Школа Активного Гражданина

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА АКТИВНОГО ГРАЖДАНИНА» («ШАГ»)

Основная задача проекта – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества, что позволит сформировать готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и др.), самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.

Занятия для учащихся VIII-XI классов в «Школе Активного Гражданина» в 2023/2024 учебном году будут проводиться в форме единых дней информирования с периодичностью один раз в месяц, каждый четвертый четверг .

В течение учебного года пройдут девять единых дней информирования. Их последовательная реализация призвана содействовать формированию у молодых людей критического мышления, аналитических способностей и коммуникативных навыков, компетенции социального действия, понимания взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны.

Информационные и методические материалы для проведения мероприятий «Школы Активного Гражданина» будут ежемесячно размещаться на Национальном образовательном портале adu.by в соответствующей тематической рубрике.

Обращаем внимание, что информацию о проведении единого дня информирования следует отражать на сайте учреждения образования.

Информация о реализации республиканского информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в 2023/2024 учебном году

При реализации проекта «ШАГ» в 2023/2024 учебном году решаются задачи обеспечения активного включения учащихся в разработку содержания мероприятий, знакомства с современниками, в том числе деятелями науки, культуры и искусства, представителями органов государственного управления, силового блока, белорусами, внесшими значительный вклад в развитие образования, медицины, спорта, промышленности, сельского хозяйства суверенной Беларуси, а также земляками, активными гражданами, тружениками, своим созидательным трудом ежедневно приумножающими благосостояние нашей страны, своего рода героями нашего времени.

Мероприятия проекта будут проводиться один раз в месяц в рамках информационного часа (каждый четвертый четверг месяца).

Национальный институт образования будет осуществлять разработку информационно-методических материалов для реализации проекта с учетом информации, представленной органами государственного управления.

Поэтапная подача и обсуждение информации с учащимися предполагает следующую форму организации работы.

ШАГ 1 предлагается проводить в форме интеллектуальной игры «Мы узнаем». Цель игры – актуализировать имеющиеся у учащихся знания о развитии определенной сферы общественной жизни Республики Беларусь (в соответствии с темой), познакомить с ее лучшими представителями (республиканский уровень).

ШАГ 2 предполагает знакомство с земляками – представителями соответствующей сферы общественной жизни (региональный уровень). При организации работы на данном этапе важно помнить, что не только высокие награды, звания и должности свидетельствуют о том, что вклад человека в развитие своей страны достоин высокой оценки. Ежедневный кропотливый добросовестный труд, активная гражданская позиция, любовь к своему делу, Родине, приверженность нравственным идеалам – то, что бесспорно можно отнести к характеристикам лучших белорусов.

В ШАГе 2 предполагается приглашение предложенных кандидатур для участия в мероприятии в виде брифинга или с использованием сюжета телевизионного проекта «100 вопросов взрослому». При отсутствии такой возможности инициативная группа учащихся готовит презентацию, посвященную земляку (землякам), и представляет ее. Организуется обсуждение с учащимися полученной информации с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с темой мероприятия.

В ШАГе 3 подводятся итоги мероприятия. Учащимся предлагается создать страницы виртуального альбома о своем земляке (земляках), знакомство с которым состоялось в ШАГе 2.

Разработанные учащимися страницы альбома будут размещаться на сайтах учреждений образования в разделах, посвященных реализации проекта «ШАГ». Итогом реализации проекта в 2023/2024 учебном году станут виртуальные альбомы о наших соотечественниках, людях, которыми мы гордимся.

В каждом учреждении образования получится свой виртуальный альбом из 8 страниц, которые станут основой итоговых мероприятий проекта «ШАГ» в мае 2024 г.

Лучшие альбомы (8-10) на уровне областей (г. Минска) будут отобраны главными управлениями образования (по образованию) облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома, институтами развития образования, иными заинтересованными. На национальном образовательном портале впоследствии будет создана виртуальная карта «Родина моя Беларусь в лицах» с интерактивными ссылками, позволяющая познакомится с виртуальными альбомами, подготовленными в учреждениях образования всех регионов.

Примерная тематика мероприятий проекта «ШАГ» для VIII–XI классов в 2023/2024 учебном году

№ пп

Дата проведения

Примерная тематика мероприятий

1.                

28.09.2023

«Родина моя Беларусь в лицах. От весёлых стартов до спортивных вершин» (о легендах и героях спорта, представителях профессий, связанных с физической культурой и спортом)

2.                

26.10.2023

«Родина моя Беларусь в лицах. Семья – начало всех начал» (о роли родителей в создании условий для разностороннего развития детей, значении семьи и семейного воспитания)

3.                

23.11.2023

«Родина моя Беларусь в лицах. В этой красе величавой есть доля труда моего» (о тружениках промышленности и сельского хозяйства)

4.                

21.12.2023

«Родина моя Беларусь в лицах. Хранители прекрасного» (о деятелях культуры и искусства)

5.                

25.01.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. Славные имена в науке и образовании» (о деятелях науки, представителях системы образования)

6.                

22.02.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. Защитники Отечества» (о сотрудниках Вооруженных сил, Пограничной и Таможенной службы, МЧС)

7.                

28.03.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. Преданные делу и стране» (о государственных деятелях, представителях органов государственного управления)

8.                

25.04.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. С заботой о здоровье» (о медицинских работниках)

9.                

23.05.2024

«Родина моя Беларусь в лицах. Итоги»

 

 

 

свернуть

"ШАГИ"

"ШАГИ" 

Каждый четвертый четверг месяца для учащихся 8-11 классов в школе проводится единый день информирования под общим названием «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина». Ключевая идея проекта «Шаг» — создать площадку для активного диалога молодежи с политиками, общественными деятелями, учеными, писателями, журналистами, артистами. Это позволит сформировать у учащихся критическое мышление, аналитические способности, коммуникативные навыки.

                                         20.01.2022

     sm220 января 2022 года для учащихся IX класса прошло занятие в рамках проекта «ШАГ» на тему «Политика геноцида, грабежа и насилия». Учащиеся узнали об основных направлениях фашистского геноцида, таких, как создание гетто и концлагерей, карательные операции против мирного населения, сожжение деревень, грабёж населения, медицинские эксперименты оккупантов, угон молодёжи на работу в Германию и т.д. На мероприятии обсуждались вопросы экономической политики нацистских оккупационных властей и политики оккупантов в области идеологии и культуры. Ребята приняли самое активное участие в мероприятии и сделали собственные выводы о значении подобных мероприятий для сохранения исторической памяти нашего народа.

 

 

                                        27.01.2022 

sm227 января в Станьковской средней школе прошёл единый день информирования «ШАГ»- Школа активного гражданина по теме «Гордость за Беларусь.Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики РБ). Учащиеся познакомились с приоритетами профессиональной политики Республики Беларусь, которая направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мир, согласия белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями. Большая ценность нашего государства в том, что мы сохранили мир и покой на нашей земле. С воодушевлением ребята цитировали слова Президента РБ Лукашенко А.Г. : «Мы ценим мир и призываем все народы к дружбе и сотрудничеству. И в этой миссии наше государство, белорусский народ, наша церковь всегда были едины. Храм- ровесник нашей независимости, суверенной Беларуси. Он будет всегда символизировать наш суверенитет». Перед ребятами выступил протоиерей Александр Микицкий, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Станьково. Отец Александр, как неординарный и творческий человек, так построил свой разговор с подростками, что они с первых минут активно включились в обсуждение, проявляя живой интерес к теме. Ребята с большим внимание слушали протоиерея отца Александра, который в своём выступлении отметил толерантность белорусского народа, рассказал о пути подлинного духовного роста каждого человека, познакомил с традициями и историей храма Святителя Николая Чудотворца в Станьково. Диалог оказался интересным, содержательным и полезным. Ребят поражало и удивляло: насколько потрясающе интересный человек наш батюшка. Его обаяние и глубокие знания в разных сферах и областях всегда притягивают к нему самых разных людей. Он тонко чувствует собеседника, любую аудиторию. Общение с ним всегда является настоящей школой для любого думающего человека.

                                      03.02.2022

sm203.02.2022 для учащихся IX класса в рамках Школы Активного Гражданина прошёл единый час информирования на тему «Антифашистское сопротивление на оккупированных территориях». В начале мероприятия учащиеся вспомнили о том, какие формы геноцида существовали на белорусских землях, а также причины, которыми было вызвано сопротивление мирного населения агрессору. Далее были рассмотрены следующие блоки: «Движение Сопротивления», «Партизанское движение», «Подпольная борьба».  Ребята еще раз вспомнили о том, какие подвиги совершили наши земляки – партизаны и подпольщики Кирилл Мазуров, Петр Машеров, Василий Козлов, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков.  Никто не забыт! Ничто не забыто!

                                       17.02.2022

sm217 февраля в рамках проекта «ШАГ» для учащихся IX класса прошёл час информирования «Подпольная борьба». В начале мероприятия учитель истории Бурак Анатолий Олегович напомнил присутствующим, чем отличается подпольная борьба от партизанского движения. Встреча состояла из двух блоков. Первый блок был посвящен подпольному движению в годы Великой Отечественной войны. Были рассмотрены основные этапы в развитии партизанского движения на оккупированных землях БССР. Кроме того, были рассмотрены основные организации партийного подполья, деятельность их лидеров и рядовых членов. Всего в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками приняло участие около 375 тыс. партизан и около 70 тысяч подпольщиков. Ребята ответили на ряд вопросов и сошлись во мнении, что борьба белорусского народа против немецко-фашистских захватчиков носила грандиозный характер, в ней приняли участие около 375 тыс. партизан и около 70 тысяч подпольщиков, партизанские резервы составляли более 440 тыс. человек. Мероприятие содействовало развитию коммуникативных навыков, критического мышления, способствовало усвоению знаний о сущности, методах, основных этапах борьбы, партизанских и подпольных организациях, которые сражались за освобождение своей Родины от немецко-фашистских захватчиков.

                                          24.02.2022

sm224 февраля 2022 года в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» в ГУО «Станьковская средняя школа имени Марата Казея» был проведен единый день информирования «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе, Таможенной службе, МЧС).  

   Информация была представлена в трех блоках: «Вооруженные силы Беларуси – гарант национальной безопасности страны», «Границы Беларуси под надежной защитой», «Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: помощь рядом». Внимание учащихся было обращено на то, почему в настоящее время в Республике Беларусь уделяется большое внимание вопросам обороноспособности, почему мирной Беларуси необходимо поддерживать боеспособность армии, какие факты свидетельствуют об усилении белорусского военно-научного и военно-образовательного комплекса в ходе реформирования армии. Учащиеся узнали о том, что такое военно-учетная специальность и какими путями ее можно получить. Заинтересовались и информацией о работе Государственного пограничного комитета и таможенной службы республики. О работе Министерства по чрезвычайным ситуациям и Дзержинского РОЧС рассказал первый заместитель начальника Дзержинского РОЧС Шпаковский Евгений Александрович. Учащиеся школы задали гостю много вопросов. Их интересовало все: какие основные задачи решает МЧС Беларуси, где готовят кадры для МЧС, какие новые модели одежды для спасателей появляются, где и какую пожарную и аварийно-спасательную технику производят, какие они, современные пожарные аварийно-спасательные части, есть ли в нашем районе случаи, когда просто неравнодушные люди, не раздумывая, бросаются на помощь попавшим в беду. Евгений Александрович пригласил учащихся нашей школы посетить Дзержинский РОЧС и познакомиться с некоторыми особенностями работы наших спасателей. А мы поблагодарили этих людей за то, что они стоят на страже нашей безопасности.

                                         03.03.2022

sm23 марта состоялся урок-лекция по теме «Боевая, диверсионная и агитационно-пропагандистская деятельность партизан и подпольщиков». Мероприятие состоялось в рамках проведения Школы Активного гражданина среди учащихся 9-го класса. Ребята расширили свои знания о деятельности партизан и подпольщиков в годы оккупации, вспомнили о подвигах простых советских людей. Учащиеся приняли активное участие в обсуждении заявленных тем.

 

 

                                         17.03.2022

sm2Мероприятие проекта «ШАГ» прошло  по теме «Формы и методы борьбы подпольщиков». Учащиеся работали с историческими документами: директива №1 ЦК КП(б)Б от 30 июня 1941 «О переходе на подпольную работу партийных организаций, районов, занятых врагом»; письмо ЦК КП(б)Б командирам и комиссарам партизанских отрядов, всем партизанам и партизанкам Белоруссии об активизации действий партизанских отрядов в тылу врага.Ребята узнали, что в директиве определялись задачи подполья, формы построения и связи подпольного движения, подчёркивалась необходимость соблюдения строжайшей конспирации. Из письма ЦК КП(б)Б партизанам девятиклассники узнали о формах борьбы партизан на территории Беларуси, а также охарактеризовали исторические условия, в которых появилось это письмо. Учащиеся ознакомились с мемуарами   одного из организаторов и руководителей Дзержинского подпольного комитета, комиссара партизанского соединения, автора книги «Свинцом и словом» Геннадия Васильевича Будая.  Занятие  способствовало   воспитанию патриотических чувств, развитию   патриотизма, гражданственности, гордости за своё Отечество, стремления к миру.

                                         24.03.2022

sm224 марта 2022 года в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» в ГУО «Станьковская средняя школа имени Марата Казея» был проведен единый день информирования  «Гордость за Беларусь. Чистая окружающая среда – ключ к здоровой жизни (о сохранении биоразнообразия, достижениях в области сохранения экологически чистой окружающей среды)».Информация была представлена в двух блоках: «Сохранение благоприятной окружающей среды – приоритет Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь» и «Земля – наш дом. Пусть будет чисто и уютно в нем».   Внимание учащихся было обращено на то, что проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но в настоящее время экологическая проблема стала очень острой. Планету может спасти лишь деятельность людей на основе глубокого понимания законов природы, учета закономерностей взаимодействия природных сообществ, осознания того, что человек – это всего лишь часть природы. О работе в области охраны природных ресурсов и окружающей среды рассказала главный специалист Дзержинской районной инспекции природных ресурсов и окружающей среды Примак Ольга Григорьевна. Учащиеся школы поинтересовались у гостьи, какие природоохранные мероприятия осуществляются в нашем районе, как ведется борьба с нарушителями природоохранного законодательства, какие растения и каких животных из Красной книги Беларуси можно встретить на территории Дзержинского района. Особый интерес вызвал вопрос о том, в каких учреждениях образования готовят специалистов по экологии. Ольга Григорьевна обстоятельно ответила на все вопросы. В свою очередь учащиеся школы рассказали гостю о том, что принимают активное в акциях «Наш любимый школьный двор», «Памятник», в Неделе леса, являются членами волонтерских отрядов, оказывают помощь Минскому лесхозу, работая в лагере труда и отдыха. В конце встречи учащиеся выступили с инициативой проведения плоггинг-забега в нашем парке.

                                       07.04.2022

sm27 апреля марта в учреждении образования состоялся единый день информирования «Советский тыл в годы войны» в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» для учащихся IX класса.

Учитель истории Бурак А.О. рассказал о том, какую важную роль в борьбе с германскими захватчиками играли не только воинские соединения, но и все труженики тыла, которые обеспечивали фронт всем необходимым: вооружением, военной техникой, боеприпасами, топливом, а также продовольствием, обувью, одеждой и др. Несмотря на трудности, советские люди сумели создать мощную экономическую базу, которая обеспечила победу в войне. В короткое время народное хозяйство СССР было переориентировано на потребности фронта. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы над врагом!» стал всенародным.

Ребята обсудили значительный вклад в военную экономику СССР трудящихся Беларуси, эвакуированных на восток страны. Они ознакомились в ролью, которую внесла в победу советская культура.

 

 

 

21.04.2022

sm2В рамках информационно- образовательного проекта «ШАГ» 21 апреля для учащихся IX класса был проведен информационный час, посвященный теме «Освобождение Беларуси от германских захватчиков». Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Школьники в настоящее время не много знают о подвигах героев   Великой Отечественной войны. Необходимо приблизить немеркнущий подвиг народа, примеры гражданского долга к сознанию, чувствам ребят, приобщить их к истокам героизма дедов и прадедов, укрепить живую связь времен и поколений. В начале занятия девятиклассники определили факторы возможности проведения операции «Багратион», её стратегические задачи и значение для Красной армии. Повышенный интерес вызвал у ребят фрагмент фильма «Парад побежденных». Учащиеся с интересом смотрели «Парад позора» 17 июля 1944 года, смотрели на так называемых 2лучших представителях арийской расы», которые считали советский народ «недочеловеками». «Земля залечила свои раны. Жизнь восторжествовала над смертью. Но для белорусского народа, принесшего на алтарь борьбы с фашизмом треть своих сограждан, война никогда не станет далеким прошлым. Она остается в памяти не только поколения победителей, но и их благодарных потомков. Ее уроки поучительны для всего человечества». Этими словами Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко завершилось мероприятие.

 

 

                                          28.04.2022

sm228 апреля в целях реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» с учащимися VIII-XI классов проведен единый день информирования на тему: «Гордость за Беларусь.  Выращено белорусами (о развитии сельского хозяйства). Заместитель начальника управления по сельскому хозяйству и продовольствию Дзержинского райисполкома Рыняк Анастасия Александровна рассказала ребятам о том, что сельское хозяйство сегодня это важнейшая отрасль экономики страны. Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики Беларуси и главной составляющей агропромышленного комплекса страны. А также рассказала какое важное значение оно имеет для Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, сколько внимания государство уделяет. Анастасия Александровна сделала акцент на том, что сейчас как никогда остро ощущается необходимость в подготовленных квалифицированных специалистах в сфере сельского хозяйства с высшими средне-специальным образованием. Стране нужны образованные, хозяйственные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться в этой отрасли люди.

 

                                          05.05.2022

sm2В рамках информационно- образовательного проекта «ШАГ» 5 маядля учащихся IX класса был проведен информационный час, посвященный теме «Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн».

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Учитель истории актуализировал знания учащихся о важнейших операциях войск Красной Армии и ее союзников в 1944-1945 гг. в Европе. Акцент сделан на тех аспектах, которые не рассматривались на уроках по учебному предмету «Всемирная история» (тема «Заключительный этап Второй мировой войны»).

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Учитель истории организовал обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

Вопросы для обсуждения:

Какие важнейшие операции осуществили войска Красной Армии в 1944-1945 гг. в Европе? Какие страны были освобождены от германских захватчиков?

Как вы думаете, почему система международных отношений, сложившаяся после Второй мировой войны, получила название Ялтинско-Потсдамская?

Когда был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии? Была ли атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки необходимой для разгрома Японии? Какие цели преследовало руководство США, принимая решение об их бомбардировке?

На Международном военном трибунале в Нюрнберге была отмечена опасность возрождения фашизма в любой форме. Почему сегодня принципиально важно помнить этот урок Второй мировой войны?

 ШАГ 3 «МЫ ПОДВОДИМ ИТОГИ»

В ходе подведения итогов предложено учащимся записать воспоминания родственников или знакомых, которые жили в военное время, о том, как люди встретили весть о победе над фашистской Германией.

                                           19.05.2022

sm2В рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» с учащимися девятого класса была рассмотрена тема: «Итоги и уроки войны. Память о войне». Бурак А.О.,учитель истории, актуализировал знания учащихся об итогах и масштабе войны, о людских и материальных потерях советского народа, об основных факторах Победы СССР в Великой Отечественной войне. Учитель организовал обсуждение теоретической информации, вопроса о сносе и осквернении памятников советским воинам в Европе и фактов, конкретизирующих причины победы СССР в Великой Отечественной войне. Учащиеся рассказали, как чтят память о погибших во время войны в их семье, в их населенном пункте, и об их участии в акциях «Беларусь помнит».

 

26.05.2022

sm226.05.2022 года в учреждении образования в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» состоялся урок на тему «Гордость за Беларусь. Произведено белорусами» (о развитии пищевой промышленности).

На мероприятии присутствовали гости: Белов Глеб Евгеньевич, директор ООО «ЛВЛ Эволюшн» и Сергун Светлана Александровна, заместитель директора по персоналу. В ходе мероприятия они познакомили учащихся 8-11 классов с главными направлениями пищевой промышленности, а именно детским питанием. Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск таких хронических заболеваний и расстройств, как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, пищевая аллергия, кариес, гастрит и другие.Учащиеся поняли, что необходимо соблюдать три основных принципа рационального питания:равновесие между энергией, поступающей с пищей и энергией, расходуемой в процессе жизнедеятельности;удовлетворение потребности организма в определенном количественном, качественном составе и соотношении пищевых веществ: пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества, а также воду в необходимых количествах;соблюдение режима питания.Крайне необходимо сочетать правильное питание с двигательной активностью. Нужно как можно больше танцевать, гулять, заниматься спортом.

                                          22.09.2022

sm2

22 сентября 2022 года в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» в ГУО «Станьковская средняя школа имени Марата Казея» был проведен единый день информирования «Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина».  

          Информация была представлена в двух блоках: «Один маршрут – общая память», «Лето – время действовать: от зарядки до трудовых рекордов».

         В первом блоке речь шла о белорусско-российском проекте «Поезд Памяти». Внимание учащихся было обращено на то, что участниками патриотического проекта «Поезд Памяти» стали 200 белорусских и российских школьников, по 100 от каждой страны, которые за 15 дней посетили 15 городов двух стран, школьники ознакомились с основными вехами Великой Отечественной войны, к которым был привязан маршрут движения поезда, стали участниками многочисленных мероприятий (встречи с ветеранами, посещение музеев, реконструкции военных событий и др.). Учащиеся нашей школы познакомились со своим сверстником из гимназии города Дзержинска Иваном Липским, который был участником проекта «Поезд Памяти». Нас очень заинтересовало, как Иван оказался участником проекта, что запомнилось больше всего. Наш гость поделился своими впечатлениями от проекта, от общения с ребятами из других городов, подчеркнул, насколько важны такие проекты для молодого поколения нашей страны

         Второй блок был посвящен тому, как с пользой провести каникулы. Это и оздоровительные лагеря, и лагеря труда и отдыха, и участие в различных проектах. Сегодня в нашей стране молодежи предоставлены большие возможности! Было бы только желание проявить себя! Участники встречи рассказали о том, как же они провели свои каникулы: многие помогали своим родителям на приусадебных участках (ведь мы живем в сельской местности), некоторые отдыхали в оздоровительных лагерях.  А группа ребят работала в лагере труда и отдыха «Пчелки», организованном в нашем учреждении образования. Руководитель лагеря Прокопчук Оксана Владимировна и сами ребята рассказали о той помощи, которую они оказали Станьковскому лесничеству, работая в питомнике. Конечно, немаловажным был и вопрос денежного вознаграждения, и общение со сверстниками.

        В конце встречи каждый из нас высказал свое предложение о том, как еще интересней проводить каникулы.

                                          27.10.2022

sm2В рамках реализации проекта ШАГ, среди учащихся VIII-XI классов 27 октября 2022 года проведен информационный час на тему «Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации».

 Воспитание и становление личности невозможно без знания своих прав и обязанностей.

Конституцией Республики Беларусь (статья 34) гражданам гарантировано право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, должностные лица обязаны предоставлять гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Важнейшее социальное значение для человека и государства имеет доступность правовой информации, в первую очередь – нормативных правовых актов, составляющих законодательство Республики Беларусь. Эта важнейшая задача реализуется через государственную систему правовой информации. Подробно остановились на информации о Государственных информационно-правовых ресурсах, которые включают в себя всю систему правовой информации. Большим спросом пользуется информационно-правовая система «ЭТАЛОН», где все документы поддерживаются в актуальном состоянии. Данной системой беспрепятственно могут пользоваться все граждане нашей страны. Учащимся еще раз напомнили о возможностях Детского правового сайта. На ресурсе внедрены сервисы, при помощи которых можно задать вопрос редактору сайта, перейти на Правовой форум Беларуси, посетить «Виртуальную приемную» Национальной комиссии по правам ребенка. Ребятам очень полезна была данная тема, так как уже совсем скоро они покинут школу и каждому будет необходимо самостоятельно жить в мире законодательных актов и не нарушать их.

 

                                         24.11.2022

sm2В рамках реализации проекта "ШАГ" для учащихся 8-11 классов 24 ноября 2022 года проведен информационный час на тему «Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости»».  Промышленность Беларуси – один из ключевых факторов экономической стабильности и независимости. В Республике Беларусь функционируют множество предприятий, которые выпускают продукцию, известную на весь мир. Наша страна известна машиностроением, химической промышленностью, экспортом калийных удобрений.

Классный руководитель Прокопчук О.В. рассказала ребятам  о химической промышленности, о крупнейшем нефтехимическом предприятии, как концерн «Белнефтехим»,  который осуществляют производство резиновых и пластмассовых изделий, координирует производственную деятельность по разведке и добыче нефти. Интересной для ребят была информация о горно-обогатительном комбинате ОАО «Беларуськалий». Это – национальное достояние Республики Беларусь – один из крупнейших производителей и экспортеров калийных удобрений в мире.

Гостем информационного часа ШАГ была Елена Сергеевна Хамицевич, инженер-химик ООО "АнтинеяФорм". Она подробно остановилась на развитии химической промышленности и рассказала ребятам о недавно открывшемся в Станьково предприятии "АнтинеяФорм".

Сегодня промышленные предприятия Республики Беларусь производят всю транспортную линейку: велосипеды, мотоциклы, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, поезда и вагоны, аэродромную и шахтную технику, тракторы и другие машины для сельского хозяйства, технику для дорожного строительства и лесопромышленного комплекса, грузовые автомобили, в том числе самые большие в мире карьерные самосвалы. Также производят металлопродукцию, станки, микро- и оптоэлектронику, лазерную технику и электротехническую продукцию. В Беларуси активно развивается новая отрасль машиностроения – электротранспорт. Ребята также обсудили, какую они хотят видеть свою Родину в будущем. Многие ответили: чистую, светлую, высокоразвитую, способную быть конкурентом другим странам во всех видах не только промышленности, но и образования, науки, здравоохранения.

                                          22.12.2022

sm222.12.2022 года состоялось занятие в рамках проекта «Школа Активного Гражданина». «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (итоги Года исторической памяти). И гостем сегодняшнего мероприятия был полковник Фолынсков Андрей Алексеевич, начальник управления ракетно-артиллерийского вооружения Министерства обороны Республики Беларусь

Вниманию учащихся были представлены информационные блоки:

«Без срока давности (поисковая и исследовательская деятельность)»;

«Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить»;

«Историческая память – связь времен и поколений».

Учащиеся познакомились с поисковой и исследовательской деятельностью на территории Беларуси, международным историческим проектом Цифровая звезда, который был создан для поиска памятников Великой Отечественной войны. На основе примеров героического прошлого, вспоминая великих людей, которые внесли большой вклад в развитие страны, у учащихся проявлялось чувство гордости за свою страну, уважение к ее истории. Ребята с увлечением рассказывали о мероприятиях, акциях в которых участвовали в течении Года исторической памяти.

В своем выступлении полковник Андрей Алексеевич Фолынсков отметил, что в истории Беларуси было много трагических и героических страниц в любом историческом периоде, и нам всегда было чем гордиться. Прежде всего тем, что наши люди, белорусы, тысячелетиями жили на этом геополитическом перекрестке, через который прокатились тысячи военных конфликтов, и, несмотря ни на что, отстояли свое право жить и развиваться на этой земле.

Какие бы уроки нам ни преподносила история, белорусы знают, что чтить своих предков – это наша обязанность. И Год исторической памяти показал всему миру, что белорусы – это народ, чтущий свою историю, реальные подвиги и достижения.

 

                                         26.01.2023

 sm226 января в ГУО «Станьковская средняя школа имени Марата Казея» в рамках единого дня информирования для учащихся 8-11 классов состоялось мероприятие по теме: «Гордость за Беларусь. Наука и инновации – настоящее и будущее нашей экономики» (достижения в научно-технической деятельности, инновационном и технологическом развитии) под общим девизом «ШАГ» - «Школа Активного Гражданина». «Достижения ученых – важный драйвер экономического развития Республики Беларусь». Беларусь входит в число государств с высоким уровнем научно-технического развития. За годы независимости научный потенциал страны не только сохранен, но и существенно приумножен. Это подтверждается высокими позициями в международных рейтингах. Инициативной группой учащихся 8 класса была представлена информация о достижениях белорусских ученых; о возможностях для самореализации молодежи Беларуси; о Национальном детском технопарке. Готовясь ко встрече со сверстниками, ребята изучили доступные архивные материалы, печатные издания, публикации по данной тематике. Выяснили какими учеными славится наша страна, внесшими значительный вклад в мировую науку (Павел Осипович Сухой, Михаил Степанович Высоцкий, Жоре́с Иванович Алфёров). В рамках диалога с участниками мероприятия обсудили вопросы: какими достижениями гордится наша наука? Какие перспективные направления развития экономики Беларуси находятся в центре внимания белорусских ученых? Какие условия созданы для поддержки молодых ученых? Какие возможности предоставляют учреждения образования для удовлетворения учащимися школ, студентами своих творческих способностей, научных интересов? Какие знания и умения необходимы, чтобы стать ученым, совершать научные открытия? Какие условия созданы в Республики Беларусь для поддержки талантливой молодежи? В мероприятии принял участие Козловский С.М., заместитель начальника 25 арсенала по идеологической работе, который рассказал ребятам о научных разработках в сфере вооружения, продемонстрировал выставку.

                                        23.02.2023

sm223 февраля 2023 года в государственном учреждении образования «Станьковская средняя школа имени Марата Казея» прошел единый день информирования в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» по теме «Гордость за Беларусь. Энергия для созидания, энергия для будущего». Сегодня энергетика – одна из основных отраслей национальной экономики Республики Беларусь. Ее развитие определяется стратегией социально-экономического развития государства и рядом государственных программ.Гостем мероприятия стал Пищик Александр Николаевич, начальник Дзержинского РЭС. Александр Николаевич рассказал о развитии энергетической промышленности и её роли в экономическом развитии страны, напомнил ребятам о правилах безопасного поведения вблизи линий электропередач. Александр Николаевич заострил внимание на рациональном и бережном использовании энергоресурсов в квартирах, домах и на производстве и рассказал ребятам о подготовке и обучении специалистов для работы в области энергетики. Тема занятия была интересна, полезна и актуальна.

                                         23.03.2023

sm223 марта в нашем учреждении образования для учащихся 8-11-х классов прошел единый информационный час в рамках информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина». Темой в этом месяце стала "Гордость за Беларусь. Комфорт и уют для каждого (развитие и совершенствование строительно-промышленного комплекса, жилищного строительства, реализация государственной политики в жилищно- коммунальном хозяйстве). В диалоговой площадке приняли участие директор государственного предприятия «УКС Дзержинского района» Кругликова Жанна Станиславовна, заместитель начальника 25 арсенала по идеологической работе подполковник Козловский Сергей Михайлович.

Учащиеся рассмотрели информационные блоки «Строительно-промышленный комплекс – драйвер экономического роста нашей страны», «Развитие жилищного строительства», «Система жилищно-коммунального хозяйства – для всех и каждого». Познакомились с историей строительной отрасли, с субъектами хозяйствования, с профессиями в сфере строительства и с перечнем учебных заведений, где можно получить данные специальности.

Ребята узнали, что в целях создания комфортной среды проживания в Беларуси реализуется подпрограмма «Чистая вода» в рамках Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021 – 2025 годы.

В рамках данного этапа было предложено учащимся: стать участниками проекта «Зеленый двор вместе!», «Чистота вокруг нас», «Наш школьный двор»; изучить домашние квитанции по оплате услуг ЖКХ с целью получения информации о размере оплаты за воду; приступить к раздельному сбору мусора (или активнее участвовать); стать участником акции «Собери макулатуру- сохрани дерево!».

                                        27.04.2023

sm2

27.04.2023 для учащихся 8-11 классов в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» состоялся открытый диалог  по теме «Гордость за Беларусь. Культура белорусского народа: традиции, наследие, современность». На встречу с учащимся была приглашена директор ГУ "Дзержинский районный центр культуры и народного творчества Драчинская Лидия Иосифовна.

Мероприятие прошло оживлённо и интересно. Учащиеся обсудили, как в нашем государстве чтят многовековые и самобытные традиции, какие талантливые люди прославили нашу Беларусь, какие ресурсы используются для проведения культурно-массовых мероприятий, как информационные технологии участвуют в создании и продвижении культуры граждан, какие города были культурными столицами в Республике Беларусь.

Данное мероприятие, способствовало расширению кругозора учащихся о материальном и духовном наследии белорусского народа, профессиональном и народном искусствах, общественных и творческих инициативах. Оно содействовало формированию у учащихся гордости, патриотизма, развитию высокой социальной активности, гражданской ответственности и дисциплинированности, способности проявить себя в развитии культуры РБ.

                                         18.05.2023

                                         

свернуть

Проект «Мы действуем!»

Михно Ирина Чеславовна,

учащаяся 11 класса

государственного учреждения образования

«Станьковская средняя школа

 имени Марата Казея»

+3753292644702

stankovo@schoolnet.by

 

 

 

Введение

С неизбежностью возвращается интерес к прошлому, к истории. Прошлое вернуть невозможно, но, думая о насущном, культурный человек всегда должен помнить, что в конечном итоге от всех начинаний и дел останется потомкам не больше, чем сам он сумеет унаследовать от прошлого.

Чтобы лучше понять себя, надо почувствовать и понять ту землю, на которой живешь, тех людей, которые творили на ней не только десятки, сотни, но и тысячи лет назад. Надо познать нашу белорусскую культуру, обогащенную и сохраненную многовековой историей.

 Краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно-полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Цель: изучение достопримечательностей   родного края, его традиций и культуры,   представление   возможностей развития экотуризма в нашей местности, создание условий для устойчивого развития своего региона.

Задачи:

изучить достопримечательности родного края;

создать проект эколого-туристического маршрута «Исторические и культурные памятники д. Станьково»

На карте Беларуси, недалеко от Минска в Дзержинском районе расположилось это замечательное местечко Станьково. Вся эта великолепная местность знаменита несколькими моментами. Во-первых, это местечко входило во владения Радзивиллов, а в последствии принадлежало роду Чапских вплоть до 1920 года. Во-вторых, вы могли слышать о подвиге пионера Марата Казея, а ведь он родился именно в Станьково, здесь же сейчас находится его могила. Другие факты, связанные со Станьково, известны немного меньше и, видимо, не заслуженно. Оцените: в Станьково выращивали ананасы, в Станьково некогда была сосредоточена величайшая частная коллекция монет, книг и живописи, составляющая в настоящее время основу экспозиции национального музея Польши. В Станьково в 30-х годах 19 века снимали одну из сцен художественного фильма «Дубровский».

 И много еще интересных фактов, причем как из истории так и современных. В настоящее время в Станьково появился целый букет достопримечательностей – центр экологического туризма “Станьково”. А там и страусы и пони и даже дед Мороз Минской области теперь обосновался именно в нашей местности.  Всё это и  определяет актуальность   разработки эколого-туристического маршрута «Исторические и культурные памятники деревни Станьково».

1.    Описание основных объектов экскурсионного маршрута

Экскурсионный маршрут «Исторические и культурные памятники Станьково» начинается в историко-краеведческом музее  государственного учреждения образоания «Станьковская средняя школа имени Марата Казея».  Продолжение его – на территории дворцово-паркового ансамбля.  Следующий объект экскурсии – Свято-Николаевская церковь.  Заканчивается маршрут на мемориальном комплексе Героя Советского Союза Марата Казея. Также предлагается посетить экологический центр «Станьково».   

  1. Объект №1 - историко-краеведческий музей

     2.1. История школы

 Государственное учреждение образования «Станьковская средняя школа имени Марата Казея» расположена в живописном историческом уголке нашей республики, вблизи паркового ансамбля графа Чапского. Первые воспоминания о школе относятся к середине девятнадцатого века. Это была четырехклассная народная школа. В описании деревни Станьково 1886 года упоминается воскресная школа и народное училище. В конце 19 века в деревню приехала Цитковская Елена Иосифовна, она была первой учительницей. Для нее был построен деревянный дом, в котором она собирала детей. Там и образовалась школа. В 1930 году школа была переведена в другое здание, а директором школы был двоюродный брат Якуба Коласа - Мицкевич Владимир Сильвестрович. В 1939 году школа стала средней. Во время войны школа была закрыта и начала работать в 1944 году. 27 июня 1964 года вышло постановление Совета Министров №237 о присвоении имени Марата Казея Станьковской средней трудовой политехнической школе с производственным обучением. В 1970 году было построено новое здание Станьковской средней школы.   31 января 2004 года в школе открыт краеведческий музей.

2.2 Историко-краеведческий музей Станьковской средней школы имени Марата Казея

Экспозиция историко-краеведческого музея Станьковской средней   школы имени Марата Казея представлена тремя разделами.

Первый раздел посвящен дворцово-парковому ансамблю и его владельцам - роду Гуттен-Чапских. Миниатюрные макеты построек дают представление о том, как выглядела графская усадьба в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Сохранившиеся фотографии рассказывают об истории рода Гуттен-Чапских.

Во втором разделе рассказывается о семье Казей и подвиге Героя Советского Союза Марата Казея. Многочисленные фотографии, документы, воспоминания сестры Марата Ариадны Ивановны Казей, личные вещи Марата представлены в экспозиции.

Третий раздел - этнографический. Предметы крестьянского быта передают картину жизни сельских жителей на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий.

  1. Объект №2 Дворцово - парковый ансамбль.

3.1.Усадьба в Станьково заслуживает внимания не только как место, связанное с именем фон Гуттен-Чапских, но и как памятник истории усадебной культуры девятнадцатого века. Усадьба площадью около 15 гектаров включала каменный дворец, кухонный флигель, «скарбницу», парк с водной системой, каплицу, жилой флигель, каменный амбар, въездные Брамы, хозяйственный двор, оранжерею, отапливаемые теплицы.

Интерьеры и внутренний уклад дворца поражали своим великолепием. К огромному сожалению, былое великолепие дворца, роскошные интерьеры и коллекции для нас утрачены навсегда. Дворец, переживший революцию, Великую Отечественную войну был разрушен в 60-годах двадцатого века.  

 До настоящего времени на территории парка сохранилось строение «скарбчика» в виде двухэтажного миниатюрного средневекового замка с четырьмя угловыми башнями. При графе Гуттен-Чапском в этом здании находилась библиотека, где хранились коллекции редких книг, рукописей, монет, оружия. На территории парка сохранились до наших дней здание кухонного флигеля, здание амбара, коровника, жилого дома, частично северная въездная брама.

22 мая 2015 года открыт исторический объект «Остров радости». Центральным элементом острова является РОТОНДА с колоннадой из восьми колонн, одна из немногих, сохранившихся с XIX века.  

  3.2. Парк в Станьково - памятник садово-паркового искусства

К пейзажным паркам периода романтизма относится парк в деревне Станьково. Композиции этого парка в целом соответствуют историческим традициям организации романтических пейзажных парковых комплексов на территории Беларуси. Если проанализировать планировку парка, то можно сравнить его с «райским» садом

Редкие экзотические деревья парка рождали легенды, которые были связаны с именем станьковской графини Альжбеты. Она вместе с мужем создавала усадьбу, парк, занималась хозяйством, увлекалась коллекционированием. Один из садовников свою любовь к графине, согласно легенде, выразил тремя необычными деревьями перед окнами ее покоев - символами веры, надежды и любви. К сожалению, они не сохранились. Одно из них («Надежда») в годы войны сгорело, второе («Вера») вывезли немцы. Третье дерево («Любовь») являлось вышеупомянутым ильмом голым «Camperdown». Короткий колонновидный ствол его был увенчан плоской шапкой кроны с экзотически свисающими почти до земли ветвями. Дерево погибло в 1994 г., пораженное болезнью.     Группой ребят из Станьковской средней школы в 2004 году были посажены новые саженцы ильма голого.

В парке находится один из старейших патриархов – это дуб, которому более трёхсот лет. В народе его называют богородичный дуб.  Дело в том, что более ста лет назад в этот дуб попала молния и прожгла дупло в виде иконы пресвятой богородицы и если присмотреться внимательно, то этот образ можно обнаружить.   

  1. Объект №3 - Свято - Николаевская церковь.

     Свято-Никольская церковь построена в 1858 году. Граф Эмерик Чапский приобрел проект храма у знаменитого архитектора Его Императорского Величества Константина Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве.                      

      Станьковский Свято-Никольский храм стал началом пути духовного становления святой блаженной Валентины Минской, Валентины Феодоровны Сулковской (1888 - 1866). В этой церкви она приняла крещение,   а детство и  юность прошли неподалеку, в деревне Коски, где находился дом священника.

        Блаженная провидица и молитвенница принимала  людей  в маленьком  домике,  служившим ранее церковной сторожкой. И сегодня немало людей получают утешение и исцеление на могилке святой Валентины Минской.  

     Какое-то время храм пустовал. Потом в нем сделали зернохранилище

Весной 1961 года храм пытались взорвать, но лишь разрушили часть стены. Более 40 лет стояли руины церкви, мрачно и тоскливо взирая в голубую гладь озера. Но с 2005 года ведется сбор средств на восстановление храма. В 2007 году начались реставрационные работы по восстановлению Свято-Николаевской церкви в Станьково  

  • Объект №4 - Мемориальный комплекс Героя Советского Союза Марата Казея

 Мемориальный комплекс на могиле Героя Советского Союза Марата Казея был открыт в 1987 году на средства, собранные пионерами.

Марат осенью 42-го ушел к партизанам, в отряд, в котором уже был его дядя Николай.  «Двадцать пятый» отряд. Так он был назван в честь 25-й годовщины Октябрьской революции. Марат не прибился, именно пришел. И в партизанах он не был кем-то наподобие «сына полка», то есть «сына отряда». В тринадцать лет стал полноценным бойцом. Более того, смышленый парнишка был зачислен во взвод конной разведки. В сохранившейся тетради личного состава отряда значится, что принят Марат Казей 1929 года рождения 11 ноября 1942 года. И воевал ровно полтора года, день в день. Похоронен Марат Казей был в деревне Хоромицкие, на месте его гибели. Но в 1961 году, по инициативе сестры Марата – Ариадны Ивановны Казей, прах был перезахоронен на его родине в деревне Станьково. В 1987 году на месте захоронения Марата Казея был сооружен мемориальный комплекс. Туда же были перенесены останки воинов, погибших при освобождении этих мест в 1944 году и партизан.

На главной станьковской улице и сейчас стоит дом, где родился и вырос будущий герой.  

Заключение

В настоящее время уделяется особое внимание развитию регионов, созданию альтернативы и возможности выбора для отдыхающих, привлечению большего числа туристов. Наша задача заключается в том, чтобы показать историческое наследие родного края, способствовать сохранению и восстановлению достопримечательностей деревни  Станьково.

 Парк и окрестности деревни Станьково являются эколого-краеведческим объектом, красивейшим уникальным местом с богатой растительностью и чистым воздухом.

Эколого-туристический маршрут «Исторические и культурные памятники Станьково» позволяет шире узнать и полюбить свой край, его традиции и культуру.

Наша Родина, она в наших мыслях и мечтах, в нашем сердце и душе. Путеводной звездой осветляет жизненный путь. Как не любить необъятный простор её полей, бескрайнее море зелёных лугов, синеву озёр и рек.

Наш девиз «Сохраняя прошлое – думаем о будущем».

 

    

 

 

 

свернуть

Ровесники Независимости

Агентством телевизионных новостей Белтелерадиокомпании создан цикл короткометражных роликов «Ровесники Независимости», посвященных 25-летию Конституции и института президентства в Республике Беларусь. Мини-фильмы позволяют заглянуть в недалекое прошлое нашей страны, чтобы поэтапно обозначить и обсудить основные вехи становления белорусской государственности.

    Согласно концепции проекта, десять молодых людей, родившихся в 1994 году, каждому из которых по 25 лет, дают интервью журналистам, отвечая на вопросы о собственном прошлом и о том, как оно связано с прошлым страны.

Агентством телевизионных новостей Белтелерадиокомпании также создан специальный проект «Мы сделали это вместе», в цикле выпусков которого рассказывается о том, как менялась наша страна за годы независимости, чего достигли белорусы совместными усилиями. Памятники архитектуры, духовные и научные центры, грандиозные спортивные площадки, вузы и производства – все то, благодаря чему Беларусь вышла на международный уровень.

 

Видеоматериалы проектов «Ровесники Независимости», «Мы сделали это вместе»,  подготовленных Агентством телевизионных новостей Белтелерадиокомпании.

свернуть