Общешкольное родительское собрание«Профилактика наркомании и нестабильного эмоционального состояния несовершеннолетних. Насилие в семье и половая неприкосновенность детей. Безопасность в зимний период»
07.12.2021Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодняшнее родительское собрание проходит дистанционно. Тема нашей встречи «Профилактика наркомании и нестабильного эмоционального состояния несовершеннолетних. Насилие в семье и половая неприкосновенность детей. Безопасность в зимний период». Если у Вас останутся интересующие вопросы, вы можете обратиться по телефону, будем рады ответить.
1.Профилактика наркомании и нестабильного эмоционального состояния несовершеннолетних (Кривицкая Н.И., заместитель директора по воспитательной работе).
В последние годы в нашей стране широкое распространение получили различные наркотики, многократно выросло число наркоманов молодого возраста.
Подросток, употребляющий наркотики, прекращает учебу и работу, теряет привычные семейные и социальные связи, входит в криминальную среду.
Помните, что только Вы в первую очередь ответственны за своих детей. Наркомания — это тяжелая болезнь, требующая длительного лечения, психологической коррекции личности и внутрисемейных отношений. Не относитесь к этой проблеме легкомысленно, полагаясь только на собственный опыт и интуицию.
Почему дети начинают употреблять наркотики?
- Мода на наркотики. Дети хотят нравиться другим. Хотят соответствовать определенной компании для того, чтобы его приняли в эту компанию на равных правах.
- Хотят чувствовать себя взрослыми. Дети подражают взрослым. Если взрослые пьют, курят, дети думают, что это хорошо.
- Хотят расслабиться и забыться. Некоторые дети считают, что алкоголь и наркотики могут успокоить и почувствовать себя лучше.
- Хотят испытать действие наркотиков на себе. Дети могут начать употреблять наркотики из любопытства.
- Хотят привлечь к себе внимание. Некоторые дети делают это для того, чтобы привлечь внимание родителей, заявить о себе.
- Подражают увиденному на телеэкране. Часто реклама наносит большой ущерб, так как дети считают, что употреблять алкоголь, наркотики, курить — это хорошо.
Признаки наркомании
Физиологические признаки
- бледность или покраснение кожи;
- расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
- несвязная, замедленная или ускоренная речь;
- потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
- хронический кашель;
- плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);
- резкие скачки артериального давления;
- расстройство желудочно-кишечного тракта.
Поведенческие признаки
- беспричинное возбуждение, вялость;
- повышенная или пониженная работоспособность;
- нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;
- уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам;
- трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;
- бессонница или сонливость;
- болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;
- повышенная утомляемость;
- избежание общения с людьми, с которыми раньше были близки;
- снижение успеваемости в школе;
- постоянные просьбы дать денег;
- пропажа из дома ценностей;
- частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры;
- самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;
- частое вранье, изворотливость, лживость;
- уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;
- неопрятность внешнего вида;
- склонность к прослушиванию специфической музыки;
- проведение большей части времени в компании асоциального типа.
Очевидные признаки
- следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;
- бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;
- закопченные ложки, фольга;
- капсулы, пузырьки, жестяные банки;
- пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;
- папиросы в пачках из-под сигарет.
Даже если вы заметили только некоторые из этих признаков, стоит задуматься и принять меры.
Опасности, связанные с употреблением наркотиков
- передозировка ведет к потере сознания и даже смерти,
- аварии в состоянии наркотического опьянения,
- привыкание, физическая и психическая зависимость,
- растерянность, плаксивость, галлюцинации,
- эмоциональная возбудимость и неадекватное поведение,
- провалы памяти,
- головокружение и тошнота после принятия,
- мгновенная смерть (кокаин),
- СПИД и другие заболевания в результате пользования одной иглой.
- потеря стремлений, лень (марихуана),
- врожденные дефекты у детей, эмоциональные и физические нарушения
Последствия употребления наркотиков для растущего организма
При наркомании поражаются все органы и системы, но каждый наркотик может вызывать специфические изменения. Препараты опийного ряда (морфин, кодеин, героин) блокируют болевой центр головного мозга, подавляют кашель, но вызывают затруднение дыхания, поэтому отравление или смерть наступают от паралича дыхания. Эти вещества уменьшают двигательную и секреторную активность желудка и кишечника, понижают обмен веществ.
Кокаин оказывает возбуждающее действие на нервную систему, которое быстро сменяется повышенной раздражительностью и подавленностью, вызывает инфаркт миокарда, воспаление легких, кровоизлияние в мозг, судороги.
Амфетамин за счет нарушения кровообращения приводит к расстройствам памяти, речи, нарушениями движения, слепоте.
Героин вызывает потерю рефлексов, расстройство чувствительности и сокращение мышц, поражение легких. Резкое падение иммунной системы происходит при приеме опия и гашиша. Любой наркотик может вызвать острый психоз, во время которого больной опасен для себя и для окружающих, вероятны агрессия и аутоагрессия, несчастные случаи. При продолжительной наркотизации общая смертность увеличивается в 30 раз.
Если вы узнали, что ваш ребенок употребляет наркотики, как нужно себя вести
- Не паниковать, найти смелость признаться себе в том, что ребенок болен.
- Сказать ему о своих подозрениях прямо такими словами: «Мне кажется, что ты принимаешь наркотики».
- Не настраиваться на легкую победу, набраться терпения, постараться понять, что не в ваших силах сию минуту все изменить.
- Не усугублять ситуацию криком, угрозами, оскорблениями.
Самое сложное — признать, что ребенок повзрослел, вышел из-под вашего контроля и будет делать то, что считает нужным. Скажите ему, что его право — жить так, как он считает нужным, его обязанность — отвечать за свои поступки. Ваше право — сказать ему, что вы не одобряете его выбор, и найти нужные слова, убедить его.
Не пытайтесь бороться в одиночку, обратитесь к специалистам.
Что делать, чтобы эти советы вам не пригодились
- воспитывайте ребенка ответственным, трудолюбивым, образованным — такой вряд ли станет наркоманом;
- чаще давайте ребенку понять, что не все его желания должны немедленно выполняться, что смысл жизни — отнюдь не в получении удовольствий;
- с дошкольного возраста ребенку должно быть известно понятие «яды», что к ним относятся некоторые средства бытовой химии. Некоторые подростки нюхают химические очистители, растворители, клей, различные аэрозоли, не понимая, что содержащиеся в них токсины чрезвычайно ядовиты, они разрушают мозг и внутренние органы;
- с малолетства необходимо научить ребенка твердо говорить «нет» в неприятных для него ситуациях. Многие дети в силу своего воспитания или природной застенчивости просто считают невозможным сказать другому «нет».
- очень важно вовремя дать ребенку знание о том, что тот, кто подсовывает подобное, другом не является;
- не помешает попутно выработать у ребенка негативное отношение к самому образу наркомана. На реальных примерах из жизни, из телепередач обращать внимание ребенка на то, как плохо выглядит человек, принимающий наркотики, как он неопрятен, как от него скверно пахнет, какие дурные поступки он совершает. Как говорится, предупрежден — значит вооружен;
- замечательно, если у ребенка есть увлечение, любое интересное ему дело;
- если вы сами курите или употребляете алкоголь, лучше отказаться от этого или хотя бы не делать этого при ребенке и объясните, что это пагубная привычка, избавиться от которой очень непросто, и вы не пожелали бы такой зависимости ему. Наверное, ребенок поймет.
- в семье ребенка должны любить, уважать и понимать. Он должен знать, что вы его всегда поддержите, во всем поможете. Дом, семья — это то, на что он всегда может рассчитывать, что бы ни случилось. Все наши комплексы, проблемы родом из детства. А те ценности, что заложили родители, остались с нами на всю жизнь.
Рекомендации по профилактике наркомании
- Создать в семье благоприятную атмосферу, исключающей употребление наркотиков;
- Организацию посильного труда дома, на даче;
- Способы плотного заполнения досуга детей спортом, искусством, рукоделием, техническим творчеством;
- Проведение бесед о пагубном воздействии наркомании и токсикомании на организм ребенка.
- Посещение психолога, педагога социального школы.
- Особое внимание обращать поступки ребенка, и его взаимосвязь с окружающими.
- Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след укола, это еще не означает, что теперь ребенок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять наркотик под давлением.
- Сохраните доверие.Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнёт подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно для вашего ребенка это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если вы поговорите с ним на равных, обратитесь к его взрослой личности. Возможно, что наркотик для него способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.
- Оказывайте поддержку.Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я все же люблю тебя — вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Поощряйте интересы и увлечения подростка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, табака.
- Обратитесь к специалисту.Если вы убедитесь, что подросток не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах ему помочь, обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога или психотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите метод и того врача, который вызовет у вас доверие. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий.
Таким образом, необходимо сформировать у подростков здоровый образ жизни, который бы помог ребенку не поддаться на уговоры друзей испробовать психоактивные вещества.
У наших детей с определенного возраста появляется своя личная жизнь, в которую не всегда заглянешь, как в открытую книгу. И далеко не всегда они готовы делиться с взрослыми своими мыслями. С возрастом объем внутренней, скрытой жизни растущего человека увеличивается и ему бывает сложно подобрать слова, чтобы описать все, что происходит у него в душе. Неопытное нежное сердце подростка очень ранимо, а нужного опыта, слов, чтобы обратиться за помощью, не находится. Поэтому родителям так важно быть внимательными и вовремя увидеть признаки эмоционального неблагополучия своего ребёнка.
Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьёзность переживаний своего ребёнка и не оказать вовремя необходимой эмоциональной поддержки, что рождает у ребёнка ощущение непонимания и одиночества и может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.
Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:
Любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая.
Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка
Например:
- несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
- ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
- травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
- тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
- разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
- неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).
Если ребенок находится длительное время в кризисном состоянии, то может возникнуть депрессия. Как же ее распознать?
Признаки депрессивных реакций у подростков
- Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
- Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
- Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
- Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
- Вялость, хроническая усталость.
- Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
- Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
- Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление психотропных веществ.
Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки).
Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно. Насторожить взрослого могут следующие признаки в психологическом состоянии и поведении ребёнка.
Признаки возможного наличия суицидальных мыслей у подростка:
- Эмоции
- У ребёнка большую часть времени устойчиво сниженный фон настроения от подавленности до раздражения.
- Вы наблюдаете у ребёнка высокий уровень тревоги. Насторожить родителей должны постоянное беспокойство ребенка, его повышенная тревожность, возможный интенсивный страх, ожидание беды.
- Переживания
- Переживания брошенности, ненужности, одиночества (например, ребёнок говорит: «Всем было бы лучше, если бы меня не было. Я всем приношу только вред»).
4.Чувство вины. Подросток допускает самоуничижительные высказывания, «копается» в себе, обвиняет себя в неудачах, неприятностях, проблемах.
5.Высказывается негативно о своей личности, окружающем мире и будущем: потеря перспективы будущего.
6.Подросток заводит разговоры о бессмысленности жизни, о смерти. Задаёт вопросы родителям «А как бы вы жили, если бы я не родился?», «А как вы будете жить, если меня не будет?»
III. Ощущения в теле
7.«Душевная боль». Чувство тяжести за грудиной – «душа болит». Она приносит реальные физические страдания, чаще наблюдается при подавленности, отчаянии.
- Поведение
- Поисковые запросы в интернете и публикации на страницах в соцсетях на тему смерти, суицида, брошенности, непонятости указывают на то, что мысли о причинении себе вреда могут занимать ум ребенка.
- Демонстрирует необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых).
- Подросток символически прощается со своим окружением – просит у всех прощения, раздаривает вещи, особенно субъективно значимые для него.
Что делать, если ваш ребёнок переживает кризисную ситуацию:
- Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком;
- Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребёнку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала и др.).
- Направлять эмоции ребёнка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество, поделки).
- Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давать подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.); помнить, что вещи, приносящие удовольствие, не менее важны, чем учёба и дела по дому.
- Помогать конструктивно решать проблемы с учёбой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребёнка важнее школьных оценок.
- Научиться самому и научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния в сложных, критических для него ситуациях.
- При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу – в зависимости от ситуации)
Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников.
Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Например, в большинстве случаев завершенных подростковых суицидов родители отмечали, что у ребёнка был грустный голос или он пришёл из школы заплаканный, но они не придали этому должного значения. Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело.
Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии:
успокоиться самому,
уделить внимание ребёнку,
вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет,
избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи,
дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии:
1.ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте… да ты просто лентяй!»
2.ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным…», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».
3.ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, чтопроисходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
4.ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
5.ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок…», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
6.ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»
Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к психотерапевту или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.
И помните:
1.То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний.
2.У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации.
3.Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.
Еще не менее важный вопрос, на который сегодня необходимо обратить внимание.Все дети когда-нибудь вырастают, но именно подростковый период зачастую является самым сложным в жизни каждого – как самого ребенка, так и его родителей. Именно в этом возрасте идет активный поиск и проверка того, что разрешено, а что находится за пределами дозволенного. Однако даже если границы установлены, по тем либо иным причинам несовершеннолетние совершают противоправные поступки. Поэтому очень важно четко обозначить существующие пределы разрешенного и запрещенного.Стоит ли говорить, что в настоящее время несовершеннолетними совершается большое количество преступлений, а еще больше - правонарушений. Причиной тому может служить и неблагополучие в семье, и плохая компания, и влияние посторонних лиц, и отсутствие занятости во внеучебное время, и недостаточный контроль со стороны родителей и педагогов, а также ряд других факторов. К сожалению, нередко взрослые используют детей для достижения своих преступных замыслов. Как понимаете, не без выгоды для себя. О том, как это происходит и что в этой связи полезно подростку, мы и поговорим. Действия, в которые вовлекают взрослые детей, могут носить характер преступления, а могут считаться проступками. И преступление, и проступок- нарушения закона. В обоих случаях человек, их совершивший,- правонарушитель. Преступлением считаются действия, опасные для всего общества; чёткий перечень преступлений указан в Уголовном кодексе. Проступком, как правило, считают менее опасные действия, перечень которых также чётко указан в законе, но только в другом. Он называется Кодекс об административных правонарушениях. Поскольку проступок менее опасен по своему содержанию и последствиям, чем преступление, то и наказания за эти правонарушения разные. Почему детей вовлекают в совершение преступления? Подростка проще обмануть, воспользовавшись его доверчивостью и наивностью. У ребёнка могут вызвать чувство мести, сообщив сведения, не соответствующие действительности. Ловко манипулируя такими понятиями, как дружба, верность, надёжность, детей могут убедить в необходимости оказать «помощь» своим «друзьям». Используется и всякого рода зависимость несовершеннолетнего от взрослого. Зная, например, о пристрастии подростка к алкоголю или наркотикам, его проще уговорить совершить противоправное деяние, пообещав за это соответствующее вознаграждение. Втянуть в преступление можно и, пробудив чувство зависти, посулив поделиться похищенным имуществом. В республике резко возросла подростковая преступность в сфере оборота наркотиков. Несовершеннолетних стали чаще использовать в качестве распространителей губительного дурмана, предлагая за нехитрый труд закладчика приличные деньги. А в итоге?.. Внушительные тюремные сроки, сломанные судьбы и несбывшиеся мечты.Почему так получается, что дети ведутся на «замануху»? Что заставляет их участвовать в преступном бизнесе? И понимают ли они, в какие авантюры ввязываются? К сожалению, реальность такова, что теперь купить одурманивающее вещество не сложнее, чем одежду или обувь. Прогресс добрался и до преступного бизнеса: чтобы продать наркотик, дилеру можно и не встречаться с потребителем. Достаточно иметь выход в Интернет. Это тот инструмент, который позволяет анонимно реализовывать и приобретать запретное. Всё оплачивается заранее онлайн. А передаётся заказ через закладчиков, в которые чаще всего и вербуют несовершеннолетних. Для начала в том же интернет-пространстве наркодилер выкладывает объявление с предложением нетрудной работы с высоким заработком. А кто на это ведётся? В своём большинстве – подростки и молодые люди, которым не хватает денег для «красивой жизни». Клюнувшему на удочку предлагают продолжить общение в одном из мессенджеров. И тут уже обрабатывают, объясняют всё, как нужно. А когда согласие на «работу» получено, проводят обучение, инструктаж: как лучше раскладывать, где делать тайник, на какие вещи обращать внимание и т.д. Уверяют, что никаких проблем не будет, если следовать их указаниям. Иными словами, всё общение и обмен информацией происходит виртуально, а распространение запрещённых веществ – бесконтактным способом. Иерархия выстроена таким образом, что кладмены никогда не видят, с кем они имеют дело. Во главе всего стоит хозяин интернет-магазина, который ведёт диалог с курьером, поднявшимся по «карьерной лестнице» и делающим более крупные закладки. А дальше координаты большого тайника сообщают рядовому закладчику, который забирает партию и фасует её, чтобы распространить среди покупателей. В основном в преступную деятельность вовлекаются старшеклассники, учащиеся колледжей, лицеев. Всё чаще – из состоятельных, а не малообеспеченных семей, как это было ещё несколько лет назад. И с довольно положительной характеристикой. Им, видимо, хочется поскорее стать самостоятельными, заработать большие деньги. Другой вопрос: каким путём? Нередко, кстати, фигурируют в криминальной хронике и девочки. Представители государственных служб, которые стоят на защите законных прав и интересов несовершеннолетних, регурярно проводят мероприятия, направленные на повышение правовой культуры детей и молодёжи, формирование у них законопослушного поведения. Но без участия родителей подобные меры не всегда эффективны. Именно мама и папа должны знать, где находится и чем занимается их ребёнок. Важно также отслеживать, что интересует сына или дочь в Интернете, изучать их переписку в социальных сетях, обращать внимание на установленные приложения, программы на компьютере или телефоне. Нам всем вместе нужно приложить максимум усилий для того, чтобы каждый подросток понял: наркотики – зло. И не стоит тешить себя иллюзиями, что за одну-две закладки ничего не будет. Преступника найдут, а лёгкие деньги обернутся тяжёлыми последствиями. За срок, который юным наркоторговцам придётся провести в заключении, их сверстники получат профессию, найдут работу, создадут семьи, обустроят быт… Порой достаточно искренней заинтересованности самых дорогих людей, небезразличия и своевременного участия, чтобы беда в вашу семью не постучалась.
Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления
1. Вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана или иным способом –наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.
2. То же действие, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо совершенное родителем, педагогическим работником или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, – наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, связанные с вовлечением несовершеннолетнего в организованную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, –наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.
Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
1. Вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо в систематическое немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в бродяжничество или попрошайничество – наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же действие, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо совершенное родителем, педагогическим работником или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, –наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
2.Насилие в семье и половая неприкосновенность детей (Дорожко Ю.А., педагог социальный)
Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Многие культуры использовали детоубийство как приемлемый метод планирования семьи и избавления от слабых, недоношенных или больных детей. Детей могли убивать также и в ритуальных целях.
Постепенные процессы гуманизации сделали общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая как жестокость то, что раньше считалось только разумной строгостью. Но, несмотря на значительные общественные и правовые изменения, насилие в отношении детей - ведущая причина детского травматизма и детской смертности во многих странах мира и одна из важнейших мировых проблем. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и растет армия беспризорных и безнадзорных детей.
Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.
Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.
Насилие совершается и в подростковой среде.
Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
- со стороны мужа по отношению к жене;
- со стороны жены по отношению к мужу;
- со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
- со стороны старших детей по отношению к младшим;
- со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам;
- со стороны одних членов семьи по отношению к другим.
Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.
В отношении детей выделяют следующие виды насилия:
1.Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
2.Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.
3.Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.
4.Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия. Что такое инцест? Инцест - сексуальные отношения между кровными родственниками.
- Физическое- это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.
Как проявляется то или иное насилие?
- Запугивание и угрозы- внушение страха криком, жестами, мимикой; угрозы физического наказания милицией, спецшколой, богом; проявление насилия над животными; угрозы бросить ребенка или отнять его, лишить денег и др.
- Изоляция- постоянный контроль за тем, что делают женщина или ребенок, с кем дружат, встречаются, разговаривают; запрет на общение с близкими людьми, посещение зрелищных мероприятий и др.
- Физическое наказание- избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.
- Эмоциональное(психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, а женщина - плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.
Причины возникновения насилия в семье многочисленны. Среди них можно выделить две группы: одна причины, находящиеся в самой семье, во взаимоотношениях между ее членами; другая - вне семьи. Одна группа причин нередко порождает другую. Чаще всего насилие совершается в стрессовой ситуации. За последние годы наблюдается рост различных видов насилия и в благополучных семьях.
Внешние причины насилия:
- распространение в обществе алкоголизма, наркомании;
- кризис морали;
- кризис культуры;
- влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др.
Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе.
Последствия семейного насилия для ребенка
Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд. Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества?
Они преподают ребенку урок насилия.
Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.
Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара.
В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.
Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.
Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья?
Ребенок узнает:
что он не заслуживает уважения;
что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других);
что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать;
что насилие - это проявление любви;
что отрицание чувств - нормальное здоровое явление;
что от взрослых нет защиты.
Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого "воспитания".
Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.
Уважаемые родители! В последнее время растет число детей, ставших жертвами сексуального насилия. Сексуальное насилие причиняет непоправимый вред психическому и физическому здоровью детей. У таких детей формируется заниженная самооценка, что влечет сложности в общении со сверстниками. Некоторые из них и сами становятся насильниками. Жертвой сексуальных домогательств ребенок может стать не только на улице, в подъезде дома, учреждении образования, оздоровительном лагере, но и дома. В большинстве случаях преступником становится родственник ребенка, отец, дедушка, отчим или близко знакомый ему человек. Для совершения преступлений против половой неприкосновенности детей используется Интернет.
Любой ребенок может стать жертвой сексуального насилия, но чаще – это послушные, доверчивые, а также заброшенные, ненужные своим родителям дети.
Чтобы не случилось беды:
Приучите своих детей рассказывать Вам о событиях своей жизни, друзьях и научитесь их внимательно слушать;
Поощряйте детей делиться с Вами своими самыми сокровенными переживаниями;
Будьте в курсе взаимоотношений своих детей со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
Задавайте детям вопросы об их переживаниях, страхах и огорчениях;
Научите своих детей правилам безопасного поведения. Разъясните, что не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше. Научите ребенка твердо говорить «нет» в случае любого посягательства на его неприкосновенность.
Установите программу «Родительский контроль» на персональных компьютерах своих детей.
Самым надежным способом, который поможет Вашему ребенку противостоять насилию, является Ваша любовь, внимание и взаимное доверие.
3.Безопасность детей в зимний период (материалы предоставлены Прохоровым А.Н., начальником ПАСЧ 15 д.Даниловичи)
Зима – это хорошо! Появляется возможность заняться зимними видами спорта, вдоволь накататься на санках и коньках, но не стоит пренебрегать правилами безопасности. И важно, чтобы не только была обеспечена безопасность детей, но и сами взрослые не забывали об осторожности.
Уважаемые родители! Скоро наступят зимние каникулы-пора отдыха детей, интересных дел, новых впечатлений. У вашего ребенка появится больше свободного времени для приключений и ребяческих фантазий, а у вас – забот и тревог за их безопасность. Чтобы избежать непредвиденных ситуаций с детьми, убедительно просим вас позаботиться о безопасности ваших детей. Помните, что в это время значительно увеличивается риск уличного и бытового травматизма.
Рекомендации по безопасности при организации и проведении новогодних праздников:
запрещается применять свечи и хлопушки, устраивать фейерверки и другие световые пожароопасные эффекты, которые могут привести к пожару;
запрещается использование пиротехнических средств (петард, фейерверков);
запрещается одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;
запрещается оставлять одних детей без присмотра.
Что делать, если… «Гололед»?
Гололед – это образование на деревьях, проводах и земле льда, непосредственно связанное с замерзанием дождя, выпавшего на холодную поверхность при отрицательной температуре воздуха.
Гололедица – это самый обычный лед, возникающий на земной поверхности (на дорогах, крышах домов) в результате замерзания воды после оттепели или дождя при внезапном понижении температуры воздуха (похолодании). Второе название этого природного явления – «скользкая дорога». Словом, гололедица образуется путем таяния снега (или льда) во время резкого потепления. Это явление возникает довольно часто при колебаниях температуры воздуха около 0 градусов по Цельсию.
Как было отмечено выше, оба этих понятия вообще не имеют между собой ничего общего, однако являются одинаково опасными для человека. При данных природных явлениях возникает довольно серьезная угроза для жизни и здоровья людей, особенно автомобилистов.
РОЧС дает несколько рекомендаций о том, как нужно вести себя в данных ситуациях:
- Подготовьте для выхода на улицу мало скользящую обувь
- Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами
- Если вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения, в момент падения постарайтесь сгруппироваться, чтобы смягчить удар о землю
- Водителям рекомендуется быть предельно осторожными и внимательными, по возможности воздержаться от поездок. Прежде чем выехать на трассу, необходимо убедиться в соответствии состояния резины условиям дорожного покрытия. При движении необходимо соблюдать скоростной режим, управлять транспортным средством осторожно, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения
- Гололед зачастую сопровождается обледенением. Держитесь вдали от зданий и конструкций, с которых может упасть наледь. Особое внимание обращайте на провода линий электропередачи, контактных сетей электротранспорта, обрыв которых может привести к травме.
Осторожно, сосульки!
Из-за перепадов температуры в ночное и дневное время суток, на крышах домов образуются сосульки и снежные шапки, которые представляют опасность для жизни и здоровья человека.
Рекомендации населению с целью предупреждения травм, связанных с появлением сосулек и угрозой их падения, соблюдать следующие меры безопасности:
не передвигайтесь в непосредственной близости от зданий, особенно имеющих скатные крыши, выбирайте безопасный маршрут;
входя в подъезд, обратите внимание, не нависают ли снежные массы с козырьков и навесов, предупредите детей о необходимости соблюдать меры личной безопасности;
при обнаружении сосулек угрожающих размеров или снежной шапки, висящих на крыше вашего дома, необходимо обратиться в обслуживающую организацию;
не паркуйте автомобили у стен зданий и сооружений ближе 5 метров.
Также необходимо помнить, что чаще всего сосульки образуются над водостоками, поэтому эти места фасадов домов бывают особенно опасны. Их необходимо обходить стороной. Кроме того, обращайте внимание на обледенение тротуаров. Обычно более толстый слой наледи образуется под сосульками.
Стоит соблюдать осторожность и по возможности не подходить близко к стенам зданий. Если во время движения по тротуару вы услышали наверху подозрительный шум – нельзя останавливаться, поднимать голову и рассматривать, что там случилось. Возможно, это сход снега или ледяной глыбы. Бежать от здания тоже нельзя. Нужно как можно быстрее прижаться к стене, козырек крыши послужит укрытием.
Что делать, если… «на улице очень холодно»
МЧС дает несколько советов о том, как правильно себя вести во время сильных холодов:
Выбирайте свободную одежду: это способствует нормальной циркуляции крови. Одевайтесь как «капуста», при этом между слоями одежды всегда есть прослойки воздуха, отлично удерживающие тепло. Верхняя одежда обязательно должна быть непромокаемой.
Не выходите на мороз без варежек, шапки и шарфа. Возьмите варежки из влагоотталкивающей и непродуваемой ткани с мехом внутри. Щеки и подбородок следует защитить шарфом. В ветреную холодную погоду перед выходом на улицу открытые участки тела смажьте специальным кремом.
Не выходите на мороз с влажными волосами после душа.
Не носите на морозе металлических (в том числе золотых, серебряных) украшений – колец, серег и т.д. металл остывает быстрее тела и возможно «прилипание» к коже с болевыми ощущениями и холодовыми травмами. Кольца на пальцах к тому же затрудняют нормальную циркуляцию крови.
Тесная обувь, отсутствие стельки, сырые носки – основа для обморожения. Особое внимание уделять обуви необходимо тем, у кого часто потеют ноги. В сапоги положите теплые стельки, а вместо хлопчатобумажных носков надеть шерстяные – они впитывают влагу.
Не позволяйте обмороженному месту снова замерзнуть: это вызовет куда более значительные повреждения кожи.
Не снимайте на морозе обувь с обмороженных конечностей: они распухнут, и вы не сможете ее одеть снова.
Если замерзли руки – попробуйте отогреть их под мышками.
Как только вы почувствовали переохлаждение или замерзание конечностей, необходимо как можно скорее зайти в любое теплое место – магазин, кафе, подъезд.
Если у вас заглохла машина вдали от населенного пункта или в незнакомой для вас местности, лучше оставаться в машине, вызвать помощь по телефону или ждать, пока по дороге пройдет другой автомобиль.
Прячьтесь от ветра: вероятность обморожения на ветру значительно выше.
Еще больше полезной информации в мобильном приложении «МЧС Беларуси. Помощь рядом»!
Уважаемые родители! Надеемся, что информация, полученная в ходе собрания, будет вам полезна!