Педагогам о профориентации

Сайт Резапкиной Г.В.

В помощь педагогам

Профессиональная ориентация учащихся в школе - одна из важнейших педагогических и психологических проблем. Перед молодыми людьми, вступающими в жизнь, стоит задача выбора профессии, что можно представить в виде формулы: «надо» (потребности рынка труда) - «хочу» (профессиональные проекты, планы, намерения) - «могу» (склонности, способности, возможности личности), в которой все составляющие должны согласовываться друг с другом.

Педагогу, занимающемуся профориентацией, важно знать критерии обоснованности профессионального выбора, которые определяются по следующим показателям:

  1. Наличие профессионального плана (намечена профессия и учебное заведение, где её можно получить, факультет, специальность);
  2. Наличие интереса, склонности к выбираемому виду деятельности (чтение литературы о профессии, посещение кружков, факультативов, практическая деятельность по данной профессии);
  3. Знание содержания и условий труда по намеченной профессии (правильное сообщение данных о последовательности и характере трудовых действий, целях, орудиях и условий труда);
  4. Знание требований, предъявляемых профессией к человеку (психологические и профессионально важные качества личности, представление о способах их развития или компенсации, состояние здоровья, знание медицинских противопоказаний к труду по выбранной профессии);
  5. Соотнесение знаний о состоянии своего здоровья и развитии профессионально важных качеств с требованиями профессии ( учёт их при выборе профессии или целенаправленная практическая деятельность по развитию необходимых качеств, по укреплению здоровья);
  6. Учёт общественной потребности в кадрах, возможности трудоустройства.

Довольно часто учащиеся необоснованно выбирают профессию. Это происходит из-за слабой информированности о профессиях, рынке труда, отрицательного влияния ценностных ориентаций семьи, соображений престижа при выборе профессии, завышенного уровня притязаний.

При выборе профессии наиболее часто встречаются следующие ошибки:

  • выбор профессии за компанию;
  • увлечение только внешней или какой-то одной стороной профессии;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • устаревшее представление о характере труда;
  • недостаточное знание профессии;
  • незнание или неадекватная оценка своих психических и физических особенностей;
  • неумение разобраться в своих намерениях и мотивах.

Профессиональные намерения выпускников средних школ чаще обусловлены интересом к профессии, её социальным престижем, стремлением получить высшее образование. Гораздо реже мотивом профессионального выбора является интерес к содержательной стороне деятельности, творчеству и самореализации, общественная значимость профессии.

Факторы выбора профессии:

  1. Социальное макроокружение (общественный строй, уровень его развития).
  2. Социальное микроокружение (семья, школьный коллектив, круг знакомых и друзей).
  3. Потребность общества в кадрах.
  4. Условия трудовой деятельности.
  5. Психологические и психофизиологические особенности личности.
  6. Степень информированности о мире профессий, структуре рынка труда.

Профориентация учащихся в школах осуществляется совместно классным руководителем, психологом, педагогами-предметниками. Какова же роль классного руководителя?

В течение всего учебного года с учащимися необходимо проводить профориентационную работу:

  • проведение психологического теста «Готов ли я к выбору профессии?»;
  • ознакомление с различными профессиями данного профиля (химико­биологического, физико-математического, филологического и т. д.);
  • ознакомление с высшими учебными заведениями, готовящими специалистов данного профиля (название ВУЗа, факультеты, специальности, условия приёма и т. д.);
  • встречи и беседы с людьми интересующих профессий;
  • встречи с бывшими выпускниками, поступившими на данные специальности в ВУЗы;
  • посещение ВУЗов в «Дни открытых дверей» и т. д.

Целесообразно проводить классные часы, посвящённые профессиональной ориентации учащихся, уже начиная с первого месяца учёбы в 11 классе. При подготовке классного часа разрабатывать сценарий, готовить материалы выступлений и докладов должны сами ученики под руководством классного руководителя и психолога. Тогда ребята будут с большим интересом и увлечённостью обсуждать те или иные вопросы или проблемы, которые их заинтересуют.

Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;
  • дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе

I ступень общего среднего образования

Начальная школа (1-4 классы)

С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

II ступень общего среднего образования

Основная школа (5-7 классы)

Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Основная школа (8-9 классы)

Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

III ступень общего среднего образования

Старшие классы (10-11 классы)

Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

Рекомендации

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Профориентация через учебный предмет - одно из ведущих направлений профориентации школьников. В ходе преподавания учебных дисциплин должны достигаться задачи трудовой подготовки школьников, ознакомление их с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирования у них трудовых умений и навыков, побуждение к сознательному выбору профессии. Каждый учебный предмет содействует решению задач профориентации различными средствами.

Предметы естественно-математического цикла преимущественно знакомят учащихся с содержанием труда по ведущим профессиям отраслей экономики конкретного экономического региона, формируют знания, умения, навыки, необходимые для успешного овладения этими профессиями.

Предметы гуманитарного цикла влияют на становление нравственного, мировоззренческого фундамента профессиональной направленности, активизируют процесс ее развития, усиливают воздействие отдельных социально-экономических факторов профессионального самоопределения.

Обеспечивая помощь учащимся в сознательном выборе профессии, учитель-предметник должен:

знакомить учащихся с различными видами труда и профессиями;

изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у школьников общественно-значимые мотивы выбора профессии;

консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.

Данные требования предполагают соответствующую теоретическую и практическую подготовку учителя-предметника к проведению профориентационной работы в рамках своего предмета.

Теоретическая подготовка предполагает прежде всего знание цели, задач и путей профориентации, методов ее осуществления в условиях преподавания определенного предмета, психолого-педагогических основ проблемы.

В соответствии с задачами профориентации в учебном процессе выделяются следующие этапы работы учителя-предметника:

Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.

Определение форм подачи профориентационного материала, наиболее соответствующих содержанию той или иной темы. Подбор соответствующих наглядных пособий.

Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету. Особое внимание при этом уделяется профессиям своего экономического региона.

Изучение интересов и склонностей учащихся, фиксирование результатов, обсуждение их с учащимися и классными руководителями.

Регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям.

Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.

Углубление своих знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.

Работу по профессиональной ориентации учителю следует начинать с уяснения для себя перечня профессий и специальностей, с которыми в процессе учебной деятельности возможно будет ознакомить школьников. Необходимо показывать связи массовых профессий и профессий, требующих среднего и высшего специального образования. Отношение профессий и специальностей можно изображать в виде схем, таблиц, альбомов с кратким текстовым материалом, характеризующим деятельность ближайших учебных заведений.

Отбор профессий для ознакомления с ними учащихся на уроках и во внеклассной работе следует проводить с учетом характера программного материала и конкретных условий района, города.

Поэтому желательно работу по профориентации начинать с изучения экономики своего района, города, их потребностей в кадрах, возможностей получения специального образования. Одновременно следует проанализировать программу учебных предметов с целью выяснения возможностей ознакомления с различными видами труда и основными профессиями, а также формирования трудовых и профессиональных интересов и намерений учащихся.

Большую помощь учителям-предметникам могут оказать профессиографические карточки, имеющие такую структуру:

Класс

Предмет

Тема урока

Отрасль, профессия (специальность) с которой учитель знакомит учащихся

Краткое содержание информации о профессиях

 

 

 

 

 

Профессиографические карточки классифицируются по учебным предметам. Составляют их наиболее опытные учителя-предметники, эти материалы постоянно пополняются, совершенствуются на основе передового опыта учителей. Это дает возможность любому учителю независимо от стажа работы проводить профессиональную пропаганду, планомерно и органически связывать ее с содержанием изучаемых предметов.

Урок является основной формой организации познавательной деятельности учащихся. Каждый урок, проведенный на высоком уровне дает учащимся определенную сумму знаний, пробуждает умственную активность, творческую деятельность, побуждает к поискам новых знаний.

Профориентационные задачи, решаемые в ходе урока:

а) сообщение учащимся определенных знаний о наиболее массовых профессиях, раскрытие социальных, экономических, технологических и психологических сторон профессий;

б) информирование учащихся о путях овладения избранными профессиями - об учебных заведениях, профилирующих профессиях, сроках обучения, перспективах профессионального роста и др.;

в) формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и конкретно - к профессиям, в которых ощущается острая необходимость в данном экономическом регионе;

г) формирование стойких профессиональных интересов и правильно мотивированных профессиональных намерений, которые бы базировались на осознании социально-экономических потребностей общества, а также на знании психофизиологических особенностей учащихся.

Успех профессиональной ориентации на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владения методами обучения. Но вместе с тем эффективность профориентационной работы в преподавании зависит от объективных факторов - содержания профориентационного материала и особенностей его включения в каждый предмет. Выделяются следующие условия введения профориентационного материала в содержание урока.

Профориентационный материал должен:

- быть органически связан с учебным материалом, обогащать основные понятия учебного предмета, раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством;

- расширять политехнический кругозор учащихся и возможности формирования политехнических умений и навыков, развития технического мышления школьников;

- включаться поэтапно в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их развития.

Основными формами и методами профориентационной работы учителя-предметника при изучении программных тем являются:

- беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;

- решение различного рода задач с практическим содержанием;

- участие в олимпиадах, конкурсах, теоретических конференциях;

- просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса непосредственно в практической деятельности людей;

- участие школьников в работе клубов «Юный физик» (химик и др.);

- экскурсии на предприятия;

- встречи со специалистами;

- проведение тематических, литературно-художественных вечеров, устных журналов, круглых столов;

-оформление стендов, альбомов, плакатов и другой наглядной агитации профориентационного характера.

Выбор метода зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществить во время объяснения нового материала, закреплении его или на итоговом занятии. Важным средством информации о мире труда и различных профессиях является библиография. Учащийся должен знать, осмысливать, продумывать и критически оценивать прочитанное. Научить подростка этому, а также умению подбирать нужную ему литературу, пользоваться справочниками и каталогами - профориентационная задача учителей литературы в общеобразовательной школе.

Беседа. Профориентационная беседа должна быть логическим продолжением изучаемого материала и готовиться заранее по определенному плану.

  1. Знакомство с историей развития профессии, связанной с изучаемым материалом.
  2. Основное содержание труда. Что делают специалисты этой профессии, в каких секторах экономики работают? Потребность предприятий города в кадрах данной профессии.
  3. Какие орудия труда и материалы используются специалистами этой профессии?
  4. Условия труда.
  5. Какими общетрудовыми, общетехническими и специальными знаниями, умениями и навыками должен обладать работник данной профессии?
  6. Психофизиологические требования профессии к человеку. Медицинские противопоказания.
  7. Экономические сведения о профессии.
  8. Подготовка кадров и этапы профессионального роста.

В старших классах можно использовать метод подготовки сообщений профориентационного характера самими учащимися. Это дает возможность живее провести беседу, так как учащиеся являются не только ее слушателями, но и активными участниками, познающими какие-то первые, маленькие секреты профессии.

Этот метод требует тщательной подготовки и должен производиться по рекомендованному учителем плану. Он может включать те же вопросы, что и план беседы, приведенный выше.

Материал для сообщений о профессиях учащиеся могут брать из справочников, журналов и газет, радио- и телепередач, бесед со знакомыми, родственниками и т.д. Полученная таким образом информация о профессии способствует развитию большего интереса к ней, её лучшему изучению. Поэтому следует приобщать учащихся к чтению справочников о профессиях, литературы профессиографического содержания.

Во время беседы учащиеся должны получить общие сведения о профессиях, заинтересоваться ими. Поэтому беседа должна проводиться в доступной форме, образно, эмоционально, с подкреплением отдельных положений примерами из жизни. Такие беседы о профессиях продолжаются и при выполнении лабораторных, практических работ в виде кратких профориентационных комментариев, контрастных выставок. Пользуясь этими приёмами, учитель рассказывает, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном занятии, какие знания, умения и навыки нужны работникам, выполняющим эти операции в производственных условиях.

Беседа не является "чистым", обособленным методом, а используется в сочетании с различными другими методами. При проведении беседы о конкретной профессии желательно применять технические средства (телевидение, видеофильмы и кинофильмы), а также профессиограмму этой профессии.

Экскурсии - одна из важных форм ознакомления учащихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями разных предприятий. Для успешного проведения экскурсии надо четко определять тему, учебную, воспитательную и профориентационные цели, дату проведения экскурсии.

Встречи со специалистами - одна из форм пропаганды профессий, необходимых городу.

В проведении профориентационной работы в школе важное место занимают внеклассные занятия по интересам, которыми руководят учителя-предметники.

При их планировании и организации преподаватель должен создать все условия для творческого развития индивидуальных способностей учащихся: конструкторских, изобретательских и других. Внеклассные занятия не регламентированы рамками обязательной программы, и учитель, проводя их в занимательной форме, вызывает интерес учащихся. В процессе проведения таких занятий имеется возможность вовлечь учащихся в деятельность, по своему характеру близкую к профессиональной, воспитывать трудолюбие, любознательность, творческое отношение к делу, исследовательскую жилку, мастерство в выполнении работ.

В помощь педагогам

Профессиональная ориентация учащихся в школе - одна из важнейших педагогических и психологических проблем. Перед молодыми людьми, вступающими в жизнь, стоит задача выбора профессии, что можно представить в виде формулы: «надо» (потребности рынка труда) - «хочу» (профессиональные проекты, планы, намерения) - «могу» (склонности, способности, возможности личности), в которой все составляющие должны согласовываться друг с другом.

Педагогу, занимающемуся профориентацией, важно знать критерии обоснованности профессионального выбора, которые определяются по следующим показателям:

  1. Наличие профессионального плана (намечена профессия и учебное заведение, где её можно получить, факультет, специальность);
  2. Наличие интереса, склонности к выбираемому виду деятельности (чтение литературы о профессии, посещение кружков, факультативов, практическая деятельность по данной профессии);
  3. Знание содержания и условий труда по намеченной профессии (правильное сообщение данных о последовательности и характере трудовых действий, целях, орудиях и условий труда);
  4. Знание требований, предъявляемых профессией к человеку (психологические и профессионально важные качества личности, представление о способах их развития или компенсации, состояние здоровья, знание медицинских противопоказаний к труду по выбранной профессии);
  5. Соотнесение знаний о состоянии своего здоровья и развитии профессионально важных качеств с требованиями профессии ( учёт их при выборе профессии или целенаправленная практическая деятельность по развитию необходимых качеств, по укреплению здоровья);
  6. Учёт общественной потребности в кадрах, возможности трудоустройства.

Довольно часто учащиеся необоснованно выбирают профессию. Это происходит из-за слабой информированности о профессиях, рынке труда, отрицательного влияния ценностных ориентаций семьи, соображений престижа при выборе профессии, завышенного уровня притязаний.

При выборе профессии наиболее часто встречаются следующие ошибки:

  • выбор профессии за компанию;
  • увлечение только внешней или какой-то одной стороной профессии;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • устаревшее представление о характере труда;
  • недостаточное знание профессии;
  • незнание или неадекватная оценка своих психических и физических особенностей;
  • неумение разобраться в своих намерениях и мотивах.

Профессиональные намерения выпускников средних школ чаще обусловлены интересом к профессии, её социальным престижем, стремлением получить высшее образование. Гораздо реже мотивом профессионального выбора является интерес к содержательной стороне деятельности, творчеству и самореализации, общественная значимость профессии.

Факторы выбора профессии:

  1. Социальное макроокружение (общественный строй, уровень его развития).
  2. Социальное микроокружение (семья, школьный коллектив, круг знакомых и друзей).
  3. Потребность общества в кадрах.
  4. Условия трудовой деятельности.
  5. Психологические и психофизиологические особенности личности.
  6. Степень информированности о мире профессий, структуре рынка труда.

Профориентация учащихся в школах осуществляется совместно классным руководителем, психологом, педагогами-предметниками. Какова же роль классного руководителя?

В течение всего учебного года с учащимися необходимо проводить профориентационную работу:

  • проведение психологического теста «Готов ли я к выбору профессии?»;
  • ознакомление с различными профессиями данного профиля (химико­биологического, физико-математического, филологического и т. д.);
  • ознакомление с высшими учебными заведениями, готовящими специалистов данного профиля (название ВУЗа, факультеты, специальности, условия приёма и т. д.);
  • встречи и беседы с людьми интересующих профессий;
  • встречи с бывшими выпускниками, поступившими на данные специальности в ВУЗы;
  • посещение ВУЗов в «Дни открытых дверей» и т. д.

Целесообразно проводить классные часы, посвящённые профессиональной ориентации учащихся, уже начиная с первого месяца учёбы в 11 классе. При подготовке классного часа разрабатывать сценарий, готовить материалы выступлений и докладов должны сами ученики под руководством классного руководителя и психолога. Тогда ребята будут с большим интересом и увлечённостью обсуждать те или иные вопросы или проблемы, которые их заинтересуют.

Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;
  • дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе

I ступень общего среднего образования

Начальная школа (1-4 классы)

С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

II ступень общего среднего образования

Основная школа (5-7 классы)

Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Основная школа (8-9 классы)

Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.

III ступень общего среднего образования

Старшие классы (10-11 классы)

Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

Рекомендации

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ЧЕРЕЗ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Профориентация через учебный предмет - одно из ведущих направлений профориентации школьников. В ходе преподавания учебных дисциплин должны достигаться задачи трудовой подготовки школьников, ознакомление их с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания; формирования у них трудовых умений и навыков, побуждение к сознательному выбору профессии. Каждый учебный предмет содействует решению задач профориентации различными средствами.

Предметы естественно-математического цикла преимущественно знакомят учащихся с содержанием труда по ведущим профессиям отраслей экономики конкретного экономического региона, формируют знания, умения, навыки, необходимые для успешного овладения этими профессиями.

Предметы гуманитарного цикла влияют на становление нравственного, мировоззренческого фундамента профессиональной направленности, активизируют процесс ее развития, усиливают воздействие отдельных социально-экономических факторов профессионального самоопределения.

Обеспечивая помощь учащимся в сознательном выборе профессии, учитель-предметник должен:

знакомить учащихся с различными видами труда и профессиями;

изучать склонности, особенности и профессиональные интересы учащихся, формировать у школьников общественно-значимые мотивы выбора профессии;

консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.

Данные требования предполагают соответствующую теоретическую и практическую подготовку учителя-предметника к проведению профориентационной работы в рамках своего предмета.

Теоретическая подготовка предполагает прежде всего знание цели, задач и путей профориентации, методов ее осуществления в условиях преподавания определенного предмета, психолого-педагогических основ проблемы.

В соответствии с задачами профориентации в учебном процессе выделяются следующие этапы работы учителя-предметника:

Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.

Определение форм подачи профориентационного материала, наиболее соответствующих содержанию той или иной темы. Подбор соответствующих наглядных пособий.

Изучение литературы об областях экономики и основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету. Особое внимание при этом уделяется профессиям своего экономического региона.

Изучение интересов и склонностей учащихся, фиксирование результатов, обсуждение их с учащимися и классными руководителями.

Регулярное проведение индивидуальной работы с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям.

Обновление экспонируемых материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.

Углубление своих знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.

Работу по профессиональной ориентации учителю следует начинать с уяснения для себя перечня профессий и специальностей, с которыми в процессе учебной деятельности возможно будет ознакомить школьников. Необходимо показывать связи массовых профессий и профессий, требующих среднего и высшего специального образования. Отношение профессий и специальностей можно изображать в виде схем, таблиц, альбомов с кратким текстовым материалом, характеризующим деятельность ближайших учебных заведений.

Отбор профессий для ознакомления с ними учащихся на уроках и во внеклассной работе следует проводить с учетом характера программного материала и конкретных условий района, города.

Поэтому желательно работу по профориентации начинать с изучения экономики своего района, города, их потребностей в кадрах, возможностей получения специального образования. Одновременно следует проанализировать программу учебных предметов с целью выяснения возможностей ознакомления с различными видами труда и основными профессиями, а также формирования трудовых и профессиональных интересов и намерений учащихся.

Большую помощь учителям-предметникам могут оказать профессиографические карточки, имеющие такую структуру:

Класс

Предмет

Тема урока

Отрасль, профессия (специальность) с которой учитель знакомит учащихся

Краткое содержание информации о профессиях

 

 

 

 

 

Профессиографические карточки классифицируются по учебным предметам. Составляют их наиболее опытные учителя-предметники, эти материалы постоянно пополняются, совершенствуются на основе передового опыта учителей. Это дает возможность любому учителю независимо от стажа работы проводить профессиональную пропаганду, планомерно и органически связывать ее с содержанием изучаемых предметов.

Урок является основной формой организации познавательной деятельности учащихся. Каждый урок, проведенный на высоком уровне дает учащимся определенную сумму знаний, пробуждает умственную активность, творческую деятельность, побуждает к поискам новых знаний.

Профориентационные задачи, решаемые в ходе урока:

а) сообщение учащимся определенных знаний о наиболее массовых профессиях, раскрытие социальных, экономических, технологических и психологических сторон профессий;

б) информирование учащихся о путях овладения избранными профессиями - об учебных заведениях, профилирующих профессиях, сроках обучения, перспективах профессионального роста и др.;

в) формирование позитивного отношения к труду в сфере материального производства и конкретно - к профессиям, в которых ощущается острая необходимость в данном экономическом регионе;

г) формирование стойких профессиональных интересов и правильно мотивированных профессиональных намерений, которые бы базировались на осознании социально-экономических потребностей общества, а также на знании психофизиологических особенностей учащихся.

Успех профессиональной ориентации на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владения методами обучения. Но вместе с тем эффективность профориентационной работы в преподавании зависит от объективных факторов - содержания профориентационного материала и особенностей его включения в каждый предмет. Выделяются следующие условия введения профориентационного материала в содержание урока.

Профориентационный материал должен:

- быть органически связан с учебным материалом, обогащать основные понятия учебного предмета, раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством;

- расширять политехнический кругозор учащихся и возможности формирования политехнических умений и навыков, развития технического мышления школьников;

- включаться поэтапно в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их развития.

Основными формами и методами профориентационной работы учителя-предметника при изучении программных тем являются:

- беседы о профессиях, связанных с изучаемым материалом;

- решение различного рода задач с практическим содержанием;

- участие в олимпиадах, конкурсах, теоретических конференциях;

- просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса непосредственно в практической деятельности людей;

- участие школьников в работе клубов «Юный физик» (химик и др.);

- экскурсии на предприятия;

- встречи со специалистами;

- проведение тематических, литературно-художественных вечеров, устных журналов, круглых столов;

-оформление стендов, альбомов, плакатов и другой наглядной агитации профориентационного характера.

Выбор метода зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществить во время объяснения нового материала, закреплении его или на итоговом занятии. Важным средством информации о мире труда и различных профессиях является библиография. Учащийся должен знать, осмысливать, продумывать и критически оценивать прочитанное. Научить подростка этому, а также умению подбирать нужную ему литературу, пользоваться справочниками и каталогами - профориентационная задача учителей литературы в общеобразовательной школе.

Беседа. Профориентационная беседа должна быть логическим продолжением изучаемого материала и готовиться заранее по определенному плану.

  1. Знакомство с историей развития профессии, связанной с изучаемым материалом.
  2. Основное содержание труда. Что делают специалисты этой профессии, в каких секторах экономики работают? Потребность предприятий города в кадрах данной профессии.
  3. Какие орудия труда и материалы используются специалистами этой профессии?
  4. Условия труда.
  5. Какими общетрудовыми, общетехническими и специальными знаниями, умениями и навыками должен обладать работник данной профессии?
  6. Психофизиологические требования профессии к человеку. Медицинские противопоказания.
  7. Экономические сведения о профессии.
  8. Подготовка кадров и этапы профессионального роста.

В старших классах можно использовать метод подготовки сообщений профориентационного характера самими учащимися. Это дает возможность живее провести беседу, так как учащиеся являются не только ее слушателями, но и активными участниками, познающими какие-то первые, маленькие секреты профессии.

Этот метод требует тщательной подготовки и должен производиться по рекомендованному учителем плану. Он может включать те же вопросы, что и план беседы, приведенный выше.

Материал для сообщений о профессиях учащиеся могут брать из справочников, журналов и газет, радио- и телепередач, бесед со знакомыми, родственниками и т.д. Полученная таким образом информация о профессии способствует развитию большего интереса к ней, её лучшему изучению. Поэтому следует приобщать учащихся к чтению справочников о профессиях, литературы профессиографического содержания.

Во время беседы учащиеся должны получить общие сведения о профессиях, заинтересоваться ими. Поэтому беседа должна проводиться в доступной форме, образно, эмоционально, с подкреплением отдельных положений примерами из жизни. Такие беседы о профессиях продолжаются и при выполнении лабораторных, практических работ в виде кратких профориентационных комментариев, контрастных выставок. Пользуясь этими приёмами, учитель рассказывает, в какой профессиональной деятельности применяются операции, выполняемые учащимися на данном занятии, какие знания, умения и навыки нужны работникам, выполняющим эти операции в производственных условиях.

Беседа не является "чистым", обособленным методом, а используется в сочетании с различными другими методами. При проведении беседы о конкретной профессии желательно применять технические средства (телевидение, видеофильмы и кинофильмы), а также профессиограмму этой профессии.

Экскурсии - одна из важных форм ознакомления учащихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями разных предприятий. Для успешного проведения экскурсии надо четко определять тему, учебную, воспитательную и профориентационные цели, дату проведения экскурсии.

Встречи со специалистами - одна из форм пропаганды профессий, необходимых городу.

В проведении профориентационной работы в школе важное место занимают внеклассные занятия по интересам, которыми руководят учителя-предметники.

При их планировании и организации преподаватель должен создать все условия для творческого развития индивидуальных способностей учащихся: конструкторских, изобретательских и других. Внеклассные занятия не регламентированы рамками обязательной программы, и учитель, проводя их в занимательной форме, вызывает интерес учащихся. В процессе проведения таких занятий имеется возможность вовлечь учащихся в деятельность, по своему характеру близкую к профессиональной, воспитывать трудолюбие, любознательность, творческое отношение к делу, исследовательскую жилку, мастерство в выполнении работ.

свернуть
Сайт Резапкиной Г.В.