Устный журнал
«Хочу все знать
(поговорим о профессиях)»
Макеенко Ольга Александровна,
классный руководитель 9 класса
Цели:расширить знания учащихся о профессиях; формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию
Форма проведения:устный журнал
Оборудование:презентация «Хочу все знать»
Ход классного часа
1.Классный руководитель (вступительное слово)
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.
Каждому гражданину нашей страны представлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Почему проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни человека?
Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства… Велик и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.
Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем. А это значит, что каждому человеку надо постигнуть премудрости своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы, чтобы научиться выгодно предлагать свою кандидатуру работодателю.
В нашем обществе профессий очень много, невообразимо много. Поэтому выбирать трудно. И той силой, с помощью которой можно одолеть эту трудность, является осведомленность, информированность человека.
Полезная информация о мире профессий, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования – вот что нужно каждому человеку при обдумывании своего профессионального пути. Обдумать – это, значит, поставить себе много вопросов и попытаться найти на них ответы. Сегодня с помощью нашего устного журнала «Хочу все знать» (слайд 1) мы попытаемся дать ответы на некоторые интересующие нас вопросы:
1.В мире профессий.
2.Формула успешного выбора профессии.
3.Советы психолога.
4.Роль образования в формировании жизненных планов.
5.Где родился, там и пригодился.
2. 1 страница устного журнала – «В мире профессий»
1 учащийся
Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы:
Первый тип: человек – природа (слайд 2).Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: человек – техника (слайд 3).Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек – человек (слайд 4).Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности - воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый тип: человек - знаковая система (слайд 5).Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Пятый тип: человек - художественный образ (слайд 6).Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические особенности, способности, физические возможности.
Классный руководитель
Вашему вниманию предлагается тест «Ты и твоя профессия» (слайды 7-16)
В нашем тесте 5 вопросов. Запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).
1.Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
2.Из трех подарков вы предпочли бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
З. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести
новых друзей.
4.Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовали бы полную свободу;
б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В свое свободное время вы любите:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Посчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопросы с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.
5-8 баллов: люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотхозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.
8-12 баллов:очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.
12-15 баллов:тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.
Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. Все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию. Школьный психолог изучала ваши предпочтения, позже она представит вам информацию.
3. 2 учащийся
Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.Сразу все не умеет делать никто. Сделать хороший выбор – значит, выбрать профессию, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для вас в будущем, в-третьих, может приносить вам удовлетворение, радость. Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами: “надо”, “могу”, “хочу”. Этому посвящена 2 страница нашего издания - «Формула успешного выбора профессии» (слайд 17).
Остановимся на них подробнее:
ХОЧУ– личные цели, интересы, потребности.
МОГУ– учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.
Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова : «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец».
Как вы понимаете это высказывание?
( Высказываются 2-3 человека)
НАДО– потребности рынка труда. Мы уже сказали, что в мире существует огромное количество профессий. Самое нелегкое в жизни — выбор правильного пути, своей профессии. Для того чтобы найти свое место, необходимо быть хорошо информированным человеком, уметь планировать свои дела, реально оценивать шансы, легко адаптироваться к незнакомым людям, знать, кто на рынке труда пользуется особенным спросом.
3. Следующая страница устного журнала - «Советы психолога по профориентации»
1.Анализ опросника «Карта интересов», проведенного с учащимися класса, рекомендации по наиболее подходящим каждому типам профессий; анализ анкетирования среди учащихся и их родителей.
2.Советы психолога «Как сделать правильный выбор профессии»
· Не стоит ориентироваться только на престижность профессии, забывая о собственных желаниях и возможностях. Это чревато получением модной, но нелюбимой работы.
· Все мы имеем право на ошибку, и, получив профессию, можем понять, что это не то, что нам нужно. Но это не должно останавливать вас в поиске именно той профессии, к которой лежит душа.
· Слепо следуя за друзьями, Вы рискуете выбрать неподходящую профессию, если ориентируетесь только на чужое мнение.
· Если Вам нравится человек - представитель какой-либо профессии, то это хорошая возможность узнать о его деятельности с разных сторон. Однако не
· стоит выбирать профессию только из симпатии к человеку, так как сама работа может не подходить именно вам.
· Часто мы видим только положительные стороны профессии, забывая о «темной стороне медали». Стоит узнать о профессии как можно больше, чтобы рассмотреть и плюсы и минусы.
· Не отождествляйте школьные учебные предметы с профессией, различайте эти понятия. Очень редко профессия совпадает с тем школьным предметом, который вам интересен. Кроме того, любимые предметы редко связаны только с одной профессией, и могут понадобиться в разных сферах деятельности.
· Не зная своих способностей, ты рискуешь выбрать неподходящую профессию, которая не будет у тебя получаться, не будет приносить удовольствия.
4. Открываем следующую страницу –«Роль образования в формировании жизненных планов» (слайд 18)
Вопросы для обсуждения с учащимися (беседу ведет классный руководитель)
1. Кого вы считаете образованным человеком?(высказывания учащихся)
2. Как человек может стать образованным?(высказывания учащихся)
3.Какое значение имеет владение устной и письменной речью для образованного человека?(высказывания учащихся)
4. Понятна ли вам сегодня ваша жизненная цель? Если возможно, назовите свои отдаленные жизненные цели.(высказывания учащихся)
5. Можно ли достигнуть успеха в жизни без качественного образования?(высказывания учащихся)
6. Каковы, на ваш взгляд, основные причины, почему люди терпят крах в судьбе и карьере? (высказывания учащихся)
Давайте рассмотрим возможные причины, почему люди терпят крах в судьбе и карьере
(слайд 19):
9.Для того чтобы проверить, какими качествами вы уже обладаете, мы проведем небольшое тестирование. В течение 5минут ответьте на вопрос:«Кто я?» Для этой цели используйте слова или предложения. Пишите, не раздумывая сразу то, что придет в голову. А теперь посчитайте, сколько слов или предложений написали.
Если ответов не более 5 – это означает, что ты не достаточно думаешь о себе и пользуешься в повседневной жизни простыми и очевидными характеристиками.
Если ответов от 5 до 10 – средний, умеренный уровень самопрезентации. Подумай, а каких умений или знаний тебе еще не хватает?
Если ответов 11 и более – это говорит о высоком уровне самопрезентации. Ты рассматриваешь себя с разных сторон.
Проверьте, а записали ли вы качества, которые характеризовали бы вас как образованного и делового человека.
5. И последняя страница нашего выпуска –«Где родился, там и пригодился»
(слайды 22-26).
Классный руководитель
Определившись и получив профессию, вы, конечно же,вернетесь в родной район, ведь наша Дзержинщина предлагает огромный выбор предприятий, на которых молодые люди ощущают себя востребованными рабочими кадрами. Дзержинщина занимает четвертое место в области и входит в первую десятку по стране по размерам средней заработной платы. Успешно решаются и жилищные вопросы.
-Какие предприятия Дзержинского района вы можете назвать?(ответы учащихся)
Учащийся 3:Братья Сергей и Александр Резники из деревни Сенница Минского района создали успешную строительную компанию. Базой для нее они выбрали Дзержинский район — и не пожалели. Благоприятный бизнес-климат на Дзержинщине способствовал тому, что за какие-то несколько лет «СмартТэк» вышел на вторую позицию в районе по объемам строительства и продолжает развиваться. По своим производственным показателям компания уже вплотную приблизилась к лидеру строительного комплекса Дзержинщины — ПМК-190: за 2012 год выполнено работ на 55 млрд. руб. и перечислено в бюджет района 2 млрд. руб.в виде налогов.
Компания занимается строительством серьезных объектов (монолитных жилых домов), что явилось переломным этапом в становлении компании. В то время в Дзержинске и Дзержинском районе уже было запроектировано несколько монолитно-каркасных жилых домов, а собственного подрядчика, освоившего данную технологию, не было. Поэтому появление кампании оказалось более чем кстати — в нужное время и в нужном месте. Именно в тот момент братья приняли окончательное решение о регистрации компании в Дзержинске. Сыграло свою роль и то, что Дзержинский район расположен близко к Минску, а в то время как раз была принята государственная программа развития городов — спутников Минска, в которую вошли Дзержинск и Фаниполь. К тому же государство выделило под Фаниполем 600 га территории для свободной экономической зоны «Минск», и если пока это просто поле, то со временем здесь будет центр деловой активности.
В компании теперь пять организаций, все они зарегистрированы в Дзержинском районе, что соответствует планам стратегического развития компании. Задачи, на которые нацелились в «СмартТэк», — это полный комплекс услуг в сфере строительства: инженеринг, проектирование, строительство. Для каждого направления в отдельности были найдены партнеры, В результате есть заказы на инженерные услуги, востребованы проектно-изыскательские работы, успешно развивается торгово-логистическое направление, хорошо идут поставки строительных материалов. В рамках же основной деятельности — строительной — открыт участок по производству металлоизделий, чтобы полностью закрыть собственные потребности в этом виде продукции. Средняя зарплата превысила 6,5 млн. руб., что больше средней в отрасли, но есть люди, которые получают и 15млн. Главный секрет общения с персоналом — создать такие условия, чтобы желающие заработать получили бы такую возможность.
Учащийся 4:Если бы дороги могли говорить, они наверняка бы рассказали о том, сколько труда в их комфортабельность и безопасность вкладывают люди, постоянно проявляя о них свою заботу и профессиональную изобретательность. Именно такие мастера дорожных дел трудятся в ОАО «Дорстройиндустрия» (здесь их более 850 человек) — уникальном предприятии с богатой историей, которая началась в 1974 году. Предприятие состоит из пяти филиалов. Это завод железобетонных мостовых конструкций, опытно-механический завод,«Нерудстройматериалы», а также гравийно-сортировочный завод «Боруны» в Гродненской области и гравийно-сортировочный завод «Омневичи» в Брестской области, плюс одно дочернее предприятие в Украине.
Открытое акционерное общество «Дорстройиндустрия» — крупное специализированное предприятие, которое производит уникальные железобетонные мостовые конструкции, разнообразную универсальную дорожную технику, а также широкий ассортимент высококачественных нерудных строительных материалов. Генеральный директор предприятия Юрий Лобач — человек высокой эрудиции, хорошо знающий людей и производство. Благодаря слаженной работе его команды коллектив предприятия выпускает качественную конкурентоспособную продукцию ,которая пользуется спросом не только в Беларуси, но и на рынках России, Украины, Казахстана, Анголы. Продукция предприятия отличается высокими эксплуатационными характеристиками и потребительскими качествами, надежностью и долговечностью. Одними из первых в республике филиалы — завод железобетонных мостовых конструкций и опытно-механический завод — разработали, внедрили и сертифицировали системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов.
Перечень продукции постоянно обновляется. Много таких новинок появилось в последнее время на заводе железобетонных мостовых конструкций, опытно-механическом заводе ОАО «Дорстройиндустрия».
Учащийся 5:РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт», отмечающее в 2013-мгоду свой 90-летний юбилей, реализовало в прошлом году нефтепродуктов больше всех областных объединений республики. Современная производственная база и оборудование, высококвалифицированные специалисты, эффективный менеджмент помогли предприятию перевыполнить плановое задание и закрепиться на лидирующих позициях в системе нефтепродуктообеспечения производственного объединения «Белоруснефть».
Залогом успешного развития РУП «Белоруснефть-Минск-облнефтепродукт» стал многолетний опыт коллектива, накопленный за его богатую историю. Согласно архивным данным, первые сведения об этом предприятии датированы 1923 годом. Создано оно было в Руденском уезде Минского района и называлось «Минские нефтесклады». Уже с самого начала оно занималось как оптовой, так и розничной торговлей нефтепродуктами. В 1945 году нефтебаза перебазировалась в Минск, а в1980-х годах — в Фаниполь, где сегодня расположено головное предприятие РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт». В 2005 году предприятие прошло через реорганизацию и было включено в состав ПО«Белоруснефть», что дало новый импульс его развитию. Сегодня РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт» располагает множеством автозаправочных станций, магазинов, объектов общепита, торговых точек, а также оптовых складов, расположенных в минском регионе. В его структуру входят 7 нефтебаз, за каждой из которых закреплена сеть автозаправочных станций. В общей сложности систему образуют 72 бензиновые и 31 газовая автозаправочные станции и 5 объектов придорожного сервиса(2 стоянки, 2 СТО, мойка).
Лучшая АЗС предприятия — на 22-м км МКАД.
Учащийся 6:Филиал «Пятигорье» открытого акционерного общества «Агрокомбинат Дзержинский» создан в результате преобразования колхоза имени Ленина в СПК «Пятигорье». Потом хозяйство было реорганизовано в процессе присоединения к открытому акционерному обществу «Дзержинская бройлерная фабрика» и переименовано в сельскохозяйственное подразделение ОАО «Агрокомбинат Дзержинский», которое вскоре было преобразовано в филиал «Пятигорье» ОАО «Агрокомбинат Дзержинский». Землепользование филиала расположено на территории Дзержинского района, где находится 20 деревень, а также молочнотоварная ферма и комплекс по выращиванию крупного рогатого скота. Животноводство занимает ведущее место в общем объеме товарной продукции этого хозяйства.
Каковы же слагаемые успеха? Это:
Петр Яриженец — директор филиала «Пятигорье» ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» —человек деловой, немногословный. О своем хозяйстве рассказывает сдержанно, акцентируя внимание на главном. А главное для него, как для руководителя, — сделать хозяйство более крепким, а жизнь сельчан — более комфортной. «Для этого нужно не просто трудиться, а работать с прибылью», — рассуждает он. Свою деятельность на должности директора филиала Петр Яриженец начал с перевооружения молочнотоварного комплекса.
Филиал «Пятигорье» ОАО«Агрокомбинат Дзержинский» — в числе «молочных» лидеров района. Неплохо идут дела и в растениеводстве. В хозяйстве хорошо понимают: новые технологии, техническое перевооружение, сбалансированные корма, эффективные удобрения — все это при грамотном подходе работает на урожай.
Важная составляющая общего успеха — крепкий машинно-тракторный парк. В хозяйстве работает 30 механизаторов, которые очень бережно относятся к своим «стальным коням». Не случайно среди победителей республиканского смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда, транспортной и пожарной безопасности, который проводило Министерство сельского хозяйства и продовольствия в прошлом году, в числе победителей и филиал «Пятигорье» ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» (начальник цеха механизации Александр Мельник).
В филиале «Пятигорье» ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» дружно работают в одном коллективе и опытные специалисты, и молодежь. Недавно сюда приехала молодой экономист Татьяна Таратухина. В начале как-то растерялась, даже уехать хотела. Но со временем девушка поняла: это ее, уже родное. Хорошо знают не только в районе передового комбайнера хозяйства Виталия Ласицкого, который в 2011 году занял первое место среди молодежных экипажей на областных «Дажынках» и второе — на«Дажынках-2012». Прославился ударным трудом на уборке прошлогоднего урожая водитель на отвозке зерна Владимир Ревтович. Добросовестно работают и другие механизаторы: трактористы-машинисты Игорь Ахрамович, Павел Анискевич, Андрей Досин. Благодаря стараниям местных животноводов Михаила Красника, Валентины Смальцер, Любови Залуцкой и других, а также операторов машинного доения Аллы Филиппенко, Людмилы Кардаш и других получены достойные показатели в животноводстве. Каждый нашел себя здесь и в трудовом коллективе, и на родном подворье.
6. Рефлексия: игра « Репортаж с места событий»
Корреспондент (классный руководитель): Мы побывали на месте событий и коротко о главном…
- С какими мыслями, заботами выходят из школы сегодня ребята?
- Есть ли уже те, кто точно определились, что они будут делать дальше? Что им помогло в этом?
- Надо ли продолжать начатый разговор или уже получены все ответы на разрешение этой нелёгкой проблемы?
- Пожелания классному руководителю по планированию работы по этому вопросу и пожелания детей друг другу.
Итог подводит классный руководитель.
При подготовке мероприятия использовались материалы Интернет-ресурсов