Профориентация

Профориентационная работа в школе

Цели, задачи

Профориентационная работа – это педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и организационная деятельность, содействующая самоопределению учащихся в последующей, профессиональной деятельности.

Профориентационная работа в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психологических характеристиках профессий с учетом индивидуальных особенностей личности и потребностей рынка труда. Она реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, опирается на Методические рекомендации Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи (опубликованы в « Настаўнiцкай газеце» и «Сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь», №23, 2008г.).

Профориентационная работа в школе эффективна, когда соблюдаются следующие принципы:

  • систематичность и преемственность;
  • профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной классы;
  • дефференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровня успеваемости;
  • оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;
  • взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественно молодежных организаций;
  • связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Работа школьного психолога в профессиональной ориентации учащихся настолько многоплановая, что иногда кажется необъятной. И она может быть такой при отсутствии планирования, системности и последовательности в действиях. При планировании работы в школе необходимо учитывать цели, задачи, формы и направления работы.

Цели профориентационной работы:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии с их, возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
  • создание условий для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы;
  • формирование у школьников в процессе обучения и воспитания осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого и с учетом потребностей региона.

Задачи профориентационной работы:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства;
  • выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени гимназии с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, района;
  • внедрение современных информационных технологий в практику работы СППС.

Направления профориентационной работы:

  • использование общественно полезного труда;
  • организация трудовой (производственной) практики;
  • допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся;
  • организация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;
  • профориентационная поддержка взросления учащихся;
  • использование современных информационных технологий;
  • проведение внеклассных мероприятий   профориентационной направленности;
  • профориентационная работа с родителями.

 Профессиональное самоопределение учащихся.

Работа педагога-психолога

Профориентация – это, прежде всего, развитие профессионального самосознания и ценностных установок личности. Важнейшим критерием профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Перед личностью постоянно возникают задачи, требующие определения отношения к профессиям, анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене. Весь этот комплекс проблем входит в понятие «профессиональное самоопределение».

Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, один из главных компонентов взросления личности, ее социализации, в котором выделяются следующие этапы:

1 этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения;

2 этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии;

3 этап – предварительный выбор профессии, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста (разные виды деятельности оцениваются личностью с точки зрения ее интересов, затем способностей и, наконец, с точки зрения системы ценностей);

4 этап – принятие решения по выбору профессии, которому предшествует более широкая социальная ориентация, т.е. установка на учебное заведение (птуз, ссуз, вуз) или работу.

Опираясь на знание психологической составляющей профессионального самоопределения, возрастных и психологических особенностей учащихся, можно обозначить 5 стадий профессионального самоопределения, позволяющих целенаправленно управлять этим процессом:

 

Стадия профессионального самоопределения

Цель

Задачи

Стадия интереса

( 1- 4 классы)

- формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям

- знакомство с миром профессий;

-развитие потребностей в учебном и общественно полезном труде;

-содействие овладению элементарными доступными трудовыми умениями по различным профессиям.

Стадия мотивов

( 5-7 классы)

- формирование мотивов выбора профессии, востребованной в регионе

- целенаправленное знакомство учащихся с профессиями, в которых в настоящее время испытывает потребность регион;

- расширение знаний учащихся о массовых рабочих профессиях, развитие интереса к ним.

Стадия оценки

( 8-9 классы)

- формирование умения соотнести свои идеалы, представления о ценностях со своими реальными возможностями и общественными потребностями

- знакомство учащихся с основами выбора профессии;

- развитие профессионально важных качеств, необходимых для овладения специальностью в выбранной сфере труда в соответствии с потребностями региона;

- формирование адекватной самооценки своих качеств при выборе профессии.

Стадия оценки и уточнения

(10-11 классы)

-уточнение социально- профессионального статуса учащегося

- становление профессионально важных качеств, необходимых для овладения специальностью в избранной сфере труда в соответствии с потребностями региона;

- содействие формированию адекватной самооценки учащимися своих личностных качеств при выборе профессии.

В условиях социально- экономической нестабильности школа играет решающую роль в формировании личности будущего профессионала, обладающего трудовой мобильностью и способностью выдержать любую конкуренцию на рынке труда. Особую значимость в этом приобретает системная, комплексная работа по профориентации учащихся на протяжении всех лет обучения в школе. 

 

 

Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"; 9 класс.

В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.

Семь шагов к взвешенному решению

  1. Составить список подходящих профессий.

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, в которых Вы хотели бы реализоваться, которые Вам подходят.

  1. Составить перечень требований выбираемой профессии
  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности и цели;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.
  1. Определить значимость каждого требования.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

  1. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

  1. Подсчитать и проанализировать результаты.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

  1. Проверить результаты.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

  1. Определить основные практические шаги к успеху.

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

свернуть

Наиболее часто задаваемые вопросы по проведению профессионально-психологического собеседования и ответы на них

Наиболее часто задаваемые вопросы по проведению профессионально-психологического собеседования и ответы на них

1. На какие специальности при поступлении в высшие учебные заведения необходимо проходить абитуриентам профессионально-психологическое собеседование?

”Государственное управление“, ”государственное управление и право“, ”государственное управление и экономика“, ”международные отношения“, ”международное право“, ”правоведение“, ”экономическое право“, ”журналистика“ (в том числе, если она является дополнительной специальностью), ”международная журналистика“, ”таможенное дело“.

    
2. Всем ли абитуриентам необходимо проходить профессионально-психологическое собеседование при поступлении на указанные специальности ?

Профессионально-психологическое собеседование необходимо проходить всем гражданам Республики Беларусь, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь, при поступлении на вышеуказанные специальности на все формы получения высшего образования (дневную, вечернюю, заочную (в том числе дистанционную), для обучения в сокращенные сроки, на условиях целевой подготовки, для получения второго и последующего высшего образования как за счет средств республиканского бюджета, так и на условиях оплаты физическими или юридическими лицами.

3. В каких высших учебных заведениях можно пройти профессионально-психологическое собеседование?

    Профессионально-психологическое собеседование  проводится в разрезе одной специальности либо групп специальностей в высших учебных заведениях, определенных местами проведения профессионально-психологического собеседования, согласно Перечню, утвержденному Министерством образования Республики Беларусь, независимо от того, в какой вуз на данную специальность собирается поступать абитуриент.


    4. В какие сроки абитуриенту необходимо обратиться в вуз для регистрации для прохождения профессионально-психологического собеседования?

    Абитуриенту необходимо зарегистрироваться в одном из вузов для прохождения профессионально-психологического собеседования по конкретной специальности либо группе специальностей.
    Регистрация граждан для участия в собеседовании осуществляется на основании их личных заявлений установленного образца, которые подаются в вуз с 5 по 31 марта включительно.
    Заявление может быть подано абитуриентом лично или направлено по почте. При подаче заявления лично гражданин предъявляет паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность. При направлении заявления по почте к нему прилагается копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность.
Заявления, направленные по почте, должны поступить в вуз не позднее 31 марта. Заявления, поступившие после 31 марта, не рассматриваются.

5. Кто будет проводить профессионально-психологическое собеседование и в какие сроки оно пройдет?

    Специально созданная  комиссия (комиссии) по проведению профессионально-психологического собеседования, которую возглавит один из заместителей руководителя вуза либо руководитель факультета, на котором осуществляется подготовка специалистов по специальностям, по которым предъявляются особые требования к специалистам. В состав комиссии могут включаться руководители иных структурных подразделений вуза (их заместители), профессора, доценты, преподаватели, психологи, социальные педагоги и другие работники вуза, осуществляющие учебно-воспитательный процесс, а также квалифицированные специалисты соответствующих отраслей экономики и социальной сферы республики.

    Профессионально-психологическое собеседование будет проводиться с 5 по 30 апреля в соответствии с графиками, утвержденными вузами.

    6. Как будет проводиться профессионально-психологическое собеседование?

Профессионально-психологическое собеседование будет проводиться в форме индивидуальной беседы комиссии с абитуриентом с целью выявления личностных, деловых качеств, способностей и мотивации абитуриента к обучению по выбранной специальности (группе специальностей).

7. Профессионально-психологическое собеседование можно проходить только по одной специальности или разрешено по всем?

Абитуриент может пройти профессионально-психологическое собеседование по каждой группе специальностей. Для этого ему необходимо регистрироваться отдельно на каждую группу специальностей.
Нельзя регистрироваться на одну и ту же специальность (группу специальностей) в разных вузах.
    Если абитуриент зарегистрируется для участия в профессионально-психологическом собеседовании по каждой группе специальностей более одного раза, он будет допущен к участию в собеседовании только в том вузе, где он зарегистрировался раньше.

    8. Если абитуриент не пройдет профессионально-психологическое собеседование, он не сможет в этом году поступить в вуз?

    Профессионально-психологическое собеседование завершится до начала регистрации на централизованное тестирование. Поэтому абитуриенты, не прошедшие профессионально-психологическое собеседование, смогут выбрать себе специальность, при поступлении на которую не требуется прохождение собеседования, и поступать на нее в соответствии с Правилами приема в высшие учебные заведения.




ПЕРЕЧЕНЬ
высших учебных заведений – мест проведения профессионально-психологического собеседования в 2008 году с указанием специальностей и групп специальностей, по которым будет осуществляться профессионально-психологическое собеседование

Специальность (группа специальностей)    Высшие учебные заведения- места проведения профессионально-психологического собеседования
Государственное управление,

Государственное управление и право,

Государственное управление и экономика:    

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

учреждение образования ”Белорусский государственный экономический университет“

учреждение образования ”Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины“

учреждение образования ”Гомельский государственный технический университет имени П.О.Сухого“

учреждение образования ”Мозырский государственный педагогический университет имени И.П.Шамякина“

учреждение образования ”Могилевский государственный университет продовольствия“

учреждение образования ”Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина“

учреждение образования ”Полоцкий государственный университет“

учреждение образования ”Витебская ордена ”Знак Почета“ государственная академия ветеринарной медицины“

частное учреждение образования ”Институт парламентаризма и предпринимательства“

Международные отношения,



Международное право:    

Белорусский государственный университет

частное учреждение образования ”Международный гуманитарно-экономический институт“

учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси ”Международный институт трудовых и социальных отношений“

частное учреждение образования ”БИП- Институт правоведения“

Правоведение,



Экономическое право:    


Белорусский государственный университет

учреждение образования ”Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины“

учреждение образования ”Барановичский государственный университет“

учреждение образования ”Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова“

учреждение образования ”Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина“

учреждение образования ”Витебский государственный университет имени П.М.Машерова“


учреждение образования ”Полоцкий государственный университет“

учреждение образования ”Гродненский государственный университет имени Янки Купалы“

учреждение образования ”Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия“

учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси ”Международный институт трудовых и социальных отношений“

частное учреждение образования ”Международный гуманитарно-экономический институт“

учреждение образования ”Частный институт управления и предпринимательства“

частное учреждение образования ”БИП- Институт правоведения“

частное учреждение образования ”Минский институт управления“

частное учреждение образования ”Институт парламентаризма и предпринимательства“



Журналистика,


Международная журналистика:    

Белорусский государственный университет

учреждение образования ”Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка“

учреждение образования ”Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова“

учреждение образования ”Гродненский государственный университет имени Янки Купалы“

Частное учреждение образования ”Институт парламентаризма и предпринимательства“
Таможенное дело:    Белорусский государственный университет

Белорусский национальный технический университет

учреждение образования ”Белорусский государственный университет транспорта“

свернуть

Памятка поступающему в высшие учебные заведения

Уважаемые абитуриенты! При поступлении в учебные заведения Республики Беларусь вы должны хорошо знать о своих правах и обязанностях. Рекомендуем вам внимательно изучить предлагаемую памятку. Ознакомьте с ней ваших сверстников и родителей.

 

1. В государственные высшие учебные заведения Республики Беларусь (далее-ВУЗ) на конкурсной основе принимаются на базе общего среднего и среднего специального образования для получения бесплатного высшего образования, если оно получается впервые, граждане Республики Беларусь и лица белорусской национальности, являющиеся гражданами других иностранных государств, граждане Российской Федерации, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Таджикистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают в Республике Беларусь.

 

2.  Количество мест для приема студентов в государственные ВУЗы на обучение за счет средств республиканского и местного бюджетов определяется контрольными цифрами приема по формам обучения, которые устанавливаются учредителями.

Свыше доведенных контрольных цифр приема может осуществляться прием на обучение за плату физическими и юридическими лицами.

 

3.  На сверхзапланированные места по конкурсу могут зачисляться абитуриенты, которые:

 

·    не прошли по конкурсу на места, определенные контрольными цифрами приема в этот или другой ВУЗ (при условии соответствия вступительных экзаменов независимо от формы их проведения);

·    прошли доинститутскую подготовку по результатам совмещенных выпускных - вступительных экзаменов.

 

4.  Количество мест для приема студентов в частные ВУЗы определяется в соответствии с лицензией и квотой на подготовку специалистов по юридическим специальностям.

 

5.  Зачисление осуществляется по конкурсу среди абитуриентов, которые:

 

·    выдержали вступительные экзамены;

·    не прошли по конкурсу в государственные ВУЗы (при условии соответствия вступительных экзаменов независимо от формы их проведения);

·    прошли доинститутскую подготовку по результатам совмещенных выпускных - вступительных экзаменов.

 

6.  Второе и следующее высшее образование можно получить на условиях полной оплаты обучения.

 

7.  Сроки приёма устанавливаются ежегодно в соответствии с Правилами приёма в учреждения, обеспечивающие получение высшего образования в Республике Беларусь, которые утверждаются Постановлением Министерства образования Республики Беларусь.

 

8.  Лица, поступающие в ВУЗы, подают следующие документы:

 

·    заявление по установленной форме на имя ректора;

·    документ установленного образца о соответствующем образовании в оригинале;

·    сертификат централизованного тестирования (для тех, кто в нем участвовал);

·    медицинскую справку по форме 086У;

·    выписку из трудовой книжки (для тех, кто работает);

·   справку исполнительного комитета сельского совета, которая подтверждает постоянное проживание в сельских населенных пунктах;

·    справку службы занятости населения (для тех, кто состоит на ее учете);

·    6 фотографий размером 3х4;

·    для лиц белорусской национальности, которые являются гражданами других иностранных государств и проживают на их территории, - копию свидетельства о рождении.

·    вместе с перечисленными представляются документы, которые подтверждают права абитуриентов на льготы;

·    абитуриенты, которые поступают не в год получения общего среднего или среднего специального образования, обязаны представить документы, которые подтверждают их работу или учебу за годы, которые предшествовали поступлению (диплом, выписка из трудовой книжки или справка службы занятости населения, др.);

·    паспорт или другое удостоверение личности, выданное органами Министерства внутренних дел Республики Беларусь, предъявляется абитуриентом лично.

 

9.  Вступительные экзамены могут проводиться в форме экзаменов, тестирования, собеседования.

 

Количество (3 - 5) вступительных экзаменов и их перечень определяются ВУЗом с учетом профиля специальности и требований образовательного стандарта. Определяются и профильные экзамены, один из которых проводится первым и, как правило, в письменной форме.

 

Обязательным для всех абитуриентов экзаменами является письменный экзамен по белорусскому или русскому языкам, как государственным языкам Республики Беларусь, который абитуриенты сдают по выбору. При поступлении на филологические специальности этот экзамен сдается по соответствующему языку. Форму проведения экзамена (пересказ, диктант) определяет ВУЗ. Для абитуриентов дневной формы обучения этот экзамен проводится по централизованным заданиям в определенные дни.

 

Вступительные экзамены по иностранному языку (английскому, французскому, немецкому, испанскому) абитуриенты могут сдавать по выбору. При поступлении на филологические или лингвинистические специальности сдаются экзамены по соответствующему языку.

 

Абитуриенты имеют право сдавать экзамены по выбору на белорусском или русском языке.

 

10. Оценка знаний осуществляется по десятибалльной системе (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10).

 

Абитуриенты, которые не явились на экзамены без уважительных причин или получили оценки 0, 1, 2, и лица, которые забрали документы, к остальным экзаменам и участию в конкурсе на зачисление не допускаются.

 

Абитуриенты, которые не явились на экзамены по уважительным причинам, допускаются к ним по решению ответственного секретаря приемной комиссии.

 

11. На специальности, по которым не проводится целевой набор, абитуриенты зачисляются по особому конкурсу на места, которые определяются пропорционально поданным заявлениям, среди выпускников:

 

·    городских учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и среднего специального образования;

·    сельских учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования (которые на момент получения общего среднего образования постоянно проживают в сельских населенных пунктах не менее двух лет).

 

12. Победители международных, республиканских (диплом 1, 2, 3 ступени) предметных олимпиад, проведенных в текущем году, и лица, награжденные знаком лауреата специальных фондов Президента Республики Беларусь зачисляются без вступительных экзаменов при поступлении на соответствующие специальности, которые определяются ВУЗ.

 

Перечисленные лица, которые поступают на другие специальности, освобождаются от сдачи вступительных экзаменов по соответствующему предмету с выставлением оценки «10».

 

13. Вне конкурса при получении на вступительных экзаменах оценок не ниже 3 баллов на все формы обучения зачисляются:

 

·    дети-сироты и дети, которые остались без опеки родителей;

·    воины-интернационалисты;

·    дети из семей военнослужащих или рабочих и служащих, которые занимали штатные должности в воинских частях, которые погибли (умерли) или стали инвалидами во время прохождения военной службы или работы в составе войск на территории государств, в которых велись боевые действия, а также дети из семей военнослужащих, которые погибли (умерли) в мирное время при прохождении военной службы;

·    дети из семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, которые погибли (умерли) или стали инвалидами при исполнении служебных обязанностей на территории государств, в которых велись боевые действия, а также погибли (умерли) в мирное время при исполнении служебных обязанностей;

·    дети из семей лиц начальствующего и рядового состава органов финансовых расследований Республики Беларусь, которые погибли (умерли) при исполнении служебных обязанностей;

·    инвалиды 1-й и 2-й групп, и дети-инвалиды, которым не противопоказано обучение и которые могут посещать занятия;

 

·    лица, которые имеют льготы в соответствии со статьей 18 закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС». Абитуриенты этой категории, которые закончили учебные заведения на отлично ( с отличными оценками), зачисляются по результатам собеседования по предметам вступительных экзаменов;

·    белорусы зарубежья по рекомендациям белорусских общин или учебных заведений на специально выделенные органами государственного управления места в рамках контрольных цифр приема в ВУЗ, которые финансируются за счет средств бюджета.

 

14. Преимущественным правом на зачисление на все формы обучения пользуются при одинаковой сумме баллов:

 

·    инвалиды 3-й группы;

·    лица, имеющие льготы в соответствии со статьями 19, 20, 23, 24, 25, Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

·    уволенные в запас военнослужащие, которые имеют льготы, установленные законодательством, и рекомендации воинских частей;

·    выпускники Национального государственного лицея имени Якуба Коласа при поступлении на соответствующие специальности;

·    победители областных предметных олимпиад, республиканских и областных турниров и конкурсов по предметам вступительных экзаменов, а также олимпиад, которые проведены среди абитуриентов и соответствуют профилю выбранной специальности;

·    лица, имеющие трудовой стаж не менее чем два года.

 

15. На заочную и вечернюю формы обучения в первую очередь по конкурсу зачисляются абитуриенты, которые имеют среднее специальное или профессионально-техническое образование или работают не менее чем 6 месяцев и поступают на соответствующие или сходные специальности, которые определяются ВУЗом.

 

В пределах 20% от контрольных цифр приема, а также на вакантные места, которые остались после зачисления вышеперечисленных лиц, по конкурсу зачисляются другие лица.

 

16. Результаты централизованного тестирования, проведенного в текущем году, засчитываются в качестве результатов вступительных экзаменов в соответствии с предоставленными сертификатами при приеме на все специальности.

 

17. На сокращенный срок обучения по решению ВУЗа может осуществляться прием абитуриентов, которые имеют среднее специальное образование.

 

В случае несогласия с решением приёмной комиссии учебного заведения обращайтесь:

 

в Комитет государственного контроля Республики Беларусь тел.: (8-017) 227-04-94;

 

в Департамент контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь тел.: (8-017) 231-35-45.

 

Более подробную информацию по высшим учебным заведениям Республики Беларусь вы можете получить в Республиканском центре профессиональной ориентации молодежи по адресу: г. Минск, пр. Ф. Скорины, 46, тел. 239-79-48, 232-12-12.

свернуть

Образец заявления по профессионально-психологическому собеседованию (тестированию)

Форма

 

В Комиссию по регистрации кандидатов для участия в профессионально-психологическом собеседовании (тестировании)

____________________________________________________

                                                                 (наименование вуза)

      от_______________________________________________________

                      (фамилия, имя, отчество)

      Место жительства______________________________________

                                                         (почтовый индекс, область, район,

     _____________________________________________________

                                                               населенный пункт, улица, дом, корпус, квартира)

                                        Тел.дом._______________, тел.раб.___________, тел.моб.________

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

            Прошу допустить меня к профессионально-психологическому собеседованию (тестированию) для участия в конкурсе на получение высшего образования по специальности (группе специальностей)________________________________________________________________________________________________________________________

                                               (наименование специальности, группы специальностей)

О себе сообщаю следующие сведения:

Число, месяц, год рождения_________________________________________________

Место учебы_____________________________________________________________

                                                    (полное наименование учреждения образования)

Класс (курс)______

 

Основное место работы (службы), должность____________________________________

_______________________________________________________________________

 

вид документа, удостоверяющего личность_____________________________________

 

серия_________, номер________________, орган, выдавший документ_________________

 

_________________________________, дата выдачи____________________________

                                                                                    

С пунктом 6 Инструкции о порядке проведения профессионально-психологического собеседования или тестирования в высших учебных заведениях ознакомлен(а).

 

Приложение:___________________________________________________________

                                     (копия документа, удостоверяющего личность, при направлении заявления по почте)

 

«____» _____________ 200__ г.                               Подпись _____________________ (дата заполнения заявления)                                                                                

свернуть

Советы выпускникам при выборе профессии

1. Сориентироваться  в мире профессий вам помогут ответы на следующие вопросы:

  • Какие ваши основные интересы и любимое  занятие в свободный час?
  • Какие учебные предметы вы любите?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее, как можно подробно, представьте себя на  этой  работе – с кем бы вы могли работать, как могли бы проводить свободное время?
  • Какие недостатки в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную работу?

  2. Займитесь дополнительным образованием.  Посещайте подготовительные курсы, факультативы в школе;  внимательно слушайте педагогов; желательно начинать подготовку к поступлению за два года до поступления, чтобы не создать стрессовую ситуацию в выпускном классе.

   3. Изучайте программы вступительных испытаний для поступления в средниеспециальные и высшие учебные заведения, которые можно найти на сайте Национального института образования, справочниках абитуриентам.

4. Больше практики в репетиционным тестировании, которое поможет вампсихологически адаптироваться да ЦТ.

5.Тренируйтесь дома, как можно больше выполняйте  опубликованных тестов для тренировок. Это не только приведет к знакомству  с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и даст вам разносторонний опыт самонаблюдения и оптимального регулирования времени тестирования. Засекайте время  выполнения тестов.

6Запасайтесь информацией. Внимательно изучайте не только порядок приема в конкретный ВУЗ, но и общие правила. Все документы абитуриент подает в приемную комиссию учебного заведения в строго отведенное Министерством образования  время. Все документы абитуриент подает  в оригинале и лично сам.

7. Настройтесь на успех! В любом профессиональном тесте немало заданий, с какими вы не справитесь только потому, что так  запланировано. Никто не обязан выполнять все 100% заданий. Поэтому нет смысла распылять эмоциональную энергию, даже если вам кажется, что допустили очень много ошибок или завалили тест, помните, что очень часто такое ощущение ошибочное. При сравнении ваших результатов  с другими может выявится, что другие допустили еще больше ошибок.

свернуть

Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе

Министерство образования Республики Беларусь: edu.gov.by;

  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;

  Национальный институт образования: www.adu.by;

  Академия последипломного образования: www.akademy.by;

  Республиканский институт профессионального образования: www.ripo.unibel.by;

  Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;

  РЦПОМ: rcpom.by;

  Республиканский институт высшей школы: www.nihe.bsu.by;

  Республиканский институт контроля знаний: www.rikz.unibel.by;

  Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by;

v  Учреждения профессионально-технического и среднего специального образования региона:kudapostupat.by

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ  https://navigatum.ru/

Молодежный портал  teenage.by

свернуть

11 подсказок, как не ошибиться после школы

Подсказка 1. Осознайте себя человеком, который умеет принимать решения

Самое важное – принимать решение по-взрослому. Это не значит «никого не слушать». Это значит «уметь рассуждать». По-настоящему решительные люди вовсе не безрассудны. Когда судьба бросает им вызов, они быстро приходят в уравновешенное состояние и не дают себя запутать. Они прислушиваются к своему сердцу. Они уверены, что справятся. А если что-то непонятно, они стараются максимально прояснить вопрос, прежде чем действовать. Пространством для взрослого выбора может стать даже элементарная покупка хлеба в магазине. Невзрослый человек, сколько лет ему бы ни было, покупает то, что «все обычно берут», взрослый – изучает состав на этикетке. Если покупатель просто импульсивно хватает приглянувшуюся ему выпечку, но при этом готов к тому, что приобретение окажется на самом деле невкусным, то это также вариант взрослого выбора, потому что такой покупатель отвечает за свои поступки. То же относится и к выбору профессии – да и вуза, конечно.

Подсказка 2. Настройтесь на победу

Вы не знаете, чего хотите? Вы сомневаетесь в своих талантах? Вам лень затевать что-то новое? Вы бросаете очередное хобби при первых трудностях? Вы часто сталкиваетесь с одергиванием и критикой со стороны окружающих? У вас низкая самооценка? Вы пока не видите перспектив? Нельзя просто так взять и найти идеальную профессию прямо из этого состояния. Потребуется и успокоиться, и вдохновиться. Дайте себе право на ошибку, примите себя вместе со своими недостатками – и одновременно поймите, что на самом деле вам многое под силу. Это целительная мысль, а от нее и до вдохновения недалеко. Поверьте в себя. Выбирать профессию можно и нужно с удовольствием!

Подсказка 3. Выбирайте сначала профессию, а потом вуз

Современная система приема в вуз по результатам ЦТ ломает нормальную последовательность «сначала выбираем профессию, потом – высшее учебное заведение». Вам позволено самим определять, какие экзамены сдавать? Это обстоятельство не может не нравиться. Вот только потом не сразу разберешься, какой же вуз всё-таки примет результаты «по биологии с обществознанием». А о направлении подготовки тут порой и подумать-то некогда! И всё же начните с ответа на вопрос, чем вам хотелось бы заниматься. Может быть, в детстве вы предпочитали играть в какую-то определенную профессию? Или еще до школы мечтали стать космонавтом – а почему бы, кстати, и нет? Детские игры и мечты –

 

самый верный ориентир в выборе профессии. Теперь осталось найти их в новом виде – в виде направлений подготовки в вузах или ссузах.

Затем узнайте, результаты каких экзаменов рассматривает вуз, предлагающий это направление. Если среди них есть «неприемлемые» для вас учебные дисциплины, сделайте над собой усилие и всё-таки подтяните эти предметы: изначально недостаточное понимание предмета преодолимо, оно не должно быть поводом отказываться от интересной профессии! И последний шаг в выборе – сравнение одинаковых направлений подготовки в разных вузах. Вот что такое выбор вуза на самом деле!

Подсказка 4. Профессий гораздо больше, чем вы думаете

Никто ведь не сказал, что вы можете подать документы только в 2 вуза, правда? Тогда зачем многие ребята ограничивают себя одним-двумя возможными направлениями подготовки? Тут ведь по сути то же самое! Альтернатива «стать физиком» или «стать психологом» далеко не единственная из возможных. Стоит узнать о максимальном количестве существующих профессий – и лишь затем приступить к свободному выбору, чтобы в итоге совершить этот выбор точно и почувствовать себя на своем месте. Тот факт, что максимальное количество ребят с вашего двора поступает в один и тот же вуз, здесь вообще ни при чем. Понятно, что хочется какой-то информационной опоры, но мнение большинства малоинформированных ровесников, пусть даже это хорошие друзья, выступать в качестве единственного источника информации не может. Равно как не могут претендовать на истинность дискриминационные утверждения, что профессии, получаемые не в системе высшего профессионального образования, якобы второсортны.

Подсказка 5. Ищите лучшие учебники

Не пренебрегайте большим количеством упражнений и задач, не ленитесь повторять материал и хвалить себя за каждый маленький успех. Ну а если вы заметили, что, несмотря на усердную работу, вам стало скучно? Разным людям подходят разные учебники и разные методы преподавания предмета. Если вы не понимаете уже который по счету параграф, то, может быть, навязанный вам учебник не годится конкретно для вас? Учебные пособия не бывают одинаковыми: они различаются манерой подачи материала, манерой изложения, подбором упражнений, а самое главное – взглядом на изучаемую дисциплину в целом. Если хорошо поискать, то всегда отыщется такая книга, которая придется вам по вкусу. И, кстати, какой учебник нравится преподавателям того вуза, куда вы собрались поступать? Это очень важный вопрос для ожидающей вас учебы в вузе, потому что представители разных учебных заведений часто принадлежат к разным научным школам, непохожесть которых друг на друга может проявляться даже в элементарных терминах и определениях.

 

 

Подсказка 6. Помните о вашем карьерном плане

Карьерный план – это нечто большее, чем просто выбранная профессия. Ах, вы еще его не составили? А между тем предстоящие годы учебы должны вписываться в общую траекторию планируемой вами карьеры: это логично, не так ли? Разумеется, очень трудно планировать карьерное развитие, не имея ни трудового опыта, ни хотя бы нескольких лет профессионального образования. Однако постарайтесь всё-таки вообразить себе, чем вам интересно было бы заниматься на работе и чему ради этой цели стоило бы научиться в высшем учебном заведении. Усилия оправдаются – в этом случае вам будет интереснее посещать факультет, чем если бы условия по окончании учебы так и оставались эфемерными. Именно долгосрочные карьерные цели способны мотивировать вас на то, чтобы вы научились разбираться в собственной профессии детально – это докажет всем, что вы настоящий профессионал. А профессионализм, в свою очередь, потребует от вас работать ответственно и старательно. Куда хуже, если бы такие требования оставались внешними, формальными и не встречали бы в вас искреннего отклика.

Подсказка 7. Ничего не решайте под давлением

Родители и учителя тоже переживают – «добавляют нервов». Поступить желательно в первый же год, а вот дальше возможны варианты: иначе они расстроятся вместе с вами, но поддержат вас, когда вы соберете волю в кулак и попробуете поступить снова, – или иначе скандал. Всех можно понять, но не надо выбирать под давлением возможного скандала ту профессию, которая вам не нравится, и тот вуз, который вас не привлекает. Не поддавайтесь на манипуляции и оставляйте себе право на тайм-аут, чтобы всё обдумать. Если вы видите, что родителям крайне важно, чтобы вы остановили свой выбор на не интересной вам профессии, уважайте их пожелание, не уходите от разговора, обсудите ее с ними, узнайте о ней больше – но итоговое решение принимать вам! Не нужно общаться при помощи ультиматумов, будь то с родительской либо с вашей стороны. Лучше ведите аргументированные переговоры и дотошно сравнивайте все варианты.

Подсказка 8. Ищите поддержку

Умение противостоять манипуляциям, конечно, похвально, однако оно не может быть единственной основой позитивных изменений. Можно видеть опору только в собственных знаниях и уверенности, а можно учиться просить о поддержке – у родителей, учителей, друзей, а впоследствии – у преподавателей университета. Весьма дальновидно – искать среди ровесников новых единомышленников, которых интересует та же профессия, что и вас. Формируйте свою будущую профессиональную среду! Пока это стоит делать постепенно, потому что пока важнее всё же поступить в вуз. Однако и откладывать надолго столь значимый вопрос не стоит. Обрести союзников вам поможет позитивный настрой, вера в будущее и чувство юмора.

 

 

Подсказка 9. Собирайте информацию

Составьте себе как можно более полное предварительное представление о будущей профессии (прочтите ее описание в Интернете) и о вузе (посетите его сайт и изучите его, почитайте отзывы в Сети, найдите выпускников и поговорите с ними). Очень важно иметь четкое представление о том, куда вы идете. Списка экзаменов, совпадающих с тем ЦТ , которые вы выбрали, тут недостаточно. Чему вас будут учить, предстоят ли вам какие-то особенно трудные предметы и суровая практика, а также куда в основном трудоустраиваются бакалавры и магистры по этому направлению – вдруг какие-то из ответов не придутся вам по нраву изначально?

Подсказка 10. Используйте возможности для профессионального становления

Олимпиады, конкурсы, выставки, кинопоказы – конечно, если вы вот-вот окончите 11-й класс, то сейчас не лучшее время всем этим увлекаться. Однако в обычном учебном режиме стоит искать в подобных возможностях вполне вероятные пересечения с выбранной вами профессией. Да и свободные летние дни можно проводить с пользой. Не упускайте шансов принять участие в разнообразных состязаниях, не считайте, что конкурсы – это для кого-то другого, а не для вас. В студенческом возрасте к ним добавятся особые стипендиальные программы и стажировки… Все эти мероприятия не только выбиваются из стандартного графика – они учат вас мыслить нестандартно, а значит, воспитывают из вас уникального специалиста. А кроме этого они повышают вашу уверенность в себе. Нет, речь не о том, чтобы повесить на стену очередную грамоту. Получив опыт участия в соревнованиях, вы можете сравнить себя настоящего с собой прежним и убедиться, что ваша личность развивается!

Подсказка 11. Не забывайте отдыхать

Нет, это не призыв лениться. Обычный учебный день состоит из уроков и перемен, а стандартная структура рабочей недели подразумевает выходные дни, и без перерывов в учебе и работе действительно никому не обойтись. Тем более вам ни к чему нервные срывы на подступах к профессии. Ложитесь вовремя, не превращайтесь в «сову», высыпайтесь, организуйте физическую активность – обо всех этих вроде бы очевидных истинах всё-таки нужно себе напоминать. И не только для того, чтобы сохранить работоспособность на долгие годы, но и для того, чтобы точнее чувствовать свою интуицию – и принимать правильные решения!

Источник: www.http://edunews.ru/

свернуть

Устный журнал «Хочу все знать (поговорим о профессиях)»

Устный журнал

«Хочу все знать

(поговорим о профессиях)»

 

Макеенко Ольга Александровна,

 классный руководитель 9 класса

 

Цели:расширить знания учащихся о профессиях; формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному вы­бору, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску инфор­мации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию

Форма проведения:устный журнал


Оборудование:презентация «Хочу все знать»

Ход классного часа

1.Классный руководитель (вступительное слово)

         В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь.

      

Каждому гражданину нашей страны представлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это право  порой очень трудно реализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют  к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности.  Почему проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни человека?

Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Это влечет за собой разочарования, даже психические расстройства… Велик  и экономический урон государства. Ежегодно оно теряет миллиарды рублей, так как более трети выпускников школ поступают учиться и работать по специальностям, не соответствующим их индивидуальным запросам и потребностям общества.

         Социально-экономические преобразования в нашей стране предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем. А это значит, что каждому  человеку надо постигнуть премудрости своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы, чтобы научиться выгодно предлагать свою кандидатуру работодателю.

         В нашем обществе  профессий очень много, невообразимо много. Поэтому выбирать трудно. И той силой, с помощью которой можно одолеть эту трудность, является осведомленность, информированность человека.

         Полезная информация о мире профессий, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования – вот что нужно каждому человеку при обдумывании своего профессионального пути.  Обдумать – это,  значит,  поставить себе много вопросов и попытаться найти на них ответы. Сегодня с помощью нашего устного журнала «Хочу все знать» (слайд 1) мы попытаемся дать ответы на некоторые интересующие нас вопросы:

1.В мире профессий.

2.Формула успешного выбора профессии.

3.Советы психолога.

4.Роль образования в формировании жизненных планов.

5.Где  родился, там и пригодился.

2.  1 страница устного журнала – «В мире профессий»

1 учащийся

Говорят, что в мире существует около 50 тыс. профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы:

Первый тип: человек – природа (слайд 2).Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овце­вод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек – техника (слайд 3).Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие техни­ческие устройства.

Третий тип: человек – человек (слайд 4).Предметом труда в этой профес­сии является другой человек, а характерной чертой деятельности -  ­воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек - знаковая система (слайд 5).Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек - художественный образ (слайд 6).Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фан­тазия, талант. Это музыканты, художники, актеры, дизайнеры и др.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои пси­хологические особенности, способности, физические возможности.

Классный руководитель

Вашему вниманию предлагается тест «Ты и твоя профессия» (слайды 7-16)

    В нашем тесте  5 вопросов. За­пишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б) или в).

1.Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:

 а) выспаться;

 б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

 в) оказаться в кругу друзей.

2.Из трех подарков вы предпочли бы:

 а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

З. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьей или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести

новых друзей.

 4.Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовали бы полную свободу;

б) занялись бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутили бы тоску, неприкаянность, страх.

 5. В свое свободное время вы любите:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

Посчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопросы с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.

 5-8 баллов:  люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставля­ют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требуют активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лабо­ратории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охо­тхозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.

8-12 баллов:очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся с людьми. Но они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

12-15 баллов:тоже люди общительные, но они не могут долго оставаться в одиночестве ­в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбирать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.

 Этот тест - только очень приблизительная оценка ваших профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. Все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспита­нию, саморазвитию. Школьный психолог изучала ваши предпочтения, позже она представит вам информацию.

3.   2 учащийся

           Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.Сразу все не умеет делать никто. Сделать хороший выбор – значит, выбрать профессию, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для вас в будущем, в-третьих, может приносить вам удовлетворение, радость. Коротко формула хорошего выбора выражается тремя словами: “надо”, “могу”, “хочу”. Этому посвящена 2 страница нашего издания - «Формула успешного выбора профессии» (слайд 17).

Остановимся на них подробнее:

ХОЧУ– личные цели, интересы, потребности.

МОГУ– учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.

Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова : «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец».

Как вы понимаете это высказывание?

( Высказываются 2-3 человека)

НАДО– потребности рынка труда. Мы уже сказали, что в мире существует огромное количество профессий. Самое нелегкое в жизни — выбор правильного пути, своей профессии. Для того  чтобы найти свое место, необходимо быть хорошо информированным человеком, уметь планировать свои дела, реально оценивать шансы, легко адаптироваться к незнакомым людям, знать, кто на рынке труда пользуется особенным спросом.

 3. Следующая страница устного журнала - «Советы  психолога   по   профориентации» 

1.Анализ опросника «Карта интересов», проведенного с учащимися класса, рекомендации по наиболее подходящим каждому типам профессий; анализ анкетирования среди учащихся и их родителей.

2.Советы психолога «Как сделать правильный выбор профессии»

·        Не стоит ориентироваться только на престижность профессии, забывая о собственных желаниях и возможностях. Это чревато получением модной, но нелюбимой работы.

·        Все мы имеем право на ошибку, и, получив профессию, можем понять, что это не то, что нам нужно. Но это не должно останавливать вас в поиске именно той профессии, к которой лежит душа.

·        Слепо следуя за друзьями, Вы рискуете выбрать неподходящую профессию, если ориентируетесь только на чужое мнение.

·        Если Вам нравится человек - представитель какой-либо профессии, то это хорошая возможность узнать о его деятельности с разных сторон. Однако не

·        стоит выбирать профессию только из симпатии к человеку, так как сама работа может не подходить именно вам.

·        Часто мы видим только положительные стороны профессии, забывая о «темной стороне медали». Стоит узнать о профессии как можно больше, чтобы рассмотреть и плюсы и минусы.

·        Не отождествляйте школьные учебные предметы с профессией, различайте эти понятия. Очень редко профессия совпадает с тем школьным предметом, который вам интересен. Кроме того, любимые предметы редко связаны только с одной профессией, и могут понадобиться в разных сферах деятельности.

·        Не зная своих способностей, ты рискуешь выбрать неподходящую профессию, которая не будет у тебя получаться, не будет приносить удовольствия.

 

4.  Открываем следующую страницу –«Роль образования в формировании жизненных планов» (слайд 18)

Вопросы для обсуждения с учащимися (беседу ведет классный руководитель)

1. Кого вы считаете образованным человеком?(высказывания учащихся)

2. Как человек может стать образованным?(высказывания учащихся)

3.Какое значение имеет владение устной и письменной речью для образованного человека?(высказывания учащихся)

4. Понятна ли вам сегодня ваша жизненная цель? Если возможно, назовите свои отдаленные жизненные цели.(высказывания учащихся)

5. Можно ли достигнуть успеха в жизни без качественного образования?(высказывания учащихся)

6. Каковы, на ваш взгляд, основные причины, почему люди терпят крах в судьбе и карьере? (высказывания учащихся)

Давайте рассмотрим возможные причины, почему люди терпят крах в судьбе и карьере

(слайд 19):

 

плохая наследственность;

отсутствие ясных целей в жизни;

пробелы в образовании;

отсутствие силы воли;

болезни и невзгоды;

влияние среды, особенно в детском возрасте;

откладывание дел в долгий ящик;

отсутствие настойчивости в достижении цели;

отрицательные качества характера;

бесконтрольная страсть к азарту;

отсутствие контроля над сексуальными влечениями;

неуверенность в принятии решений;

неудачный выбор профессии;

самомнение и тщеславие;

умышленная бесчестность

 

 

7. Представьте себе, что вы правильно выбрали профессию, успешно прошли курс обучения, в руках у вас документ об образовании и огромное желание устроиться на работу. Что может помешать вам трудоустроиться, несмотря на то, что есть вакансия? (высказывания учащихся)

Давайте рассмотрим возможные причины отказа в принятии на работу

(слайд20):

 

документ об образовании с низкими показателями успеваемости;

жалкий внешний вид;

неумение изъясняться: слабый голос, невыразительная дикция, ошибки в речи;

отсутствие плана карьеры, четких целей задач (просто ищет работу), чрезмерная концентрация на деньгах: заинтересован только в более высокой зарплате;

нежелание начать снизу: хочет слишком многого и слишком быстро;

недостаток такта, вежливости;

недостаточная живость, вялость, ленивость;

нежелание смотреть собеседнику в глаза;

мало чувства юмора;

мало знаний по профессии, узость интересов;

подчеркивание, что имеет знакомство с вышестоящими;

опоздание на собеседование без уважительной причины;

невоспитанность, т.е. не поблагодарил собеседника за уделенное время и т.д.;

неопределенность ответов на вопрос.

 

8.Каковы же тогда составляющие успеха делового человека? (высказывания учащихся)

(слайд 21)

 

здоровье;

цель;

призвание;

способности;

трудолюбие;

профессионализм;

деловой этикет;

внутренняя культура.



9.Для того чтобы проверить, какими качествами вы уже обладаете, мы проведем небольшое тестирование. В течение 5минут ответьте на вопрос:«Кто я?» Для этой цели используйте слова или предложения. Пишите, не раздумывая сразу то, что придет в голову. А теперь посчитайте, сколько слов или предложений написали.

Если ответов не более 5 – это означает, что ты не достаточно думаешь о себе и пользуешься в повседневной жизни простыми и очевидными характеристиками.

Если ответов от 5 до 10 – средний, умеренный уровень самопрезентации. Подумай, а каких умений или знаний тебе еще не хватает?

Если ответов 11 и более – это говорит о высоком уровне самопрезентации. Ты рассматриваешь себя с разных сторон.

Проверьте, а записали ли вы качества, которые характеризовали бы вас как образованного и делового человека. 

5. И последняя страница нашего выпуска –«Где родился, там и пригодился»

(слайды 22-26).

Классный руководитель

 Определившись и получив профессию, вы, конечно же,вернетесь в родной район, ведь наша Дзержинщина предлагает огромный выбор предприятий, на которых молодые люди ощущают себя востребованными рабочими кадрами. Дзержинщина занимает четвертое место в области и входит в первую десятку по стране по размерам средней заработной платы. Успешно решаются и жилищные вопросы.

-Какие предприятия Дзержинского района вы можете назвать?(ответы учащихся)

Учащийся 3:Братья Сергей и Александр Резники из деревни Сенница Минского района создали успешную строительную компанию. Базой для нее они выбрали Дзержинский район — и не пожалели. Благоприятный бизнес-климат на Дзержинщине способствовал тому, что за какие-то несколько лет «СмартТэк» вышел на вторую позицию в районе по объемам строительства и продолжает развиваться. По своим производственным показателям компания уже вплотную приблизилась к лидеру строительного комплекса Дзержинщины — ПМК-190: за 2012 год выполнено работ на 55 млрд. руб. и перечислено в бюджет района 2 млрд. руб.в виде налогов.

Компания занимается строительством серьезных объектов (монолитных жилых  домов), что явилось переломным этапом в становлении компании.  В то время в Дзержинске и Дзержинском районе уже было запроектировано несколько монолитно-каркасных жилых домов, а собственного подрядчика, освоившего данную технологию, не было. Поэтому  появление  кампании оказалось более чем кстати — в нужное время и в нужном месте. Именно в тот момент  братья приняли окончательное решение о регистрации компании в Дзержинске. Сыграло свою роль и то, что Дзержинский район расположен близко к Минску, а в то время как раз была принята государственная программа развития городов — спутников Минска, в которую вошли Дзержинск и Фаниполь. К тому же государство выделило под Фаниполем 600 га территории для свободной экономической зоны «Минск», и если пока это просто поле, то со временем здесь будет центр деловой активности.

В компании теперь пять организаций, все они зарегистрированы в Дзержинском районе, что соответствует планам стратегического развития компании. Задачи, на которые  нацелились в «СмартТэк», — это полный комплекс услуг в сфере строительства: инженеринг, проектирование, строительство. Для каждого направления в отдельности были найдены партнеры, В результате  есть заказы на инженерные услуги, востребованы проектно-изыскательские работы, успешно развивается торгово-логистическое направление, хорошо идут поставки строительных материалов. В рамках же основной деятельности — строительной —  открыт  участок по производству металлоизделий, чтобы полностью закрыть собственные потребности в этом виде продукции. Средняя зарплата превысила 6,5 млн. руб., что больше средней в отрасли, но есть люди, которые получают и 15млн. Главный секрет общения с персоналом — создать такие условия, чтобы желающие заработать получили бы такую возможность.

Учащийся 4:Если бы дороги могли говорить, они наверняка бы рассказали о том, сколько труда в их комфортабельность и безопасность вкладывают люди, постоянно проявляя о них свою заботу и профессиональную изобретательность. Именно такие мастера дорожных дел трудятся в ОАО «Дорстройиндустрия» (здесь их более 850 человек) — уникальном предприятии с богатой историей, которая началась в 1974 году. Предприятие состоит из пяти филиалов. Это завод железобетонных мостовых конструкций, опытно-механический завод,«Нерудстройматериалы», а также гравийно-сортировочный завод «Боруны» в Гродненской области и гравийно-сортировочный завод «Омневичи» в Брестской области, плюс одно дочернее предприятие в Украине.

Открытое акционерное общество «Дорстройиндустрия» — крупное специализированное предприятие, которое производит уникальные железобетонные мостовые конструкции, разнообразную универсальную дорожную технику, а также широкий ассортимент высококачественных нерудных строительных материалов. Генеральный директор предприятия Юрий Лобач — человек высокой эрудиции, хорошо знающий людей и производство. Благодаря слаженной работе его команды коллектив предприятия выпускает качественную конкурентоспособную продукцию ,которая пользуется спросом не только в Беларуси, но и на рынках России, Украины, Казахстана, Анголы. Продукция предприятия отличается высокими эксплуатационными характеристиками и потребительскими качествами, надежностью и долговечностью. Одними из первых в республике филиалы — завод железобетонных мостовых конструкций и опытно-механический завод — разработали, внедрили и сертифицировали системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов.

Перечень продукции постоянно обновляется. Много таких новинок появилось в последнее время на заводе железобетонных мостовых конструкций, опытно-механическом заводе ОАО «Дорстройиндустрия».

Учащийся 5:РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт», отмечающее в 2013-мгоду свой 90-летний юбилей, реализовало в прошлом году нефтепродуктов больше всех областных объединений республики. Современная производственная база и оборудование, высококвалифицированные специалисты, эффективный менеджмент помогли предприятию перевыполнить плановое задание и закрепиться на лидирующих позициях в системе нефтепродуктообеспечения производственного объединения «Белоруснефть».

Залогом успешного развития РУП «Белоруснефть-Минск-облнефтепродукт» стал многолетний опыт коллектива, накопленный за его богатую историю. Согласно архивным данным, первые сведения об этом предприятии датированы 1923 годом. Создано оно было в Руденском уезде Минского района и называлось «Минские нефтесклады». Уже с самого начала оно занималось как оптовой, так и розничной торговлей нефтепродуктами. В 1945 году нефтебаза перебазировалась в Минск, а в1980-х годах — в Фаниполь, где сегодня расположено головное предприятие РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт». В 2005 году предприятие прошло через реорганизацию и было включено в состав ПО«Белоруснефть», что дало новый импульс его развитию. Сегодня РУП «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт» располагает множеством автозаправочных станций, магазинов, объектов общепита, торговых точек, а также оптовых складов, расположенных в минском регионе. В его структуру входят 7 нефтебаз, за каждой из которых закреплена сеть автозаправочных станций. В общей сложности систему образуют 72 бензиновые и 31 газовая автозаправочные станции и 5 объектов придорожного сервиса(2 стоянки, 2 СТО, мойка).

Лучшая АЗС предприятия — на 22-м км МКАД.

Учащийся 6:Филиал «Пятигорье» открытого акционерного общества «Агрокомбинат Дзержинский» создан в результате преобразования колхоза имени Ленина в СПК «Пятигорье». Потом хозяйство было реорганизовано в процессе присоединения к открытому акционерному обществу «Дзержинская бройлерная фабрика» и переименовано в сельскохозяйственное подразделение ОАО «Агрокомбинат Дзержинский», которое вскоре было преобразовано в филиал «Пятигорье» ОАО «Агрокомбинат Дзержинский». Землепользование филиала расположено на территории Дзержинского района, где находится 20 деревень, а также молочнотоварная ферма и комплекс по выращиванию крупного рогатого скота. Животноводство занимает ведущее место в общем объеме товарной продукции этого хозяйства.

Каковы же слагаемые успеха? Это:

Петр Яриженец — директор филиала «Пятигорье» ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» —человек деловой, немногословный. О своем хозяйстве рассказывает сдержанно, акцентируя внимание на главном. А главное для него, как для руководителя, — сделать хозяйство более крепким, а жизнь сельчан — более комфортной. «Для этого нужно не просто трудиться, а работать с прибылью», — рассуждает он. Свою деятельность на должности директора филиала Петр Яриженец  начал с перевооружения молочнотоварного комплекса.

Филиал «Пятигорье» ОАО«Агрокомбинат Дзержинский» — в числе «молочных» лидеров района. Неплохо  идут дела и в растениеводстве. В хозяйстве хорошо понимают: новые технологии, техническое перевооружение, сбалансированные корма, эффективные удобрения — все это при грамотном подходе работает на урожай.

Важная составляющая общего успеха — крепкий машинно-тракторный парк. В хозяйстве работает 30 механизаторов, которые очень бережно относятся к своим «стальным коням». Не случайно среди победителей республиканского смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда, транспортной и пожарной безопасности, который проводило Министерство сельского хозяйства и продовольствия в прошлом году, в числе победителей и филиал «Пятигорье» ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» (начальник цеха механизации Александр Мельник).

В филиале «Пятигорье» ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» дружно работают в одном коллективе и опытные специалисты, и молодежь. Недавно сюда приехала молодой экономист Татьяна Таратухина. В начале как-то растерялась, даже уехать хотела. Но со временем девушка поняла: это ее, уже родное. Хорошо знают не только в районе передового комбайнера хозяйства Виталия Ласицкого, который в 2011 году занял первое место среди молодежных экипажей на областных «Дажынках» и второе — на«Дажынках-2012». Прославился ударным трудом на уборке прошлогоднего урожая водитель на отвозке зерна Владимир Ревтович. Добросовестно работают и другие механизаторы: трактористы-машинисты Игорь Ахрамович, Павел Анискевич, Андрей Досин. Благодаря стараниям местных животноводов Михаила Красника, Валентины Смальцер, Любови Залуцкой и других, а также операторов машинного доения Аллы Филиппенко, Людмилы Кардаш и других получены достойные показатели в животноводстве. Каждый нашел себя здесь и в трудовом коллективе, и на родном подворье.

6. Рефлексия: игра « Репортаж с места событий»

Корреспондент (классный руководитель): Мы побывали на месте событий и коротко о главном…

- С какими мыслями, заботами выходят из школы сегодня ребята?

- Есть ли уже те, кто точно определились, что они будут делать дальше? Что им помогло в этом?

- Надо ли продолжать начатый разговор или уже получены все ответы на разрешение этой нелёгкой проблемы?

- Пожелания классному руководителю по планированию работы по этому вопросу и пожелания детей друг другу.

Итог подводит классный руководитель.

При подготовке мероприятия  использовались материалы Интернет-ресурсов

свернуть

Три шага планирования профессионального будущего

Первый шаг – самонаблюдение.

Самонаблюдение, как первый шаг профессионального выбора, предполагает, что Вы обнаружите внутри себя истинные причины своих профессиональных устремлений и соответствующим образом оцените их.
Для того чтобы по-настоящему честно и полно ответить на вопрос, почему я хочу приобрести ту или иную профессию, прежде всего, нужно правильно сформулировать свои желания – психологи называют это «Я – высказыванием»:
Я собираюсь… Я вижу свою профессиональную цель в том, что… Я могу достичь успеха в… Я убежден, что хочу… Мне хорошо быть… Я мечтаю… Мой успех связан…

Теперь, когда Вы сформулировали свои «Я – высказывания», Вы можете ответить себе на три вопроса:

 1.Связаны ли мои желания с предполагаемыми местами работы или учебы?
2.Существуют ли иные возможности профессиональной карьеры, иные места работы и учебы, которые соответствуют моим желаниям?
3.Достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетворяться мои потребности в тех местах работы или учебы, которые я предварительно выбрал?

Второй шаг – сбор и оценка информации:
О профессии и содержании труда
•Что конкретно делает работник, выполняющий профессиональные обязанности по избранной Вами профессии?
•Насколько выбранная Вами профессия востребована, будет ли она нужна на рынке труда через 5 лет?
•Какой уровень квалификации необходим для выполнения этой работы?
О возможностях трудоустройства
•Велика ли конкуренция за рабочие места избранной Вами профессии?
•Каковы требования работодателей к претендентам?
О перспективах
Какие возможности откроются перед Вами, если Вы будете работать по интересующей Вас профессии?
Об обучении
Известны ли Вам учебные заведения, где обучаются этой профессии и каков в них конкурс?
О предприятиях
•На каких предприятиях требуются специалисты по выбранной Вами профессии?
•Какие возможности и гарантии предоставляют эти предприятия?
•Что известно о режиме и характере труда предприятий, а также требованиях, предъявляемых к работникам?
Основные источники информации
•Средства массовой информации
•Книги и справочники о профессиях и местах учебы
•Организации и фирмы, занимающиеся подбором кадров и профориентацией
•Интернет-ресурсы.
 
Третий шаг – принятие решения и планирование достижения цели.
Определите цель.
Ваша цель должна быть максимально конкретной, достижимой, измеримой и определенной во времени:
•Чего я хочу добиться?
•Насколько это реально?
•В течение какого времени?
Определите средства.
Чем вы можете воспользоваться для достижения цели:
•Знаниями
•Информацией
•Умениями и навыками
•Личными качествами
•Помощью других людей.

Вырабатывайте варианты: основной и запасные.
Варианты – это конкретные места работы или учебы, через которые Вы достигнете своих целей. Три варианта – это минимум.
Оцените возможность неудачи каждого из вариантов.
•Что необходимо сделать, если «сорвется» лучший вариант?
•Что произойдет, если «сорвутся» и первый, и запасной варианты?
Примите решение.
Обсудите его с авторитетным для Вас человеком.
Примите окончательное для вас решение.
Когда Вы приняли окончательное решение, имеете несколько вариантов развития событий и уверены в том, что каждый вариант в достаточной степени удовлетворяет Вас – приступайте к планированию действий.
 
Как добиться того, чего хотите, или десять шагов к цели.
1.Назовите основные этапы достижения цели.
2.Определите, какое время займет каждый этап.
3.Какие конкретные шаги необходимы?
4.Какая необходима дополнительная подготовка?
5.Сколько времени она займет?
6.Определите срок, когда Вы начнете действовать.
7.Что Вы сделаете в первую очередь?
8.На что Вы рассчитываете?
9.Что Вам нужно для эффективных действий: информация, личная встреча, помощь других людей, уверенность в себе, время, документы и фотографии, деньги, «внешний толчок», знание законов, соответствующий внешний вид, что-то другое.
10.Решите, что вы будете делать дальше.
- в случае успеха
- в случае неудачи?
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.
Между тем можно выявить и оценить собственные интересы, склонности при  составлении индивидуального профессионального плана. Построить профессиональный план – это значит выбрать профессию, учебное заведение, в котором ее можно получить.

Профессиональный план можно представить схематично в виде трех составляющих: «хочу», «могу», «надо».
«Хочу» - мне нравиться, мне интересно, меня привлекает – профессиональные интересы, склонности.
«Могу» - я способен, я умею я обладаю навыками – способности, состояние здоровья.
«Надо» - востребованность профессии на рынке труда, потребности общества в кадрах.
Рациональное соотношение образов «хочу» - «могу» - «надо» делает профессиональный выбор удачным.
Обоснованный профессиональный план строится с учетом следующих факторов:
1.Знание содержания труда и перспектив развития выбранной профессии.
2.Осознание собственной пригодности к выбранной профессии и реальной оценке возможности поступления в выбранное учебное заведение.
3.Понимание значимости выбранной профессии.
 

Типичные ошибки при выборе профессии.
Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала, довольно трудно. Конечно, никто не застрахован от ошибок, но хочется, чтобы вероятность промаха была как можно меньшей.
Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, можно разделить на три группы:
 
Незнание мира профессий:
Практически все профессии непрерывно меняют свой прежний облик, нередко за старым названием скрывается совершенно новый характер труда;
Предубеждения в отношении престижности профессии, ориентация сразу на профессии высшей квалификации (менеджер, дипломат, переводчик);
Увлечение только внешней стороной профессии (человек хочет стать юристом, потому что смотрит детективы).
 
Незнание себя:
Неумение разобраться в себе, в своих действительных склонностях, неадекватная оценка своих способностей;
Недооценка своих физических возможностей, состояния своего здоровья при выборе профессии;
Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
 
Незнание правил выбора профессии:
Отождествление учебного предмета с профессией (увлекаюсь географией – стану геологом);
Перенос отношения к человеку на профессию (буду, как мама – бухгалтером );
Выбор профессии «за компанию» - неосознанная боязнь расстаться с привычным окружением.
Для того чтобы создать более четкий образ привлекающей вас профессиональной сферы или профессии, необходимо задать себе следующие вопросы:
На какой уровень образования можете рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности;
Каким должно быть содержание профессии, чтобы было интересно работать;
Какое материальное вознаграждение хотите получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
Какой образ жизни хотите вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, - или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу

свернуть