Учительская
Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»
Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году»
Рекомендации учителю по адаптации первоклассников
Рекомендации учителю по адаптации первоклассников
1.Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и
переутомление могут стоить ребёнку здоровья. Т.е.:
- обеспечить своевременную смену видов деятельности;
- не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
- отводить больше внимания и времени на практические действия с предметами, работе с наглядностью;
- использовать щадящий режим, который включает в себя прогулки, физические упражнения для поднятия мышечного тонуса.
2.Следует позаботиться об отборе и использовании на уроках специальных упражнений, помогающих детям быстрее войти в непривычный для них мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника.
3.Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
4.Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении (если такие есть в классе): леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т.п.
5.Необходимо помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.
6.Используя игровые психологические методики, учитель может создать в классе атмосферу доброжелательности и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
7.Включить детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
8.Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
9.Поощряйте детей задавать вопросы, если им что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и то же несколько раз.
10.Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса, будьте в курсе их радостей и переживаний.
Помните, что шестилетка – это маленький человек в зоне перехода, весь устремлённый в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых.
УВАЖАЕМЫЕ СОТРУДНИКИ оздоровительных лагерей!
В настоящее время во всем мире, в т.ч. и в Республике Беларусь, отмечается осложненная эпидемиологическая ситуация по инфекции, вызванной коронавирусом SARS-COV-2 (COVID-19).
В целях снижения риска и предотвращения инфицирования COVID-19 детей и сотрудников при организации и проведении летней оздоровительной кампании необходимо проявить социальную ответственность и педагогическую компетентность в вопросах обеспечения безопасной жизнедеятельности воспитанников.
С целью минимизации риска возникновения и распространения инфекции COVID-19 рекомендуем строго соблюдать следующие правила:
- Ответственно относитесь к своему здоровью. По мере возможности ограничьте личные контакты, поездки за пределы своего населенного пункта, избегайте многолюдных мест. Помните, что вы можете заболеть сами и стать источником заражения для воспитанников. Оцените свое самочувствие перед началом работы, измерьте температуру тела. При первых признаках инфекции оставайтесь дома, сообщите об этом нанимателю и обратитесь к врачу. Не занимайтесь самолечением.
- Строго соблюдайте масочный режим при объявлении его в учреждении. Меняйте маску через каждые два часа. Научитесь сами и обучайте детей правилам пользования масками.
- Применяйте необходимые организационные меры по разобщению воспитанников на малочисленные группы при организации проживания и питания детей, проведении воспитательных мероприятий. Соблюдайте дистанцирование между воспитанниками, сотрудниками 1-1,5 метра.
- Соблюдайте режим уборки, дезинфекции и проветривания помещений.
5.Осуществляйте ежедневный утренний опрос воспитанников об их здоровье. В случае жалоб на самочувствие обеспечьте немедленное обращение к медицинскому работнику. Оказывайте содействие медицинским работникам в проведении ежедневной термометрии.
- Строго соблюдайте разработанный в оздоровительном лагере алгоритм действий при организации работы с детьми. Проведите с ними информационную работу, подготовьте памятки по соблюдению эпидемиологического режима.
- Овладевайте оптимальными приемами, методами и формами по формированию у детей культуры безопасной жизнедеятельности в соответствии с Программой воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
- Организуйте в онлайн-режиме информирование родителей о жизни их детей в оздоровительном лагере.
Будьте образцом для своих воспитанников в соблюдении санитарных норм и правил, респираторного этикета в складывающейся эпидемиологической ситуации!
КАК ОСТАНОВИТЬ НАСИЛИЕ
(ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)
Первые уроки жизни ребенок получает дома, в семье. Что он чувствует, когда его бьют, унижают самые близкие и любимые люди? Страх, отчаяние, ненависть, безысходность, вину и стыд, одиночество и бессилие. Постоянно испытывая на себе агрессию взрослых, дети постепенно приходят к мысли о допустимости насилия, о его безнаказанности. И, в конце концов, из жертвы сами превращаются в агрессора.
Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл:
Физического
- Словесного
- Эмоционального
- Духовного
- Экономического оскорбления
С целью:
- Контроля
- Запугивания
- Внушения чувства страха.
Признаки, свойственные жертвам физического насилия:
Постоянные, частые или появляющиеся время от времени специфические повреждения: свежие или заживающие отпечатки пальцев, ремня; синяки, ссадины; кровоизлияния в глазное яблоко, шатающиеся зубы, участки облысения;
В младшем школьном возрасте типичны замкнутость, стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы (особенно с плохой отметкой в дневнике), отсутствие друзей, заискивающее, угодливое поведение;
В подростковом возрасте – побеги из дома, отклоняющееся поведение (криминальное или антиобщественное), употребление алкоголя или наркотиков, агрессивность, суицидные угрозы.
Признаки, свойственные жертвам эмоционального насилия:
Постоянная подавленность, грусть, неуверенность в себе;
Наличие таких соматических проявлений, как ожирение или потеря веса, аллергические патологии, кожные сыпи, нервные тики;
Беспокойство, тревожность;
Агрессивность либо, наоборот, чрезмерная уступчивость. Угодливость, заискивание;
Склонность к уединению;
Плохая успеваемость;
Неумение контактировать с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками;
Нарушение аппетита;
Суицидальные угрозы и попытки самоубийства
Действия в случае выявления жестокого обращения
Классный руководитель:
- Сообщение специалистам службы и администрации УО о выявленном случае жестокого обращения.
- Предоставление всей информации, касающейся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.
- Оказание моральной поддержки ребенку.
Педагог социальный:
- Уведомление РОВД о выявленном факте.
- Составление социально-педагогической характеристики семьи.
- Составление индивидуального плана работы с ребенком и/или с семьей.
- Отчет о проведенной работе по выявленному факту жестокого обращения.
Педагог-психолог:
- Составление психологической характеристики на ребенка, подвергшегося жестокому обращению.
- Рекомендации учителям-предметникам и классным руководителям по организации индивидуального подхода в работе с ребенком
- Оказание экстренной помощи (индивидуальное консультирование ребенка).
- Длительное сопровождение (арт- терапия, песочная терапия, и др.).
Педагогу говорить с родителями о непозволительности жестокого обращения с детьми крайне трудно. Со стороны разбушевавшегося родителя происходит мгновенная реакция отторжение: «Не вмешивайтесь!». Попытка учителя призвать родителей не запугивать ребенка жестокими наказаниями за провинность наверняка будет встречена в штыки. Но именно поэтому возвращаться к нелегкому диалогу нужно снова и снова.
Необходимо убедить родителей, что:
- насилие не дает преимущества ни одной стороне и ведет к развалу семьи;
- любовь к родителям важнее страха перед ними;
- насилие – приобретенный способ поведения, его можно и нужно изменить.