Работа с молодыми специалистами. Наставничество.

Цель: создание организационно-методических условий для профессионального становления молодого специалиста  в образовательном процессе.

Задачи:

1. Оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня  в образовательной деятельности.

2. Создать  условия для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога.

3. Развивать  потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.

4. Обеспечить усвоение и использование молодым специалистом наиболее рациональных методов, приемов, новых продуктивных технологий воспитания, развития и обучения учащихся в образовательном процессе.

Содержание деятельности:

  1. Диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей.
  2. Планирование и анализ деятельности.
  3. Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации образовательного  процесса.
  4. Помощь молодым специалистам в повышении эффективности организации образовательной деятельности.
  5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной,  научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.
  6. Организация мониторинга эффективности деятельности молодого  специалиста.
  7. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого специалиста.
  8. Организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты: успешная адаптации начинающего педагога в учреждении; активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания; повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии; обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания; совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся; использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий.

Проект адаптации молодого специалиста государственного учреждения образования  «Пастовичская средняя школа» Загрузить

План профессионального становления молодого специалиста Самсоновича Алексея Олеговича (1-й год работы) Загрузить 

План, конспект урока. Технологическая карта урока Загрузить

Различия плана, конспекта  и технологической карты урока Загрузить

Дидактические требования к современному уроку Загрузить

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ Загрузить

Изучение затруднений в работе молодого учителя Загрузить

Этапы работы с молодыми педагогами

 

1 этап —  адаптационный

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, выявляет пробелы в его умениях  навыках, чтобы выработать программу адаптации

2 этап — основной проектировочный

Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему программу самосовершенствования

3 этап — контрольно-оценочный

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению функциональных обязанностей

Десять советов молодому учителю

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. 
  2. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  3. Не тратьте время на поиски страницы вашего учебного предмета в классном журнале: ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
  4. Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" Это приучает к мысли, будто невыполнение заданий учителя - дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. 
  5. Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
  6. Обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться на уроке посторонним делом.
  7. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
  8. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  9. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  10. Удерживайтесь от излишних замечаний. Организуя учащихся, старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает Вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.

Список наставников, закрепленных за молодыми специалистами в 2024/2025 учебном году

 

п/п

Молодой специалист

Образование (учреждение, год окончания), специальность по диплому

 

Преподаваемый предмет, Должность

Наставник

Должность, стаж работы, квалификационная категория

1.

Шавко Нина Леонидовна

УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка", 2024

учитель биологии и географии

Кваша Елена Григорьевна

учитель географии, стаж 42 года, высшая квалификационная категория

2.

Разбицкова Анастасия Валерьевна

УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка", 2024

педагог-психолог

Лепешко Полина Сергеевна

заместитель директора по воспитательной работе, стаж 5 лет, вторая квалификационная категория

3.

Цывис Вероника Витальевна

УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка", 2024

педагог социальный

Лепешко Полина Сергеевна

заместитель директора по воспитательной работе, стаж 5 лет, вторая квалификационная категория

4.

Сысой Анастасия Александровна

УО "Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка", 2024

учитель-дефектолог

Сорокина Елена Васильевна

учитель-дефектолог, стаж работы 32 года, первая квалификационная категория

 

План работы с молодыми специалистами

Методическая тема: Профессиональное становление и реализация молодого специалиста по вопросам развития и воспитания личности учащегося.

Цель: Содействие становлению профессиональной компетентности молодых специалистов по вопросам воспитания и развития личности учащегося.

Задачи:

  1. создать условия для личностного роста молодых педагогов, их самореализации и социализации;
  2. содействовать формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности молодых педагогов;
  3. оказывать помощь по внедрению современных подходов и эффективных педагогических практик в образовательный процесс;
  4. оказывать психологическую помощь в адаптации молодых педагогов к новым социальным условиям.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

Знакомство с педагогическим коллективом учреждения образования и его традициями

август

Мостовский В.В., директор учреждения образования,

Кривицкая Н.И., заместитель директора по УР

Прокопчук О.В., председатель ПК

2.

Беседа «Разрешите представиться»: знакомство молодых специалистов (1-го года работы) со своими наставниками и решение организационных вопросов

август

Кривицкая Н.И., заместитель директора по УР

Наставники

Кваша Е.Г., Сорокина Е.В., Лепешко П.С.

3.

Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебного процесса, знакомство с правилами внутреннего распорядка, охраной труда

август

Кривицкая Н.И., заместитель директора по УР

4.

Консультация: требования к оформлению классного журнала, тетрадей обучающихся

август

Кривицкая Н.И., заместитель директора по УР,

наставники молодых специалистов

5.

Изучение учебных программ и подготовка календарно-тематического планирования по учебным предметам

 

Кривицкая Н.И., заместитель директора по УР

6.

Занятие 1. Нормативная правовая документация в образовательном процессе

1.      Изучение Кодекса об образовании

2.      Изучение инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к началу 2024/2025 учебного года.

3.      Изучение содержания учебных программ, пояснений к учебным программам.

28.08.2024

Кривицкая Н.И., заместитель директора по УР

 

 

7.

Посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий молодых специалистов

в течение года

Кривицкая Н.И., заместитель директора по УР,

наставники молодых специалистов

8.

Посещение молодыми специалистами учебных занятий и внеклассных мероприятий опытных педагогов

в течение года

Кривицкая Н.И., заместитель директора по УР,

наставники молодых специалистов

9.

Беседа. Роль классного руководителя в становлении ученического коллектива

октябрь

Лепешко П.С., заместитель директора по ВР

10.

Занятие 2.  Современный урок как основа эффективного и качественного образования.

Теоретический блок

1.      Содержание этапов учебного занятия. Структура современного урока. Целеполагание.

2.      Моделирование учебного занятия в зависимости от типа урока. Формы проведения урока.

Практический блок

ноябрь

Кривицкая Н.И., заместитель директора по УР,

наставники молодых специалистов

 

 

11.

Неделя молодых специалистов

апрель

Кривицкая Н.И., заместитель директора по УР,

наставники молодых специалистов

12.

Занятие 4. Самообразование педагога – важнейший способ реализации его профессионализма.

Теоретический блок

1.      Практическая деятельность по педагогическому самообразованию.

2.      Диагностика затруднений и потребностей молодых специалистов.

май

Кривицкая Н.И., заместитель директора по УР,

наставники молодых специалистов

 

 

Как правильно составить план-конспект урока?

Как правильно составить план-конспект урока?

План-конспект урока – "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

  • Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

- дать представление о…;

- обобщить и систематизировать знания о….;

- познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

- выработать навыки (например, анализа лирического текста).

  • Воспитательные:

- воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

  • Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок. Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

  1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

  1. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

  1. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

  1. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

  1. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

  1. Интегрированные уроки.Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

  1. Организационный момент– обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.
  2. Проверка домашнего задания.Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

  1. Актуализация знаний учащихся по теме.Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

  1. Объявление темы и целей урока.Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.
  2. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

  1. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.
  2. Выставление оценок.Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.
  3. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

«Как правильно составить план-конспект урока»

План – конспект это есть оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.

Основные принципы планирования

Еще А. Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

  1. Принцип единствапредполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

  1. Принцип участиятесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.
  2. Принцип непрерывностипредполагает, что:
  • процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
  • разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

  1. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.

Однако существуют определенные пределы резервов планирования:

  • резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
  • низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.
  1. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности.

Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

План-конспект урока - это отражение творческой мысли учителя, способной активизировать деятельность учащихся на творческое усвоение основ знаний.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного плана- конспекта во всех случаях одинаковы. Вы должны знать, какие виды конспектов существуют, и какой вид нужно использовать в той или иной ситуации.

Плановый конспект. Такой конспект пишется на основе уже составленного плана материала. Плановый конспект разбивается на несколько пунктов и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок дополняется текстом так, чтобы содержание каждого пункта было раскрыто в максимальной степени. Плановый конспект особенно пригодится для составления речи к семинару или публичному выступлению.

Схематически-плановый конспект. Все пункты схематически-планового конспекта представлены в виде вопросительных предложений, на которые вы должны дать ответ. Каждый пункт должен быть раскрыт максимально кратко (2-3 предложения).

Текстуальный конспект. Этот вид конспекта насыщеннее других и составляется из цитат и отрывков источника. Текстуальный конспект легко дополнить планом, тезисами и терминами. Обычно его используют для изучения науки или литературы, то есть там, где важны цитаты авторов. Однако составление текстуального конспекта – задача не из легких. Дело в том, что вы должны правильно определить, какая цитата действительно важна, а какой отрывок текста несет наиболее значимую информацию.

Свободный конспект. Свободным конспектом могут пользоваться те, кто уже освоил все остальные способы изложения материала. В таком конспекте присутствуют цитаты, тезисы, выписки, термины и прочие элементы, присущие другим видам конспектов.

Тематический конспект. Цель этого вида изложения – раскрыть определенный вопрос, при этом используется сразу несколько источников. С помощью данного конспекта вы сможете глубоко проанализировать заданную тему и изучить поставленные вопросы с разных сторон. Однако для составления тематического конспекта будьте готовы переработать немало литературных источников.

Хотела бы остановиться и пошагово описать составление плана-конспекта урока, как основа деятельности педагога. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Поурочный план отражает объем и содержание изучаемого материала, последовательность этапов урока, виды деятельности учащихся, оснащение, объем домашнего задания.

Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для самого учителя. Здесь можно давать советы и рекомендации, требования предъявляются к содержанию, где все должно быть продумано.

 Шаг 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане и переносится из тематических планов, должна быть конкретная, ясная и определенная.

Шаг II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

  • Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

- дать представление о…;

- обобщить и систематизировать знания о….;

- познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

- выработать навыки (например, анализа лирического текста).

  • Воспитательные:

- воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

  • Развивающие.Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Шаг III. Планируемые задачи

Обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Шаг: IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный/комбинированный урок. Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

  1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

  1. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

  1. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

  1. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

  1. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

  1. Интегрированные уроки.Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Шаг V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать педагог в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Шаг VI. Ход урока

  1. Организационный момент– обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.
  2. Проверка домашнего задания.Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

  1. Актуализация знаний учащихся по теме.Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

  1. Объявление темы и целей урока.Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.
  2. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

  1. Подведение итогов.Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.
  2. Выставление оценок.Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.
  3. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

P.S.

Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Критерии эффективного урока 

Эффективный урок отличается:

  • Тщательной предварительной диагностикой, которая позволяет учителю учитывать все условия, при которых будет проводиться урок, и выбрать наилучшую для данных условий стратегию обучения, направленную на получение запланированных результатов.
  • Хорошей предварительной подготовкой, взаимозависимостью и взаимной обусловленностью всех его компонентов.
  • Конкретной и диагностичной постановкой обучающих целей.
  • Ориентацией на разностороннее гармоническое развитие учащихся на основе возможностей для их самоопределения и самореализации.
  • Основательным владением учителем учебным материалом.
  • Дидактической конструкцией, опирающейся на обоснованные педагогикой закономерности и принципы.
  • Напряженной, посильной и умело управляемой учителем работой всех учащихся.
  • Опорой на достигнутый уровень обученности и субъектный опыт учащихся.
  • Рациональным и целесообразным отбором всех дидактических средств.
  • Сотрудничеством, партнерством учителя и учащихся.
  • Дифференцированным подходом к ученикам.
  • Хорошо налаженной обратной связью.
  • Эффективным использованием каждой минуты урока.

Критерии эффективности урока: 

  1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.

Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока.

  1. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других.

Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров.

  1. Мотивация познавательной деятельности на уроке.
  2. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.

С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

  1. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
  2. Достижение целей урока.

Образец плана урока

Тема: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

Урок №: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

  1. Образовательная задача:

Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)

Умения: специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)

общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

Навык — это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

  1. Воспитательная:нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы. Потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. (строение материи, вещество — вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т. п.)
  2. Развивающая:развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) и потребностей мотивационной области.

Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Оборудование к уроку: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

  1. Организационная часть — 2–3 мин. 2. Сообщение новых знаний — 8–10 мин. 3. Практическая работа учащихся — 20–26 мин. 4. Сообщение задания на дом — 3–5 мин. 5. Завершение урока — 1–2 мин.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

Ход урока — основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку — это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

Организация учебного диалога

 Диалог – это вид речи. Его отличает: зависимость от обстановки разговора, обусловленность предыдущим высказыванием, непроизвольность и малая степень организованности.

   Диалог – функциональная разновидность языка. Реализуется в процессе непосредственного общения между собеседниками. Состоит из непосредственого чередования реплик.

   Словарь Сергея Ивановича Ожегова имеет следующее толкование этого слова ДИАЛОГ – разговор между двумя лицами, обмен репликами.

   Основные языковые особенности диалога: обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах. Неполнота реплик компенсируется за счёт предыдущего высказывания.

   В настоящее время в школе используются 2 формы подачи информации:

МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ

Монологическая форма осуществляется через лекции, рассказ, объяснения.

Диалогическая – через различные виды бесед, дискуссии ( спор, обсуждение какого-то вопроса), диспуты ( публичный спор на важную тему), создание проблемной ситуации.

   Очень часто процесс общения на уроках сводится к простейшей беседе или расспросу (вопрос учителя – ответ ученика), что затрудняет развитие устной речи школьника, ограничивает его возможности широко и свободно мыслить. Вместе с тем, учащиеся часто испытывают трудности в общении на уроке. Прежде всего, это связано с неумением задать вопрос учителю или однокласснику по теме урока, а также с неумением вести разговор на заданную тему, т.е. начать и поддерживать беседу. Диалогическую речь школьников необходимо развивать на каждом уроке.  Для этого учитель должен использовать в своей работе различные методы и приёмы диалогического обучения.

    Почему именно ДИАЛОГ – способ обучения? Во-первых, потому, что сама речь по своей природе диалогична, а наша задача способствовать её развитию. Ведь развитие речи – это прежде всего развитие мышления. Сама речь влияет на развитие его же психических процессов: сосредотачивается внимание, возникает ощущение слова, чувств, которые вызывают слова, тренируют память. Во – вторых, в современном обществе меняются приоритеты образования: Выпускник школы должен уметь организовать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться. Поэтому, понятно, что такие цели образования предполагают использование иного метода организации совместной деятельности: на смену монологу приходит диалог.

   Что же необходимо учитывать при построении диалогового урока как  «места встречи людей ( наших учеников ), думающих по- разному?

    Во – первых, необходимо помнить, что диалог – есть форма общения. Поэтому, если у педагога есть проблемы общения с детьми, если он осознанно и неосознанно воздвигает барьеры в общении, диалоговый урок, увы, не получится.

     Мы должны вместе с вами, коллеги, решить, какие факторы блокируют общение, а значит, и диалог на уроке?

   К таким факторам относятся следующие:

  1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке; навязывание собственного мнения; несвободная обстановка на уроке, обилие дисциплинарных замечаний. Всё это является проявлением авторитарной, монологической деятельности педагога. А также недоверие взрослого к ребёнку: «Он маленький, многого не знает, не умеет, поэтому я сама ему всё объясню, помогу, подскажу или сделаю за него».
  2. Отсутствие эмоциональных поглаживаний (т.е. психологических + ) по отношению к ребёнку. Поглаживание – это единица внимания взрослого к ребёнку. Чем больше таких «поглаживаний», тем увереннее чувствует себя ученик; ему комфортно, удобно на уроке с таким учителем, который внимателен ко всем и каждому. К таким эмоциональным « поглаживаниям» можно отнести: улыбку, обращение по имени, физический и зрительный контакт.
  3. Неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение. Преобладают вопросы закрытые, на которые дети дают скучные односложные ответы. Предпочтение в плане разворачивания диалога надо отдавать вопросам открытым, проблемным, проясняющим, переломным, на которые нельзя дать односложный ответ.
  4. Неумение учителя быть хорошим слушателем (т.е. перебивает, не дослушивает до конца, негативно оценивает услышанное, не учитывает то, что было сказано учеником. А ученику важно видеть, что учитель слушает и слышит его. Для этого мы все пользуемся (я надеюсь) приемами пассивного и активного слушания. Пассивное слушание предполагает жестовые и междометные поддакивания ( зрительный контакт, кивки головой, слова: « Угу!», « Так!», « Хорошо!», « Продолжай!», « Молодец!»

   Итак, первое условие организации учебного диалога – это снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагога с детьми. Учитель- диалогист хочет и умеет общаться с ребёнком, он восприимчив к чужому мнению, т.е.стремится не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребёнка.

   Во-вторых, сам педагог должен владеть технологией организации предметного диалога, в частности побуждающего и подводящего диалога.

   Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.

  ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ – это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е.помогает сформировать учебную задачу.

В формировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приёмы, как стимулирующие, открытые вопросы, провокации, задания – «ловушки», противоречия, ситуации риска, интеллектуального разрыва. Это главное условие возникновения учебного диалога на уроке, т.к. именно проблемная ситуация является  начальным моментом мыслительного процесса».

  В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога:

                                    УЧИТЕЛЬ – КЛАСС;

                                    УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК;

                                    УЧЕНИК – КЛАСС;

                                    УЧЕНИК – УЧЕНИК.

 Самый распространённый вид диалога УЧИТЕЛЬ – КЛАСС требует к себе определённого мастерства от педагога. Желательно, чтобы этот диалог вылился в непринуждённую беседу по вопросам, интересующим не только учителя. 

   Вопрос – тема побуждает учащихся к самостоятельному поиску новых знаний. Тема может быть сформулирована как интересная загадка, как познавательная проблема. Формулировки должны отражать противоположные точки зрения, побуждающие к спору.

  В формировании проблемы помогает такой интересный приём, как задания-ловушки, различающие ориентацию ребёнка на задачу и действие учителя. Такие задания воспитывают привычку доверять себе и не считать всякое учительское слово истиной в последней инстанции.

   Например, учитель задает детям вопрос и в работе класса присоединяется к неверному детскому ответу, подкрепляя его своим авторитетом. Или учитель сам предлагает неверный ответ, Детям предоставляется выбор, либо повторить ответ учителя, либо, оспорив его, настоять на своём мнении. Записываем на доске число и проговариваем орфографически: « Пятнадцатое декОбря-проверочное слово « кобра». И выдерживаем паузу.

  Наглядным свойством появления проблемной ситуации является  «ФЕНОМЕН УДИВЛЕНИЯ». Наличие неожиданного препятствия, казалось бы, в знакомой ситуации вызывает у ребёнка удивление и способствует возникновению вопроса: «Почему так получилось?», « Так не бывает!». А появляется вопрос – значит, ребёнок на пороге мышления. И он не останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. Предлагаю проверить безударную гласную в слове « ЗЕМЛ.НИКА», и дети никак не могут прийти к правильному выбору такого слова:

ЗЕМЛЯ, ИЗ ЗЕМЛИ, НА ЗЕМЛЕ. Возникает общеклассная дискуссия.

Возникает вопрос « Как поступить дальше?» Выдвигаем гипотезы:

  1. Найти слово в учебнике
  2. Спросить у взрослого
  3. Проверить написание слова по словарю.

   Несколько слов о подводящем диалоге. В технологии РО разработана определённая логика ПОДВОДЯЩЁГО ДИАЛОГА, характерная для уроков постановки учебной задачи.

Различают 3 этапа: 1-создание «ситуации успеха»;

                                 2-возникновение ситуации « интеллектуального разрыва»; 

                                 3-фиксация « разрыва».

Давайте разберем наличие этих этапов на примере. По математике мы начали по нашей программе несколько уроков назад темы « УМНОЖЕНИЕ» и  «ДЕЛЕНИЕ».

 Показываю детям лакомство – шоколадку. Предлагаю конкретную практическую задачу, опираясь на знания детей.

- Сосчитайте число кусочков в плитке шоколада двумя способами?

5+5+5+5=20       4+4+4+4+4=20

5.4=20                 4.5=20

Каждый ученик справляется с заданием. Никто не испытывает затруднения.

В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своим знаниям. ( т. е. « СИТУАЦИЯ УСЕХА»)

             2 этап- ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИТУАЦИИ « ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

РАЗРЫВА».

  Но мы идём дальше. Нужно ввести новое арифметическое действие- ДЕЛЕНИЕ. Но мы с ним вообще не знакомы! В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха. ( « никто не может» ). Но это положительная эмоция, т.к. нет переживания неуспеха на фоне успеха другого.

            3 этап – ФИКСАЦИЯ « РАЗРЫВА»,

На этом этапе дети вместе с учителем должны испытать «дефицит своих способностей». ПОЧЕМУ У НАС ВОЗНИКЛА ТРУДНОСТЬ? ( Да мы не знаем – деления! )  ЧТО ЖЕ МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ?

- Давайте поделим лакомство!

( между четырьмя детьми поровну ) Как?

Надо 20:4=5 ( достанется по 5 кусочков)

А если детей 5? Сколько кусочков достанется каждому?

20:5=4

Дети сами находили последующие действия решения задачи! И понимают, что УМНОЖЕНИЕ и ДЕЛЕНИЕ – взаимно обратные действия и затем подкрепляем это чтением правила в учебнике.

  Почему ситуация постановки учебной задачи является диалоговой?

  Потому что ситуации « успеха» и « неуспеха», которые переживали дети, являются всеобщими ( это происходит с каждым); отсюда вывод: « Я сам не могу, и никто не может, даже учитель, давайте попробуем вместе».

   Кроме того, данная ситуация принципиально меняет учебные отношения между педагогом и ребёнком. Вместо отношения «спрашивающий учитель – отвечающий ученик» появляется отношение «спрашивающий ученик – учитель», помогающий сформулировать вопрос и найти на него ответ. Это принципиально важно, потому что ДИАЛОГ может развиваться только от тех вопросов, которые волнуют самого ребёнка.

  « Рискующие» учителя поработать таким образом будут приятно удивлены и убедятся в полезности учебного диалога для детей и для себя.

Современный  урок  и  требования  к  нему 

Современный урок – это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности.

     На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. 

     Успешность современного урока зависит, по-моему, от профессионализма учителя, индивидуального подхода к ученику, умелого использования учителем различных средств ИКТ.

  Современный урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Ученик должен самостоятельно осуществлять поиск информации под поставленную задачу, уметь анализировать информацию, применять полученные знания для решения проблем. Поэтому на современном уроке в первую очередь учитель должен работать с такими технологиями, как креативное мышление, проблемное обучение и другими. Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые система предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика. Доказано, что одновременное воздействие на различные органы чувств человека во много раз увеличивает эффективность обучения. Общие требования кратко можно сформулировать так: - вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; - формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; - повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

 - осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности; - формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни. - вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; - формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению. Эти требования условно можно поделить на четыре группы.      Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать  эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее  запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.     Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на  ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в  знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.     Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со  справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим  тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы  преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке  –  неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность,  игривость, повышенную возбудимость.      

Гигиенические требования.

 Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.       Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

  1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
  2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
  3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
  4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
  5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
  6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
  7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

    Как же построить такой урокКак сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.

– четко определить и сформулировать для себя его тему;

– определить место урока в теме, а темы -  в годовом учебном курсе;

– выделить общую задачу урока;

– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;

– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;

– определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:

1) особенности учащихся класса:

– уровень класса;

– отношение к предмету;

– темп работы класса

– сформированность ЗУН;

– отношение к разным видам учебной деятельности;

– отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным;

– общая дисциплина учащихся.

2) учет индивидуальных особенностей:

– тип нервной системы;

– коммуникативность;

– эмоциональность;

– управление восприятием нового материала учащихся;

– умение преодолеть плохое настроение;

– уверенность в своих знаниях, умениях;

– умение импровизировать;

– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

  1. Определить и четко сформулироватьдля себя и отдельно для учащихсяцелевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.

          Для этого надо:

1) Подобрать литературу по теме. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно – популярные, методические. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо:

– просмотреть учебную программу;

– перечитать объяснительную записку;

– прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить , что требуется от учителя к данному уроку.

2) Подобрать учебные задания, целью которых является:

– узнавание нового материала;

– воспроизведение;

– применение знаний в знакомой ситуации;

– применение знаний в незнакомой ситуации;

– творческий подход к знаниям.

3) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

– задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

– задания, способствующие осмыслению материала учеником;

– задания, способствующие закреплению материала учеником.

  1. Продумать «изюминку» урока.

      Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

  1. Сгруппировать отобранный учебный материал.

        Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

         Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

  1. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке,для чего продумать:

– что контролировать;

– как контролировать;

– как использовать результаты контроля.

       При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

  1. Подготовить оборудование для урока.

       Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает.

        Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

  1. Продумать задания на дом:его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

VII. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Типология и структура современного урока

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Примерная типология уроков в современной школе:

  1. Урок изучения нового- традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2. Урок закрепления знаний- практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  3. Урок комплексного применения знаний- практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
  4. Урок обобщения и систематизации знаний- семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний- контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями.

Общие требования к современному уроку

Общие требования кратко можно сформулировать так:

- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни;

- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; - формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

 Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке —неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.

Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Дидактические требования к современному уроку.

- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями  учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов; создание условий для успешного учения учащихся.

Требования к структуре говорят о необходимости:

  1. Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока, его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);
  2. Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);
  3. Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
  4. Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;
  5. Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;
  6. Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;
  7. Найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

  1. Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);
  2. Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;
  3. Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;
  4. Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;
  5. Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

Урок должен:

  1. быть воспитывающим;
  2. обеспечивать выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;
  3. строго обосновывать процесс поиска истины, умозаключения учащихся и учителя должен быть доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;
  4. воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.

Требования к технике проведения урока:

  1. Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
  2. Темп и ритм урока должен быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  3. Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;
  4. Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда;
  5. Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения;
  6. Управлять учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся.

Требования к организации валеологически грамотного урока:

  1. Обеспечить санитарно-гигиенические условия в учебном помещении: температурный и световой ре­жимы, влажную уборку и пр.
  2. Обеспечить выполнение нормативов воздушного режима, которые установлены с учётом возраста де­тей, времени года и темпе­ра­туры воздуха в атмосфере;
  3. Проводить для учащихся уроки в режиме сидя-стоя; постоянно следить за осанкой детей; научить их все­гда располагать текст не расстоянии 35-45 см от глаз;
  4. Практиковать смену расположения учащихся в классе в ходе урока. Для этого использовать «демократическое» (по периметру класса), «ко­мандное» (группирование по 3-4 человека), «расслаб­ляющее» (на ковре) и другие формы размещения (у конторок, у по­доконников);
  5. Обеспечить достаточную динамику урока  – отводить в ходе каждого урока по 5-10 минут на подвиж­ные дидактические игры, инсценировки, динамические паузы, физкультминутки под му­зыку, а также обеспечить движение и перемещение учащихся по классу во время заня­тий;
  6. Иметь в запасе 3-4 комплекса физкультминуток/динамических пауз разной интенсивности и чередо­вать их в зависимости от обстоятельств; привлекать детей к составлению и разучиванию этих комплексов в качестве соавторов, тренеров.
  7. Строго выполнять медико-психолого-педагогические рекомендации при ра­боте с детьми из группы риска, т.е. имеющими хронические заболевания и другие отклонения;
  8. Непосредственно принимать участие в динамических паузах, физкультурных и ва­леологических меро­приятиях вместе с детьми, показывая им (и их роди­телям) пример здорового образа жизни и двигательной актив­ности, со­ответствующей возрасту;
  9. Создать комфортный морально-психологический климат во время пребывания детей в учреждении образования;
  10. Воспитывать у детей оптимизм, жизнелюбие, желание быть здоро­выми, сильными и ловкими, учить их по­лучать радость от каждого прожитого дня, от общения с одноклассниками и взрослыми;
  11. Формировать у учащихся уважение к чужому мнению, даже если его не разделяет большинство, показы­вать личный пример толерантности, терпимости и настоящей интеллигентности;
  12. Педагогически грамотно и тактично использовать все виды оценки учеб­ной работы и полезного труда учащихся, стимулировать их ра­бо­тоспособность одобрением и похвалой;
  13. Формировать у детей повсеместно – на учебных занятиях, в спорте, на от­дыхе – чувство команды, взаимо­помощи и отзывчивости;
  14. Обращаться к детям по именам, спокойным и доброжелательным то­ном.

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

- логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;

-используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;

- соблюдены нормы педагогической этики;

- темп урока оптимален для данного коллектива детей; в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;

- соблюдены гигиенические условия учебного труда;

- созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;

- дидактическая задача урока решена.

 

 

Занятие 3. Самообразование педагога – важнейший способ реализации его профессионализма.

 

Цель :         создание     условий      для    совершенствования      процесса самообразования, эффективной самообразовательной деятельности.   

Задачи:

  • рассмотреть основные направления деятельности педагогов по самообразованию, технологию организации самообразования, провести самодиагностику готовности к самообразованию;
  • вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций;
  • мотивировать педагогов на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование через сознательную самостоятельную познавательную деятельность.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Заранее подготовленные карточки (по количеству участников). На каждый тип часов (пять типов часов, для деления на команды).

Столик № 1.Механические часы с римскими цифрами

Столик № 2.Классику с арабской нумерацией

Столик № 3.Спортивную модель с подвеской и антишоковой защитой.

Столик № 4.Электронные часы с множеством разнообразных функций.

Столик № 5.Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них. Временные рамки.

 

ТЫ ВЫБИРАЕШЬ

ТВОЙ ТИП

СОВЕТ ПСИХОЛОГА

Механические часы с римскими цифрами

Ты скорее консерватор. Твой принцип: «Лучшее- враг хорошего»

Не останавливайся на достигнутом. Постоянно учись новому.

Классику         с        арабской

нумерацией

Ты реалист, прагматик. Твой принцип: «Лучше синица в руках…»

Мечта и полёт фантазии могут открыть тебе новые горизонты.

Спортивную модель с подвеской и антишоковой защитой.

Ты легкий человек. Твой принцип: «Завтра будет

лучше, чем вчера!»

Чтобы закрепить успех, учись доводить начатое до конца.

Электронные           часы    с множеством разнообразных функций.

Ты много работаешь. Твой принцип: «кто хочет, тот добьется».

Бизнес приносит деньги, но он не заменит тебе близких.

Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них.

Ты требовательна. Твой принцип: «Каждому по

способностям!»

Учись мыслить шире и помнить точку зрения собеседника.

 

Введение в тему.

В словаре С. И. Ожегова самообразование определяется как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий вне школы, без преподавателя».

В педагогическом энциклопедическом словаре «самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п».

 В современной педагогической литературе самообразование трактуется «…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования, способствующий осмыслению собственной самостоятельной деятельности, являющийся средством самопознания и самосовершенствования».

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

  1. Мотивационный компонент: Методическое обоснование необходимости и целесообразности самообразовательной деятельности педагогов. Выработка мотивов, побуждающих педагога к самообразованию.

Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Условно можно выделить четыре уровня самообразования. Зная характерные особенности каждого из них, педагог сможет определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.

Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки), при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.

Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.

Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).

Наивысший уровень самообразования присущ таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.

Какие вы считаете могут быть мотивы, побуждающие педагога к самообразованию?

Справочно:

Терминологический словарик мотивов, побуждающих педагога к самообразованию.

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики заставляет педагога идти в ногу со временем. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в          класс   к          «лучшему»     учителю,        предметнику             или      классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!

Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

  1. Рассмотрение сути процесса самообразования. Игра «Карусель». Это задание поможет справиться с затруднениями в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач.

Суть процесса самообразования заключается в самостоятельной добыче знаний из различных источников, используя эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники знаний: телевидение; газеты, журналы;

литература         (методическая,        научно-популярная,        публицистическая,

художественная и др.); Интернет; видео, аудио; платные курсы; семинары и конференции;

мастер-классы;

мероприятия по обмену опытом;

экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

курсы повышения квалификации; путешествия.

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

  1. Уважаемые коллеги, вам предстоит собрать восстановить алгоритм работы по самообразованию. Для каждой группы разрезаны этапы работы над проблемой самообразования, распределите их по порядку.

АЛГОРИТМ

работы педагога над индивидуальной методической темой (проблемой) плана самообразования

  1. Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы: ознакомление с литературой; ознакомление с нормативными правовыми документами; изучение педагогического опыта по проблеме исследования.
  2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников: составление картотеки литературных источников; выписки из литературных источников.
  3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы: обоснование выбора темы; актуальность и новизна;

выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности; формулирование цели и задач работы; разработка календарного плана индивидуальной работы.

4.Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности.

5.Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.

6.Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений. 7.Литературное оформление работы, отчёт о полученных результатах перед коллегами.  

  1. Сетевое взаимодействие как одна из форм непрерывного самообразования педагога и повышения его квалификации.

Повышение профессионального мастерства в современной педагогике сегодня немыслимо без использования современных информационно – телекоммуникационных технологий, средств телекоммуникаций  с использованием сети Интернет: сетевое взаимодействие

Преимущества данной формы

проявление собственной инициативы; коллективная поддержка и оценка своей инициативы; участие в поддержке и оценке других инициатив;

участие в складывании общей цели, общей системы ценностей

(профессиональных);

участие в формировании общих критериев эффективности деятельности, представление совместной деятельности;

участие в управлении совместной деятельностью, влияние на распределение ресурсов для осуществления деятельности

Рассмотрим модели сетевого взаимодействия

On-line-тренинги;

Скайп – консультации;

Сетевые проекты;

On-line анкетирование;

Переписка с родителями;

Квесты;

Сетевые родительские собрания. Электронный дневник.

Вывод: сетевое взаимодействие – это возможность совершенствовать профессиональное мастерство.

 Подведение итогов

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

А       что,   по      вашему       мнению,     может         быть результатом         работы по самообразованию?

Результатами самообразования учителя на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть: повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; разработка пакета тестового материала в электронном виде; разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания; создание главы или страницы электронного учебника;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок; разработка модели образовательного процесса;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Показатели эффективности педагогического самообразования — это прежде всего качество организованного педагогом учебного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. Благодарим за работу!