Профилактика кризисных состояний

О подростковом суициде

О подростковом суициде рассказали в Дзержинском РЦГЭ

Знакомы с романом Джея Эшера «Тринадцать причин почему»? О девочке-подростке, которая покончила жизнь самоубийством, но оставила коробку с кассетами, где описывались причины её поступка. Каждый человек, «поучаствовавший» в принятии решения о суициде, должен был прослушать все истории и передать следующему в списке. Так что же сподвигло девушку сделать это? И одиночество, и предательство, и травля со стороны одноклассников, и насилие, и безразличие взрослых… Книга — возможность разобраться, что происходит в душе тинейджера, почему он опускает руки. Попробуем узнать, что чаще всего подталкивает ребёнка к страшному действию, как это распознать и чем помочь.

ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА

Семейные неурядицы.

Бывает так, что родители из лучших, как им кажется, побуждений начинают многого требовать от ребёнка. Например, это касается успеваемости в школе: «Ты должен учиться только на отлично. Не позорь нас! Кем ты вырастешь, если будешь получать плохие отметки?» Из-за этого у подростка формируется комплекс неполноценности, чувство вины и низкая самооценка. Ему кажется, что он ничего не до бьётся, что его не будут любить, ведь он не дотягивает до стандартов идеала. Если всё это сопровождается криками и упрёками, он замыкается в себе, боится поделиться проблемами.

Нередко из-за усталости на работе родители не уделяют внимания своему чаду, полностью игнорируют его чувства. Не последнюю роль, которая может привести к плачевным последствиям, играют постоянные ссоры между родителями, деспотичное поведение, развод или потеря одного из членов семьи.

Враждебная среда в социуме

Окружение также может оказывать огромное влияние на поведение подростка. Школа, например, формирует важные социальные запросы: потребность в одобрении от авторитетных лиц (например, если учителя недовольны, ребёнок получает отрицательную оценку родителей, или если не складываются отношения со сверстниками), самореализации (плохие отметки ошибочно приравниваются к недостаточному уровню развития способностей, интеллекта), общении (с учителями, одноклассниками).

Буллинг (как школьный, так и в Сети), предвзятое отношение учителя, плохие компании нередко приводят к ощущению никчёмности и отсутствию стрессоустойчивости. Хватает опасностей и в интернете. Не стоит забывать о так называемых «группах смерти», кураторы которых подталкивают детей к попыткам самоубийства

Проблемы в личной жизни

Отношения со сверстниками, особенно с противоположным полом, — ещё один значимый фактор, влияющий на поведение подростков. В частности, из-за гормональной перестройки и юношеского максимализма. Равнодушие со стороны второй половинки, расставание воспринимаются как невосполнимая утрата («Я не могу без тебя жить», «Кроме тебя мне никто не нужен»), потеря смысла жизни. Глубокая зависимость от партнёра вызывает сильные переживания, и они кажутся невыносимыми. Усугубляют ситуацию предательство (друзей, партнёра, возлюбленного), ранняя беременность, венерические заболевания.

Синдром Вертера

У подростков появляются кумиры. И, как правило, это известные люди: эпатажные, яркие, притягивающие внимание. Если кто-то из них заканчивает жизнь самоубийством, это очень болезненно воспринимается ребёнком. После «ухода» кумира некоторые подростки не выдерживают (боль от потери кажется мучительной) и совершают тот же непоправимый поступок. Причём дети даже могут объединяться в группы, чтобы было не так страшно.

Психические расстройства

К группе суицидального риска относятся и тинейджеры, страдающие от депрессивного расстройства и другого психического заболевания (органический психоз, шизофрения и т. д.), алкоголизма и наркомании. При этом следует учитывать, что причиной появления депрессии могут стать разные факторы, одним из которых является наследственная предрасположенность.

Психиатры склонны объяснять попытки суицидов у подростков «эффектом суженного сознания»: человек замыкается на одной или нескольких проблемах, не может найти выход или переключиться на что-то более приятное.

Тинейджеры уязвимы, в их возрасте ещё нет чёткого понимания ценности жизни. Мотивами для них чаще всего становятся желание привлечь внимание, крик о помощи или попытка наказать обидчика.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

Изменения в поведении и внешнем виде:

  • угрюмость, замкнутость;
  • уход от контактов с семьёй и друзьями;
  • замедленная, тихая, монотонная речь, краткие ответы на вопросы, частое молчание;
  • тоскливое выражение лица;
  • снижение настроения: склонность к нытью, частая ворчливость, причитания;
  • резкое снижение или увеличение веса: отсутствие аппетита или переедание;
  • тщательная уборка в комнате, систематизация фотографий, личных вещей (особенно если ребёнку это несвойственно);
  • раздача личных вещей (в частности тех, которыми подросток очень дорожил);
  • повышенная заинтересованность способами суицида;
  • снижение повседневной активности;
  • падение интереса к любимому делу, хобби;
  • пренебрежение к внешнему виду, правилам гигиены;
  • несвойственные ему прогулы уроков, уход из дома, употребление алкогольных/наркотических веществ;
  • синяки, ссадины, порезы на руках и ногах;
  • ношение длинной, мешковатой одежды (особенно в жаркую погоду);
  • много времени проводит в интернете.

Психоэмоциональные изменения:

  • нарушения сна: бессонница, повышенная сонливость, ранние пробуждения; кошмары;
  • равнодушное или враждебное отношение к окружающим людям;
  • снижение способности радоваться;
  • проявление раздражительности, уныния, грусти;
  • ощущение безысходности, отчаяния;
  • ощущение тревоги, беспричинного или мотивированного страха, ожидание беды;
  • недовольство происходящим. Оценка его жизни:
  • разговоры о бессмысленности жизни;
  • отсутствие желаний, планов на будущее;
  • пессимистическая оценка своего прошлого: вспоминает только о плохих событиях;
  • прямые или косвенные высказывания, оговорки, которые намекают на суицид.

КАК ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ?

 Спросите напрямую. Не надо бояться узнавать, есть ли у тинейджера мысли о суициде. Такой вопрос не принесёт вреда, но по реакции поможет понять, так ли это или нет.

Попробуйте разговорить. Спросите о том, что подросток чувствует, что его беспокоит, как он собирается действовать. Даже косвенные ответы («Вам больше не придётся беспокоиться», «Мне всё это надоело!») должны заставить задуматься.

Внимательно выслушайте человека, решившегося покончить с жизнью.

Когда подросток (да и взрослый) испытывает душевные муки, ему нужно выговориться, поделиться наболевшим. Попробуйте вывести его на искренний разговор, чтобы разобраться в проблемах.

Примите к сведению серьёзность намерений. Потому что ситуация становится вдвойне опасной, если у ребёнка есть план того, как он хочет умереть.

Оцените глубину личностного кризиса. Не всегда подросток помышляет о проблеме, сталкиваясь с какими- либо неприятными для него ситуациями. Есть случаи, когда человек, страдающий от депрессии, начинал вести бурную, активную деятельность. Такое тоже должно насторожить.

Не пренебрегайте сказанным.

Серьёзно относитесь к жалобам. Даже если они кажутся незначительными.

Поддерживайте его. Порой после откровенного разговора человек чувствует облегчение, но потом мысли о суициде могут вернуться. Не оставляйте его одного, поговорите о возможности обратиться к психологу.

Убедите принять вашу помощь. Подростку в таком состоянии нужны чёткие, строгие указания. Осознание того, что вы хотите ему помочь, может дать серьёзную эмоциональную опору.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Нужно:

  • разобраться в причинах суицидальных мыслей;
  • всесторонне оценить степень риска;
  • выслушать подростка: «Ты можешь довериться мне. Я тебя слышу! Мне не всё равно!»;
  • не оставлять одного;
  • найти человека, который может оказать поддержку (психолог, врач, священник);
  • поддерживать самому.

Нельзя:

  • обвинять, стыдить ребёнка за его намерения;
  • недооценивать вероятность самоубийства (даже если человек не скрывает своих намерений);
  • предлагать банальные решения («Потерпи, это пустяк!»), неоправданные утешения («Мне бы твои проблемы, вот мои!»);
  • оставлять подростка одного;
  • чрезмерно ограничивать, контролировать.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Как помочь ребёнку с суицидальными наклонностями?

  1. Задавайте вопросы, которые помогут определить степень риска. Например, чтобы завязать разговор о проблеме: «Что у тебя стряслось?», «Тебя что- то мучает?», «Как ты думаешь справиться с неприятностями?», «Нужна ли тебе моя помощь?» и т. д.
  2. Не пропускайте того, о чём говорит ребёнок. Иногда он сам приходит, чтобы поделиться наболевшим. Не игнорируйте его чувства, даже если пришли уставшие с работы. Чтобы не допустить суицида, необходимо укреплять доверительные отношения с чадом.
  3. Обращайте внимание на его поведение. На любые нехарактерные для него поступки, изменения во внешнем виде. И на чрезмерную жизнерадостность тоже.
  4. Не внушайте чувство вины. «А ты подумал о нас, родителях?» Такое давление работает с противоположным эффектом. Подросток может думать, что ничего не значит, и не захочет распоряжаться собственной жизнью. Здесь важнее донести, что он значимая личность, которая может достичь всего что пожелает, он важен и любим.
  5. Переключайте с негативных мыслей. Ни в коем случае не говорите ему: «Даже не думай о суициде!» Лучше попробуйте переключить его на положительные эмоции, предложите ему тему для обдумывания.

6. Не всегда удаётся решить проблему самостоятельно. Если вы заметили странности в поведении, лучше записаться на приём к врачу.

  1. Не поддавайтесь на провокации. Порой ребёнок пытается манипулировать родителями. Очень важно с самого детства учить его соблюдать границы и ответственности. Однако, даже если это демонстративное поведение, лучше всё же пойти к психологу, чтобы знать, как действовать дальше.
  2. Подчёркивайте временный характер проблемы. Признайте, что чувства подростка важны. Объясните, что любая проблема, даже самая серьёзная, явление временное. Это опыт. Жизнь состоит не только из приятных моментов, и самоубийство — не выход из ситуации. Поддержите, предложите варианты решения. Если не можете сами, найдите компетентного человека. Главное — обозначьте свою поддержку. Вместе можно справиться с любой бедой.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ

  • Наблюдайте за поведением и внешним видом учеников. Обратите внимание на признаки, описанные выше.
  • Воспринимайте всерьёз. Если заметили изменения в поведении ученика, какие-то обсуждения на эту тему, не относитесь к этому снисходительно: «Это ребёнок. Что он сделает?» Лучше перестраховаться.
  • Проводите тематические классные часы. Например, мастер-классы (можно с участием психолога) по формированию стрессоустойчивости, повышению самооценки, уважительному отношению детей друг к другу. Формируйте такие понятия, как ценность человеческой жизни.
  • Соблюдайте профессиональную этику. Какое бы значение в жизни ни играло образование, здоровье (и физическое, и психологическое) важнее. Помогите ребёнку с пониманием предмета, если заметили трудности. Не срывайте на нём злость.
  • Попробуйте поговорить с подростком.

Предложите свою помощь. Узнайте о его проблемах. Можно сообщить родителям и вместе решить, что с этим делать. Но не разглашайте информацию об этом другим учащимся

Дети и подростки перегружены ожиданиями родителей, школы, собственными амбициями перед успехами других сверстников. Избыток информации и стандартов, требуемых от общества, делает молодых людей уязвимыми перед обстоятельствами. Популярность социальных сетей только усложняет ситуацию. Узнать, что тебя удалили из друзей или заблокировали, — большое разочарование. Не говоря уже о том, что иногда можно столкнуться с волной ненависти от окружения, способной полностью подорвать самооценку еще неуверенно ступающего в этом мире подростка. Тем более, когда в этом возрасте значимо мнение ровесников.

Подростковый возраст — стрессовое время, так как дети сталкиваются с изменениями в организме, мыслях и чувствах. Тревога, растерянность, страх и сомнения могут повлиять на решения тинейджера.

Молодые люди с проблемами психического здоровья, такими как депрессия, биполярное расстройство, больше подвержены суицидальным мыслям. Подростки, переживающие серьёзные жизненные перемены (развод родителей, переезд, финансовые изменения) или подвергающиеся издевательствам, тоже.

Важно знать о подростковом суициде!

  1. Возрастные изменения в сочетании со стрессовыми событиями могут вызвать у подростка мысли о самоубийстве.
  2. Многие предупреждающие признаки самоубийства также являются симптомами депрессии.
  3. Один из самых опасных мифов: если кто-то пережил суицидальное поведение, значит, угроза миновала. Но это не так! Предыдущая попытка самоубийства является коррелятом № 1 следующей.

Любого подростка, у которого появляются суицидальные мысли, нельзя оставлять в покое, его следует немедленно обследовать.

свернуть

Телефон доверия

Экстренная психологическая помощь по телефону «Телефон доверия» осуществляется высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии.

Помощь в решении психологических проблем оказывается 

АНОНИМНО! БЕСПЛАТНО! КРУГЛОСУТОЧНО! БЕЗ ВЫХОДНЫХ!

В трудных жизненных ситуациях, когда Вам кажется, что Вы в тупике и не находите выхода,

ПОЗВОНИТЕ, ВАМ ПОМОГУТ!

Республиканская телефонная “горячая линия” по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию.

8 (801) 100-16-11

Телефон экстренной психологической помощи для детей

8 (017) 263-03-03

свернуть

Интернет-ресурс kids.pomogut.by

Проект POMOGUT.BY — это объединение усилий и возможностей государства и гражданского общества.
Наша задача — помочь тем, кто оказался один на один со своей бедой и потерялся в океане обещаний, предложений и услуг.

По инициативе МВД Республики Беларусь разработан интерактивный информационный ресурс POMOGUT.BY, который направлен на профилактику наркомании, оказание помощи наркозависимым и созависимым.

На сайте kids.pomogut.by собрана самая важная информация о проблемах в сети,  о «Насилии в отношении детей», о «Безопасном поведении».

Безопасность детей в сети

На сайте pomogut.by мы собрали для вас самую важную информацию о проблемах в сети. Как вовремя понять что такое буллинг? Куда обращаться и кто может помочь? Как с этим бороться ? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ на сайте.

https://kids.pomogut.by/pomog/block/bezopasnoe-povedenie-v-internet/16/

Наркотики и интернет

Интернет – информационный ресурс, который открывает безграничные возможности поиска новой работы. Наркодилеры также размещают здесь свои предложения, которые зачастую обещают легкие и быстрые деньги. Как защититься от их уловок, вы узнаете здесь

https://kids.pomogut.by/pomog/block/narkotiki-i-internet/18/

свернуть

Информационный ресурс POMOGUT.BY

Проект POMOGUT.BY — это объединение усилий и возможностей государства и гражданского общества. Наша задача — помочь тем, кто оказался один на один со своей бедой и потерялся в океане обещаний, предложений и услуг.

Помощь наркозависимым

Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр  психического здоровья» сообщает о начале функционирования социально ориентированного информационного ресурса «POMOGUT.BY», который создан Министерством внутренних дел Республики Беларусь в целях совершенствования работы по профилактике наркомании, оказания практической помощи наркозависимым и созависимым лицам, а также иным гражданам, столкнувшимся с проблемой наркомании.

На сайте pomogut.by размещены контакты различных организаций и общественных объединений республики, которые оказывают помощь зависимым, созависимым лицам, а также пациентам, находящимся в стадии ремиссии. Приведен перечень услуг данных организаций, имеющиеся вакансии для трудоустройства, ближайшие мероприятия в рамках психосоциальной реабилитации наркозависимых и др. Кроме того, на сайте каждый желающий может получить online-консультацию эксперта по вопросам оказания помощи наркозависимым.

Безопасность детей в сети

На сайте pomogut.by так же собрали для вас самую важную информацию о проблемах в сети. Как вовремя понять что такое буллинг? Куда обращаться и кто может помочь? Как с этим бороться ? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ на сайте.

Обращайтесь - Вам помогут!

«POMOGUT.BY» - информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании. Основной целью проекта является  практическая помощь наркозависимым лицам в Республике Беларусь и профилактика наркомании.

 "Всё о наркомании"

На сайте pomogut.by мы собрали для вас самую важную информацию о проблеме наркомании. Как вовремя распознать в ребенке начинающего наркомана? Куда обращаться и кто может помочь? Какая ответственность предусмотрена за распространение наркотиков? На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ здесь.

“Помощь наркозависимым”

На сайте pomogut.by  вы найдете контакты специальных организаций в Беларуси, которые оказывают услуги зависимым, созависимым и тем, кто находится в стадии ремиссии. Приведен перечень их услуг, общая информация об организации, а также имеющиеся вакансии для трудоустройства, ближайшие мероприятия и так далее.

"Получить консультацию"

На сайте pomogut.by через специальную форму каждый желающий может совершенно бесплатно получить консультацию эксперта по вопросам оказания помощи наркозависимым.

Проект «POMOGUT.BY» - это объединение усилий и возможностей государства и гражданского общества. Создавая его, мы не ставили перед собой цели заставить отказаться от употребления наркотиков.Наша задача - помочь тем, кто оказался один на один со своей бедой и потерялся в океане обещаний, предложений и услуг

ПОМОЧЬ родителям, чьи дети оказались в плену наркозависимостиПОМОЧЬ подростку сказать “нет” первой пробеПОМОЧЬ потребителю, оказавшемуся один на один с зависимостью.

Краткая инструкция "Звонок в call-центр"

  1. Набрав номер телефона +375 (017) 311-00-00 Вы услышите инструкцию дальнейших действий;
  2. Если Вам нужна экстренная медицинская помощь - нажмите на клавиатуре телефона цифру "0". В этом случае консультанты call-центра переключат Вас на специалистов медучреждения;
  3. Если Вы не нашли на нашем сайте нужную информацию - оставайтесь на линии, Вам ответит первый освободившийся консультант call-центра.

ПОЛИТИКА ПРОЕКТА

Понять. Принять. Помочь - это основа деятельности тех, кто выступает здесь в качестве участников проекта. Ни один из нас не предъявляет требований отказаться от употребления наркотиков. Мы не предлагаем новых методик и не гарантируем волшебных результатов. Мы объединили усилия ради посильной помощи людям, столкнувшимся с проблемой наркотиков.

Все, собравшиеся здесь - специалисты, и знают, что все мы разные. То, что можно предложить мне, может не подойти тебе. Мы также знаем, что путь к выздоровлению - нелегкий для каждого, но самый верный для всех. Мы объединились, чтобы помочь найти для каждого свой надежный и правильный путь к решению наркотической зависимости.

свернуть

Телефоны доверия (экстренной психологической помощи в Республике Беларусь)

«ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ» 
(экстренной психологической помощи в Республике Беларусь) 

 

Телефон

Время работы 

«Телефон доверия для детей и подростков» 
психологическая помощь детям и их родителям в кризисных ситуациях. 

8 017 263 03 03 

круглосуточно 

Общенациональная детская линия помощи 

8 801 100 16 11 

круглосуточно 

Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 

8 801 100 88 01 

(ежедневно с 08.00 до 20.00) 

Служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» 

 

8 029 899 04 01 
Можно обращаться через мессенджеры Телеграм(Telegram) 
Вайбер (Viber) 
Ватсап (WhatsApp) 
8 029 899 04 01 

круглосуточно 

свернуть

Республиканский психологический центр

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Республиканский центр психологической помощи (далее – РЦПП) был создан в апреле 2019 года в структуре Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка согласно приказу Министерства образования Республики Беларусь.

РЦПП - это системная   и   доступная   информационно - методическая, просветительская, обучающая   поддержка            по  вопросам   психологической помощи в   кризисных   ситуациях   участникам образовательного процесса.

РЦПП ведет свою деятельность в двух основных направлениях:

1. Информационно-методическая поддержка по вопросам психологической помощи участникам образовательного процесса:

1. организация и проведение циклов обучающих   семинаров-практикумов для региональных   специалистов-психологов и социальных педагогов по овладению   навыками кризисного вмешательства;

2. исследования по проблемам школьного насилия (буллинг, моббинг, кибербуллинг), суицидального поведения;

3. разработка методических пособий, буклетов, практикумов для психологов учреждений образования, детей, родителей и учителей в интересах создания и поддержания безопасной образовательной среды;

4. проведение конференций по проблемам кризисной психологии.

2. Психологическая помощь участникам образовательного процесса в кризисных ситуациях:

1. организация и оказание психологической помощи в посткризисных ситуациях в учреждениях образования;

2. экстренная психологическая помощь в кризисных ситуациях;

3. организация и проведение циклов обучающих практикумов по овладению навыками кризисного вмешательства;

4. проведение образовательной и просветительской деятельности, обучение учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов оказанию психологической помощи субъектам образовательного процесса;

5. организация республиканской системы супервизии для специалистов системы образования.

Работа РЦПП направлена на специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, педагогов, учащихся и их родителей, оказавшихся в кризисных и затруднительных жизненных ситуациях.

РЦПП также будет координировать республиканскую сеть психологической помощи, призванную своевременно и профессионально реагировать на кризисные события на местах.

В Координационный совет РЦПП, осуществляющий управление и супервизию республиканской сети психологической помощи, входят представители различных ведомств: Министерства внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерства здравоохранения, Министерства труда и соцзащиты и Министерства образования.

Более подробно о деятельности центра можно узнать на сайте РЦПП

Адрес: г. Минск, ул.Чюрлёниса, 3

Телефон: +375 17 300 1006

e-mail: rcpp@bspu.by

СайтРеспубликанский центр психологической помощи

свернуть

Профилактика суицида у детей и подростков

Что можно сделать для того, чтобы помочь

 

I. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.

Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.

2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей - всех возрастов, рас и социальных групп - совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

3. Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.

У вас может появиться растерянность, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

Нужно развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.

5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.

Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной? Kaк ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства? Есть ли у тебя конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты говоришь...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

7. Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом деле не думаешь!». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги.

Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный подросток может посчитать суждение типа: «Ты на самом деле так не думаешь», — как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.

Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Когда ты почувствовал себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.

Отчаявшегося подростка необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, тыочень расстроен», — или: «По моему мнению, ты сейчас заплачешь». Имеет смысл также сказать: «Ты все-таки взволнован. Может, если ты поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя».

Актуальная психотравмирующая ситуация может возникнуть из-за распада взаимоотношений с родителями, педагогами или друзьями. Человек может страдать от неразрешившегося горя или какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать во внимание все его чувства и беды.

Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для ребенка. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?

9. Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными подростками является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда».

Потерю надежд на достойное будущее отражают записки, оставленные самоубийцами. Саморазрушение происходит, если подростки утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.

10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.

Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт - попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.

12. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности.

Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может оказаться священник. Многие священнослужители являются превосходными консультантами — понимающими, чуткими и достойными доверия. Но есть среди них и такие, которые не подготовлены к кризисному вмешательству. Морализированием и поучающими банальностями они могут подтолкнуть прихожанина к большей изоляции и самообвинениям. Необходимо предложить подростку обратиться за помощью к священнослужителю, но ни в коем случае не настаивать, если подросток откажется.

Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. В противоположность общепринятому мнению психиатрическая помощь не является роскошью богатых. В настоящее время существуют как частные, так и государственные учреждения, которые предоставляют различные виды помощи. Благодаря своим знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.

Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свое страдание и тревоги. Если депрессивный подросток не склонен к сотрудничеству и не ищет помощи специалистов, то еще одним методом лечения является семейная терапия. В этом случае об отчаявшемся не говорят «пациент». Все члены семьи получают поддержку, высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Наряду с конструктивным снятием эмоционального дискомфорта при семейной терапии могут быть произведены персональные изменения в окружении.

Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье. Тем не менее, больницы, конечно, не являются панацеей. Самоубийство может быть совершено, если больному разрешат навестить домашних, вскоре после выписки из больницы или непосредственно во время лечения. Исследования показали, что существенным является то, как суициденты воспринимают ситуацию помещения их в больницу. Не рассматривают ли они больницу как «тюрьму», в которую заточены? Установлено, что те, кто негативно относится к лечению в психиатрическом стационаре, обладают наивысшим суицидальным риском при поступлении и выписке из больницы.

Кроме того, известно, что наиболее склонные к саморазрушению относятся к своему кризису очень личностно, а не как к какому-то расплывчатому состоянию. Они реагируют на актуальные проблемы яростными, гневными поступками, направленными на значимых людей, а потом в качестве расплаты переносят неистовство на себя. Из-за длительных неудач в налаживании контактов они смотрят на семьи, как на негативных «других». После выписки из больницы имеющие высокий суицидальный риск очень плохо приспосабливаются к жизни в окружении. Некоторые из них в дальнейшем кончают с собой, другие повторяют суицидальные попытки, в результате чего вновь попадают в больницу.

13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то педагоги или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.

Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о подростках, совершивших суицидальные попытки. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неумехам и неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой — они столь «некомпетентны», что и этого не могут сделать качественно. Они испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.

Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни.

свернуть

Как помочь ребенку преодолеть тревожность

Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.

Помочь ребенку в преодолении тревоги - значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации.

Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.

Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то.

Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет. Ответственность и является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.

Если не удастся разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?

Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы. По принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной - это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.

Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.

свернуть

Как помочь ребенку с психотравмой

Уважаемые родители!

 

Детская психическая травма - это эмоциональное состояние, вызванное глубокими переживаниями ребенка из-за травматичного жизненного события (одного или нескольких), обычно неожиданного, опасного и подавляющего психику.

Последствия переживаний травматических событий носят психосоматический характер. У ребенка преобладает негативный фон настроения, он долго не может уснуть, ему снятся страшные сны и кошмары, он плачет, отказывается есть или нарушается режим питания, жалуется на различные боли.

 

Как могут родители

помочь ребенку в такой ситуации?

 

· Давайте ребенку возможность выплакаться. До определенного возраста плач – это своеобразный способ общения малыша с внешним миром. Он хочет, чтоб его услышали и поняли. Проявляйте терпение к ребенку и его переживаниям, дайте ему понять, что он в безопасности, что он нужен и любим.

· Не подавляйте в ребенке воспоминания о травмирующей ситуации; лучше чаще ее вспоминать и обговаривать, объясняя причину произошедшего. Когда он рассказывает о ней, постепенно снижается накал эмоций, происходит ослабление внутреннего напряжения и его разрядка.

· Одним из наилучших способов переработки психотравмирующего опыта является любая детская игра, включая игру с песком. Проиграв негативную ситуацию с игрушками, пластилиновыми фигурками и песком, ребенку становится проще воспринимать травму, особенно когда рядом родители или другие близкие люди.

· Купите ребенку краски, цветные карандаши, и пусть он рисует свои страхи и всё, что захочет. Рисунок страха и свободное рисование - это действенный вариант психологической помощи.

· Некоторых детей, психологическое здоровье которых нарушено травмой, родители пытаются изолировать от контактов со сверстниками. Однако не стоит отказывать ребенку в его желании пообщаться и поиграть вместе с друзьями, особенно в активные игры на воздухе, которые помогут снять мышечное напряжение, а через это улучшить психологическое состояние.

· У детей особенное, специфичное восприятие мира, поэтому нужно не переубеждать ребенка в чем-то, а искренне понимать и выслушивать. Говорить с ним, обнимать (телесный контакт очень важен!), гулять, создавать положительный психоэмоциональный фон.

· Самое главное – давать ребенку постоянное ощущение того, что его любят. Эмоциональная близость со взрослыми и созданное ими ощущение психологической безопасности обязательно поможет ребенку справиться с психотравмой.

· Заверьте ребёнка, что вы сделаете всё, чтобы он был в безопасности. Ваше поведение во многом определяет то, как будет реагировать ребенок на событие.

· В случае, если Ваш ребёнок не идет на контакт с Вами, замкнулся, попробуйте поговорить с ним от имени его любимой игрушки (для дошкольников и детей младшего и среднего школьного возраста). Для подростка важно, чтобы в это время рядом с ним был значимый для него близкий человек, друг.

· Если ребёнок в игре воспроизводит увиденные негативные события, не следует этого опасаться. Это один из способов отреагирования психологической травмы. Играйте с ребёнком, чтобы помочь ему отыграть свои страхи и беспокойства. Помогите ребёнку благополучно завершить проигрываемую им проблему.

· В связи с пережитыми событиями у ребёнка могут возникать страхи, кошмарные сновидения. Когда вы укладываете ребёнка спать, посидите рядом с ним подольше, расскажите сказку, дайте ему любимую игрушку.

· Постарайтесь снизить необоснованное чувство вины.

Быть опорой своему ребенку Вы сможете, если сами эмоционально уравновешены, уверены в своих силах и можете контролировать ситуацию.

свернуть