Социально педагогическая и психологическая служба

Региональная карта Минской области

Телефон доверия

Береги себя для жизни!      Береги себя для жизни!    Береги себя для жизни!    Береги себя для жизни!    Береги себя для жизни!    

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

Если вы попали в трудную ситуацию,
Если у вас возникли проблемы, касающиеся взаимоотношений со своими сверстниками или взрослыми, вы можете обратиться за помощью по телефону:
+375-1716-95866 — кабинет заместителя директора по воспитательной работе;
3 37 65 – Дзержинский районный социально-педагогический центр

 

СЛУЖБА ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ»  

8-017-311-00-99 (городской)

8-029-899-04-01 (МТС)

звоните на ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ днём и ночью в любой день…

Вы потеряли

близкого человека?

Вас бросили?

Вам страшно?

Вас избили или изнасиловали?

Вам кажется, что жизнь потеряла смысл?

 

Вам грустно или одиноко?

У Вас проблемы в семье

или на работе?

Вам трудно общаться

со своим ребёнком?

Вы испытываете боль, обиду, разочарование?

 Некому рассказать о своих переживаниях?

 

 

 

        Понимание, сочувствие и поддержка - совсем рядом!

помощь оказывается бесплатно и анонимно

без ограничений возраста, пола, национальности, места жительства, состояния здоровья, сексуальной ориентации

круглосуточно без выходных

ПОМНИТЕ : МЫ С ВАМИ!

Главное управление здравоохранения Минского облисполкома

УЗ «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»

 

 

alt=“”

КРИЗИСНАЯ КОМНАТА

свернуть

Буклет «Воспитание без насилия»

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО РЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ, СКЛОННЫМ К СУИЦИДУ

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО РЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ, СКЛОННЫМ К СУИЦИДУ:

  • не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
  • доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
  • не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
  • дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
  • сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
  • говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
  • постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
  • убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
  • не предлагайте упрощенных решений;
  • дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
  • помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
  • помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
  • при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
  • помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно. 
  • Подростку в 12-16 лет приходится сталкиваться сразу с несколькими серьезными задачами:
  • освоиться со своим стремительно меняющимся телом, осознать и принять собственную сексуальность,
  • занять подобающее место в среде сверстников, испытать свои силы и способности, выбрать свой интерес в жизни, определиться с планами на будущее.

Любая из этих задач может оказаться травмирующей при неблагоприятном стечении обстоятельств. А подросток часто реагирует очень болезненно на трудности и неудачи.

Вместе с тем не любая неудача сразу приводит к депрессии. Огорчения, разочарования, обида, печаль — важные составляющие эмоционального опыта любого человека. Способность переживать различные чувства, не избегая их и не разрушаясь от этого, является залогом душевного здоровья. И важно найти оптимальную меру родительской вовлеченности в эмоциональную жизнь ребенка 

Что могут сделать родители в такой ситуации

Первое. Прежде всего, поговорить с подростком. Здесь очень важна честность и искренность. Скажите о своей тревоге и беспокойстве, о том, как вам трудно видеть происходящие с ним изменения. Спросите, можете ли вы чем-то помочь. Если это уместно, расскажите о собственном опыте, когда вы переживали что-то подобное, когда вам было тяжело и тоскливо. Выразите свою готовность и стремление его понять. 

Второе. Если ваш сын или дочь захотят поговорить с вами о своем состоянии и о причинах такой подавленности, выслушайте очень внимательно и бережно. В этой ситуации им нужно понимание и участие, а не советы и утешения. Не стоит говорить фразы «не стоит из-за этого расстраиваться», «это все ерунда», «забудь», «наплюй». Гораздо лучше сказать: «Это действительно трудно (неприятно, обидно, грустно и т.д.). Неудивительно, что ты огорчен (подавлен, расстроен, переживаешь и т.д.)». Зачастую просто возможность выговориться, когда тебя слушают внимательно и сочувственно, приносит значительное облегчение. И еще — не давайте советов, не пытайтесь разрешить эту ситуацию, если только ваш ребенок сам не попросит об этом. Отнеситесь с доверием и уважением к его способности справиться со сложной проблемой. Практические рекомендации — ценная вещь, однако подростки больше нуждаются в ощущении своей собственной состоятельности. Вы поможете больше, укрепив их веру в себя. Желательно прямо об этом сказать: «Я знаю (верю, чувствую...), ты справишься (преодолеешь это)». Бывают исключения, когда подросток в силу возраста или личных особенностей не в состоянии изменить сложившееся положение вещей. И все же нужно очень тщательно взвесить, насколько ваше вмешательство необходимо, и обязательно обсудить это с самим подростком. 

Третье. Если ребенок не хочет обсуждать происходящее с вами (это случается довольно часто в силу специфики возраста, а не ваших отношений), подумайте и предложите ему поговорить с кем-то другим, кому он доверяет. Это может быть родственник или знакомый, двоюродный брат, дядя или тренер, учитель. Лучше не настаивать и уж тем более не организовывать встречу помимо желания подростка. А просто предложить это как возможность, позволив ему самому выбрать и человека, и время, и место. Если в ближайшем окружении таких людей не находится, неплохая альтернатива — обратиться за консультацией к психологу. Опять-таки лучше, если он сделает это сам. В крупных городах вариантов много — есть центры, платные и бесплатные, множество специалистов. В небольших городах найти помощь труднее, но возможности телефонной и интернет-связи облегчают процесс.

В случае если все вышеперечисленные признаки сильно выражены и наблюдаются уже давно, необходима консультация квалифицированного специалиста (психолога, психотерапевта, психиатра).

Четвертое. Проводите с подростком больше времени, больше общайтесь, расскажите о своих делах, обсудите что-то для обоих интересное, подумайте о деятельности, которая вас двоих могла бы увлечь. Очень важно, чтобы сын или дочь чувствовали ваше участие, любовь и понимание, которые не требуют слов и больше проявляются в интонациях, эмоциональном настрое, в простых бытовых действиях.

Так или иначе, подавленность, депрессивные настроения знакомы почти всем, и почти всем удается справиться и пережить такие состояния. В большинстве случаев для этого достаточно, чтобы рядом были чуткие, тактичные, любящие люди. 

свернуть

Рекомендации педагогам по распознаванию кризисных состояний у учащихся

Кризис — это тяжёлый, болезненный период в жизни человека, причиной которого, может быть травмирующая, неприятная, неожиданно шокирующая ситуация, произошедшая независимо от воли человека.

Кризисное состояние — это внутренний процесс, который происходит в организме человека и часто сопровождается душевной болью. Кризисное состояние человека, может быть связано с потерей, неприятным открытием, событием, унижением, обидой. Более того, некоторые кризисы и состояния в них, содержат элементы объективной опасности и могут привести к глубокому депрессивному состоянию.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание:

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми;
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений;
  • Объективно тяжёлая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжёлое заболевание);
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха;
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства);
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

 Что делать педагогу, если он обнаружил сигналы опасности:

Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание учащемуся и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!

Обратитесь к педагогу-психологу или к другим специалистам за помощью. Свяжитесь с родителями ребёнка и поделитесь своими наблюдениями.

Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или «аутоагрессию» (то есть, агрессию, обращённую на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договорённостей.

Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учащихся на совместную деятельность и сотрудничество.

Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков ещё только формируется картина будущего, они видят или совсем отдалённое будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят учащиеся, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий.

Дать понять учащемуся, что опыт ошибок и неудач -  такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки учащегося как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность учащегося. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.

РЕКОМЕНДАЦИИ

«Как вести себя с человеком, находящимся в кризисной ситуации»

1)не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

2)не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

3)дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

4)сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

5)говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза;

6)убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

7)не предлагайте упрощенных решений;

8)дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

9)помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

10)помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

11)помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

свернуть

Комплекс мер по профилактике суицидального поведения

Ежегодно 10 сентября Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), при поддержке Международной ассоциации по предотвращению самоубийств проводит Всемирный день предотвращения самоубийств.

Глобальной целью проведения Всемирного Дня предотвращения самоубийств является уменьшение уровня суицидов и суицидальных попыток среди населения во всех странах посредством осуществления мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения населения, объединяющие усилия многих министерств, ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, религиозных конфессий.

СУИЦИД (САМОУБИЙСТВО) – ЭТО ДЕЙСТВИЕ С ФАТАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ, КОТОРОЕ БЫЛО НАМЕРЕННО НАЧАТО И ВЫПОЛНЕНО УМЕРШИМ В ОСОЗНАНИИ И ОЖИДАНИИ ФАТАЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА.

Профилактика самоубийств относится к приоритетным вопросам демографической безопасности Республики Беларусь.

Проблема суицидального поведения сложна и многогранна. На конечный выбор человека в кризисной ситуации влияет много разнообразных факторов. Комплексный подход к профилактике суицидов, реализуемый в Республике Беларусь, демонстрирует пример эффективного межведомственного взаимодействия при решении сложных вопросов социального характера, требующих участия различных государственных и общественных институтов, консолидации усилий общества в целом на достижении важнейшей задачи – стабилизации численности населения нашей страны.

ПОДХОД LIVE LIFE (СОХРАНИ ЖИЗНЬ)

Для оказания поддержки странам в их усилиях по предупреждению самоубийств, ВОЗ публикует всеобъемлющие рекомендации по реализации своего подхода LIVE LIFE. Данный подход включает в себя четыре стратегии:

  • ограничение доступа к орудиям совершения самоубийства, таким как высокоопасные пестициды и огнестрельное оружие;
  • разъяснительная работа со СМИ о необходимости ответственного подхода к освещению самоубийств;
  • содействие развитию социально-эмоциональных навыков у подростков;
  • раннее выявление, оценка, оказание поддержки и последующее наблюдение за всеми, кто страдает от суицидальных мыслей и поведения.

ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К ОРУДИЯМ СОВЕРШЕНИЯ САМОУБИЙСТВА

К числу других мер относятся ограничение доступа к огнестрельному оружию, уменьшение количества единиц лекарственных препаратов в упаковках и установку барьеров на объектах, расположенных на высоте.

Ответственный подход к освещению самоубийств в СМИ.

Публикация в СМИ сообщений о самоубийствах может привести к росту числа самоубийств на почве подражания, особенно если речь идет о самоубийстве известного человека или приводится описание способа самоубийства.

 

ОКАЗАНИЕ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКАМ

 

Подростковый возраст (10-19 лет) — критически важный период для освоения социально-эмоциональных навыков, особенно на фоне того, что половина всех психических расстройств начинают развиваться до 14 лет. Настоятельно рекомендуется проведение мероприятий, включающих укрепление психического здоровья и программы борьбы с буллингом (травлей), работу в координации со службами психологической поддержки и составление четких протоколов, описывающих порядок действий для лиц, работающих в школах и университетов, в случае выявления риска суицида.

 

 РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЮДЬМИ,

ПОДВЕРЖЕННЫМИ РИСКУ СУИЦИДА

В отношении лиц, страдающих суицидальными мыслями и поведением, рекомендовано принимать меры по раннему выявлению, оценке, оказанию поддержки и наблюдению. Одним из наиболее серьезных факторов риска самоубийства является уже имевшая место попытка суицида.

Рекомендуется обеспечить обучение работников здравоохранения методам раннего выявления, оценки, оказания поддержки и последующего наблюдения. Дополнить поддержку, оказываемую медицинскими службами, может работа с группами людей, переживших попытку самоубийство. Также рекомендуется организация служб кризисной поддержки для оказания неотложной помощи лицам, находящимся в ситуации острого психического стресса.

 

10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств

Суицид входит в число 10 наиболее распространенных причин смерти населения во всех странах и трех ведущих причин смерти в возрастной группе от 15 до 35 лет. Для мирового здравоохранения суицид – это глобальная, трагическая проблема. Всемирная организация здравоохранения наряду с Международной ассоциацией по предотвращению самоубийств, которая выступает спонсором, ежегодно 10 сентября проводит День предотвращения самоубийств, который носит международный характер.

Психологическое и социальное воздействие самоубийства на семью и общество огромно. Самоубийство одного человека оказывает непосредственное влияние в среднем на шестерых других людей. Если же самоубийство происходит в учебном заведении или на рабочем месте, то психологические последствия его сказываются на сотнях людей.

Попытки женщин покончить с собой встречаются чаще в 4 раза, чем у мужчин. Эксперты сообщают, что большинство людей, решившихся на этот поступок, не имеют твердого намерения умереть. А основными причинами самоубийств называют бедность, безработицу, страх наказания, душевные болезни, домашние огорчения, однотонность жизни и неизлечимые, тяжелые заболевания.

В этот день все организации, борющиеся за психическое здоровье наций, призывают людей проводить акции и мероприятия "по укреплению чувства ответственности за спасение жизни людей, которые могут быть потеряны в результате суицида". Так как самоубийство является одной из основных — глобальных причин смертности среди молодёжи, ВОЗ призывает к универсальному подходу предотвращения этого кошмара. В работе с молодежью требуется слаженная работа образовательных, здравоохранительных и правоохранительных органов, также стоит подключать религию, политику и средства массовой информации.

Профилактика суицидального поведения представляет собой одну из важнейших задач общества, осуществление которой возможно только при интеграции усилий множества ведомств в единую превентивную стратегию. Всемирный день предотвращения суицида, по замыслу представителей Международной ассоциации по предотвращению самоубийств, призван привлечь внимание властей и общественности к этой проблеме.


Выделяют внешние поведенческие и словесные 
маркеры суицидального риска

 

Поведенческие маркеры:

-Тоскливое выражение лица. Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.

-Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность,

раздражительность, ворчливость.

-Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.

-Гипомимия (повышенная, часто неестественная мимика).

-Амимия (отсутствие мимических реакций).

-Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов.

-Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.

-Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).

-Двигательное возбуждение.

-Склонность к неоправданному риску.

-Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».

-Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).

-Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.

Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения когда вокруг много радостных событий.

-Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.

-Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.

-Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими

-Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное давление, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

 

Словесные маркеры (высказывания ребенка):

-Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».

-Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).

-Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).

-Прощания.

-Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество и т.п.).

-Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

 

Полезные ссылки:

Аутоагрессия

Советы родителям: помощь детям при аутоагрессии

ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов суицидальных действий у несовершеннолетних

АЛГОРИТМ действий работников учреждений образования, здравоохранения и внутренних дел при выявлении несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению

Алгоритм_ информирования педагогическими работниками родителей, опекунов попечителей обучающихся и сотрудников органов внутренних дело наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

Методические рекомендации по профилактике суицидов в учреждении образования

Комплекс мер по совершенствованию работы по своевременному выявлению факторов риска суицидальных действий несовершеннолетних, оказанию им надлежащей психологической и (или) психиатрической помощи

Суицид или непоправимая ошибка заблудшей души

Суицид и его предупреждение

Цикл_профилактических_занятий "Мы голосуем за жизнь"

Методы работы с суицидальным пациентом

Диагностические мероприятия по выявлению подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий

Информация для родителей

Родителям_на_заметку_о_тревожности_детей

свернуть

ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

ИНСТРУКЦИЯ о порядке действий работников учреждений образования, здравоохранения и сотрудников органов внутренних дел при выявлении факторов риска суицидальных действий у несовершеннолетних

свернуть

Профилактика суицидального поведения

  1. СУИЦИД. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

1.1.  Жить или не жить (подростковый суицид)

1.2.  Алгоритм исследования суицидального риска.

1.3.  Характерные черты суицидальных личностей.

 

Добровольный уход из жизни подростков и молодых людей – явление очень тревожное. И, к сожалению, сегодня не такое уж редкое.  В сборнике «Итоги работы органов управления, учреждений образования в 2010/2011 учебном году и задачи на 2011/2012 учебный год»[ Могилёв, управление образования Могилёвского облисполкома, Л.С. Смотрицкий и др. ст.8] обращается внимание, что в 2 раза в сравнении с 2007 годом возросло число суицидов, совершённых несовершеннолетними. Специалистами отдела педагогического мониторинга  института в текущем учебном году проводил мониторинг «Личностное развитие и уровень воспитанности учащихся 7-11 классов» Диагностика данного мониторинга включала в себя изучение следующих критериев и показателей качества результатов воспитанности учащихся: оценка учащимися окружающего пространства и себя в нём; мировоззренческие взгляды учащихся; проявление нравственных и коллективистских чувств; разрешение возможных и уже сложившихся кризисных ситуаций; способность заботиться о своём здоровье, проявлять способность помочь  другим в кризисной ситуации. Результаты мониторинга показали, что своими учебными достижениями удовлетворено 66% учащихся 7-9 классов и 70% учащихся 10, 11 классов.    75% учащихся 7-9 классов и 73,6%-10, 11 классов считают, что достичь своих целей необходимо, во что бы то ни стало, победа должна быть любой ценой. 27, 8%  учащихся  признались в том, что если не добьются того, что хотят, то жизнь теряет всякий смысл. По мнению 75% и 68% соответственно школьников, помочь предупредить кризисную ситуацию в первую очередь может наличие друзей, которые могут выслушать, поддержать в трудную минуту. Установление тесных доверительных отношений  в семье показывают 45% и 52% подростков. Всего лишь 43% учащихся дорожат своими близкими и не желают причинить им боль. И вместе с тем 94% учащихся в кризисной ситуации планируют обратиться к родителям, 90% к друзьям, 69% к классному руководителю, учителю. Особое недоверие школьники проявили к специалистам, не считают важным прибегнуть к их помощи. Никогда не обратятся к врачу-психотерапевту, наркологу и другим  42% учащихся 7-9 классов и 52% учащихся 10 -11 классов, 32% респондентов не желают довериться школьному педагогу –психологу. 10,5% учащихся 7-11 классов отметили, что они нуждаются в помощи. При попадании в кризисную ситуацию большинство детей используют такие способы её преодоления: обращаются за поддержкой к родителям – 39%, слушают любимую музыку – 43,1%, включают себя в активную деятельность (готовятся к урокам, занимаются спортом) – 30%. Вызывает тревогу, что 49,4% учащихся 7-9 классов и 54,4% учащихся 10-11 классов желают уединиться с целью обдумать ситуацию и найти выход. При этом школьники остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. За поддержкой к учителю, педагогу-психологу обращаются только 13% учащихся 7-9 классов и 11,7% учащихся 10-11 классов. 

 

1.1. ЖИТЬ ИЛИ НЕ ЖИТЬ (ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД)

 Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

Суицидальное поведение может быть следствием социально-психологической дезадаптации личности учащихся в условиях переживаемых ими конфликтов: снижение социально-психологической адаптированности личности в виде предрасположенности, готовности к совершению суицида.

Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и психологов. Но однозначного ответа на него дать невозможно. По наблюдениям психологов, которые работают с детьми, спасенными после попытки самоубийства и их родителями, можно выделить шесть основных причин суицида:

Безответная любовь  Десятилетняя Инна Р. влюбилась в старшеклассника и написала ему любовную записку. Но мальчик, вместо того, чтобы промолчать, выставил Инну на всеобщее посмешище. Он в школе вслух читал ее письмо и откровенно издевался над "малолеткой". Инна долго переживала и решила рассказать маме о своем горе. Но мама тоже посмеялась и сказала, что сама виновата, нечего было писать всякие глупости. Девочка закрылась у себя в комнате, долго плакала, но у мамы не было времени даже пожалеть ее. В результате Инна выбросилась с третьего этажа. К счастью, девочка отделалась переломами ребер, рук и ног. А мама Инны только после посещения психолога, наконец, признала, что именно она виновата в сложившейся ситуации. Ведь если бы она вовремя услышала свою дочь, а не смеялась над ее "безответной любовью", то все могло бы закончиться по-другому.

Нет сил бороться Вике 13 лет, но разговаривает она как взрослый, умудренный опытом человек, который многое пережил в жизни. К психологу Вику привела учительница, которая случайно нашла "предсмертную" записку девочки. Оказывается, Вика уже давно задумывалась о самоубийстве и готовилась к этому событию. Папа Вики военный и семья два раза в год переезжала с одного места на другое. Девочке было очень трудно налаживать отношения с новыми одноклассниками, а как только у нее появлялись подруги, они опять меняли местожительства. В результате девочка замкнулась в себе, она перестала сближаться с людьми (зачем ведь скоро опять переезжать). Мама радовалась, какая у них тихая и послушная дочь. Целыми днями сидит дома и читает, а не слоняется по улице. А Вике такая жизнь надоела, и у нее не было сил идти наперекор обстоятельствам.

Всем назло Из предсмертной записки двенадцатилетней Ольги С. "В моей смерти виновата Оксана П. из 9 "А" класса. Она мне завидует и всем рассказывает про меня неправду. Мальчишки ей верят, и я не хочу так жить". Ольга выбросилась с четвертого этажа. Девочка осталась жива, но на протяжении двух лет она была прикована к инвалидному креслу. Сейчас Ольга заново учиться ходить. Она понимает, что тот поступок был безрассудным и ничего не решил. По своей глупости девочка потеряла два года, а соперница Оксана по-прежнему живет и радуется жизни. Кстати, как потом призналась Ольга психологу, все, что тогда рассказывала Оксана, было чистой правдой.

Обратите на меня внимание Игорю десять лет. Он очень хочет жить. Но в тоже время он устал быть один и способен на все, лишь бы мама вспомнила о нем. Папы у мальчика нет. Мама целый день на работе, приходит уставшая и сразу же засыпает. А в редкие выходные дни она пытается устроить свою личную жизнь. Игорь целый день проводит со старенькой бабушкой, которая его и вырастила. Но у бабушки то же много дел - сериал посмотреть, еду приготовить, по телефону поговорить, а там и новый сериал начинается. В результате вся ее забота ограничивается трехразовым питанием и просьбами не мешать. Игорь уже четыре раза пытался покончить жизнь самоубийством. Он резал себе вены, но не слишком глубоко, чтобы не умереть. Мама воспринимала его попытки самоубийства, как детские шалости и не воспринимала их всерьез. И только в последний четвертый раз Игорь немного перестарался и чуть не умер от потери крови. Мальчику повезло: в больнице он познакомился с хорошим доктором, который и привел его к психологу. Сейчас Игорь постоянно приходит к этому доктору на работу, и мечтает вырасти и стать детским врачом. Он больше не думает о самоубийстве и не пытается таким образом привлечь внимание матери.

Пусть мучаются На вопрос, зачем он выпил все лекарства из домашней аптечки, 13-ти летний Витя сказал: "Я давно просил рыбок, а родители против. Раз они не хотят покупать мне рыбок, значит, я умру. Пусть они всю оставшуюся жизнь мучаются и чувствуют себя виноватыми". Петя с сильнейшим отравлением попал в больницу. К счастью, дома кроме аспирина, анальгина и супрастина ничего не было. Родители естественно сразу же купили ему рыбок. А теперь мальчик чуть что не так, грозится выпрыгнуть из окна или опять отравиться. Мама боится ему перечить и выполняет все его желания. Она до сих пор не может забыть свой ужас, когда Виктор лежал в реанимации. Сейчас родители вместе с психологом пытаются понять и исправить все свои ошибки.

Я никому не нужен Из предсмертной записки Маши Н. (11 лет): "Меня никто не любит! Я им не нужна. Папа ушел жить к другой девочке, наверное, более хорошей, чем я. А мама только и думает, как от меня избавиться. Мамочка я тебя очень люблю, и больше не буду мешать тебе жить! До свидания..." Как потом выяснилось, девочка очень сильно переживала развод родителей. А они не скрывали от Маши свои чувства и выясняли отношения при ней. Именно так Маша узнала, что папа ушел жить к другой девочке (его новая женщина родила ему дочку) и решила, что она чем-то провинилась, раз ее бросили. А последней каплей стал случайно услышанный девочкой телефонный разговор. Мама, считая, что Маша спит, жаловалась подруге, что ребенок помеха в личной жизни и с такой взрослой дочкой она никому не нужна. Маша (воспитанная телевизором и сериалами) выпила целую упаковку снотворного.

 К счастью, Машу удалось откачать, но даже страшно представить, что могло бы произойти, если бы врачи опоздали с помощью. Сейчас, спустя год после того страшного события, Маша сильно изменилась и научилась более безопасными способами решать свои проблемы. Но мама девочки до сих пор живет в страхе, что дочь опять захочет повторить тот поступок.

 

Тревожный звонок. Психологи выделяют несколько типов детей, которые склонны к суицидам. Вот основные тревожные сигналы, на которые родителям следует обратить внимание.

  • У ребенка нет друзей, он практически ни с кем не общается и с родителями не бывает откровенен.  Малыш привык все свои проблемы решать самостоятельно и никому не доверяет. Даже, когда очень больно или страшно он не плачет. Ребенок должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Почаще проявляйте к нему нежность. Пусть малыш видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Так же ребенок должен видеть, что родители тоже иногда чувствуют боль или страх. Почаще жалейте друг друга.
  • Ребенка ничего не интересует.  На любой вопрос у него один ответ "Мне все равно". Он может хорошо учиться, но без стремления. Он может выполнять все просьбы взрослых, потому что своих желаний у него просто нет. Такой ребенок равнодушно относиться ко всему: к еде, к учебе, к развлечениям и к окружающим. Ему даже безобразничать не хочется. Кстати, родителям в этом случае иногда кажется, что у них идеальный ребенок. Это опасное заблуждение. У подростка должны быть хоть какие-то увлечения. Нравятся они вам или нет, это уже другой вопрос, но именно хобби поддерживает в человеке желание жить. Поэтому постарайтесь чем-нибудь заинтересовать ребенка. Только не навязывайте ему кружки и секции на свой вкус. Предлагайте различные варианты, а он пусть выберет увлечение по душе.
  • Вас должно насторожить, когда малыш любит болеть и постоянно придумывает себе страшные болезни.  При этом он демонстрирует, что ему легче, только когда вы рядом. Родители постепенно привыкают к "придуманным" болезням и не обращают на них внимания. И тогда подросток переходит к более отчаянным поступкам. Некоторые дети предпринимают попытки самоубийства не с целью свести счеты с жизнью, а лишь попугать родителей. Они изначально не собираются умирать. А надеются таким образом обратить на себя внимание вечно занятых взрослых. К сожалению, иногда скорая не успевает вовремя и "смерть понарошку" становится реальностью. Поэтому постарайтесь не забывать о том, что у вас есть ребенок, даже когда очень заняты. Регулярно демонстрируйте ему свою любовь и заботу, а не только когда малыш болен.
  • И самый тревожный симптом, это когда ребенок часто представляет, как всем будет плохо, если он умрет.  Как показывает практика, очень часто причина для самоубийства бывает надумана или совсем пустяковая. Она служит лишь последней каплей для отчаявшегося ребенка. А истинная причина кроется далеко внутри, и родители могут ее даже не замечать. Дети, которых удалось спасти, рассказывают, что мысль о самоубийстве посещала их достаточно часто. Сначала это была лишь фантазия. Но когда слишком часто о чем-то размышляешь, то идея уже не кажется такой абсурдной. И постепенно фантазия приобретала все более реальные черты. В результате любой пустяк может послужить толчком к этому страшному поступку. Поэтому, если вы заметили у подростка такие фантазии, не пытайтесь решить проблему самостоятельно. Здесь без опытного детского психолога не обойтись.

 

Кто виноват?

"Виноваты в первую очередь родители", - считает детский психолог Ольга Ворошилова, которая в прошлом году работала в НИИ Склифосовского с детьми, проходившими лечение после попытки покончить жизнь самоубийством.

 Если внимательно понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то окажется, что их благополучие лишь кажущееся. На самом деле эти семьи можно отнести в разряд неблагополучных, но не с материальной точки зрения, а с психологической. Все дело во внутрисемейной атмосфере.

 Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить. И именно родители воспитывают эту уверенность в своих силах. Но необходимо не потерять тонкую грань между самостоятельностью и отчуждением. У ребенка должна быть та "жилетка", в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Даже взрослым (не говоря о детях) в трудные минуты необходима поддержка и сочувствие. Ребенок должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять.

 Поэтому если малыш доверил вам свое "горе", не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации. Разбор полетов отложите на потом, когда малыш немного упокоится и сможет более спокойно мыслить.

 Нельзя смеяться над его горем. Даже если вам эта проблема кажется сущим пустяком. И в десять лет бывает безответная любовь. Дети в отличие от большинства взрослых, максималисты. Они живут только сегодняшним днем, по принципу "все или ничего". Их не утешают слова "много будет у тебя таких Петей". Ребенку нужно сейчас, а не в далеком будущем. И если в данную минуту подросток не может получить желаемое, то он видит только одно решение - "ничего".

 Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому дяде. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его "большие проблемы". Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.

 

1.2. АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА:

  • Исследование психологической атмосферы в семье, диагностическое исследование психологической атмосферы в семье, посещение на дому, взаимодействие с ближайшим социальным окружением учащегося, особенно обратить внимание на:

- несправедливое отношение со стороны родителей;

- развод (или супружеские измены) в семье учащегося;

- потерю одного из членов семьи;

- неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;

- одиночество;

- недостаток внимания и заботы со стороны окружающих.

  • Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья, изучение личных дел и медицинских карт ребенка, особенно обратить внимание на:

- реальные конфликты и мотивы его участников;

- патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости);

- соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости от компьютерных и азартных игр, алкоголя, наркотических средств.

  • Взаимодействие в социуме, изучение межличностных отношений «учащийся - учащиеся», «учащийся - педагог», выявление референтных групп, особенно обратить внимание на:

- отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства и др.;

- несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников;

- несправедливые требования к учащемуся;

- принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправы за разрыв отношений с ними;

- страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.

  • Дезадаптирующие условия: - снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам;

- своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения;

- неадекватную самооценку личностных возможностей;

- утрату понимания ценности жизни;

- потерю любимого человека; уязвленное чувство собственного достоинства;

- отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство (этим частично объясняются "эпидемии самоубийств");

- состояние переутомления;

-  паническую боязнь будущего.

 

1.3. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ:

  • настойчивые или повторные мысли о суициде;
  • депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна;
  • возможно присутствие сильной зависимости от наркотиков или алкоголя;
  • чувство изоляции и отверженности по причине ухода из семьи или лишения системы поддержки;
  • утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;
  • ощущение безнадежности и беспомощности;
  • неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности;
  • в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности;
  • «туннельное» зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;
  • амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.

 

Одна из классификаций выделяет четыре основные причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

 

Общие признаки суицидального риска:

  • Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.
  • Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками смерти.
  • Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.
  • Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.
  • Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
  • Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
  • Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
  • Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
  • Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать черствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.
  • Активная предварительная подготовка: собирание отравляющих веществ и лекарств, оставление боевых патронов, рисунки с гробами и крестами, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.

 

Основные суицидальные мотивы: 

Лично-семейные:

  • семейные конфликты, развод (для подростков — развод родителей);
  • болезнь, смерть близких;
  • одиночество, неудачная любовь;
  • половая несостоятельность;
  • оскорбление со стороны окружающих и т.д.

Состояние здоровья:

  • психические заболевания;
  • соматические заболевания;
  • уродства.

Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:

  • опасение уголовной ответственности;
  • боязнь иного наказания или позора.

Конфликты, связанные с работой или учебой.

Материально-бытовые трудности.

Другие мотивы. 

 

Как заметить надвигающийся суицид?

Суицидально опасная референтная группа:

  • Молодежь: с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие.
  • Сверхкритичные к себе.
  • Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
  • Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.
  • Люди, страдающие от болезней или покинутые окружением. 

 

 

 

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.
  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость).
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
  • Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти.
  • Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие.
  • Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку.
  • Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы.
  • Погруженность в размышления о смерти.
  • Отсутствие планов на будущее.
  • Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей. 

 

Внешний вид и поведение подростка, подверженного суицидальному риску:

  • Тоскливое выражение лица
  • Тихий монотонный голос
  • Замедленная речь
  • Краткость ответов
  • Отсутствие ответов
  • Ускоренная экспрессивная речь
  • Причитания
  • Склонность к нытью
  • Общая двигательная заторможенность
  • Бездеятельность
  • Двигательное возбуждение
  • Эмоциональные нарушения
  • Скука
  • Грусть
  • Уныние
  • Угнетенность
  • Мрачная угрюмость
  • Злобность
  • Раздражительность
  • Ворчливость
  • Брюзжание
  • Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
  • Чувство ненависти к благополучию окружающих
  • Чувство физического недовольства
  • Безразличное отношение к себе, окружающим
  • Чувство бесчувствия
  • Тревога беспредметная (немотивированная)
  • Тревога предметная (мотивированная)
  • Ожидание непоправимой беды
  • Страх немотивированный
  • Страх мотивированный
  • Тоска как постоянный фон настроения
  • Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности
  • Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг
  • Психические заболевания
  • Депрессия
  • Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой
  • Оценка собственной жизни 
  • Пессимистическая оценка своего прошлого
  • Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
  • Отсутствие перспектив в будущем
  • Взаимодействие с окружающими
  • Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к специалисту за помощью
  • Склонность к нытью
  • Капризность
  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания
  • Слезливость
  • Расширение зрачков
  • Сухость во рту (“симптомы сухого языка”)
  • Тахикардия
  • Повышенное АД
  • Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
  • Ощущение комка в горле
  • Головные боли
  • Бессонница
  • Повышенная сонливость
  • Нарушение ритма сна
  • Отсутствие чувства сна
  • Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
  • То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)
  • Запоры
  • Снижение веса тела
  • Повышение веса тела
  • Снижение аппетита
  • Пища ощущается безвкусной
  • Нарушение менструального цикла (задержка)
  • Динамика состояния в течение суток     
  • Улучшения состояния к вечеру
  • Ухудшение состояния к вечеру 

 

свернуть

График работы педагога-психолога

03.01.2025

 

График

работы педагога-психолога

 государственного учреждения образования

«Станьковская средняя школа имени Марата Казея»

на 2024/2025 учебный год

 

РАЗБИЦКОВОЙ АНАСТАСИИ ВАЛЕРЬЕВНЫ

 

День недели

Время работы

Перерыв для отдыха и питания

Объединение по интересам

I, III неделя месяца

Понедельник

08.00-16.50

12.40-13.00

 

Вторник

08.00-16.50

12.40-13.00

 

Среда

08.00-16.50

(Консультация для педагогов 11.00-12.00)

12.40-13.00

 

Четверг

8.30-16.50

12.40-13.00

 

Пятница

08.00-14.00

(Консультация для учащихся 10.00-11.00)

16.00-16.50

12.40-13.00

14.00-15.00

15.00-16.00

II, IV неделя месяца

Понедельник

08.00-13.30

12.00-12.30

 

Вторник

08.00-16.20

12.40-13.00

 

Среда

08.00-16.20

(Консультация для педагогов 11.00-12.00)

12.40-13.00

 

Четверг

08.00-16.20

12.40-13.00

 

Пятница

08.00-14.00

(Консультация для учащихся 10.00-11.00)

16.00-16.20

12.40-13.00

14.00-15.00

15.00-16.00

Суббота

08.00-13.00

 

 

Итого

42 часа

 

свернуть

График работы педагога социального

03.01.2025

График

работы педагога социального

государственного учреждения образования

«Станьковская средняя школа имени Марата Казея»

на 2024/2025 учебный год

 

ЦЫВИС ВЕРОНИКИ ВИТАЛЬЕВНЫ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

График

работы педагога социального

государственного учреждения образования

«Станьковская средняя школа имени Марата Казея»

на 2024/2025 учебный год

 

ЦЫВИС ВЕРОНИКИ ВИТАЛЬЕВНЫ

 

День недели

Время работы

Перерыв для отдыха и питания

Объединение по интересам

II, IV неделя месяца

Понедельник

08.00-17.20

12.40-13.00

 

Вторник

08.00-17.20

(Консультация для педагогов 10.00-11.00)

12.40-13.00

 

Среда

08.00-14.00

16.00-16.20

12.40-13.00

14.00-15.00

15.00-16.00

Четверг

8.00-16.20

(Консультация для учащихся 09.00-10.00)

12.40-13.00

 

Пятница

08.00-15.00

16.00-17.20

12.40-13.00

15.00-16.00

I, III  неделя месяца

Понедельник

08.00-15.50

14.10-14.30

 

Вторник

08.00-13.20

(Консультация для педагогов 10.00-11.00)

12.20-12.40

 

Среда

08.00-14.00

16.00-17.00

12.40-13.00

14.00-15.00

15.00-16.00

Четверг

          08.00-15.50         

(Консультация для учащихся 09.00-10.00)

12.40-13.00

 

Пятница

08.00-15.00

16.00-17.00

12.40-13.00

15.00-16.00

Суббота

08.00-13.00

 

 

Итого

43 часа

 

свернуть