Федосенка С.Г., шеф- повар |
33. |
Контроль за выполнением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдением персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья |
ежемесячно |
Совет по питанию |
34. |
Ежедневный контроль и ведение журнала «Здоровье» |
ежедневно |
Федосенка С.Г., шеф- повар |
Работа с законными представителями обучающихся по укреплению здоровья детей и взрослых |
|||
35. |
Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, значимости совместной двигательной деятельности с детьми и др. |
в течение года |
Классные руководители |
36. |
Подготовка памяток для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей», «Гимнастика для глаз», «Культура еды» и др. |
в течение года |
Педагог-психолог |
37. |
Проведение тематических классных родительских собраний на тему ЗОЖ |
в течение года |
Классные руководители |
38. |
Проведение совместных спортивных мероприятий с участием родителей |
в течение года |
Классные руководители, учителя физической культуры |
Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий |
|||
39. |
Видеосюжет о проведенных в течение учебного года мероприятиях по формированию ЗОЖ |
май 2025 |
Классные руководители |
40. |
Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий |
ежегодно в июне |
Руководство школы |