Советы психолога

Профилактика аутоагрессивного поведения у детей

АУТОАГРЕССИВНОЕ (суицидальное) поведение – это следствие социально – психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Чаще всего причина суицидального поведения подростков кроется в наличие неблагоприятного социального окружения. Наиболее значимой средой развития ребенка является семья. Анализ причин суицида у детей и подростков указывает на то, что большинство из них совершают суцидальные попытки и завершенные суициды из-за плохих взаимоотношений с родителями, недостаточной степени понимания со стороны родителей и эмоциональной холодности в семье. Итак, плохие взаимоотношения в семье – толчок к суициду. Если ребенок испытывает чувство одиночества, если в трудную минуту ему не у кого попросить защиты и поддержки, то это может стать предпосылкой возникновения суицидальных намерений. Как ваше общение с ребенком сделать более эффективным? В общении есть важные правила, которые становятся простыми, если входят в привычку. Дорогие родители, постарайтесь следовать этим правилам, ведь напряженные взаимоотношения в семье чаще всего являются причиной стресса, как взрослых, так и детей! нужно: - принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему. - стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе. - внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать. - понимать, что в любых поступках ребенка следует винить, прежде всего, себя. - не пытаться «лепить» ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания. - чаще вспоминать какими вы были в возрасте вашего ребенка. - помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример. нельзя: - рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным, он не лучше и не хуже других, он такой, какой он есть, он особенный. - относиться к ребенку, как к сбербанку, в который вы вкладываете свою любовь и заботу, а потом получите ее обратно с процентами. - ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и вскормили – он вас об этом не просил. - использовать ребенка как средство для достижения своих (пусть самых благородных) целей. - рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они не передаются генетически). - относиться к ребенку как к некоему неполноценному существу, ребенок это, прежде всего человек, со своими правами. 2 - перекладывать ответственность за воспитание ребенка на воспитателей, учителей, методические рекомендации… Разговаривайте с ребенком, если общение не происходит, вы отдаляетесь друг от друга. Рассказывайте детям о себе, пусть ваши дети знают, что вы открыты для откровенного разговора, кроме того, таким образом вы подаете пример искренности и открытости. Умейте поставить себя на их место. Детям часто кажется, что с теми проблемами, с которыми пришлось столкнуться им не сталкивался раньше никто. Хорошо если у вашего ребенка не будет сомнений в том, что вы его понимаете. Будьте рядом, детям важно знать, что дверь к вам всегда открыта, что всегда есть возможность поговорить с вами. Будьте тверды и последовательны, не давайте обещаний, которые не можете выполнить – будьте предсказуемы для своего ребенка. Старайтесь все делать вместе с ребенком. Планируйте вместе с ним интересные дела, участвуйте в его жизни. Подростки часто тем или иным образом находятся под влиянием окружения. Убедитесь в том, что вы знаете с кем дружит ваш ребенок, общайтесь с его друзьями – это позволит избежать многих проблем. Помните, что каждый ребенок особенный, у каждого есть сильные и слабые стороны, помогите своему ребенку поверит в себя если у него что- то не получается. Показывайте пример – это самый эффективный способ воспитания. Выслушивайте ребенка, способность слушать – ключ к нормальному общению. Разговаривая с вами, рассказывая о себе ребенок не ждет оценок или критики. Учитесь просто слушать, не перебивая, не настаивая на своем. Ребенку порой необходимо чтобы его просто выслушали. Помимо внешних причин суицидального поведения, существуют и внутренние причины – личностные особенности человека.

АГРЕССИВНОСТЬ – направленность на деструктивное поведение, разрушение, чаще всего объективно не мотивированная; суицидальное поведение возникает тогда, когда агрессивность человека направлена на самого себя (аутоагрессия). Повышенный уровень агрессивности – всегда предпосылка к возникновению суицидального поведения, т.к. агрессивность направленная во вне может в любой момент, под действием каких либо обстоятельств, поменять направление (на самого человека). Агрессия — это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия взрослых. Чаще всего причиной агрессии отрочества является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей. Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть. Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо. Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей. Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации. Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает  тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать. Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков. Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка. Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований. В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им. Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.

Признаки, которые свидетельствуют о возникновении стресса у ребенка.

Для младшего школьного возраста:

  1. заметное ухудшение школьной успеваемости;
  2. увеличение времени занятий, при ухудшении результатов;
  3. выраженное расстройство и волнение: нежелание идти в школу, вечером ложиться спать, утром вставать;
  4. нежелание участвовать в совместных занятиях;
  5. гиперактивность, нервные тики или постоянные движения, или наоборот апатия и общее снижение активности;
  6. постоянные ночные кошмары;
  7. провокационное поведение: непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше одного месяца);
  8. частые смены настроения.

Для детей среднего и старшего подросткового возраста:

1.изменение школьной успеваемости;употребление алкоголя, наркотиков, курение4

  1. изменения в режиме сна и питания;
  2. частые жалобы на различные боли и общее недомогание;
  3. одержимость вопросом своего веса (особенно у девочек);
  4. противопоставление себя власти других людей, выражающееся в актах воровства, вандализма;
  5. пессимизм, депрессивность, плохой аппетит;
  6. частые проявления жестокости, агрессивности.

Чтобы точно установить проблему и получить консультацию, вы можете обратиться к школьному или районному психологу.

Продолжительная «терапевтическая» помощь может быть оказана вами, вашими друзьями, родственниками. Помните ваша поддержка и понимание  лучшее лекарство для вашего ребенка, но иногда этого недостаточно и нужно обратиться к специалисту. Помните, что просьба о помощи  первый шаг к ее получению.

Признаки, которые свидетельствуют о возникновении стресса у ребенка.

Для младшего школьного возраста:

  1. заметное ухудшение школьной успеваемости;
  2. увеличение времени занятий, при ухудшении результатов;
  3. выраженное расстройство и волнение: нежелание идти в школу, вечером ложиться спать, утром вставать;
  4. нежелание участвовать в совместных занятиях;
  5. гиперактивность, нервные тики или постоянные движения, или наоборот апатия и общее снижение активности;
  6. постоянные ночные кошмары;
  7. провокационное поведение: непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше одного месяца);
  8. частые смены настроения.

Для детей среднего и старшего подросткового возраста:

  1. изменение школьной успеваемости;
  2. употребление алкоголя, наркотиков, курение4
  3. изменения в режиме сна и питания;
  4. частые жалобы на различные боли и общее недомогание;
  5. одержимость вопросом своего веса (особенно у девочек);
  6. противопоставление себя власти других людей, выражающееся в актах воровства, вандализма;
  7. пессимизм, депрессивность, плохой аппетит;
  8. частые проявления жестокости, агрессивности.

Помните, что просьба о помощи  первый шаг к ее получению.

Памятка для педагогов по работе с агрессивным ребенком

Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательное переживание, состояние напряжения, страха, подавленности и т.д.). (Психологический словарь, 1997)

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Виды агрессии: 1.физическая агрессия (физическое действие против кого-либо); 2. раздражение (вспыльчивость, грубость); 3. вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.); 4. косвенная агрессия (направленная – сплетни, злобные шутки; ненаправленная – крики в толпе, топание и т.д.); 5. негативизм (оппозиционная манера поведения).

Особенности работы с агрессивными детьми:

Вовлечение в разнообразные интересные для ребенка виды деятельности

Наличие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов и увлечений.

Наличие постоянного ответственного поручения в классе.

Общение на равных, проявление доверия

Недопустимость использования в диалоге с агрессивными детьми бранных и жаргонных слов, оскорбления личного достоинства.

Обсуждение поведения ребенка только после того, как он окончательно успокоится после вспышки гнева.

Недопустимость угроз и шантажа, так как в какой-то момент этот способ перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны.

Теплая, эмоционально и интеллектуально насыщенная обстановка в окружении.

Удовлетворение разумных материальных и духовных потребностей и интересов.

Недопустимость применения физических наказаний, конфликтной обстановки.

Лучший способ реагирования на агрессивное поведение - это сохранение спокойствия.

Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познания.

Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение заданий по возрастающей степени трудности и предоставление времени на их выполнение.

Доброжелательная аргументация выставляемой отметки.

Формы работы с учащимися по преодолению и разрешению конфликтных ситуаций, формированию конструктивного общения

Конфликтные ситуации и конфликты могут быть созданы объективными обстоятельствами независимо от воли и желания людей, но могут возникать и по инициативе оппонентов .

Конфликт может восприниматься по-разному. От того, насколько правильно и полно воспринимают оппоненты природу конфликтной ситуации и инцидента, в очень большой степени зависит процесс развития конфликта и его разрешение.

Учителю рекомендуется:

1)проявлять к учащемуся внимание, уважительное отношение, сочувствие к нему, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

2)строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;

3)постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

4)чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;

5)попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это состояние;

6)дать учащемуся выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

7)уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему, коснуться его, улыбнуться;

8)подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;

9)подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

Правила эффективного поведения в конфликте, с которыми нужно знакомить учеников, следующие:

Остановись! Не торопись реагировать!

Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию!

Откажись от установки: "Победа любой ценой!"

Подумай о последствиях выбора!

Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".

Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.

Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.

Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.

Одной из распространённых причин конфликтов наблюдаемых между педагогами и учащимися является критика. Учащиеся не любят критику: после неё у них, как правило, появляется желание действовать "назло". Но возможна критика, которая позволит не дойти до конфликта:

  1. Критиковать учащегося в присутствии других людей лишь в исключительных случаях, когда испробованы все другие меры индивидуального воздействия.
  2. Критика должна быть корректной, не унижающей достоинства личности.
  3. Критику целесообразно использовать в сочетании с положительной оценкой.
  4. Критиковать можно в том случае, если у вас есть эмоциональный контакт с учеником.
  5. Надо больше всего опасаться перебора в критике. Любой человек привыкает ко всему, в том числе и к критике. Поэтому хороши такие замечания, в которых звучит минимальная сила осуждения, необходимая и достаточная для исправления личности.
  6. Уместно говорить лишь о тех недостатках учащегося, которые вы видели собственными глазами. Любой человек не любит, когда его критикуют с чужих слов.
  7. Критикуя учащегося, нельзя сравнивать его с другими членами коллектива, что-то делающими лучше. Разделение учащихся на "хороших" и "плохих" разобщает коллектив.
  8. Критика должна вестись с позиции интересов дела.

 Корректное общение между педагогом и учащимися подразумевает следующее:

  1. Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него.
  2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика к тому, чтобы он высказал свое отношение.
  3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.
  4. Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все «коммуникативное пространство».
  5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.
  6. Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я не прав!».

Если конфликтная ситуация  возникла, то полезными для учителя могут оказаться следующие правила:

  1. Работайте с конфликтами в момент их возникновения.
  2. Найдите время для беседы с ребёнком.
  3. Придумайте как можно больше вариантов решения. Отберите наиболее эффективные.
  4. Будьте честны — нападайте не на личность, а на проблему.
  5. Во время диалога воздерживайтесь от запугиваний, угроз или давления, чтобы не прийти к результату выигрыш-проигрыш. Раздражённый тон, личные выпады и оскорбления, унижение достоинства не способствуют решению вопроса, а загоняют его вглубь личности.
  6. Следите за продолжительностью диалога. Если он затягивается, вы рискуете говорить сами с собой; если он прерывается раньше, чем ребёнок поймёт ваши слова, то он становится бессмысленным, проведённым для проформы.
  7. Содержание разговора желательно сохранять в тайне. Сплетни только разожгут конфликт и отдалят успех.
  8. Дайте знать, что понимаете детей.

Для профилактики конфликтного поведения учеников можно проводить тематические классные часы «Я в школе, я -- дома, я среди друзей»; «Будьте добрыми, человечными»; «Конфликты в нашей жизни», «Как себя вести», «Все цвета, кроме черного» , «Я глазами других», «Я и мы», «Чужой среди своих» и т.д. Формы проведения классных часов могут быть самыми различными: тематические беседы, встречи, устные журналы, конференции, обсуждение книг, обзоры журналов и т. д.

Игровые методы разрешения конфликтов

1.Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации.

2.Метод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека. Если вы эмоциональны, склонны к интуитивному мышлению, то этот метод будет вам полезен. К типу «художников» - людей с эмоциональным складом психики, обычно относятся словесники, учителя рисования и музыки. Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если вы умеете доверять своему начальному, интуитивному ощущению и способны вовремя остановить интеллектуальные интерпретации.

3.Метод логического анализа подходит для тех, кто рационален, кто опирается на свое мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию, такой человек выстраивает систему интеллектуальных представлений о нем и о ситуации, в которой находится собеседник.

Методика посредничества в конфликте состоит из 4 шагов:

1.«Найдите время, чтобы поговорить». На данном этапе посредник помогает участникам договориться о времени переговоров и месте.

Должны выполняться следующие условия:

-разговор должен быть длительным

-помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи (телефонные разговоры, открывание двери, заглядывания и проч.)

-время разговора определяется т.о., чтобы ни один из участников не был им ограничен (никуда не спешил).

-во время переговоров запрещается использовать силовые приемы (заставлять другого человека уступать, сдаваться)

-если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время.

2.«Спланируйте организацию». В самом начале разговора важно его правильно «запустить». Учитель выступает с вводной речью. Установка, которую вы осуществляете на переговорах, заключается в том, что вы не заставляете ни одного из учеников полностью отказаться от собственной позиции, Вместе с учениками вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон.

В переговорах важно избежать трех ошибок.

1.«Либо выиграешь, либо проиграешь» Иллюзия того, что только одна сторона м.б. права в конфликте, а другая - всегда не права, мешает людям договориться. Нет правых и виноватых, каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои желания, важно только добиваться этого так, чтобы учитывать цели и желания других.

2.«Ты плохой человек». Часто конфликты между людьми разрешаются неконструктивно потому, что один из участников доказывает себе и другим, что его противник - плохой человек и что конфликт вызван тем, что у партнера тяжелый характер.

3.«Камень преткновения». Объект конфликта - довольно серьезное препятствие к достижению соглашения.

3 шаг. «Выговорись». Выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Дайте подросткам выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого.

4.«Соглашение». В разговоре наступает момент, когда участники выговорились. Они психологически готовы к примирению.

Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.